Глава 4. Исповедь Степана

      Глава 4. Исповедь Степана.

Семья у нас была большая — начал мужчина. - Мать отец и шестеро детей. Старшей была сестра Верочка — мама называла её Верушкой.  Вообще она всех детей называла в уменьшительно-ласкательном ключе: Верушка, Стёпушка, Полюшка Иринушка, Максимушка, Никитушка.
Мама была из очень интеллигентной образованной семьи — отец директор нашего градообразующего завода  мама — актриса областного театра.  До сих пор не понимаю каким образом они сошлись! Мама кроме того что обладала большим талантом была ещё и необычайно красива:  шикарные волнистые волосы цвета спелой соломы, необычайно синие васильковые глаза, правильные нежные черты лица, стройная, не смотря на количество детей, фигура. Отец же ничем не выделялся — ни лицом, ни фигурой, ни ростом. Видимо, тут действительно сработал закон физики, когда разноимённости притягиваются.
На вопрос:
-Как ты умудрился  завоевать такую красавицу, ведь ни ростом ни взял, ни красотой, ни умом?
Отец отвечал:
-А чем взял Пушкин свою Натолью Николаевну хотя был невелик ростом да и красоты — кот наплакал? Поэтической строкой взял! Вот и я свою Наталью Николаевну уболтал! Язык у меня всегда был хорошо подвешен. Всем известно что женщина любит ушами и даже самые яркие красавицы и умницы не исключение.
Поначалу всё было хорошо — родители работали дети подрастали, а потом произошёл перелом — первым начал попипивать отец,  всегда находя для этого и причину, и повод. В доме всегда было много гостей — семья была приветливой и хлебосольной но и-за частых выпивок и срывов отца уволили с работы и настали трудные времена — маминой зарплаты на всё не хватало — только на спиртное. А потом в доме появились друзья отца - тётя Валя и дядя Валерий которые своими действиями только усугубляли и без того плачевное состояние.
Валентина каждый раз кричала матери:
-Пей Наталья — пусть им меньше достанется!
Имама начала прикладываться к рюмке, чтобы меньше доставалось мужчинам. И с каждым днём всё больше — сначала наравне с ними а потом и больше них.  Дети начали голодать.
Никитка шарил по всем столам и шкафам в надежде найти хотя бы какую-то завалящую корочку или сухарик но всё было съедено давно. Поначалу нас подкармливали соседи, но не будет же это продолжаться всё время? И они, конечно, перестали.
Когда Верушке исполнилось пятнадцать она пыталась устроится на работу — ей отвечали:
-Вот исполнится шестнадцать  получите паспорт— тогда приходите.
И она пошла к младшей сестре матери - тёте Клаве. Та сжалилась над нами и приняла сестру по документам матери мыть подъезды. Мне исполнилось пятнадцать и я попросил знакомую принять меня в продуктовый магазин, где время от времени подрабатывал грузчиком. Она по документам отца приняла меня дворником, и я теперь уже почти официально занимался разгрузкой продуктов. Нина Ивановна всегда ставила меня в пример другим работником, потому что я в отличие от них спиртного не употреблял и никогда от работы не отлынивал.
За дворника я получал зарплату, а за разгрузку Нина Ивановна чаще всего платила продуктами — овощами, постным маслом, крупами, иногда давала в награду
 за хорошую работу несколько пачек чая или печенья.
Теперь у нас еда была каждый день — в крайнем случае можно было выпить чая с куском хлеба, похлебать постного супчика, который теперь Верушка готовила каждый день и Максимка с Никитой перестали падать в голодные обмороки.
Раз в полгода Нина Ивановна награждала меня или бройлерным курёнком или куском совершенно постного мяса — другое в наш магазин не попадало.
Когда в первый раз сестра сготовила суп с курятиной и положила каждому из нас по кусочку мяса в тарелку Никита с Максимом выложили свои на стол, потому что решили что это какой-то мусор — они не знали что такое мясо. Когда мы с сестрой объяснили что это они съели свои кусочки и стали смотреть на сестру умоляющими глазами и мы с Верой отдали им своё мясо.
