Заметки о словах. Пить без пальца

Интересное, на мой взгляд, выражение. Оно мне вспомнилось при составлении своего «Деревенского словаря». Часто слышала я его в детстве. Но почему так говорили? Подумав, я пришла вот к какому выводу.
 В нашем хозяйстве всегда была корова, которая ежегодно «приносила телёночка» - давала приплод. Когда теленка отнимали от коровы  и приучали пить молоко самостоятельно, ему  вставляли в рот с боку палец и мордочку вместе с пальцем отпускали в ведерко. Палец теленок воспринимал как коровий сосок и, производя сосательные движения, начинал пить молоко. После нескольких таких процедур теленок пил молоко уже самостоятельно, а мама и бабушка говорили про него, что теленок «пьет без пальца».
Возможно, выражение «пить без пальца» распространилось и на запойного, сильно пьющего  человека, который пьет тоже самостоятельно, да к тому же ещё без меры – ограничений.
Но, наряду с моей версией, встретилась мне и иная трактовка.
Распитие спиртных напитков мотивируется таким правилом: пить нужно умеренно, указывая пальцем границу, по которую следует наливать спиртное. Если же человек считает, что хватит выпивать, он переворачивает рюмку вверх дном, что и означало окончание выпивки. Такую картину, когда переворачивали рюмку вверх дном на каких-либо праздничных застольях, мне иногда тоже приходилось наблюдать.
Отсюда следует, что для человека, не контролирующего ситуацию с выпивкой, такое поведение не характерно и он «пьет без пальца», т.е. без ограничений.
Раз уж коснулась я темы употребления спиртных напитков, то приведу  ещё одно исконно русское слово – посошо'к,  которое употребляется в двух значениях:
1. уменьш. к по'соху: посошо'к – батог, падог, падажина; Пешком ходить мне в привычку. Взяв посошок, отправился я вперёд к почтовому стану. А. Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву», 1779—170 г.;
2. выпить на посошок – (переносн. разг.-шутл.) последняя рюмка спиртного, выпиваемая перед уходом, на дорогу, а также уходя из гостей, с пирушки; выпить, расставаясь, отправляясь в дорогу.
А ещё в старину в народе говорили, что «на посошок» состоит из девяти подношений: вольное – гость и хозяин вышли на улицу; седловое – хозяин помог взобраться в седло; стременное – гость нашёл стремена; благодарное  – гость благодарит за девяти подношений; позовное – гость приглашает всех отгащивать; забывное – хозяйка бежит с забытой шапкой; дорожное – гость и хозяин решают, какой дорогой ехать; запевное – без песни какая езда; выводное – хозяин выводит коня с гостем со своей улицы.
Живет и сейчас такая присказка при подношении чарочки спиртного «на посошок», о которой говорится в Большом толково-фразеологическом словаре Михельсона, что выпить надо не только «заздравную» чарку на путь дорогу – «на посошок», но и «на правую ногу», а затем и «на левую ногу» - это чтобы «не захромать»!
У русского писателя-классика Салтыкова-Щедрина в произведении «Мелочи жизни, 1887 г.» есть такое высказывание: «И сколько ей (водке) одних названий: и соколик, и пташечка, и канареечка, и маленькая, и на дорожку, и с дорожки, и посошок, и сиволдай, и сиводрало… всякий ее по-своему приголубливает! «Мелочи жизни, 1887 г).
Что тут скажешь? Актуальная тема нашей действительности…


Рецензии