Был ли прототип у васнецовской Алёнушки?
А существовала ли в жизни эта девочка по имени Алёнушка? Нет, не сказочная, а настоящая. Ведь художники – реалисты тех времён старались находить прототипы для своих живописных полотен.
Образ Алёнушки сначала выкристаллизовался у Васнецова в его воображении и только потом на холсте. С позой девушки он определился сразу, а вот облик её, как и пейзаж, в ходе работы над эскизами неоднократно менялся.
В подмосковной усадьбе Ахтырка летом 1880 года художник-живописец снимал жильё. Однажды, прогуливаясь близ Ахтырки, он встретил простоволосую крестьянскую девушку. Такая печаль и тоска в её глазах таились, такой одинокой и несчастной она была, что именно её образ стал тем штрихом, который позволил «Алёнушке» появиться.
«Не помню точно, когда впервые зародилась у меня «Алёнушка», как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах, что я прямо ахнул, когда встретился с нею. Каким-то особым русским духом веяло от неё!», – вспоминал художник.
Проживая в Ахтырке, Виктор Михайлович частенько посещал соседнюю усадьбу Абрамцево — имение известного промышленника и мецената Саввы Мамонтова. Здесь работали над своими произведениями И. Е. Репин, В. Д. Поленов и другие художники, объединённые в абрамцевский кружок.
Поэтому многие в лице Алёнушки усматривали сходство с Верой Мамонтовой — дочкой Саввы Мамонтова. Да и сам Васнецов признавался, что в образе Алёнушки частично запечатлена младшая дочь Саввы Мамонтова — Веруша.
Сделав несколько эскизов и этюдов на берегу реки Вори и у пруда в Ахтырке, Васнецов вернулся в Москву, где зимой 1881 года завершал работу над картиной.
Существует версия, что в этот период времени для знаменитого полотна Васнецову позировала Вера Фигнер. Её сравнивали с Венерой Милосской, но вся эта привлекательность была оболочкой для твердого решительного характера одного из руководителей самой известной террористической организации в истории России.
Получается, что прототипом знаменитой васнецовской «Алёнушки», по различным источникам, могла быть случайно встреченная девушка, дочь самого Мамонтова и даже цареубийца.
Только вот сам художник пишет, что видит в «Алёнушке тоску, одиночество и русскую печаль». Полагаю, что Васнецов сделал собирательный образ и думал прежде всего о судьбах простых русских женщин.
Он долго готовился к написанию картины, и долго её завершал. Сначала рисовал пейзажи и эскизы. Потом появился скорбный силуэт юной девушки, который идеально вписался в сумрачный русский пейзаж. И общее настроение картины — это налёт грусти и скорбь о тяжёлой женской судьбе в России…
Свидетельство о публикации №221052100760
Инга Сухоцкая 31.03.2023 09:46 Заявить о нарушении
Игорь Уранов 31.03.2023 10:45 Заявить о нарушении