Соль диез минор

 За широкой и уходящей под потолок тёмно-коричневой дверью слышался приглушённый голос учительницы. Что говорила, разобрать не получалось. Стася подходила близко-близко и чуть ли не прикладывала ухо в ожидании хоть небольшой паузы в бесконечном разъяснении чего-то непонятного детям. Так и не дождавшись, растерянно отступала в пустоту школьного коридора, заворачивала за угол и шла несколько озадаченная почти до раздевалки. Но словно решившись на отчаянный шаг, едва ли не бегом возвращалась и - вновь прислушивалась.
 
 А нужен был ключ от квартиры - ноты взять.
 
 Тамара Владимировна - учительница музыки, когда Стася опаздывала, сердилась. А если ошибалась, стучала длинной деревянной линейкой по пальцам: тук-тук-тук… иногда очень долго: тук-тук, тук-тук, тук-тук-тук… и всегда в самый разгар игры, когда все десять увлечённо бегали по клавишам, а глаза следили по нотам какие нажимать. Вздрагивала от неожиданности. Было совсем не больно. Просто никак не могла привыкнуть - забывала, что может получить по рукам.
 
 Потому, когда перед большой переменой объявили о переносе классного часа на следующую неделю, обрадовалась. Решила, что успеет дома до занятия повторить все пьесы, этюд и раза три проиграть гамму и арпеджио.
 
 Но кармашек был пуст.
 
 Длинный серебристого цвета стержень тяжёлого ключа вешать утром на шею не хотелось. Вот и носила его со шнурком в портфеле.
 
 «Куда делся?..» – пришлось заглянуть в пенал, в котором и без него всему тесно, выложить учебники и тетради на сомнительной чистоты пол перед дверью в квартиру, чтобы перевернуть портфель вверх дном и хорошо потрясти. Выпала лишь новая точилка алого цвета, а следом вылетел простой карандаш с резинкой на конце.
 
 «Юлькин?!.» – вспомнив про ключ у сестры, быстро покидала всё обратно в портфель и побежала в школу. Ещё и прибавила ходу, когда услышала звонок, и срезала угол пока что зелёного газона школьного двора по желто-красным, рябым и пёстрым листьям, опавшим с деревьев и кустов, насаженных густо вдоль забора.
 
 И всё равно не успела.
 
 Юля сидела уж там, за дверью с табличкой «1-в», где-то в конце среднего ряда на одной парте с соседской Таней. Нет, ждать, когда закончится урок у первоклашек, третьекласснице никак нельзя.
 
 Стася решительно дёрнула за ручку. Дверь неожиданно легко распахнулась, и замолчавшая на полуслове учительница замерла с удивлённым лицом. Внимательные, широко распахнутые светлые глаза в одно мгновение потемнели, сощурились и стали колючими, словно наполнились острыми холодными льдинками откуда-то изнутри.
 
 «Как у Снежной королевы, когда она увидела Герду…» – по инерции шагнув вперёд, Стася повернула голову в сторону парт и прыгающим с ученика на ученика взглядом старалась как можно быстрее отличить мальчишек от девочек, чтобы признать в одной из них сестру. Но тщетно. Найти личико Юли среди стольких мелких, с любопытством уставившихся, лиц оказалось невозможно. Потеряв всякую надежду и устремив невидящий взгляд поверх голов, Стася позвала:
 
 – Юля!..

 Вздрогнув от звука собственного голоса в притихшем классе, прокричала то, что мысленно повторяла много раз ранее перед закрытой дверью:

 – Дай твой ключ от дома, я свой где-то потеряла, а мне на музыку надо идти!

 – Та-ак… Выйди из класса! Сейчас же! Выходи, выходи. Закрой за собой дверь и постучись, – учительница приближалась и, говоря строго и громко, постукивала длинной указкой по одной из ладоней. – Как только услышишь, что разрешаю войти, зайди. И не забудь поздороваться, прежде чем начнёшь говорить, что тебе нужно.
 
 От пронизывающего насквозь взгляда веяло безграничной уверенностью в силе ещё неведомых Стасе знаний, что невольно пятясь и нестерпимо желая повернуться и убежать куда подальше, она в то же время понимала - без ключа нельзя. Не обращая внимания на смеющихся за партами детей, сделала так, как требовала Юлина учительница.
 
 – Вот теперь всё правильно. Подожди в коридоре за дверью. Сестра вынесет ключ. Не потеряй и его, – льдинки в глазах растаяли, и смотрела она со спокойной, слегка насмешливой улыбкой, по-доброму.
 
 – А как я попаду домо-ой?.. – капризно протянула Юля, прикрывая дверь и крепко держа стержень ключа за бородку всеми пальцами.
 
