Психология творчества

       Разговор о психологии творчества, искусства и одарённости – это размышления о психологических и духовных основах творчества одарённых людей – представителей разных творческих профессий, о творцах, духовные платформы которых различаются.
       В психологическом консультировании мне доводилось беседовать с музыкантами и поэтами, писателями и художниками, композиторами и артистами, скульпторами и режиссёрами. Опыт консультативной работы, а также возможность непосредственно наблюдать процесс творчества, когда буквально на глазах рождается литературное или музыкальное произведение, оживает сценический персонаж, возникает картина или появляется лик на иконе, послужили толчком для размышлений о разнородной природе искусства и творчества одарённых людей.
       Разговор этот начался в сентябре 2005 года в подмосковном Звенигороде на конференции «Творчество: взгляд с разных сторон», а текст моего доклада «Психология творчества, искусства и одарённости или Что остаётся, когда уходит поэт» был опубликован в сборнике статей и докладов на той уникальной конференции.
       Помню, что тему для выступления долго выбирать мне не пришлось – как психолога и педагога меня давно интересовали эти вопросы, тем более что обоих моих детей, Всеволода и Анастасию, Бог одарил творческими способностями, что было явно выражено с самого раннего детства. И грех было бы упустить возможность развивать эти Божии дарования.

       ***

       Творческий процесс – это труд прежде всего. Гениальный американский изобретатель Томас Эдисон (1847 – 1931) сказал: «Гений – это 1% вдохновения и 99 % пота». Он определял секрет гения так: это – работа, настойчивость и здравый смысл. Кстати, Эдисону принадлежат слова: «Величайшее моё уважение и восхищение всем инженерам, особенно же самому великому из них – Богу!».
       Напомню также замечательное изречение французского писателя, лауреата Нобелевской премии по литературе 1937 года Мартена дю Гара (1881 – 1958): «Без труда талант – это фейерверк: на мгновение ослепляет, а потом ничего не остаётся».
       Творческий труд всегда вдохновенен, а вдохновение, по словам великого русского композитора Петра Ильича Чайковского (1840 – 1893), – это гостья, которая не любит ленивых. Игумен Иоанн (Экономцев) определяет вдохновение, как процесс синергии, сотворчества человека с Богом. «Когда наступает этот момент, – пишет он, – тогда и создаётся настоящее, великое произведение искусства. Когда же нет такого сотворчества, труд художника превращается в “каторжный труд”, о чём говорил ещё Достоевский».

       ***

       Рассмотреть творческий процесс можно на примере творческого труда поэта или писателя, используя при этом классификацию, разработанную доктором психологических наук, профессором психологии труда Евгением Александровичем Климовым (1930 – 2014). В соответствии с этой классификацией писательский труд можно отнести к следующим пяти типам:
1) «человек – знак» – используется язык слов, письменная речь;
2) «человек – художественный образ» – создаются мысленные образы героев, сюжетов, эпизодов;
3) «человек – техника» – используется печатный станок, пишущая машинка, диктофон, компьютерные технологии и пр.;
4) «человек – человек» – вдохновение приходит в общении, в отношениях, в контактах и взаимодействии с людьми, в сценическом действе и пр.
5) «человек – природа» – например, в творческом труде скульптора, когда, по известному изречению, берётся камень и отсекается от него всё лишнее.
       Помимо классификации профессора Климова процесс творческого труда необходимо также рассматривать, исходя из базового понимания триединства человеческой личности: «дух – душа – тело» (святитель Феофан Затворник, 1815 – 1894), ибо люди творческого труда живут и работают вкупе духом, душой и телом.

