Автоматические кассы и искусственный интеллект

Кто давно читает мои тексты, знает, что я интересуюсь темой технократических утопий. При обсуждениях прекрасного нового мира часто повторяется мысль о том, что вот-вот, уже в ближайшем будущем, отомрут профессии кассира и водителя, потому что их заменят системы, управляемые искусственным интеллектом. Мне недавно пришлось самому заняться проблемой организации работы автоматических касс в супермаркете, так что имею что сказать по теме.

Любая касса может работать в двух режимах - когда покупатели подходят к ней время от времени и когда через нее проходит постоянный поток покупателей, то есть она не пустует ни минуты. Так вот, в последнем случае на каждые две автоматические кассы обязательно должен приходиться как минимум один живой человек, присутствующий при процессе и организующий прохождение товара через них. Если один такой человек приходится на три кассы, процесс резко замедляется, и никакой разницы в производительности двух и трех касс фактически нет.

Зачем нужен этот человек? Объясняю. Автоматическая касса работает в соответствии с четким протоколом. Надо выложить товар в одно место, потом сложить оплаченные продукты в другое, четко определенное и контролируемое автоматикой. Надо знать, как проводить и оформлять товары, не имеющие штрих-кода (таких по разным причинам достаточно много). Простой покупатель с улицы этого всего не знает и не умеет. В идеале надо бы допускать к автоматической кассе только покупателей, прошедших специальный базовый курс и имеющих соответствующее свидетельство (это шутка, но в ней есть большая доля не-шутки). Поскольку такие курсы не проводятся и свидетельства не выдаются, необходим человек, инструктирующий покупателя с улицы о том, что и как он должен делать, устраняющий периодически возникающие в системе баги, возвращающий на место то, что он почему-то в процессе раздумал покупать, заправляющий в машину наличные деньги после того, как они закончились. Ну и просто следить за тем, чтобы не было банального воровства и мошенничества, тоже надо.

При такой ситуации, если учесть, что стоимость приобретения и содержания автоматической кассы намного выше, чем обычной, целесообразность таковых, объясняемая возможностью отказаться от живой рабочей силы, вызывает очень большие сомнения. То есть, сэкономить удастся не более 50 процентов расходов на зарплату, а суммарная экономия для бизнеса составит в лучшем случае 25 процентов.

Впрочем, многое можно гораздо лучше понять, если предположить, что решения по автоматизации тех или иных процессов принимаются не по чисто экономическим, а скорее по политическим соображениям. Так бывает при любом общественном строе. Например, советская власть создавала химическую промышленность, условно говоря, в городе Мары Туркменской ССР не с экономической целью, а с политической - чтобы создать там национальный рабочий класс, опору режима. Буржуазия выводила промышленность из Западной Европы и США в Восточную Азию, чтобы ослабить местный рабочий класс - своего потенциального классового врага, прекрасно понимая, что это подрывает экономики собственных стран. Именно поэтому правящие элиты нынешнего мира мечтают избавиться от кассиров и водителей - они им классово чужды.

При этом существует профессия, в которой уже прямо сейчас можно спокойно, без головной боли уволить от 80 до 90 процентов занятых в ней - это вузовские преподаватели. При наличии онлайн-курсов и возможности объективного тестирования знаний по американской или болонской системе нет никакого смысла содержать преподавателей, читающих лекции студентам в аудиториях. Студенты могут заниматься онлайн, консультироваться тоже онлайн (для этого можно оставить не половину, как в случае с кассирами, а десятую часть штата), а онлайн-курсы пусть пишут высококвалифицированные преподаватели вузов из первой сотни мирового рейтинга. Разумеется, никто не будет и не предложит расформировывать МТИ или Стэнфорд, а вот целесообразность существования Задроченского педагогического института вызывает очень большие сомнения.

Однако сеть вузов повсеместно растет, их штаты тоже. Это происходит потому, что интеллигенция, особенно гуманитарная, является верной опорой политических режимов современного мира. Ослаблять эту опору хозяева данного мира, разумеется, не хотят.

Вернемся к автоматическим кассам. Когда я обсуждал их на одном из форумов, мой оппонент сказал, что решением проблемы является глобальная автоматизация торговой точки. Искусственный интеллект при помощи видеокамер отслеживает, кто из покупателей что-то где-то взял, и касса бибикает, если он пытается вынести этот товар, не проведя его через кассу. На это я ответил ему, что средства контроля в виде бирок целесообразны, например, в магазине модной одежды, где каждый товар стоит не менее 100 шекелей, а к примеру в случае баночки творога такое средство увеличит ее стоимость вдвое. То есть, баночка будет стоить не три шекеля, а шесть, и расходы придется оплачивать потребителю. Но даже в этом случае предположим, что потребитель взял баночку с творогом, передумал его покупать, но поставил ее обратно не туда, где стоит творог, а туда, где сметана. Когда он проходит через кассу, касса бибикает и сигналит, что украден творог за три шекеля. В этом случае возможны два варианта:

1. Живой оператор на кассе есть. Он разбирается в ситуации, покупатель показывает ему, куда он положил творог, очередь задерживается и недовольна, но ситуация разруливается.

2. Живого оператора на кассе нет. Покупателю приходится бросать корзинку с товаром и выходить из магазина ни с чем. Товары раскладывает обратно опять-таки либо живой человек, либо навороченный робот с очень развитым искусственным интеллектом, приближающимся к человеческому.

Целесообразность второго варианта весьма сомнительна. Искусственный интеллект, способный решить эту задачу, должен быть примерно такого уровня, что при его достижении существование человечества в целом в принципе не имеет смысла. Тема бунта машин разрабатывается в научной фантастике примерно с рубежа 19-20 веков, и нет никаких реальных средств заставить этот интеллект подчиняться трем правилам робототехники Айзека Азимова. Он может нарушить протокол и нырнуть под флажки, как волк из песни Высоцкого, и обязательно это сделает. Думаю, что я до времен, когда эта проблема актуализируется, не доживу, и даже мои дети вряд ли доживут.

А теперь поговорим о другой проблеме, высветившейся в период коронакризиса, когда был введен обязательный порядок электронной записи к врачам и в банк в электронной форме. Выяснилось, что примерно треть населения Израиля не умеет обшаться с облачным интеллектом и испытывает очень серьезные проблемы. То есть, эти люди без посторонней помощи не могут достучаться ни до врача, ни до банкира. Банкирам это нравится, потому что приемный зал банка пуст, в нем нет недовольных и чего-то требующих клиентов. А вот клиентам почему-то не нравится.

Облачный интеллект уже сейчас делает беспомощной и лишней треть населения. Но без врача и банкира в принципе можно обойтись, как обходятся без них в глухой сибирской деревне. А без продуктов обойтись нельзя. И что будет делать в ситуации, когда торговые точки будут переведены в автоматический режим, эта треть населения, не способная осилить базовый курс пользователя автоматической кассы?

Закончу констатацией следующего факта. Поскольку, как мы уже сказали выше, экономические решения большей частью политически мотивированы, нам следует уважать и понимать азбучные истины. За любыми красивыми лозунгами следует видеть интересы того или иного класса. Если рабочий ты сам, ты должен войти в единый рабочий фронт, а не блокироваться со "своими" фашистами, и тебе всегда должно быть чуждо дело классового врага. Понимая это, надо осмысливать все прочие проблемы, в том числе и вызываемые техническим прогрессом.


Рецензии