В чем или в ком спасение?
Что такое схоластика? Это средневековая философия, создавшая систему искусственных, чисто формальных логических аргументов для теоретического оправдания догматов церкви. Это знания, оторванные от жизни, основывающиеся на отвлечённых рассуждениях, на, буквоедстве. Люди тратят уйму времени на споры ни о чем, защищают никому не нужные и не полезные диссертации, которые нисколько не помогают духовно возрастать.
Для тех, кто запутался в дебрях западной протестантской схоластики, хочу попробовать пояснить на простецком примере из Евангелия суть Спасения во Христе.
Итак, Христос поведал притчу:
"Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху. Из них пять было мудрых и пять неразумных. Неразумные, взяв светильники свои, не взяли с собою масла. Мудрые же, вместе со светильниками своими, взяли масла в сосудах своих. И как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: вот, жених идет, выходите навстречу ему. Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные же сказали мудрым: дайте нам вашего масла, потому что светильники наши гаснут. А мудрые отвечали: чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе. Когда же пошли они покупать, пришел жених, и готовые вошли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: Господи! Господи! отвори нам. Он же сказал им в ответ: истинно говорю вам: не знаю вас. Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий." (Евангелие от Матфея 25:1-13).
Это классическое описание сути Спасения человечества во Христе. И здесь легко можно усмотреть три состояния души.
Первое состояние отражают в себе неразумные девы. Они не приобрели себе масла. Без масла светильник загореться не мог.
Второе состояние души отражают в себе мудрые девы. Они собрали нужное масло.
И третье состояние души - это зажжение светильника огнем, с приходом Жениха. Это соединение души и Христа именуется брачным пиром. Это и есть суть Спасения во Христе.
Собранное масло - это дела милосердия и любви к ближним. Сами по себе они не спасают. Но они предуготавливают наши сердца к встрече с Богом. Как и пророк говорит: "приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему". Для встречи с Женихом душа должна подготовить себя, очистившись от всякого греха, в котором совесть обличает. И далее делами милосердия и любви нужно умягчить свое сердце. Это и есть сбор масла. Вера в Бога без масла - это состояние неразумных дев. Но Спасение происходит при соединении души с Богом. И когда душа предочистила себя, собрав то масло, то встреча та становится радостью для нее, масло загорается от Божественного Огня и душа начинает светить миру. Т.е., притча о девах повествует о том, что должно произойти с душой еще в этом веке. Она должна загореться и стать светом для мира. Это и есть воцарение в Царстве Христа на земле, когда Господь входит в душу и превращает ее в Свою обитель. Вот уже 2000 лет эта притча осуществляется на земле. Неразумные души, даже примкнув к Христианству внешне, остаются вне Царства. А разумных, с маслом, Дух вводит в покой Божий уже в этом веке. Они становятся светом и солью этого мира. Из них исходят источники живой воды. Они пасут жезлом словес Божьих народы мира...
Поэтому, отвечая на вопрос, озвученный вначале, самый правильный ответ таков: спасаемся мы Христом и во Христе. А вера и дела - это лишь инструменты, при помощи которых душа подготавливает себя к встрече с Ним. Как добрые дела сами по себе без Христа не доставляют душе Царство Небесное, но лишь предуготавливают душу ко дню посещения ее Господом, при котором Он введет ее в Царство. Так и вера во Христа без Христа сама по себе не доставляет Царство в душу такого верующего, но дает возможность подготовить себя к встрече с Господом, в том числе и через дела любви и милосердия к ближним. Но суть спасения не в вере (как и не в добрых делах), а во Христе, Который вводит душу в Царство Свое при соединении с Ним. Вера и дела любви и милосердия именуются "спасительными" в том смысле, что через них душа подготавливается ко Спасению, к встрече со Христом. Но буквально спасение не в вере и не в добрых делах, а именно в соединении со Христом.
2021.05.21
Свидетельство о публикации №221052201566