Заметки о словах. Как я искала слово

            
 Во время моей учёбы в Горьковском институте инженеров водного транспорта приключилась со мной одна оказия – панариций на пальце. Все мои муки в связи с данным заболеванием описаны мною в рассказе «Свиная рожа» (2016 г. Проза. ру Людмила Болотова):
«Назначенное лечение помогло. Да ещё мама мне прислала в маленьком пузырёчке топлёное сало я'звика. Благодаря салу раны вскоре закрылись, а позднее вырос и новый крепкий ноготь. Радости моей не было предела.»
Многие годы, а вернее около 40 лет, я даже не пыталась узнать, какое животное дало мне целительное язвиково сало. Почему-то мне всегда думалось, что это был жир енота. Лишь когда я стала изучать говоры и составлять свой «Деревенский словарь», занялась поиском этого слова.
Прежде всего, общаясь со старожилами и охотниками,  я задавала этот вопрос им. Однако, в ответ мне только качали головой: «Нет, не слышали такого слова».
Когда же мой интерес переключился на Словари говоров северных областей, то в Словаре говоров Архангельской области я обнаружила, что я'звик – барсук, а язвиковое сало - барсучий жир.
В Архангельской, Новгородской, Олонецкой губерниях также встречаются слова язвик, язве'ц как название барсука.
По народному поверью укушение барсука ядовито!
Словарь Череповецких говоров даёт нам слово язвица – барсук.
А вот в Словаре строрусских слов  я нашла слово я'зви'на (устаревшее значение по Словарю Ушакова) – нора, яма, пещера. Другое значение  - ямина, колдобина, щербина, язва, ранка.
Все сложилось! Барсук – это животное, которое живет в норе-язвине. Отсюда и язвик, язвец.
А ещё  с этими словами я сочинила частушку-словницу:

Вся дорога в ямах –
Я'звина на язве,
А в норе барсучьей
Язве'ц живет иль я'звик.

Эти слова знала моя мама, родиной которой является Шарьинский район Костромской области. А принесли их на мамину родину, скорее всего местные жители – мужики-отходники, которые уходили в зимнее время в Архангелогородчину на отхожие промыслы, на заработки. Через маму и я узнала эти слова.
В народе барсучий жир считается целебным. Он не только хорошо и быстро заживляет раны, но его употребляют и при лечении лёгочных заболеваний, и такого трудноизлечимого из них как туберкулёз. У моего отца был друг-охотник, поэтому в нашем доме всегда «про запас» стояли небольшие баночки или бутылочки «чикушки» с топленым медвежьим жиром и с язвиковым салом. Я также стараюсь держать в доме небольшой запас целебных жиров, периодически обновляя их.


Рецензии