От фрагментарности к социальному партнёрству

(из проекта «Восток+Запад+Север+Юг через ценности Нового Возрождения»)

Проект «Восток+Запад+Север+Юг через ценности Нового Возрождения» является продолжением проекта «Планета – наша общая Родина», который я создала 12 лет назад, в 2009 г., одновременно с театром-лабораторией «Арт-Студия-Свет». Их цель - способствовать осуществлению задач миротворчества и миростроительства, заложенных в документах Организации Объединенных Наций, Шанхайской Организации Сотрудничества и других международных организаций, анализу и дальнейшему развитию исторического и современного опыта стран Востока, Запада, Севера и Юга, в духе приверженности диалогу цивилизаций, ценностям мира, толерантности, взаимного уважения и согласия в межнациональных, политических, межкультурных и межконфессиональных отношениях, во взаимодействии всех социальных структур населения и основных социальных процессов. В условиях современного глобального кризиса и начавшихся геополитических,  экологических, демографических и нравственных катастроф, проект направлен на утверждение и развитие идей, методов и форм перехода от классической бинарной философии, присущей современному мышлению и агрессивному противостоянию в мире, к философии миротворческой триады, то есть к философии Нового Возрождения, третьего Ренессанса.

 
Осуществление такого перехода связано с переориентацией, инновациями  в системе мышления и образования, с новой публичностью, с аппликацией достижений науки и философии в практике каждого дня посредством мобильных звеньев культурной и творческой коммуникации,  с синергетическим, многоплановым подходом к тем действиям, которые человеческое общество привыкло осуществлять (и до сих пор осуществляет) фрагментарно, часто хаотически и спорадически, повинуясь указаниям, спущенным свыше властями и нередко вызванным очередными проблемами или катастрофами. Востребованная суть действий заключается в перманентном, многоплановом, когерентном, всеохватном взаимодействии и согласовании социальных процессов и структур; именно такой подход позволит получать не сумму разрозненных и временных результатов, а новое единое глобальное устойчивое целое.

Суть современных агрессивных действий и войн – не только в причинах экономических. Терроризм, международный и внутренний, в том числе суицидальный, молодеет: недавний средний возраст этих людей был 29 лет, сегодня уже 20. Молодежь становится главным объектом борьбы для деструктивных сил, которые используют религиозные, идеологические, националистические и психологические инструменты, предлагая «перспективные» возможности для «потерянной» молодежи или уход из жизни с одновременным убийством других людей. Подобные решения нередко избирают также люди среднего и старшего возраста, не находя достойного решения своих проблем и применения для собственных сил и способностей, сохраняющих продуктивность с повышением продолжительности жизни. Человек хочет быть значимым в обществе и стремится к публичности, человек хочет, чтобы к его мнению прислушивались, он готов далее учиться и применять приобретаемые знания на практике, в коллективном деле. И самое важное: человек в большинстве случаев доступен доброму слову и признанию общих ценностей божественного и человеческого толка, признанию более высокой и духовной природы.
 
Как всегда в смутные времена, более высокая, духовная природа человека становится сегодня более востребованной. Предлагаемая философская модель опирается на изменение этических норм в сторону гармонизации и восприятия мира и Вселенной как единого живого организма, на единение древневосточной философии конфуцианства и даосизма, рассматривающих природу, космос и человека в их единстве, на ценности антично-арабо-мусульманского и европейского Возрождений, авраамическую идею единого Бога, с нравственными требованиями к человеку, созданному по Его образу и подобию, на принципы рационального анализа, присущего западному мышлению, на пассионарную идеологию, сближающую внутреннюю духовную нравственность России и Америки, на современные достижения философии, науки и техники. Миротворческая философия связана с пассионарной миссией, характерной для целей ООН и внутренних двигателей в исторических судьбах России, США и других стран. По мнению британского историка А.Тойнби, периоды критических бифуркаций - это исторические вызовы для великих идей и великих двигателей исторического развития. Для тех, кто начинает, закладывает основы, выбирает новые пути, а не для тех, кто развивает, совершенствует, продолжает. Именно в точках бифуркации есть социальный заказ на выдающихся деятелей, говорит учёный. Глобальная пандемия – очередной вызов, и не только к материальной сущности человека или общества. На этой волне необходимо разбудить и ориентировать мысль, совесть и энергию народа, сообщить новое, конструктивное направление тем разрушительным и агрессивным силам, которые всё чаще взрываются в военных столкновениях и в непредсказуемых действиях молодёжи и личностей, жаждущих самоутверждения любой ценой.

