Тайная экспедиция Петра I

                ТАЙНАЯ   ЭКСПЕДИЦИЯ  ПЕТРА  I


История  подготовки  и  отправки  этой  экспедиции  началась  с  появлением  на  русской  службе  Даниеля  Вильстера  (1669 – 1732), бывшего  сначала  датским  морским  офицером, затем  служившего  шведам, но  вынужденного  из – за  своего  беспокойного  характера, наконец, перебраться  в  Россию, получившего  там  чин  вице – адмирала. Ещё  в  Швеции  он  узнал  о  планах  шведского  короля  Карла  XII  о  готовившейся  экспедиции  на  остров  Мадагаскар  с  целью  основания  колонии. У  шведов  для  этого  были  свои  основания: на  Мадагаскаре  укрывалась  группа  их  беглых  преступников, а  главарь, некто  Морган, обратился  к  королю  с  просьбой  о  прощении. Король  удовлетворил  просьбу, но  в  обмен  на  это  предложил: оставшиеся  на  острове  беглецы  создавали  «Африканскую  контору»  для  торговых  целей  Швеции  и  тамошними  местами, а  сам  Морган  становился  губернатором  Мадагаскара  и  должен  был  отправиться  на  остров  с  вооружёнными  шведскими  кораблями.

Сообщение  Д. Вильстера  о  планах  шведского  короля, конечно, заинтересовало  Петра  I, тем  более  он  недавно  победил  шведов  на  севере, и  представленный  новый  повод, чтобы  насолить  им  под  экватором, призывал  царя  к  действиям. Однако, благодаря  своей  прозорливости, видел  Пётр  I  в  этом  замысле  не  конечную, как  для  шведов  цель, а  предприятие  гораздо  существенное, чем  обладание  самим  островом  Мадагаскаром.

В  декабре  1723  года  вице – адмирал  Д. Вильстер, находившийся  в  Ревеле, получил  из  Походной  канцелярии  от  генерал – адмирала  Ф. Апраксина  инструкцию  за  собственноручной  подписью  Петра  I, согласно  которой  он  должен  был  отправиться  с  двумя  фрегатами  в  дальний  вояж  до  Мадагаскара, Вильстеру  была  дана  и  другая  инструкция, гласившая: «… ехать  вам  от  Санктпетербурга  до  Рогервика  и  тамо  сесть  на  фрегат  Амстердам – Галей  и  другой  с  собой  взять  Декрондевильде  и  с  помощью  Божиею  вступить  в  вояж  до  Ост – Индии, а  именно  до  Бенгаля…»
Таким  образом, конечный  пункт  экспедиции  не  Мадагаскар, а  Индия, давно  манившая  своим  богатством  тогдашний  европейский  мир  и  бывшая  в  замыслах  царя – преобразователя.

Ещё  раньше, 3  ноября, начальник  Ревельской  эскадры  Ян  ван  Гофт  получил  приказ  Петра  I  срочно  подготовить  и  вооружить  для  дальнего  плавания  два  фрегата – «Амстердам – Галей  и  «Декрондевильде», построенные  в  Голландии. Капитанами  судов  назначались – Д. Мясной  и  Д. Лоренс  ( в  других  источниках – Киселёв), бывшие  в  заграничных  плаваниях  и  пользовавшиеся  доверием  царя. О  целях  похода  они  должны  были  узнать  только  в  Атлантическом  океане  от  Вильстера. В  тайну  предстоящей  экспедиции  посвящались  лишь  её  начальник  Д. Вильстер, сам  Пётр  I  и  генерал – адмирал  Ф. Апраксин. В  спешке  подготовленные, корабли  уже  12  декабря  вышли  в  море.

Самим  Петром  I  была  подготовлена  и  составлена  грамота  королю  Мадагаскарскому, а  по  прибытии  в  Индию – наказ: «явитесь  там  Великомочному  Моголу  и  всякими  мерами  старайтесь  его  склонить, чтоб  с  Россиею  позволил  производить  коммерцию  и  иметь  с  ним  договор, которые  товары  потребны  в  России, также  и  какие  в  его  областях  товары  в  России  надобно  суть, и  как  можно  трудитесь, чтоб  между  обеих  сторон  произвести  к  пользе  благополучную  коммерцию.» Интересно, что  к  задаче  государственной  важности – установлению  связей  с  Индией, царь  просил  и  для  себя, по – возможности, привезти  древесину  покгаута, особенно  пригодную  для  токарных  работ, к  которым  имел  особое  удовольствие. Пётр  I  называл  дерево  покгаутом, хотя  на  самом  деле  это  бакаут  из  рода  Guaiacum, обладающее  высокой  прочностью, плотностью  и  устойчивостью.


23  декабря  1723  года  корабли  экспедиции  попали  в  сильнейший  шторм, получив  повреждения, направились  к  острову  Нарген, чтобы  устранить  их. Дальнейшему  плаванию  помешала  открывшаяся  течь  на  фрегате  «Амстердам – Галей», что  вынудило  экспедицию  вернуться  обратно. Фрегат  «Амстердам – Галей»  встал  на  ремонт, но  во  время  килевания  из – за  неосмотрительности  капитана  Д. Лоренца  завалился  на  бок, наполнившись  водой, погубив  в  трюмах  16  человек. Срочно  стали  готовить  новые  корабли, но  оказалось, что  их  подводные  части  не  обшиты  шерстью  ( в  то  время  считали  это  лучшей  защитой  от  моллюсков  в  южных  морях). Однако, на  местных  складах  такой  шерсти  не  оказалось, пришлось  искать  её  в  других  городах.

И  тут  неожиданно  поступил  новый  приказ  Петра  I  отменить  экспедицию  до  лучших  времён. Что  же  заставило  царя  отказаться  от  морского  вояжа  в  далёкие  Мадагаскар  и  Индию?
Возможно, он  получил  сведения  о  том, что  никакого  Мадагаскарского  короля  не  существует  вообще, либо  о  действительном  отсутствии  мадагаскарских  пиратов, поддержкой  которых  он  также  хотел  заручиться….
Впрочем, как  бы  там  ни  было, самым  важным  явилось  то, что  Пётр  I  решился  на  очень  серьёзное  предприятие, поверив  в  мощь  своего  флота, возрождавшегося  флота  России, в  выступление  страны  на  мировом  поприще.

Примечание:  Рогервик – так  с  1723  года  назвался  город  и  крепость  на  берегу  Финского  залива, в  1762 – 1922  годах – Балтийский  порт, Балтиски, с 1934 – Палдиски.

22  мая  2021  года                Вячеслав  Прытков


Рецензии
Чем больше читаешь про Петра I, тем больше удивляешься многогранности этого человека! Никогда не слышал этой истории. Спасибо, Вячеслав!

Александр Смольников   26.05.2021 03:51     Заявить о нарушении
Спасибо за интерес, Александр.

Вячеслав Прытков   26.05.2021 13:48   Заявить о нарушении