       ***

       Место человека в творческом акте определяется по-разному. Скромный христианин не выставляет себя напоказ, он не гордится собой, не демонстрирует миру своё «Я», ибо считает это тщеславием, а оно есть грех. Напротив, он держится смиренно и сдержанно, зная своё несовершенство, и всегда помнит, что его таланты и способности – всё, что в нём есть хорошего, – это дар Божий.
       Я спросила сына – монаха и поэта, члена Союза писателей России, как он создаёт свои духовные стихи, которые так нравятся его читателям, а он ответил: «Если я, то плохо». Лев Николаевич Толстой (1828–1910) говорил: «Высшая степень мастерства есть та, при которой не видно усилия, забывается о художнике».
       Отображая в произведениях искусства явления природы или жизни, христианин старается видеть во всём дела рук Божиих, а человека изображает как образ и подобие Бога, себя же почитая инструментом в руках Творца.
       Игумен Иоанн (Экономцев) убеждён: «настоящее искусство без религиозного начала существовать не может». Творчество по самой своей сути – глубоко религиозный акт. Человек – самое любимое творение Господа, Который сделал человека со-творцом всего прекрасного на земле, одарив его способностью творить. Апостол Павел говорил, что каждому человеку дан свой особый, уникальный и неповторимый творческий дар. Однако люди по-разному распоряжаются великим даром творчества – они и добро могут творить, и зло.
       Чтобы творить, нужна одарённость. «Одарённая личность должна быть духовно богатой», – считал русский психолог и талантливый человек Борис Михайлович Теплов (1896–1965). Способности – один из компонентов одарённости, а условие одарённости – потребность реализовать имеющиеся способности. Одарённость предполагает вовлечённость личности и связана с достижениями. Диана Борисовна Богоявленская – доктор психологических наук и профессор в области психологии одарённости – понимает одарённость как системное качество психики, которое развивается в течение всей жизни и определяет более высокие и незаурядные достижения в каком-либо виде деятельности.
       Одарённые дети, вундеркинды не всегда являются успешными. Для их успешности необходимы: саморегуляция, воля и мотивация. Так считает театральный и кинорежиссёр, художник, педагог, теоретик кино, доктор искусствоведения Сергей Иосифович Юткевич (1904 –1985). Если у человека, к примеру, нарушена саморегуляция или слабо развита воля, то одарённый человек может быть неуспешен.
       «Одарённость – это уже есть результат, но он далеко не всегда оценен обществом современников, для самой же личности одарённость есть либо открытие, либо шизофрения», – пишет доктор психологических наук, автор направления «экопсихология развития человека» Виктор Иванович Панов в своей работе «Парадоксальность и природа одарённости».

       ***

       В истории человечества случилось, что духовные ценности социума перестали преобладать над материальными, а личность человека стала привлекать внимание людей гораздо больше, чем личность Христа. Искусствоведы утверждают, что именно тогда и зародилась портретная живопись. Человек, подобно мифологическому герою, стал красоваться и любоваться лишь собой и себе подобными, преклоняясь перед красотой человеческого тела, внешности и плодами трудов человеческих, по сути – вторичной красотой, производной.
       Художники, жившие в эпоху Ренесcанса* в христианских странах, например, в Италии или во Франции, восхищались и запечатлевали на своих картинах прекрасные виды, явления живой природы, пейзажи. Любуясь изяществом линий и форм тела человека, они изображали на полотнах и гобеленах, на стенах и потолках великолепных замков и дворцов бесстыдно обнажённых женщин, едва прикрывающих свою «срамоту», как говорили на Руси, к тому же в виде языческих богинь (например, богини охоты Дианы). В то время в представлениях богемных людей в триаде «дух, душа, тело» верх взяли не «дух и душа», а «тело и душа». Замечательный сербский писатель, епископ Николай (Велимирович), известный как святитель Николай Сербский (1881 – 1956), в своей книге «Мысли о добре и зле» размышляя о стыде, пишет: «Стыдливая дикость мне милее культуры, уничтожающей стыд в человеке… Потеря стыда ведёт к развращённости до омерзения, а потеря духовного стыда ведёт к развращённости до сумасшествия».