Наташа с Ирочкой перешли в восьмой класс и мы вместе с тётей Клавой решили что после восьмого они будут поступать в планово-экономический техникум который заканчивала в это время наша Верочка. Тётя Клава сказала:
-После защиты диплома я переведу Верушку  заместителем главного бухгалтера а вас, девчонки, буду готовить на бухгалтеров материального и расчётного стола и сразу после окончания третьего курса переведу из подсобных рабочих в бухгалтерию.
-Вот тогда мы и заживём по человечески! - обрадовались девчонки. - Сможем наконец купить нам новые платьица а то нас в классе называют нищенками.
Получив следующую зарплату старшая сестра сказала что мы должны купить Наташе и Ирочке новые платья но те категорически возразили:
-Тебе новое платье нужнее — у тебя защита диплома! Лучшая студентка курса и в таком затрапезном виде?! Мы уже привыкли ко всем эпитетам тех кто привык  обижать нас.
Общим голосованием признали что девчонки правы и купили платье Верушке. И только тогда увидели как она похожа на маму — такая же красивая и стройная.
Вера защитила диплом на пятёрку ,и тётя Клава, как и обещала, перевела её в заместители главного бухгалтера.
Я к этому времени тоже уже работал в ЖЭКе тёти Клавы учеником слесаря. В мои обязанности входило не только перенимать опыт у лучшего слесаря Петровича, но и следить за тем, чтобы он не пил во время работы, поэтому во время вызова я сразу объявлял хозяевам квартиры, чтобы они никаких бутылок Петровичу не совали, а если хотят отблагодарить давали рубль -другой лично мне в руки.
У меня задание от начальницы ЖЭКа следить чтобы наш Петрович во время работы не пил! - строго объявлял я, и скоро уже все жильцы знали об этом, и деньги отдавали мне.
В конце месяца я нёс собранную сумму и предъявлял тёте Клаве. Та вызывала к себе Петровича и делила всю сумму нам на двоих. Для нашей семьи это была ещё почти одна зарплата а Петровичу столько пропивать было жаль и   нёс проработок  жене Галине. Галина Христофоровна узнав, что эти деньги моя заслуга, старалась любым способом отблагодарить меня —  передавала что-нибудь печёного — то пироги или пирожки, то варенье или маринад.
К этому времени наши родители спились совсем, и однажды зимой, возвращаясь от очередных  друзей, замёрзли не доходя квартал до дома. Хоронили их всем домом — мы бы такого сами не осилили. Больше всех расстраивался и плакал Никитка — он ещё помнил мамину нежность и любовь. Не скрою и мне было жаль загубленной жизни мамы ведь она была в общем добрым и мягким человеком — отец своими пьянками загубил её жизнь да и наши жизни исковеркал.
Через пару дней после защиты в нашу квартиру пришёл парень и собрав всех детей в зале  представился и сказал:
-Дорогие ребята я пришёл просить руки вашей старшей сестры Верочки — я очень люблю её да и она ко мне хорошо относится.
Максим и Никитка бросились к Верушке обхватили её ноги и чуть ли ни хором закричали:
-Мама Вера не бросай нас не уходи — мы без тебя  умрём.
-Как вы такое могли подумать?! - недоумевал парень по имени Павел. -Верочка вам заменила мать, а я заменю отца. Вместе нам будет жить намного легче. Мы с Верой будем работать, а вы учиться.
И мы согласились — тем более и Вера нас уговаривала говорила что любит Павла что он хороший человек и никогда нас не обидит, что с нам нам будет хорошо.
И действительно после того как Павел перешёл жить к нам, мы постепенно стали забывать, что такое голодная жизнь при вечно пьющих родителях. Мы забыли и о постоянных  скандалах и о отвратительных пьяных физиономиях. Теперь у нас было всё необходимое. Павел и Вера оформили над нами опекунство и государственные службы перестали дёргать нас на предмет отправки детей в интернат или детский дом.
Теперь у нас была возможность и питаться нормально и приобретать необходимые вещи — у нас были три полноценные  зарплаты.
Я вернулся в школу чтобы окончить восемь классов и пойти учиться в техникум — с моим  семиклассным образованием можно было рассчитывать только на работу слесарем в ЖЭКе — блгодаря Петровичу я освоил это дело так же хорошо, как и старый мастер, но для дальнейшей жизни этого было мало тем более уже тогда я положил глаз на Лидушку. Моя симпатия к ней началась именно в седьмом классе.