Предлагаемые моим проектом новации, включая прошедшую пилотное исследование саморазвития модель «народных академий», основаны на переходе от абсолютных данностей к потенциальным возможностям, перспективам и становлению новых задач, от категорий бытия к событию, от существования к становлению и сосуществованию в эволюционирующих структурах старого и нового, к быстрой эволюции через нелинейную обратную связь, в том числе информационную, от эволюции к коэволюции. В совместно создаваемой новой картине акцент падает на становление, самоорганизацию, когерентность, кооперативность элементов, нелинейность и открытость, позволяющую не только выбор оптимальных вариантов, но и перманентную коллективную креативность в процессе непрерывного взаимообучения, саморазвития и сотворчества, всестороннего совершенствования духовного и материального. И как практический результат мы получим эволюционное коллективное созидание единой научной картины мира и её сценария, по которому хочется жить. (См. также главы IV и V в «Восток + Запад + Север + Юг через единую аудиторию научного эксперимента, интеграции и апробации» в Прозе.ру)

До сих пор человечество лишь приближалось к постижению интеграционной сути, мечты, идеи мира под влиянием научных изысканий, произведений искусства, деятельности миротворческих международных организаций, духовенства, выдающихся личностей. Как отмечает российский учёный Владимир Буданов, сегодня судьбы цивилизации не могут определяться ни мудрейшими правительствами, ни международными организациями, ни учеными до тех пор, пока их действия не будут осознанно поддержаны широкими слоями населения, пока не будет создана новая самоорганизующаяся среда. Учёный считает необходимостью коренные изменения в стратегии массового образования в мире, основной целью которой будут не частные знания и суммы технологий, но развитие фундаментальных навыков мышления и творчества, духовное и культурное развитие личности.  Кризис современной системы образования, так же, как и глобальный кризис, считают учёные-синергетики, часто обусловлен фрагментарностью восприятия мира, узко прагматическими установками, ориентацией на узко дисциплинарный подход без горизонтальных связей, жесткое разграничение гуманитарных и естественнонаучных дисциплин. Следствие этого - фрагментарность видения реальности и ее деформация. Мы страдаем от неспособности охватить комплексность проблем, понять связи и взаимодействия между вещами, находящимися для нашего сегментированного сознания в разных областях. Это также объясняет действия многих крупных организаций и властных структур, напоминающие "слепой полет", говорит В.Г. Буданов.

Проект, известный ранее как «Планета – наша общая родина», прошел 12 годами успешной самоорганизации и саморазвития, и хотя это были условия скорее вынужденные, чем выбранные, получил уникально высокие оценки своей теоретической, художественной и аппликационной деятельности со стороны ведущих деятелей культуры, просвещения и общественной деятельности Республики Узбекистан, а также международных экспертов (viz из новейших:
- в газете Новости Узбекистана за 12.10.2020 - «Восток + Запад + Север + Юг через общечеловеческие ценности»
- в Культуре.уз.:
за  01.03.2021 - «Адель Чилякова: своим искусством прикасаться к сердцу людей»
https://kultura.uz/view_9_r_16188.html
за 17.02.2021 - «Навоиана – перекличка эпох и народов»
https://kultura.uz/view_4_r_16131.html
за 29.01.2021 - «Навоиана – перекличка эпох и народов»
https://kultura.uz/view_6_r_16051.html
за 21.04.2021 - «Александр Батыков: Разговор о единой аудитории разных культур, народов и религий»
https://kultura.uz/view_2_r_16397.html
https://kultura.uz/view_2_r_17447.html 31.01.2022: "Адель Чилякова награждена медалью Ф.Достоевского"
и другие).

Правда, проект был одобрен и на министерском уровне, но - в отличие от иных проектов, - не получил официального статуса и поддержки, не был спонсирован государством, общественным фондом или грантом; мои публикации, «вошли в золотой фонд журналистики Узбекистана», но не получают гонораров. Источником финансирования продолжает оставаться моя обычная пенсия по возрасту, и это, пожалуй, ещё одно свидетельство о жизнеспособности проекта и принципа самоорганизации и саморазвития, о которых в нём идёт речь. Для осуществления рекомендаций выше указанных рецензентов о дальнейшем развитии и использовании проекта, конечно, нужны иные условия, связанные с международным сотрудничеством, консультациями, совместными разработками, семинарами, конференциями, официальным статусом, заключением договоров и финансовой поддержкой.

Проект ориентируется на Цели в области устойчивого развития (Sustainable Development Goals (SDGs)), одобренные всеми государствами-членами ООН в сентябре 2015 года, и другие международные документы в области образования, экономики, экологии, мирного урегулирования и т.д.
Проект предлагает единый универсальный научный эксперимент, сочетающий исследование, анализ и практическую апробацию, синергетичесий синтез элементов мировых философских школ, в рамках единой аудитории Восток+Запад+Север+Юг, в процессе взаимообучения, публичной коммуникации, саморазвития и креативной активности, с участием всех социальных слоёв населения, с реальным участием представителей разных национальностей, религий, культур и возрастов, Автор проекта предлагает начать его в виде философско-культурологического международного семинара, в структуре образования и культуры, объединяя работу обеих сфер, с выходом в другие сферы гражданского общества, с обсуждением формы мобильных «народных академий» как связующего звена. Использование формы структурного диалога и элементов мозгового штурма будет способствовать обмену и формированию творческих идей и концепций, которые отразятся в сборнике и методическом пособии для более скоординированной работы работников культуры, образования и гражданского общества, могут быть использованы как подклады для дипломных работ, а также для следующего международного семинара/конференции.
В качестве определённой модели и звена для всеохватной универсальной взаимосвязи автор проекта предлагает новую мобильную парадигму типа «народных академий», с опорой на 12-летний опыт своего проекта «Планета – наша общая Родина» и его театра-лаборатории «Арт-Студия-Свет», организационно и словесно поддержанных в условиях Узбекистана Россотрудничеством, зарубежными посольствами и другими международными организациями, с использованием предшествующего опыта научной и преподавательской деятельности автора в Чехии и Словакии, организации международного семинара по собственному проекту, поддержанного Карловым университетом  и Союзами чешских и словацких журналистов,  опыта работы в Пражском Институте по культурно-воспитательной работе и современного опыта синергетического образования и научных разработок в Российской Федерации и в мире.