 – Давай быстро! Никак… побудешь у Тани… – вытянув ключ за кольцо из кулачка сестры, Стася сунула ей в карман остро очиненный карандаш и, подхватив портфель, поспешно зашагала прочь. Надо было отдать вечером - сразу, как только легко снимаемая с нового карандаша стружка длинной, тонкой змейкой выползла из точилки.
 
 – Ой!.. Так и знала, что ты взяла, - услышала вдогонку, но побежала, когда завернула за угол ещё пустого школьного коридора, решив вернуть точилку вместе с ключом. И, чтобы положить его в кармашек портфеля, остановилась около раздевалки.
 
 – Петрова, чего не дома и на пианине не бренчишь? Не это ли потеряла? – выпячивая грудь в чёрной, с двумя белыми полосками на манжетах, мастерке, перед Стасей возник Сидоров с болтающимся на шее знакомым ключом.
 
 – В раздевалке нашёл? – смотря на него глазами, полными удивления, Стася то улыбалась радостно, то хмурилась, ничего не понимая. А мальчишка, довольный произведённым эффектом, вновь и вновь подкидывал в руках футбольный мяч.
 
 – Ключ Генка у тебя на уроке вытянул. За шнурок. Свисал чуть ли не до пола из портфеля. Так бы потеряла на улице, – заступился за друга Иванов, появившись из раздевалки следом, пряча зажигалку в карман тёмно-синих тренировочных штанов и одёргивая такого же цвета свитер.
 
 – Отдайте Юле на перемене, мне некогда, – Стася резко шагнула в сторону, чтобы обойти мальчишек. Отвечая у доски, она краем глаза уловила непонятное движение около своей парты, но лишь мельком взглянула, когда Сидоров, получив замечание от учительницы, сидел уже ровно. «Хотела же спросить, что взял…»
 
 – Не надо было вылетать из класса как сумасшедшая. У нас тоже тренировка по футболу. Видишь?.. – и Сидоров катнул мяч с руки под ноги Стасе.
 
 – Дав-вай кклю-уч!.. – едва не споткнувшись, но всё же перешагнув, чудом удержала равновесие.
 
 – А списать по русскому? – Сидоров накинул на протянутую ладонь шнурок с ключом. – Смотри, как ловко.
 
 Подобрал мяч и - плечом открыл дверь школы.
 
 – Нашёл у кого просить. Смешно, ха-ха! У неё самой всегда полно ошибок, – Иванов, придерживая дверь перед Стасей, состроил страшную рожицу и показал язык.
 
 – Сам такой, – замахнулась в ответ портфелем…

 – Пет-ро-ва, уже на музыку спешишь? Поиграй с нами в футбол, а?.. Побудь голкипером - это почётно, – услышала Стася где-то через час голос Иванова издалека.

 «Опять они!..» - но о другом пути на занятие музыкой поздно было думать. После игры на стадионе в парке, а он был напротив Центра творчества, мальчишки возвращались в школьную раздевалку через её двор.
 
 – В такой большой чёрной папке у тебя ноты?.. Дай посмотреть... Ни разу не видел… Слабо с такой сумкой ходить, Вано?.. – Сидоров бежал навстречу, пиная перед собой мяч. Иванов не отставал, стараясь перехватить, и через мгновение ребята были рядом. Шумно и учащённо дыша, они покрикивали друг на друга, когда удар кедом приходился по ноге, и всё кружили и кружили перед Стасей, не переставая бороться за мяч.
 
 – Пропустите - опоздаю из-за вас… – Стася прятала, заводила за спину драгоценную ношу и пыталась без потерь пройти мимо мальчишек. – Отстань, Си-до-ров! Не тронь!
 
 Но он сам потерял мяч и, уступив победу Иванову, с силой тянул за угол папку, а вырвав из рук, предложил:
 
 – Давай посмотрим, как она летает.
 
 Залихватски свистнул, крутанулся, подкинул вверх, и... папка плюхнулась на крышу одного из сараев за кустами разросшейся и обвешанной зелёными стручками акации.
 
 Ноты не вылетели.
 
– Фьють! – присвистнул раскрасневшийся от игры Иванов и покосился на белее мела Стасю.
 
 – Ванька, твоя очередь лезть. Петрова, только не вздумай реветь. Достанем. Карауль, – и Сидоров пасанул мяч. Стася, вложив в удар ногой всю силу, какую смогла собрать, пробила криво - мяч полетел снарядом не в Генку, но он перехватил. И вновь катнул к ногам в осенних туфлях.
 
 – Видел ящики у другого сарая, – Иванов метнулся за угол. – Генка-а, дуй сюда-а....