       ***

       Человек в своих произведениях чаще всего воспевает то, что в момент творчества всецело занимает его помыслы и чувства. Рука с помощью нот, букв, линий, красок или форм воплощает образы, живущие в представлениях и воображении человека. Недаром всемирно известный композитор Дмитрий Дмитриевич Шостакович (1906–1975) отмечал, что «без впечатлений, восторгов, вдохновения, без жизненного опыта нет творчества».
       Инок Всеволод (Филипьев)**, наш современник, богослов, писатель и поэт в сборнике богословских статей под общим названием «Охранительство» так описывает типы искусства: «С духовной точки зрения искусство не может быть нейтральным, оно всегда несёт в себе ту или иную духовность. Всякое искусство является боговдохновенным, бесовдохновенным или человекородным.
       Боговдохновенное искусство всегда исполнено <…> надежды, оно – смиренно, тихо, мирно, светло, мудро, правдиво. Бесовдохновенное искусство многолико: оно может быть озлобленным и человекоугодливым, сладострастным и жестоким, холодным и зажигательным».
       Творящий же человекородное искусство, то есть от себя, по своей воле и разумению, подвержен искушению прославлять плотские радости и утехи, телесные удовольствия и материальные блага. Однако в духовной жизни компромиссы – смертельно опасны. И вот тому пример, взятый из моей книги «Франция Православная».
       Один из красивейших французских замков Версаль расписывал талантливый молодой художник по имени Лемуан. На стенах и потолках королевского дворца он изображал полураздетых дам и кавалеров, любовные и исторические сцены, приводившие в восторг короля Франции. При дворе к Лемуану благоволили, одаривая всяческими милостями. Ему бы жить да горя не знать, в роскоши купаться и на лаврах почивать, а он… покончил жизнь самоубийством. Лавирование между «человекородным» и «бесовдохновенным» часто заканчивается для человеческой души трагично. История пестрит примерами того, как преждевременно погибают творческие люди. Современная молодёжь с раннего возраста воспитывается преимущественно на образцах человекородного и бесовдохновенного искусства и культуры, в ответе же за это взрослые люди. Значительное место в пропаганде бесовдохновенного занимает реклама. Так, на сайте «Азбука веры» А. Вуйма привёл статистику: более 50% рекламы в настоящее время пропагандирует, «продаёт» пороки. Причём с помощью рекламы пропагандируется такое мировоззрение, где все виды греха возведены в степень наивысшей ценности. Грех подаётся как цель, к которой надо стремиться. Товары же вместо своей функциональности начинают играть роль неких идолов греховности. 
       Архимандрит Рафаил (Карелин) в книге «В аду на земле» обвиняет материализм как учение, как идеологию: дух его – дух лжи. И это обвинение верно, ведь материализм отравил души человеческие и глубоко проник в сознание людей, в том числе и творчески одарённых, породив такое явление в обществе, как любовь к комфорту, получившее на западе название «комфортобесие». Между тем люди знают, что жизнь в теле конечна и они непременно когда-то умрут, только предпочитают не думать об этом и продолжают делать всё исключительно ради тела, ради физической жизни на земле, словно она будет вечно. Людям, творчески одарённым от Бога, особенно важно следить, чтобы материальные ценности не превалировали над духовными. Вечная тема борьбы духа и тела.
       Дух материализма в 20 веке поразил театр и кино, литературу и искусство. А о духовно-психологическом содержании радио и телепередач и говорить не приходится. Материальное вознаграждение зачастую является ведущим мотивом труда творческих людей. Однако работа на заказ всегда имеет жёсткие рамки. Например, заказ на музыкальное сочинение предопределяет состав исполнителей, время исполнения, конкретную музыкальную традицию и пр. Но ведь настоящий художник творит, как может. Если же он может и так, и сяк, т.е. под заказ, то он не художник, а ремесленник.
       Низкопробная литература, наполнившая книжные магазины и киоски, безнаказанно отравляет умы и души людей, а бульварные писатели без зазрения совести зарабатывают на духовном разврате. На различных официальных выставках с участием современных, признанных, именитых членов Союза художников РФ образцы псевдоискусства шокируют посетителей своей духовной пошлостью, непристойностью, наглостью, неприкрытым хамством, бесстыдством и развратом. Назвать такое разнородное творчество бездуховным было бы не совсем точно, печать духовности оно несёт, да только со знаком минус.