Семья Куприяновых переехала к нам после выхода отца семейства на военную пенсию и Лида попала в нашу школу. Девочка была видной и более чем симпатичной — не понравиться она не могла. И понравилась не только мне. Я заметил какой взгляд кинул на неё одноклассник Витька Бурмистренко — как его все называли Бурмистр. Бурмистр претендовал на негласного лидера нашей школы. В каждом классе у него были и свои шестёрки, и доносчики, и бойцы. Поговаривали, что он организовал банду из школьников, которая бомбила ларьки, уверенная в том что их не накажут, ведь они несовершеннолетние.
Я понял, что сегодня девочку ждут большие неприятности, поэтому сразу после окончания уроков пошёл за ней следом. Чтобы не плестись сзади подошёл к ней и сказал:
-Лидушка вы где живёте?
-В Заводском районе — ответила она. - А что?
-Я провожу тебя! Там у нас очень неспокойная обстановка — соседние районы воюют друг с другом стенка на стенку. Можно Лидушка?
-Конечно — согласилась та и поинтересовалась -А почему Лидушка?
-Так наша мама называет всех ребятишек — тебя бы она тоже назвала так.
-Твоя мама видно очень добрый человек! - сделала вывод девочка.
-Была доброй — согласился я.
=Почему была? - переспросила Лида.
-Она умерла — ответил я.
-Жаль! - отреагировала Лидушка. - Добрые люди должны жить долго — тем более мамы.
Я оказался прав: едва мы вышли из автобуса нас окружила ватага пацанов вырвала из рук Лидушки портфель и начала перебрасывать от одного пацана к другому я кинулся было вслед но понял что это бесполезное занятие — дело было не в них а в Бурмистре. Я налетел на него сбил с ног и прижав голову к асфальту сказал:
-Прикажи своим рабам вернуть портфель и попросить прощения. Ну же быстро! А то голову сверну на бок!
Чуть сильнее прижал голову и Бурмистр заверещал;
-Эй, вы, верните портфель девчонке!
- И попросите прощения! - добавил я.
Пацаны бросили портфель но просить прощения не стали. Я ещё немного прижал голову Артуру и сказал:
-Тогда проси ты.
И только после того как тот попросил прощения отпустил его — он рванул от меня как дикий кот, вырвавшийся из капкана.
Я поднялся отряхнул пыль с одежды и с диким видом двинул в сторону шайки — та сорвалась с места следом за своим предводителем, а мы спокойно отправились дальше.
Я довёл девочку до самого её дома и она предложила зайти к ним чтобы привести одежду в порядок — она была вся в пыли и одна штанина разорвана. Пришлось соглашаться хоть и страшновато было — как воспримут родители такого замарашку. Дома никого не было и Лидушка предложила мне принять душ. Когда я уже заканчивал мыться открылась дверь в ванную и на пороге появился мужчина похожий на  Лиду — я чуть не грохнулся там же в ванной со стыда потому что стоял перед строгим мужчиной совершенно раздетый и мокрый как цыплёнок. Мужчина, не сказав ни слова, вымыл руки и вышел, плотно закрыв двери, чтобы я не смог скрыться. Я слышал как он спрашивал у Лиды довольно громко:
-Кто это в нашей  ванной в голом виде?
Лида не скрывая ничего рассказывала отцу о наших сегодняшних приключениях.
-А, защитник?! - отреагировал мужчина. - А я уж подумал не кавалер ли появился у моей девочки едва она успела попасть в новую школу!
-Как ты мог подумать такое папка?! - повысила голос девочка. - Степан меня от целой толпы мальчишек защитил. Я предложила ему принять душ потому что он был в пыли да к тому же хулиганы порвали ему брюки.
-Ну ка покажи — попросил мужчина и видимо взглянув на мою одежонку он сразу всё понял потому что сказал:
-Дочь неси ка костюм брата! Димка его всё равно уже не носит, а этому юноше он будет как раз в пору.
Дальше он меня так юношей и называл.
Ушёл я от них обласканный в почти новом костюме унося свой для младшего брата Максимки.
