Был ли прототип у васнецовской Алёнушки?

Картина «Алёнушка» — одно из самых популярных произведений русского живописца Виктора Михайловича Васнецова. Художника побудил к созданию этого шедевра лирический образ русской девушки из народа с печальным взглядом.

А существовала ли в жизни эта девочка по имени Алёнушка? Нет, не сказочная, а настоящая. Ведь художники – реалисты тех времён старались находить прототипы для своих живописных полотен.

Образ Алёнушки сначала выкристаллизовался у Васнецова в его воображении и только потом на холсте. С позой девушки он определился сразу, а вот облик её, как и пейзаж, в ходе работы над эскизами неоднократно менялся.

В подмосковной усадьбе Ахтырка летом 1880 года художник-живописец снимал жильё. Однажды, прогуливаясь близ Ахтырки, он встретил простоволосую крестьянскую девушку. Такая печаль и тоска в её глазах таились, такой одинокой и несчастной она была, что именно её образ стал тем штрихом, который позволил «Алёнушке» появиться.

«Не помню точно, когда впервые зародилась у меня «Алёнушка», как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел её в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах, что я прямо ахнул, когда встретился с нею. Каким-то особым русским духом веяло от неё!», – вспоминал художник.

Проживая в Ахтырке, Виктор Михайлович частенько посещал соседнюю усадьбу Абрамцево — имение известного промышленника и мецената Саввы Мамонтова. Здесь работали над своими произведениями И. Е. Репин, В. Д. Поленов и другие художники, объединённые в абрамцевский кружок.

Поэтому многие в лице Алёнушки усматривали сходство с Верой Мамонтовой — дочкой Саввы Мамонтова. Да и сам Васнецов признавался, что в образе Алёнушки частично запечатлена младшая дочь Саввы Мамонтова —  Веруша.

Сделав несколько эскизов и этюдов на берегу реки Вори и у пруда в Ахтырке, Васнецов вернулся в Москву, где зимой 1881 года завершал работу над картиной.

Существует версия, что в этот период времени для знаменитого полотна Васнецову позировала Вера Фигнер. Её сравнивали с Венерой Милосской, но вся эта привлекательность была оболочкой для твердого решительного характера одного из руководителей самой известной террористической организации в истории России.

Получается, что прототипом знаменитой васнецовской «Алёнушки», по различным источникам, могла быть случайно встреченная девушка, дочь самого Мамонтова и даже цареубийца.

Только вот сам художник пишет, что видит в «Алёнушке тоску, одиночество и русскую печаль». Полагаю, что Васнецов сделал собирательный образ и думал прежде всего о судьбах простых русских женщин.
 
Он долго готовился к написанию картины, и долго её завершал. Сначала рисовал пейзажи и эскизы. Потом появился скорбный силуэт юной девушки, который идеально вписался в сумрачный русский пейзаж. И общее настроение картины — это налёт грусти и скорбь о тяжёлой женской судьбе в России…


Рецензии
Интересно, откуда взялась версия о том, что одним из прототипов "Аленушки" была В.Фигнер? Я тоже часто об этом слышала, но источник версии никогде не упоминался. Может, Вы знаете?


Инга Сухоцкая   31.03.2023 09:46     Заявить о нарушении
Это всего лишь версия, основанная на том, что Вера Фигнер была натурщицей и пересекалась с Васнецовым в 1880-1881г.г. К сожалению первоисточник мне неизвестен.

Игорь Уранов   31.03.2023 10:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.