Характерная особенность проекта – его самоорганизующаяся коллективная реализация в перманентном процессе публичного взаимообучения, саморазвития, сотворчества, с  разработкой индивидуальных и коллективных инновационных предложений по единой программе, с их оценкой, презентацией, обсуждением, публикацией в СМИ, на сайтах интернета, на фестивалях инноваций, с изданием электронных и печатных сборников и методических пособий, дипломных, докторских, научных работ, с поддержкой государственной и финансовой, и другими формами публичности по единому проекту,  стимулирующему к активному участию и реализации (см. мои предыдущие работы). Связующим звеном являются мобильные народные академии с их единой философской и всеохватной междисциплинарной программой, с гибкой и переменчивой структурой, меняющейся в соответствии с конкретными задачами многопланового характера в сферах образования, культуры, экономики, экологии, межнационального и межконфессионального гармонизации и т.д.

Почти все мыслители, начиная хотя бы от Ф. Бэкона и Р. Декарта, и продолжая  учёными сегодняшнего времени, уделяли пристальное внимание анализу реального процесса самодвижения, саморазвития, самоорганизации. В этой области в последних десятилетиях достигла больших успехов наука синергетики, особенно в США, России, Германии. В многонациональной и многоконфессиональной Российской Федерации создана сеть экспериментальных школ разного уровня с синергетическим обучением. Механизм целенаправленной синергетической деятельности в процессе структурного диалога, анализа и решения конкретных задач человеческого общества предлагают философские школы Америки и Европы.
 
По каким законам простые структуры могут быть объединены в сложные? Доминирующую роль приобретают открытые, самоорганизующиеся системы, взаимодействующие с окружающей средой и обменивающиеся веществом, энергией и информацией. Прорывы в социальном познании могут быть осуществлены в процессе новых концептуальных образцов, предполагающих поиск истины одновременно по многим направлениям и аспектам, выделяя такие основополагающие характеристики, на основе которых можно строить общий диалог в рамках единой аудитории, объединяя разные характеристики в едином процессе взаимообучения, саморазвития и сотворчества. На первый взгляд кажется, что структуры разного возраста, уровня и других различий, в принципе не могут быть объединены. Однако это не так! В диссипативной (рассеянной) сильно нелинейной среде существуют законы, по которым простейшие структуры могут быть объединены в более сложные, а в футурологии, глобальной динамике термин "коэволюция" понимается как совместное изменение, взаимодействие в ходе развития, позволяющее сложному развиваться согласованно, не распадаясь на простейшие части. Это может быть коэволюция человека и природы, коэволюция культур, регионов с разным уровнем развития, коэволюция технологий и цивилизационных императивов, включая преемственность поколений, связь традиций и современности. При этом единая аудитория диалога, общения не означает, что в ней нет гибкого учёта разных уровней, характеристик и возрастов, но означает, что построение и эволюция единого сценария устойчивого развития происходит по единой программе общих ценностей божественного и человеческого толка, во времени и пространстве, сообща выдвигая и решая задачи. Для столь сложных синергетических процессов могут быть созданы машины следующих поколений, намного превосходящие существующие. Их не создают, потому что под них пока нет достойных задач. Задач, которые могли бы существенно продвинуть человечество в решении ключевых проблем.
 
Сфера науки, образования, культуры, поддержка духовных просветителей разных конфессий, международных женских и молодёжных организаций, гражданского общества разных стран, и обязательно поддержка государственная, включая финансирование, может стать тем очагом, в котором созреет пассионарная философия Нового Возрождения, Нового Ренессанса, основанного на моральном универсализме, взятым за основу Всеобщей декларации прав человека Организации Объединённых Наций и эффективно регулирующем поведение членов любого сообщества, независимо от культуры, расы, пола, религии, национальности или других отличительных черт.
Пора объединить усилия разных философских школ, университетов, научно-исследовательских институтов и сделать практические инновационные шаги в направлении глобального научного миротворческого эксперимента. История не только ставит человечество перед пропастью наставших катастроф, но и даёт шанс, чтобы стали реальностью слова Иммануила Канта: «мораль разрубает узел, который политика не могла развязать».


Рецензии