 Глазами полными слёз Стася смотрела, как мальчишки тащили ящики, ставили один на другой, и как здоровяк Сидоров подсаживал на крышу худейшего Иванова, а видела, что всё ближе и ближе подступает конец сказки о превращении сердитой учительницы в добрую, потому что опять опоздает и не сыграет без ошибок как дома.
 
 Когда же Ваня, осторожно ступая по серому шиферному скату, приближался к чёрному прямоугольнику папки и, скинув, подходил к волнистому краю - слёз не стало, высохли. Сразу крепко зажмурилась, а прикрыв глаза ладонями, подсматривала в щёлочки меж пальцев: «Хоть бы крыша выдержала, и только бы не свалился…»
 
 А Иванов спрыгнул.
 
 Поднял руки и, запустив пальцы в жесткие светлые волосы, растрепал и без того непокорные вихры. Скорчил недовольную, негодующую гримасу и жутким голосом крикнул:
 
 – Дуй на музыку, Петрова. Прогулять хочешь?
 
 И пробегая мимо Сидорова, бьющего мячом по кирпичной стене сарая, Стася слышала, как Иванов звал:

 – Генка, кончай!.. Мне сестрёнку из садика надо забрать... Догоня-ай!..

***

 За широкой и уходящей под потолок тёмно-коричневой дверью подозрительно тихо. Стася стучит и, приоткрыв, ищет глазами учительницу около инструмента. Но она читает у окна.
 
 – Тамара Владимировна, здравствуйте. Можно войти?
 
 – Та-ак… Проходи. Десять минут у тебя. Какую гамму играть будешь? – положив книгу на стол и выдвинув стул, учительница садится справа от пианино и, закинув ногу на ногу, одёргивает юбку.
 
 – Соль диез минор, – Стася, открыв крышку и посматривая на клавиши, расправляет на коленках край платья. – Строится так: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон.  Четыре диеза при ключе: соль, ля…  - «как зубчиков у ключа от дома…» - до, ре…

 – Играй, времени нет на разговоры, – перебивает учительница. – Сколько… сколько диезов?
 
 – Пять… - ещё фа, – Стася ищет глазами линейку на столе и пробегает взглядом по обложке книги «Полёт шмеля над …» - последнее слово разобрать не успевает.
 
 Тамара Владимировна смеётся.
 
 – Вот она, вот… – привстаёт, тянется рукой к верхней крышке пианино, садится и кладёт на стол около себя длинную деревянную линейку. – Играй, Настенька. Следи за аппликатурой.


Рецензии
Вроде бы неплохой рассказ. Но сама манера изложения очень не логичная. Уточнения и отступления скорее путают и сбивают, чем проясняют картину. Всё время приходится догадываться о чём же именно идёт речь. Такое простое событие как девочка потеряла ключ из-за чего не могла попасть домой, чтобы поиграть гаммы,
подано крайне сложным способом! Имеет место двойной временной перескок как в некоторых фильмах когда сначала показывают настоящее, потом прошлое, потом снова настоящее. Но даже в фильмах пишут "не задолго до этого" чтобы зритель не запутался! Тут же автор не предупреждая переходит к предыдущим событиям!

И как вот это понимать? "услышала Стася где-то через час голос Иванова издалека." не понятно через какой час? Она что целый час стояла перед мальчишками? Или имелось ввиду, что прошёл час от начала её урока музыки? Или это аллегорическое сравнение, будто ей показалось что прошёл целый час между репликами одного и следующего?
-------------------------------
Таких учителей которые бьют линейкой по пальцам, нужно гнать поганой метлой из профессии! Путь даже они это делают не больно, но! Это унизительно! Так нельзя!

В Китае в школах тоже распространён этот метод: учеников, делающих ошибки, вызывают к доске просят вытянуть руку ладонью вверх и бьют указкой, чаще символически, но иногда и сильно.

У меня занималась ученица, из Китая, так после такой системы обучения, она не могла выполнить ни одного творческого задания т.к. боялась действовать самостоятельно и совершить ошибку.

В общем рассказ не пустой, приводит к размышлениям, но слог оставляет желать лучшего.

Фирсов Михаил   28.01.2024 03:10     Заявить о нарушении
Надо же - не ожидал такого развёрнутого впечатления. И "двойной временной перескок", и "целый час" (потерянного?) времени насторожил. Перечитаю. Хотя, наверно, она занималась дома - играла перед занятием, мне надо было показать сколько времени прошло, и что мальчишки уже в футбол успели поиграть. Надо же - забыл. Подсмотрю.

Не умею так "сочинять" отзывы. Рад. Наконец-то узнал про себя и этот рассказ кое-что и очень важное.
Спасибо.

Фёдор Верин   28.01.2024 08:37   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.