Туманский Сергей Константинович
Туманский Сергей Константинович (8 [21] мая 1901 – 9 сентября 1973), учёный, специалист в области механики и машиностроения, конструктор авиационных двигателей. Академик АН СССР.
Родился в Минске в семье инженера. До 1918 г. учился во Владимирской мужской гимназии. В 1918 г. добровольно вступил в Красную Армию. Гражданскую войну прошёл в авиационной части, был мотористом. Окончил Петроградскую школу техников-механиков Красного Воздушного Флота (1921–1922), затем служил техником в частях КВФ. В 1927 г. поступил в Военно-воздушную академию РККА имени профессора Н. Е. Жуковского. В рамках научной подготовки курсантов участвовал в разработке по конкурсу ОСОАВИАХИМа авиационного двигателя ТУПФСЕН (Туманский, Пономарёв, Фёдоров, Сеничкин). Проект был признан лучшим, всей группе присуждена денежная премия. По окончании ВВА работал старшим инженером в Центральном институте авиационного моторостроения им. П. И. Баранова (1931–1938).
В 1938 г. С. К. Туманский был назначен главным конструктором авиамоторного завода № 29 в Запорожье. Под его руководством отработана конструкция и налажен серийный выпуск двигателя М-86, завершено освоение 14-цилиндрового звездообразного мотора воздушного охлаждения М-87. В 1939 г. под руководством Туманского успешно прошёл государственные испытания более мощный и более высотный мотор М-88, который был установлен на дальних бомбардировщиках Ил-4, нашедших массовое применение в ходе Великой Отечественной войны.
В 1940-1941 гг. – главный конструктор ЦИАМ. С 1941 по 1943 г. – начальник моторного отдела в составе винтомоторной лаборатории Лётно-исследовательского института. Коллектив, возглавляемый С. К. Туманским, совместно с коллективами самолётостроительных заводов проводил доводочные испытания двигателей для истребителей Ла-5, Як-3 и штурмовика Ил-2.
В феврале 1943 г. основоположник отечественного авиационного двигателестроения А. А. Микулин пригласил Туманского на создаваемый завод № 300, где Сергей Константинович работал заместителем главного конструктора. С 1955 г. – главный конструктор ОКБ № 300, с 1956 г. – генеральный конструктор объединенного опытного завода «Союз».
При непосредственном участии С. К. Туманского был создан ряд поршневых и турбореактивных двигателей ОКБ-300. Доведён и внедрён в широкое производство турбореактивный двигатель (ТРД) Р11-300, проектирование и создание первых образцов которого велось с мая 1953 по январь 1955 г. под руководством А. А. Микулина (первоначально двигатель назывался AM-11). Государственные 100-часовые стендовые испытания двигателя с форсажной камерой были завершены в мае 1956 г. Р11-300 и его многочисленные модификации предназначались для самолётов МиГ и Як. Одним из них был истребитель МиГ-21 – производившийся самой массовой серией в истории сверхзвуковой самолёт.
В октябре 1959 г. на самолёте Е-66 (экспериментальная версия МиГ-21) с двигателем Р11Ф2-300 лётчик-испытатель Г. К. Мосолов установил абсолютный мировой рекорд скорости – 2388 км/ч. Он же в апреле 1961 г. на самолёте Т-66 с двигателем Р11Ф2-300 и ускорителем У-2 установил абсолютный рекорд высоты – 34714 м. Всего на самолётах МиГ-21 было установлено 17 мировых мужских и женских рекордов.
В 1962 г. генеральный конструктор А. С. Яковлев предложил ОКБ-300 разработать ТРД для самолёта вертикального взлёта и посадки. Туманский решил эту задачу путём переработки в двигатель для СВВП одной из модификаций Р11-300. В процессе переделки был создан ТРД Р27-300, он был установлен на самолёт Як-36. В июле 1967 г. на авиационном параде в Домодедово СВВП Як-36 продемонстрировал способность вертикально взлетать и садиться. В результате возникла идея применить этот самолёт на советском авианосце.
Был создан новый СВВП Як-36М с более мощным подъёмно-маршевым двигателем Р27В-300 и двумя подъёмными двигателями РД-36-35ФВ, созданными ОКБ С. К. Туманского. 18 ноября 1972 г. лётчик-испытатель М. С. Дексбах произвёл первую посадку на корабль, а 22 ноября слетал «по полному профилю» (вертикальный старт, горизонтальный полёт и вертикальная посадка) с палубы. Этот день считается днём рождения палубной авиации в СССР.
С. К. Туманский внёс большой вклад в создание высокотемпературных турбин авиационных двигателей, провёл фундаментальные исследования по созданию реактивных двигателей с двухкаскадным компрессором, предложил рекомендации по устранению опасных вибрационных напряжений лопаток компрессоров и турбин.
Академик АН СССР (1968; член-корреспондент с 1964). Герой Социалистического Труда. Награждён четырьмя орденами Ленина, орденами Октябрьской Революции и Красной Звезды. Лауреат Ленинской премии и Сталинской премии 2-й степени. Имя С. К. Туманского присвоено Московскому авиационному моторостроительному техникуму (ныне – Московский колледж авиационного моторостроения).
Иллюстрации.
Справа: Неизвестный автор. Сергей Константинович Туманский. Фото из открытых источников.
Слева: Неизвестный автор. Истребитель МиГ-21 с двигателем Р11-300 в полёте. Фото из открытых источников.
Подбор иллюстраций, композиция: Герои Российской Истории.
Свидетельство о публикации №221052100728