Май. 19-е. Дождь. Достать чернил - не плакать!

                Я принимала её в пионеры,
                Эту девочку, ставшую тёткой.
                Это было до нашей эры,
                За чугунной большой решёткой.
                И она повторяла клятву,
                И слова звучали красиво
                В мире без Украин и Латвий,
                И, наверное, без России.
                И трубили в трубу горнисты,
                И горело на солнце знамя,
                И не знали хрупки, лучисты,
                Мы, что сделает время с нами.
                (Инна Кабыш)

    Я тоже многих нынешних теток принимала. А меня саму...

   22 апреля.  На Красной площади - прием в пионеры (и не одной нашй школы - много их было, как на общегородской линейке через немного совсем  времени, когда я сама уже  была старшей вожатой). Рапорты, стихи, горны-барабаны... Мама с сестрой здесь же, среди  других "болельщиков"-родных. У меня дрожат колени. То и дело поправляю красную  пилотку на голове. Хором произносим клятву-присягу... "Я , юный пионер Советского Союза... Вступая в ряды Всесоюзной Ленинской....перед лицом своих товарищей торжественно обещаю..."

 И вот - команда: "Повязать галстуки новым юным  пионерам!.." Старшие ребята бегут к строю третьеклассников. Неразбериха. Мы стоим в два ряда, и (о ужас!) - ко мне не подошел никто. Я маленькая. Мне только 9 с половиной, а впереди мальчишки намного больше меня ростом и объемом. Вот же она, Наташка, со двора на Беговой, она когда-то была у нас октябрятской вожатой. Но она уже завязала несколько галстуков стоящим впереди и отошла, убежала. Я стою со своим  кумачом наготове... и кусаю губы, чтоб не разреветься. Меня забыли! И тут моя старшая сестра не выдерживает - пробирается через ряды взрослых зрителей и сама повязывает мне галстук.

 На фотографии нашего класса в Доме офицеров(убей, не помню теперь, что там было, кроме фотографирования в этот день - 22 апреля давнего года. Может, кино показывали какое-то про Ильича, или концерт какой пионерский - Дворца?..) у меня очень грустное лицо. Оно у меня всегда почему-то слишком грустное и взрослое для маленькой девочки на немногочисленных (групповых, в основном)  детских фотографиях. И  отчетливые тени под глазами.(Такая природная особенность, или непереросший  к тому времени еще ревмокардит - кто кого -я его, он меня?)

 Фото в Датный альбом сегодня  поставила бодрое. Семиклассников нашей школы.
"Правофланговый отряд  дружины "Звездной"  им. Александра Еремина, школы №7 им. А.С. Пушкина... Репетиция во дворе школы."
               
"Грохот палочек — то ближе он, то дальше,
Сквозь сумятицу и полночь и туман.
Неужели ты не видишь, как весёлый барабанщик
Вдоль по улице проносит барабан?.."
Как-то оно ладнее все же было, когда не - МБОУ СШ С У. И. О. П. № 7
И. А. С. ПУШКИНА ГОРОДА КУРСКА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ. Особенно, если, как здесь - в Эпоху Бориса Иосифовича Шкляра!

 С подругой тех лет Светкой периодически спорили (то ли в шутку, то ли всерьез) про "подставных пионеров" :
 - Небось, десятиклассников привела!... На соревнования по ЮДПД, ЮДМ, марш-парад...               
    Выпуск этот ...  -го (рокового года) почему-то был в пионерском возрасте какой-то половозрелый  до неприличия, особенно девчонки. Особенно класс с литерой "а". Кстати, в обеих школах. И в седьмой, и шестой(и у меня, и у нее). Я все время забывала, правда, что сейчас "мои" - это шестая. Реагировала на планерках в райкоме на родную цифру -  седьмую. А про "подставных" пионеров - это мы тогда  для разрядки спорили, поскольку юбилей Пионерии до истощения довел и ни о чем другом мы с подругой говорить не могли, что само по себе было нездорово для столь  юных барышень (она постарше, но все равно) цветущей ландышево-сиреневой весной. А сколько их всего, этих  весен, в юности?.. Раз-два - и обчелся.
 Впрочем, подруга (немало примеров знаю похожих) в итоге замуж вышла (много позже, правда) за одного из  прежних  пионеров. (И кто кого юнее выглядел, кстати, в этой паре!?.)

   Очень я любила всю жизнь 19 мая. Независимо от любых ассоциаций. Просто цифра-дата, трогающая прежние светлые пласты. Надежды. Впечаталась в кровь. Сакральная.
И потому (дождь, "достать чернил - и плакать", или вовсе не просыпаться), наткнувшись в лентах в разных соцсетях  на поток ретро-фото с разными ностальгическими  комментами и выпив  с нескольких заходов  пару турок сакрального напитка (чашек кофе с видом на мокрые одуванчики) на балконе,  все-таки  выбрала для датных постов несколько своих детских фотографий.   