Максим был одного роста со мной хотя и на год моложе. Только он был слишком худощавым — весь в маму, и мой костюм висел на нём, как на вешалке. Но несмотря на это он выглядел он более чем хорошо, потому чтоб как и Верушка, был похож лицом на маму и волосы у него были такими же только глаза как у отца — карие с лёгким прищуром. Из всей семьи только  У Веры и у меня были ярко васильковые глаза, но Верочка была так же красива, как мама,  а я лицом был похож на отца, как он сам признавался — средней паршивости. Но мы, опять же по его словам, брали харизмой. Скорее всего — брал он, а я пока ещё не брал ничем. Чем взял  Лидушку — понятия не имею. Она говорила что я очень добрый и надёжный. Ну, со стороны, наверное, виднее.
С этого дня я почти каждый день провожал Лидушку домой и почти каждый раз нас сопровождал Артур со своей шайкой. Однажды я не выдержал и спросил его:
-Что ты хвостиком плетёшься за нами — не западло?
-Ищу момент подходящий, чтобы умыть тебя за то, что ты унизил меня перед пацанами и перед девчонкой! —со злостью выдал он. - Не надейся, что тебе это сойдёт с рук!
На следующий день я записался на бокс, чтобы в случае чего не ударить в грязь лицом. Единственно, что мне не нравилось так это полный запрет использования бокса в любых своих целях доже для защиты.
Дело у меня шло неплохо тренер даже хвалил меня и говорил что с моим упорством и настойчивостью я смогу многого добиться.
Единственно что мне не нравилось так это полный запрет использования бокса в любых своих целях доже для защиты
  -В таком случае я буду вынужден исключить любого из числа моих учеников и укажу на дверь — сказал он тоном не терпящим возражений.
Кто-то спросил его:
-А в целях самозащиты тоже бокс нельзя использовать?
-Бокс — это спорт — ответил Михаил Юрьевич — а не кулачная драка, как вы думаете.
В течении года тренировок тренер начал выставлять меня на городских соревнованиях, и я очень часто побеждал. Меня начали узнавать в городе не только парни но и взрослые.
Вся моя известность закончилась только благодаря Бурмистру. Однажды осеню он со своей шайкой встретили нас с Лидой после занятий, окружили нас со всех сторон и начали наступать со зверскими физиономиями, угрожая втоптать в грязь. Я не выдержал и пустил кулаки в ход. Больше всех естественно досталось Артуру. Я уже не думал о том, что его папаша не последний человек в прокуратуре и эта драка для меня может кончится плачевно. Итог последовал быстро — во-первых: тренер, как и обещал, указал мне на дверь, а во-вторых: в прокуратуре на меня завели дело за причинение телесных повреждений. Мне объяснили популярно, что мне светит срок от трёх до шести лет. Вся шайка в один голос валила вину на нас. Наши с Лидушкой голоса потерялись в общем хоре. Как Верушка с Павлом не пытались защитить меня даже адвоката наняли на небольшие наши доходы — ничего не помогло -даже мои занятия боксом  использовали, чтобы усугубить  и без того непростое положение. Бурмистр злорадствовал:
-Вот я с тобой наконец и расквитаюсь за всё!
Даже Лидушка просила его не доводить дело до суда но он ответил:
-Если согласишься на сделку со мной — может и пощажу.
-Что за сделка?! - почувствовала подвох девушка.
- Во-первых: пусть твой нищеброд попросит у меня прощение перед моими друзьями а во-вторых: ты его оставляешь и начинаешь встречаться со мной и уже глядя на твоё поведение я решу казнить его или миловать. Если ляжешь со мной — парни изменят показания и он отделается в крайнем случае условным сроком.
Лида просто плюнула ему в морду но Бурмистр всё хорошо понял и сказал:
-Пеняй тогда на себя: твой нищеброд огребёт по полной.
Я даже взбеленился услышав что Лидушка разговаривала с ним.
-Как ты могла пойти к этому уроду и просить его? Ты что не поняла что он просто издевался над тобой?! Да и надо мной тоже. Прошу тебя, Лидушка, чтобы это был первый и последний раз. Нам не нужны подачки этого типа!
-Стёпушка — чуть не плакала Лида. - Они же посадят тебя а я останусь одна…
-Как это одна? - возмутился я. - А твои родители разве не в счёт? Да и моя семья всегда поддержит тебя и поможет.
