Суровый Дант, Огюст Роден и Обаяние ада
Журналистка рассказывала с упоением: "Джойс и Пруст (1) часами говорили о Данте!"
Не знаю насчет пространства (это происходило где-то в западной Швейцарии), но время было самым подходящим: 1915-17! Непонятно другое: а О ЧЕМ там, собственно, говорить? ЧТО они искали у Данте?? Или просто, маникальное желание порезонерствовать - что о Данте, что о Дуче, что о Dolce & Gabbana!
Не знаю. И не представляю.
"Лично я," - (в сухом остатке) пишет суровый Дант, - "Франческу понимаю, даже где-то сочувствую в глубине души. Но что поделать: ничего личного, просто справедливость! Бог ведь она и есть - Giustizia)".
Такой вот "бог возрождения" у сеньора Алигьери: "Усы сбрить - вылитый Юпитер!" или Атон...
Вы скажете: "Да поэт и не обязан быть христианином!". Позвольте! - а на какую тему посягает Данте?! При такой метафизической дерзости, можно и должно быть либо христианином, либо анти-христианином - среднего не дано! И если уж ты ТАКОЙ христианин, аутодафе по тебе плачет.
Да и вообще: человеку, родившемуся после Прихода в мир Христа, необходимо определиться.
И вот, что мы видим: люди пришедшие в мир до Христа - Вергилий со своим героем, Энеем - скорбят о душах, бредущих по берегам Ахерона: если и не любят, то сострадают им.
А вот синьору Данте никого не жалко. Он сладострастно наказывает мертвецов, с упоением созерцая свою праведность (словно справедливость это и есть праведность). "Любовь что движет солнце и светила" не движет пером или сердцем жестокого гвельфа. А поэма Данте превращается в подобие знаменитого "Трупного синода"! - только у Данте, рядом с полуистлевшим папой Формозом, на скамье подсудимых восседают еще десятки трупов!
"По справедливости, Бендер!"
Впрочем... ежели по справедливости, Достоевский должен был поместить своего Раскольникова в ад - и что бы мы получили? УК вместо литературы. Хуже того, вместо христианства!
Простите за поучение, но мне кажется так: христианину приличнее созерцать иконы (в церкви или красном уголке) и думать о святости, чем читать La Divinа comedia, и осуждать - или оправдывать, без разницы! - каких-то людей. Судить - прерогатива Господа. А нам с вами, как говорит Фима-полужид из "Ликвидации", надо посмотреть на себя и трезво содрогнуться.
2. Очарованный и вдохновленный адом
У меня всегда вызывало недоумение, КАК человек, да еще христианин (2), самозабвенно влюбленный в красоту Беатриче и музу Вергилия, мог вдохновляться описанием ада!
Это недоумение, даже неприятие, возросли еще более, когда я прочёл о работе Родена над воротами в Музей декоративного искусства в Париже. Ничтоже сумняшеся, французский скульптор начал сооружать "Врата ада" - причем, столь самозабвенно, что проработал над этим проектом бОльшую часть жизни - почти сорок лет! - и даже после того, как его обязали вернуть задаток, а от идеи Музея отказались...
В своё время (за сто лет до Данте), мастер ворот в Notre-Dame de Paris прибег к помощи беса. Видите ли, мастер не был уверен в своих силах! А попросить помощи у ангелов или святых ему, что, религия не позволяла? Да уж.
А теперь - на рубеже 19 и 20 веков - человек своими руками строит на Земле Врата адовы... и ад не замедлил явиться - за три года до смерти Родена, в 1917 году.
Наконец, врата адовы воздвиг толковый наследник Лютера и Кальвина (Данте и Родэна?) - г-н Гиммлер...
3. В неживом мире буржуазной литературы
Практически вся западно-евроейская литература (кроме эпосов, Рабле и Чосера) появилась на свет после Реформации. Недаром ведь ее называли "буржуазной". Ну, раньше. При коммунизме...
Так или иначе, все ея классики суть наследники лютеранства/кальвинизма! Иначе говоря, автор благословляет или уже проклял своих героев, априори злых или добрых. Чтобы никакого душевного перерождения, вверх или вниз!
никакой "достоевщины", то есть.
На ум приходит, пожалуй, лишь одно исключение - Уильямм Шексппир. Потому-то, наверное, он НАШ! (3)
А ведь это - перерождение- и есть самое главное в литературе! Да и в жизни...
Кстати, о Данте. Он-то - полностью в тренде, хотя он творил задолго до Лютера.
Все мы помним Родэновского "Мыслителя". Но мало кто знает, что изначально, этот субъект на кубе считался образом не "просто мыслителя", а "Дантом, который оплакивает судьбы умерших".
Во-первых, Данте словно фанатик-кальвинист, пересажал большинство известных ему людей в подземный Гулаг. А потом сел и давай оплакивать? Не верю.
Синьор Данте никого не оплакивал: как заправский инквизитор, он распихал кучу народа по разным кругам ада. А на Рай ему уже не хватило "пламени веры" (гвельфу Данте там дико скучно - это видно из каждой реплики)!
Во-вторых, прежде, чем оплакивать других, зацени свои грехи и крепко содрогнись! Вергилий - вот он-то скорбит об ушедших (даром, что язычник) - не вдаваясь в их моральный облик! А христианин Данте тут никого не пожалел: даже Паоло и Франческу или Орфея с Эвридикой! - и "цеховая солидарность" не помогла!
Наконец, в третьих. Откуда это бредовое название? Ладно, "комедия" - наверное, из-за "хеппи-энда", пускай и неубедительного. Но почему, чёрт возьми, "Божественная"? Да в пити, которое готовит сой друг из Сумгаита, больше божественного, чем в этой жуткой книге!
"Оставь надежду всяк, сюда входящий!" - ну ЧТО это, вообще, за христианство, прости Господи!..
__________________________________
(1) Возможно, не Пруст, а другое культовое перо - в данном случае, неважно. ПРУСТОСЛОВИЯ хватает им всем (а исключение составляют, разве что, Ремарк, Томас Манн или Хемингуэй).
(2) "Оставь надежду всяк, сюда входящий!" Скажите мне, ГДЕ здесь христианство? КАКОЕ это, вообще, христианство?! Пусть, все мы неважные христиане, но к чему человеку верующему (хотя бы в искусство) воспевать ад???
(3) или потому, что фамилия классика похожа на Тяжмаш или ВАСХНИЛ (как об этом забавно рассказывает Корней Чуковский в "От 2 до 5") :-)
Свидетельство о публикации №221052101429
Борис Пинаев 27.05.2021 06:40 Заявить о нарушении
до Лютера и Кальвина осталось полшага...
Локсий Ганглери 27.05.2021 14:26 Заявить о нарушении