26. Пол метровой толщины

В сломе учительской я не участвовал, ломал библиотеку. Время от времени новая школа посылала на снос старой школы своих учеников. В один прекрасный весенний день меня послали с десятиклассниками трудиться в нашу старую школу.

 Труд был несложный - надо было выворотить пол в библиотечном зале. Пришли мы туда с топорами, ломами и лопатами. Половиц не видно. Слой краски такой толстый, что плахи не проглядываются. Оно и неудивительно - сто лет каждый год красили этот пол. Так. Плахи раньше были широкие. И толстые. Где же тут край половицы?

 Вот здесь, наверное. Долбим ломом пол. Щепки летят. Не туда попали. Это не край плахи, он дальше, плаха шире, чем мы думали. Втыкаем лом рядом, снова щепки летят, снова не туда попали. Нашли край половицы, но выворотить её не можем.

Раскрошили всю в щепки, а подвала не видно. Не было там никакого подвала. Глина. Ага, подумали мы, пол на земле лежит. Выворотили все плахи. Лиственные. Широченные. Толстенные. Вынесли их во двор. Теперь вместо пола одна сухая глина и в ней теперь не помню, то ли четыре, то ли пять лиственных балок.

Строители их матками называют. В матках следы от гвоздей. Гвозди в плахах остались. Длинные кованные гвозди. Решили мы глянуть на матки, которые в земле лежат. Не может же быть, что они лежат в земле, если пол выше земли на полтора метра!

Раскидываем глину. Под глиной сухой перегной. Выкидываем перегной. Под ним снова глина. А под глиной лиственный горбыль. Он лежит между лиственными матками как на швеллерах. На горбыле столетняя стружка. Она пахнет лесом! Будто только что эти горбыли пилили и тесали. Невероятно, но факт, стружки пахнут лесом и смолой...

Выворачиваем горбыль, а под ним ничего. Сквозняк гулял сто лет и больше под полом Айского волостного управления. А сам пол был толщиной чуть поменьше метра. Сверху плаха, восьмёрка, потом глина, потом перегной, потом снова глина, потом горбыли. Матки были вырублены из огромных лиственных стволов. Их сечение было похоже на перевёрнутую букву “Т”. Строили на века для правнуков. Строителям и в ум не могло прийти, что правнуки будут ломами долбить этот вечный пол.

Ещё удивительней происходил слом крыши. Балки там были тоже огромные. Ведь в большом школьном зале не было никаких подпорок и колонн. Сдвинуть балки мы с места не могли. Тросами зацепили к трактору, но и он не потянул. На помощь приехал второй трактор. Только двумя тракторами крышу свалили.

Много чудес на свете я видел, но это меня потрясло больше всех. Может быть потому, что лично причастен к этому чуду был. С семи и до семнадцати лет ходил в эту школу, не строил её, но помогал ломать. Конечно, сердце ныло, я ведь громил остров своего детства.

Когда просматриваю старые снимки и вспоминаю те дни, когда мы ту школу ломали, то ловлю себя на мысли, что мы и до того с этим зданием очень беспечно обходились. Взять хотя бы этот снимок. Весна, у крыльца стоят корыта с водой. В них мы отмывали свои сапоги.

Забор покорёжен, но нас это не трогало. Всё старое выглядит добротно, крепко, сделано навечно. Новое прилеплено абы как. Кто думал тогда об этом! У нас была своя жизнь и мы о той, что была до нас не задумывались.


Рецензии