Тогда Лида пожалела, что мы не поженились.
-Если бы у меня было свидетельство — легче было бы добиваться свидания с тобой да и  передачки легче передавать.
Я и сам жалел об этом.
-Давай подадим заявление сейчас? - предложила Лида.
-Чтобы нас регистрировали в тюрьме?! - не понравилась мне идея.
-А что тут такого?! - запротестовала Лида - И там жизнь не заканчивается. Зато и мне будет легче и тебе будет спокойнее.
-Да уж — спокойствие — ничего не скажешь! - возразил я но подумав всё же согласился.
Нас расписали через месяц в КПЗ. Женщина расписывающая нас смотрела на Лидушку с жалостью и я всё пытался прикрыть её от этого взгляда.
Мне, как и обещали, дали срок три года, объявляя, что это минимальный срок, потому что первая судимость и ранее я не стоял на учёте в детской комнате милиции.
Отправили меня по этапу в начале осени. Провожали меня Верушка с Павлом и Лидушка, Сестра обняла меня на прощанье и сказала:
-Не волнуйся, братишка, Лидушку мы не бросим — поможем, поддержим. А ты постарайся получить досрочное освобождение. Говорят что сейчас в тюрьме даже разрешают получать образование — постарайся поступить в политехникум — за три года почти закончишь.
Я так и сделал: Вёл себя хорошо, работал, поступил в политехнический колледж и добросовестно грыз гранит наук.  Через полтора года подали документы на досрочное освобождение, а через два года я вернулся домой.
Встречали меня вся наша семья и моя драгоценная Лидушка. Она была уже на последних месяцах в положении — успели согрешить когда она приезжала ко мне в колонию на свидание.
А дальше начались хождения по мукам — на работу меня нигде не принимали, а без средств я не мог обеспечить свою семью — тем более день со дня должен был появиться на свет ребёнок. И снова руку помощи протянула тётя Клава, приняв меня в свой ЖЭК слесарем-сантехником.
Пришлось снимать однокомнатную квартиру в Заводском районе где цены на жильё были не столь высоки как в других районах но жилищный фонд был старый да и обстановка сложнее и опаснее.
Лидушка работать не могла — Витяша(так мы назвали своего первенца) требовал много времени и сил.
Я кроме работы ещё заканчивал последний курс политехнического колледжа, который давал хоть какую-то минимальную надежду на будущее благополучие. От остальной жизни родного города я был отделён новой жизнью семейного человека постепенно, отходя от ломающей действительности колонисткой жизни. Ни Бурмистра ни его дружков в течение этого года я не встречался — да и он не испытывал желания видеть нас. И я начал надеяться на то что он если и не простил то просто начал постепенно забывать обо мне и Лидушке.
Зря я на это  надеялся едва я закончил последний курс и наша жизнь начала налаживаться он вновь начал маячить где-то поблизости.
Я устроился на работу на наш завод где раньше работали мои родители и нам дали однокомнатную малосемейную квартиру. Лидушка устроилась в школу преподавателем английского языка, а Витяшу устроили в заводские ясли. Не прошло и полгода как наши дорожки вновь схлестнулись: однажды после окончания работы мы сошлись я против стенки.
Драться я не хотел ,помня прошлый опыт но на меня пошли с  ножом. Я попытался увернуться но сзади меня кто-то ударил по голове и я понял что меня снова подставляют. И оказался прав: Очнулся уже в камере. Следователь объявил, что я обвиняюсь в  убийстве человека. И снова дружки Бурмистра фигурировали в роли свидетелей, и снова твердили хором, что я напал на них и ударил одного из друзей ножом. Откуда только он  взялся — у меня никогда не было привычки ходить по городу с холодным оружием — я вполне мог  защитить  себя с помощью кулаков. Даже дураку было ясно, что это подстава, но только не правоохранительным органам. Бурмистренко старался изо всех сил - его злорадствующая радостная физиономия говорила без слов.
На сей раз суд не нашёл никаких смягчающих обстоятельств и огласил срок в шесть лет хотя человек пострадавший выжил и даже инвалидности не получил.
