Портреты второй половины 19 века

Они различны были по художественным достоинствам эти портреты, но родственны в одном - это отражение внутреннего мира и сосредоточение на лице портретируемого. Конечно, степень передачи внутреннего мира зависела от таланта художника. Показателен в этом отношении "Портрет писателя Ф.М.Достоевского", работы Василия Перова (1872) года. Все мы видели и другие портреты этого писателя, но именно он, почему-то, всегда отражается в памяти, когда речь заходит о создателе " Братьев Карамазовых".
  Художник погрузил сидящую фигуру писателя в полумрак темного фона, высветлив боковым источником света лицо и руки. По контрасту с тумным окружением они кажутся особенно светлыми и прежде всего попадают в поле нашего зрения. И уже оторваться от этих мучительно стиснутых пальцев, от болезненно-бледного лица, от уставших глаз с покрасневшими веками, взгляд которых как бы ушел в себя, невозможно. Тем более что ничто другое в портрете не отвлекает: предельно скромен колорит, он почти монохромный (выполнен оттенками одного цвета) - серо-коричневый фон, серый пиждак, коричневые брюки. Лишь край белой рубашки и черный в красную полоску галстук несколько оживляют однообразную цветовую гамму и еще больше акцентируют лицо писателя.
  Лицо буквально приковывает зрителя, и он попадает в сложный, мучительно-тревожный мир чувств Достоевского - самого глубокого психолога в русской, да и не только в русской, литературе: он, как никто другой, умел видеть и понимать противоречивость человеческой личности, заставляя страдать своих героев, страдал вместе с ними. Найденная художником поза писателя - повернутое в сторону, не глядящее ни на кого лицо, руки, крепко сжимающие колено, замыкают Достоевского внутри самого себя, погружают в собственный мир.
  В портрете композитора М.П.Мусоргского (1881), написанном Ильей Репиным, сущность образа раскрыта иными средствами, главным образом выразительностью цвета и самой живописной фактурой.
  Портрет писался за несколько дней до смерти композитора в лечебнице. Репин изобразил Мусоргского в больничном халате на фоне светлой стены палаты, ничуть не скрыв его болезненного состояния. Отечное лицо, взлохмаченные волосы, отяжелевшее тело точно передают степень заболевания. И все-таки Репин писал не болезнь, внешне обезобразившую человека, не приближающуюся смерть, а человека творческого, талантливого, духовно богатого и чистого. Большие серые глаза смотрят грустно, умно и как-то откровенно-доверчиво; в них не угасли мысль и вдохновение, не угасла жизнь. Серый цвет халата, розово-сиреневая отделка, край белой вышитой рубашки, чистая голубезна стены - все это рождает светлую цветовую гамму, наполняющую живописный образ чистотой, а легко и свободно ложащиеся на холст мазки краски делают живописную поверхность подвижной, дышащей, живой. И хотя портрет Мусоргского написан в самые тяжелые часы его жизни, он не оставляет в нас ощущение трагедии, безысходности, мы видим в образе композитора натуру глубокую, творческую.
  Не будем здесь касаться судьбы композитора и всех деталей, приведших его к личной трагедии: беда спившигося человека - это тоже беда, и не только его, но и всех его родных и близких. Тут мы рассматриваем творческое создание, один из шедевров портретной живописи в контексте времени и видим, как далеки основы мастерства художников 19 века от пышной парадности века минувшего. В творческих дискуссиях по этому поводу есть, что сравнить.

(К тексту статьи представлен "Портрет Ф.М.Достоевского", работы  Василия Перова.
Государственная Третьяковская галерея).


Рецензии