Журнал Москва сегодня

Журнал «Москва» сегодня
Давно не брал в библиотеке журнальную периодику. Журнал «Москва» –– патриотическо-православного направления. Но наблюдается и некоторое отклонение, видимо, ради привлечения разносторонних читателей, а то и просто с уклоном для обывателей, или андеграунда.
Журнал «Москва» основан в годы хрущёвской «оттепели». Стоял и стоит на почвеничиских позициях. Правда, было непростое в истории журнала время, когда его критиковали за скатывание к маргинальности. Но потом выбрался  из захолустья маргиналов.  Противодействует либерализму. Сегодня всем «толстым» журналам нелегко. «Москва» верна своим русско-православным традициям и убеждениям.
Но буду краток. В этом номере интересен исторический роман в двух книгах Сергея Смиронова «101-я овца». Жаль, в третьем номере дано окончание, а начало - в первом и втором за этот год. Потому предстоит вернуться к первым номерам. Повествуется от первого лица из времён древнего Рима. Полагаю, автору, удалось дать читателю почувствовать колорит того далёкого времени. Журнал даёт возможность показать своё творчество и молодым прозаикам, таким, как Алиса Рахматова. Она не новичок, филолог, преподаёт теорию и историю литераторы. Её рассказ «Шаман и змея»  интригует одним своим названием. И название оправдывается содержанием. Лера Фролова совсем молодая. Но будущее у неё просматривается первым для меня её рассказом «Изба Исповедальная». Он прагматичен, поделён на отдельные кусочки со своими названиями. Можно упрекнуть и в некотором  протоколизме. Арно Никитин -– автор нескольких книг прозы, представлен новеллой «Под вуалью».  Я бы отнёс её  к эпизоду из романа, или этюдом под настроение. Он настраивает на определённый лад, обладает даром тонкого психологизма. Владимир Куницын –ветеран литературы, представляет подборку рассказов под названием «Солнечные люди». В первых двух  герой  ностальгирует о детстве «Первый день» и «Всё остальное» и школьной поре, а рассказ «Кривые ноги» пронизан  солнечным ироническим оттенком и является как срез короновирусной поры об интересных людях. Не менее автобиографичен, но ещё более историчен и рассказ «Тамбов» – родина автора. И зарисовочка  «Эльдорадо» заканчивает подборку рассказов заключительным аккордом автора: «Всё, что было и есть хорошего в моей жизни,– от света. От луча солнца и светоносных людей. И я кланяюсь всему Божьему, что качнуло меня, как и ветку рябины на краю леса…».
Повесть Георгия Гореловского «Пограничный возраст, или корова с лещом» – обстоятельное и яркое повествование.  Не менее интересна биографическая повесть «Салтыков (Щедрин)» Сергея Дмитриенко. Печатается она в журнале «Москва» в разделе «Культура» с 2016 года № 4, 5, 12; в 2020 №12; 2021 № 1,2. В разделе «Публицистика» – исторический очерк Юрия Комарова «Блеск и нищета Гурзуфа». В разделе  «культура» напечатан исторический очерк писателя эмигранта и возвращенца Александра Дроздова «Есенино». О книге Эдуарда Побужанского  «Агент неба» рассказывает  в разделе «Московский обозреватель» Стефания Данилова. И здесь же Анна Евтихиева представляет книгу стихов Александра Орлова «Кимера», а Юрий Никитин размышляет о книге Дэевида Фостера  Уоллеса «Беспечная шутка». Это футоролгический роман  о будущем американской мечты. Но у самого американского писателя судьба печальная, о чём и говорится в очерке автора.
Раздел «Московская тетрадь» поместила очерк Михаила Вострышева  «Московские конфессии  и торговля в Москве» (главы из неопубликованной книги «Москва XX века»).
В рубрике «Домашняя церковь» помещены заметки Юлии Ростовцевой «Как выглядеть православной женщине? А протоирей  Дмитрий Шишкин пишет о  «Начале русской весны». Епископ Арсений (Жадановский) заострил перо «О сквернословии»
Не коснулись мы раздела «Поэзии». Здесь, на первом плане, дана подборка  хорошего поэта Виктора Кирюшина «Ожившая река». Нельзя не упомянуть подборки стихотворений Сергея Тенятникова «На звенящем перекрёстке и Александра Циганкова «На мотив Борея» и впечатляет стихоподборка Константина Шакаряна.
Видимо, главному редактору Владиславу Артёмову как поэту ведом высокий вкус поэтического слова.
Владимир ВЛАДЫКИН


Рецензии