И снова меня отправили в места не столь отдалённые и теперь уже на более длительный срок. И снова я старался сократить срок нахождения в этих местах хорошим поведением и добросовестной работой. Лидушка приехала ко мне на встречу спустя два года и снова наша встреча положила залог для беременности. А через девять месяцев мне пришло сообщение что у нас родилась девочка с васильковыми глазами и светло-пшеничными волосами и её назвали так же как мою маму Наташей — в честь моей мамы.
На этот раз я отсидел почти четыре года и однажды встретил в том же месте правую руку Бурмистра — Гречко Михаила — он мне и рассказал кто и почему меня так подставил а я тупо поддался на провокации.
-Артур всё верно с тобой расчитал! - сказал Мишка. - Ты слишком несгибаемый и прёшь напропалую. Удивляюсь как здесь получилось у тебя себя сдержать и не нарваться на перо. Но Бурмистр сказал, если вернёшься и сейчас в город и будешь снова мозолить ему глаза своей счастливой физиономией, то тебя больше подставлять не станут, а самого посадят на перо. Ты мне всегда нравился — потому и предупреждаю. Однажды я был свидетелем разговора Артура с твоей женой — он специально встретил её у школы после работы и сказал:
-Дети что ты родила должны были быть моими а не этого нищеброда Степана, и я уверен,что они не имеют права на жизнь!
Поэтому вам с семьёй нужно как можно скорее уехать из нашего города, как можно дальше, чтобы до этого зверя даже сведения не доходили.
-Куда уехать?! - запротестовал я — У нас нигде нет ни знакомых, ни родственников — даже остановиться на первое время не у кого.
-У меня в Иркутске живёт двоюродная тётя Мария Панина — очень хороший человек. Она одинока и помогает многим нуждающимся. Могу дать её адрес.
-А потом сдашь своему дружку Артурчику?! — запротестовал я
-Не сдам —  глядя мне в глаза ответил Гречко. -Думаешь почему я здесь? Это он меня подставил потому я сейчас и тяну лямку. Я не я буду если не верну ему долг.
-Мы думали, что я первым уйду на досрочное, но первым ушёл Михаил. Я передал с ним Лидушке  немного денег, что смог заработать. И вот теперь настала пора возвращаться мне. Звонил на сотовый, но дозвониться не мог уж начал думать не произошло ли что… Прихожу домой а здесь ни Лиды ни детей.
-У них всё нормально — заверила Аня. - Просто мы поменялись местами — я пришла жить сюда к тёте Лиде, а Витя с Наташкой пошли жить к моей маме. Тётя Лида придёт скоро с работы и сама вам всё расскажет.
Не прошло и получаса как вернулась хозяйка дома. По тому, как кинулись навстречу друг другу Степан и Лидия было понятно, что они любят друг друга и очень скучали.
Аня сказала что у неё ещё осталось кое-что доделать по математике и ушла в зал, а Лидия и Степан сели на кухне друг напротив друга и говорили говорили — никак наговорится не могли. Анечка вскоре легла спать, а взрослые так и проговорили всю ночь.
Утром Лидия сказала девочке:
-Вот наш эксперимент и закончился — сегодня всё должно вернуться на круги своя: ты возвращаешься к  домой к маме а Виктор с Наташей возвращаются к себе домой. Я не могу подвергать вас с Ларисой опасности!
-А своих детей можете? - попыталась удивиться я.
-Теперь всё не так страшно — ответила Лидия,ведь Степан дома — вместе мы справимся.
Они вдвоём проводили меня до школы. Встретили там Виктора и Наталку — те с радостным криком кинулись на шею отцу. И когда им объявили, что они возвращаются домой, несомненно, очень обрадовались. Я тоже радовалась, что наконец вернусь домой к своим привычным делам, к привычной обстановке — что ни говори но по маме я скучала.


      Продолжение следует


Рецензии
Вот оно, как закрутилось, Томочка!

Вот такие негодяи рушили судьбы

хороших мальчуганов. Спаасибо и за

эту главу!

Пыжьянова Татьяна   23.08.2021 14:20     Заявить о нарушении
Доброго дня, моя хорошая!
Увы, и такое бывает...
С искренней благодарностью
и любовью -

Тамара Злобина   23.08.2021 14:23   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.