Коржики

Память - это не только слёзы о прошлом,
это будущее, ради которого стоит жить и бороться...

   Лакируя коржики взбитым яйцом, я вспоминаю, как делала это бабушка. В моих неловких руках - щёгольская пекарская кисточка, но с неё всё время что-то капает или стекает на стол. А вот бабушка, обмазывая пирожки простой газетной бумагой, не роняла ни капли. Она отрывала от страницы полосочку, сбоку, там, где нет букв, складывала вдвое, сминала немного посередине, чтобы получилось нечто вроде желобка, и гладила пирожки до того, что они пыхтели от удовольствия, безыскусно нежились и пускали пузыри, точно младенцы. Из печи  пирожки выходили ровными, румяными, щекастыми, сияя и лоснясь, как именинники. У моих же, болезных бедолаг, - постоянно перекошенные, будто бы от зубной боли, лица, с некрасиво полуоткрытыми ртами, так что даже видна не проглоченная начинка. А, бывает, что и вовсе - наплюёт который подле себя на противень, да сохнет сам по себе, паршивец, сурьмит угольками брови, как возрастной ловелас.

   Бабушка умела сладить со всем, за что ни бралась. Широкой лопаткой ногтя большого пальца она ловко проводила по сгибу теста или ткани, перед тем как ущипнуть за пухлый подбородок пирога или подрубить полы пальто. Теплом мягких ладоней, лишь прикоснувшись ими ко лбу, словно дуновением летнего сумеречного ветра, усмиряла туберкулёзную горячку мужа - фронтовой трофей, или обмывала тёплой водой его сделавшееся внезапно недвижным тело... И усмирила-таки, поставила на ноги так, что после он пережил её на те самые сакральные семь лет.

   Этими же ласковыми руками, во время Великой Отечественной войны бабушка копала землянку для своих учеников. Не обыкновенную, - в три наката, но, для надёжности, в шесть. Упираясь зубами в нижнюю губу, катила брёвна, укладывая их крест-накрест сверху вырытой ямы, чтобы защитить детей от мин и осколков снарядов. Бабушка служила заведующей школы. В те годы так и говорили - не директор, а «заведующий». Дабы ведал человек, что творит на этой земле, и учил тому же детей, - своих и чужих.

  Неловко размазывая сырое яйцо по круглым бледным щекам коржиков, я радуюсь, что знаю, - видел! - как делала это бабушка. И, пусть так и не научился всему, что умела она, и ловок не слишком, но самую важную науку - любить любое дело, которым занят, и каждого, кто рядом с тобой, несмотря ни на что, я перенял у неё.   

Память - это не только слёзы о прошлом, это будущее, ради которого стоит жить...

-------------
7 - сакральное число славян, Земля обозначение цифры 7 на Руси


Рецензии