  - А то шой-то? У всех пионерские костры пылают на страницах, а я ?...Фото1. П.лагерь им.Юрия Гагарина.  Моква. "Куба, любовь моя". Барбудос с деревянными автоматамии  и сборный хор под управлениием Розы Ильиничны Урецкой (роскошная!)  Девочка с бантом - это Таня Л., девяти с половиной лет. Только приняли в пионеры в апреле. Фото
2. Вечерний костер и летка-енька в тур. лагере пионерского актива. Тоже Моква.  Большие девочки и вожатые -  впереди. КИДовка  Таня Л.  (11 лет от роду), с хвостиками,  предпоследняя,  справа.

И фото сынищи в третьем классе. (Его друзья детства, однокашники-однокурсники,  так это с оговорками комментируя, собственные пионерские фото, все же с удовольствием  ностальгируют у себя на страницах).
Юный пионер, который  на том фото в белой рубашке и  аккуратно завязанным галстуком, смотрится  посолидней, чем на 9 с половиной. И уж  точно намного  крупней - своей мамы, которую затерли такие же крепкие парни в День ее  приема в пионеры.

 Его как  есть  в самое  19 мая  принимали. (22 апреля тоже принимали, но в их время - только самых образцово-показательных. Девчонок в основном. Не думаю, что его честолюбие на эту тему страдало.) Ознаменовали событие семейным   пионерским костром в ближнем лесу и подарками в виде походной амуниции.  Пекли картошку, делали шашлык и пили чай из котелка. И  нового котенка с собой брали. Сын его во дворе подобрал. 

А принимали в зале кинотеатра Щепкина (что-то уже сомневаюсь про зал. Надо б сверить по ежедневникам-тетрадкам). Затянули действо, как водится. Многословно, помпезно. Пока к сути перешли - уписаться было можно не раз, ожидающим главного момента, третьеклашкам. Ну, с этим у нас всегда хорошо. С регламентом, растянутым во времени.Зато дома и в лесу хорошо оторвались потом.

  "Успели побывать в пионерах".

- Я тоже. Сочувствую. - "американская пушкинка" Ang. Мимо  темы комсомола, Афгана, а теперь и пионерии она (вполне ожидаемо) не проходит.

 - Почему же?Не могу сказать, что последнее поколение пионеров (ваш выпуск с Вадиком М. - еще отнюдь не последнее, кстати) было все такое уж с "пионерским костром" - пионерскозорькинское, но не думаю, что кому-то Пионерия повредила.


A:
Повредило ли мне это? Ещё как! Так родилось осознание неверия ни в какие лозунги и нигилизм. Хотя может это и был положительный результат моего пионерско-комсомольского детства?Не люблю идеологические организации. Особенно, когда нет выбора вступать или нет. Если бы не вступила тогда в пионеры - не вступила бы в комсомол. А тогда не приняли бы в институт.

 - Ну, если сводить все к так называемой "идеологии"... Не думаю, что в нашей школе была заидеалогизированность в комсомоле. А что касается 9-10-летних (времени вступления в пионеры) - ни за что не поверю, что тебе не хотелось в пионеры. Вряд ли кто-то задумывался в столь нежном возрасте об "идеологии".
 
An.:
 В том-то и дело, что наверняка хотелось! Когда все вступали - как же мне было остаться в стороне?? Даже мысли в голову не приходило, что я не буду пионером. Вот это как-то напрягает сейчас. Я надеюсь, что у нынешних детей есть выбор и им не закакивают мозги о том, как хорошо всем вместе ходить строем. Потому что я ходила.
 
 - А вот представь себе, что я всегда в жизни шла "поперек борозды", если речь шла  о  справедливости и здравом смысле в отношении любого человека или события рядом, но это не мешало с удовольствием "ходить строем" во время какой-нибудь торжественной линейки или пионерского марш-парада. И при звуках горна всегда ёкает сердце. Это ведь все атрибуты хорошей, нужной детской игры. Защищенность, уверенность, что ты не один, чувство общности, причастности к чему-то доброму и хорошему. Святому, если угодно. Ох, как не хватало всего этого потом!.. Другое дело, что слишком многие из поколения (в широком смысле слова) восприняли, как жизнь показала, из того только "символику и атрибутику". Но это не имеет отношения к тому, о чем мы - это ГОРАЗДО "ширше и глыбже". К менталитету, истории - имеет... К человеческоой сущности вообще - если обобщать. Продолжение темы про то, что "знать, хорошие книжки он в детстве читал". Книжки читали одни и те же... Гайдара, Кассиля, Алексина, Рыбакова...

