Фокельзан. Бой на кладбище

   
  Когда мы подошли к деревне, немцы открыли огонь из подвалов, чердаков. Деревня эта, по моим понятиям, была и не деревня даже, а городок западного типа. В ней были и двухэтажные дома, улица покрыты асфальтом. Начались уличные бои. Мы спешили, чтобы к наступлению темноты выбить немцев прочь. Удалось. Окопались на окраине, очистили дома и подвалы. Устроили на всякий случай засады, расставили посты. Слева и справа тоже стреляют. От этого на душе спокойней - значит не одни. А у меня же еще и другая, основная забота. Война войной, а обед... Ну хотя бы не по расписанию. Мне по должности война так, второстепенное. Главное, чтоб солдат был накормлен и устроен. Я тогда заволновался, как же накормить роту? Медсестра из соседней роты Лида сказала, что видела при наступлении какую-то ферму. Там были коровы. Я чувствую, что она деревенская. Спрашиваю: "Ты доить умеешь?" "Приходилось", - отвечает. Быстро нашли ведра, взяли двух солдат и в путь. Не все коровы имели молоко, но надоили аж 4 ведра. Прямо в квартире разожгли костер, нашли посуду и вскипятили молоко. Сухой паёк, консервы, сухари - все пошло в ход. Солдатам понравилось. Похваливали обед. Мне это было очень приятно.
  А вокруг гремело. Старший лейтенант Горб собрался сделать вылазку, позвал и меня. Помню вышли мы к шоссе. Затаились. Темно. Вдруг со стороны немцев послышался цокот копыт. Лошадь по шоссе бежит! Присмотрелись: без всадника. Я попробовал ее подманить и поймать. Наша ротная лошадь ведь за Одером осталась, да и была она к тому же изможденная. Но немецкая лошадь нам не далась.
  Ускакала к своим. Потом опять возвратилась, но мы оставили ее в покое. Вдалеке послышался шум паровоза. Горб подсветил фонариком карту - впереди в нескольких километрах была железнодорожная станция. Поняли - немцы подбрасывают подкрепление.
  Вернулись к своим. Стали готовиться к бою. И точно: ближе к утру завязались ночные бои. Немцы открыли сильный огонь. Правда, главный удар достался нашим соседям справа. Когда огонь чуть утих, я взял солдата и отправился назад к Одеру. Саперы уже наладили настилы, и я нашел своих хозяйственников и поваров перебравшимися на наш теперь уже берег. Привел я их в деревню, выбрал хороший двухэтажный дом с придворными постройками. Разместились: кухня в доме, повозка, лошадь, походная кухня в сараях, в подвалах продукты свои и, что остались от хозяев.
  Когда я вернулся в роту, то на старом месте ее не застал. Немцы в это время снова открыли по деревне сильный огонь. Я присел переждать налет и... задремал под эту "музыку". Очень устал. Своих нашел утром. Они сместились вправо. Оказывается, немцы полезли ночью в атаку, и роту бросили на помощь соседям. Бой был тяжелый. Наши оборонялись на кладбище. Немцы обстреливали их из тяжелых орудий. Снарядами разворотило могилы, выбросило наружу гробы, скелеты и мертвецов. Немцы наступали с собаками. Собаки были натасканы специально для таких атак. Я видел убитых собак, вцепившихся в горло нашим солдатам. В руках наших убитых бойцов были саперные лопатки, ножи.


Рецензии