  В наше время в качестве ругательства было принято говорить про кого-то "больно идейный". Про меня так не говорили. "Идейные" подались в функционеры и переобуваются в полете, меняя идеи по "велению времени". "Честолюбивые дублеры". Они всегда будут. И, увы, отнюдь не честолюбие даже правит бал. Все проще и очевидней.

Ang.:

Не, это не для меня... горны и барабаны и «пионеры всей страны делу Ленина верны». Мне даже в 14 лет больше нравились The Eagles с их барабанами ; - были бабинные и кассетные записи у родителей. Но я понимаю, что Ваше восприятие могло быть другим - и это ценно.
Мое детство плохим не было, но без совковой идеологии было бы ещё лучше.

...Это одно мирооощущение.  Другое - на ОК. Но там уже поколение иное. Там песни   про "Взвейтесь кострами!" и "Всегда готов!"
 
И  "Я обожаю наше поколение". Чей-то перепост. А там и про кассеты-бобины, и про стационарные телефоны, и  муз. пристрастия, и мультики - словом,  весь джентльменский набор... "Мы ещё помним, что любить человека – отнюдь не синоним слова «спать» с ним. "Мы ещё умеем дружить и не прощаем предательства." (смеется,она, что ли!)   

- Вы это всерьез?. Есть за что? То-то   благоденствие налицо от "наших поколений". И вообще (для начала):  как ЛЮБОЕ обобщение не работает - про "поколения"...

    Одна виртуальная подруга грустно пошутила:

 Елена; Да, близится эра (нет слов, каких) годов...........но,  мы всегда готовы!....

На что (без тени юмора):

Галина И. (приняла на днях почтенную даму в друзья):-
ДА,  НАШЕ ПОКОЛЕНИЕ  НА  ВСЕ  ПРИЗЫВЫ_____ХОРОШИЕ  ОТВЕЧАЛО: ВСЕГДА  ГОТОВ!,,

 Вот именно. Хотелось мне подвести итог или спросить: что именно  она подразумевает под "хорошими призывами", но увидела дату ее рождения - и не посмела.

 А вот в том  посте, обожающей наше поколение авторши(Галины Ляшевской): есть некоторые моменты про меня: "НИ НА КОГО не надеяться и ни от кого ничего не ждать. И делать все самой.". Потому что... Потому что потому!.. 

 "Мы – самое закаленное и, не в обиду другим, самое прогрессивное поколение. Нам повезло родиться ещё до того, как у детей отобрали свободу и право выбора. Мы привыкли никого не слушать, ни на кого не надеяться и ни от кого ничего не ждать.
Мы, дети 60-80-х (диапозончик, однако!), всё привыкли делать сами – потому что лучше нас никто не сделает..."

  Свезло, так уж свезло. Не приходится спорить. И  опять и снова (в стиле "чуко-гековской-  гайдаровской интонации): "что такое "свобода"  - это каждый понимал по-своему".

    И когда молчим, и когда поем: каждый о своем, каждый о своем".

 И тут же американская пушкинка подтвердила, забыв об идеологии,  в том же моем посте. Продолжаю тему  пионерства: А  вот то, с какой истовостью я гладила каждый раз сыну пионерский галстук, - мне часто дома вспоминают. Тем более, что став чуть постарше, думаю, он его снимал, выходя из дома, как делали многие мальчишки в любые времена. И как в наше время Таня Р. , выходя из дома, поднимала свою юбку (приличной длины, по мнению Шкляра и ее мамы, председателя родит. комитета) при помощи широкого пояса, до размера, который казался приличным ей самой . Правда, еще Шкляра с линейкой надо было миновать.
 · 
 Ang.:
 В мое время было в моде миди! Поэтому мы юбки отпускали - с этим правда тоже боролись.  Сейчас смотрю на свои школьные фото и смеюсь - вот такая мода, до щиколоток платья. Но сейчас, впрочем, опять в моду миди входит.

  А на ОК снова в кровь разругались на почве "происков врага" по поводу прививок от ковида  группа товарищей, а другая группа - одними и теми же словами, буквально под копирку, стотысчедвадцатьбессмысленный раз  про то, кто разрушил  Георгиевскую аптеку, завод КЗТЗ... Гугл тут же услужливо продолжил: ... Карфаген, СССР, Берлинскую стену...

   "Не, дочечка, с такими людьми мы коммунизм не построим!", - как говорила  незабвенная мама Александры Васильевны  Морозовой.
 

   19 мая 2021.


Рецензии