       Человеку, не свободному от социальной среды, бремя креативности тяжело, но талант ему дарован, и это – его крест, а кому много дано, с того много и спросится. Одарённый человек несёт ответственность за свой талант перед Богом и людьми. Он может не знать, как его «слово отзовётся», но обязан задумываться над тем, какой след его произведения могут оставить в людских душах. Христианство признаёт благом такую целостность творчески одарённого человека, которая соответственна Богу, синергийна Ему. Когда человек всецело является проводником воли Бога, тогда он – вполне личность и только тогда вертикаль его божественности возвышается над его тварной природой и перестраивает её. Высшая задача таланта, как определял Василий Осипович Ключевский (1841–1911), – своим произведением дать людям понять смысл и цену жизни.
       Рассуждая о христианском культурном творчестве, доктор исторических наук, наш современник, Андрей Борисович Зубов говорит, что «человек, взращиваемый этой культурой, высоко несёт голову, сердце его мужественно и твёрдо, воля не двоится. Он знает, что его жизнь началась задолго до земного зачатия в предвечном божественном замысле, что в его личном существовании есть особый смысл, своя суть и что перед ним открыта вечность, не пресекаемая смертью. Но если чье-либо творчество напоминает человеку лишь о том, что он говорящее животное, и лжёт, не давая звучать голосу совести и мыслям о Боге, замалчивая жгучее раскаяние и стыд за дурные дела и слова, – то такая культура не есть христианская, и даже не культура вовсе, ибо она не взращивает, но убивает человека, делает его безликим сгустком психо-соматических рефлексов. Существо, сформированное такой анти-культурой, слабо, расколото, постоянно угнетаемо страхом, тоской, ощущением бессмысленности жизни».
       Интересны мысли игумена Иоанна (Экономцева), который пишет: «Люди творческих профессий утверждают, что настоящее искусство рождается только в процессе синергии, когда ощущаешь себя инструментом Бога. Получить такое вдохновение может только тот человек, который настроен на принятие божественной помощи, божественного откровения, кто нравственно и духовно устремлен к Богу. Человек, стоящий на позиции богоборчества, в состоянии заниматься лишь ремесленническим трудом».
       Но не только богоборцы, но и все работники нетворческих профессий числятся работающими и работают фактически, исполняя порой тяжёлый, но неквалифицированный труд, не требующий специальных знаний и образования.
       Специалисты могут великолепно владеть техникой, приёмами труда, но исполняют свои обязанности «от сих до сих», не стремясь преодолеть нормативно заданный продукт.
       Профессионалы же способны творить. Таким образом, чтобы реализовать свой дар, выполнить своё предназначение, заданное Богом, художник должен обратиться к Богу и получить от Него поддержку. В ином случае – безысходность, разлад, упадок творческих сил, регресс…
       А.Б. Зубов отмечает, что «аскетике – науке о духовном выращивании человека к Богу хорошо известно, что поступок, начинаясь в области мысли, артикулируясь в слове, в конце концов, завершается действием. Культура фиксирует слова. Современная культура убила Бога в своей сфере, в сфере слова и живописного образа. И человек, взращенный такой культурой, непременно переносит в мир действия свою обезбоженную сущность». В Новом Завете сказано Спасителем: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12, 36–37).
       Жизнь на земле не вечна. Что же остаётся, когда уходит творчески одарённый человек? Остаётся его искусство. Уходит музыкант, – остаётся музыка. Уходит поэт, – остаётся поэзия, которая «есть внутренний огонь всякого таланта», по определению Достоевского.
       Истинные поэты «говорят от Бога». Приведу здесь стихотворение «Поэт» (2010), автором которого является моя дочь Анастасия Машкова:

              За горизонт садится солнце.
              Ушло, устало от разлук.
              Уж ночь, поэт закрыл оконце
              И слушает лишь сердца стук.

              Как бились бы о скалы волны,
              Так ударяет кровь в виски.
              Поэт и рифма многословны
              И, как влюблённые, близки.

              А крик души – как звук гобоя.
              Поэт молчит, перо в руках.
              У творческого аналоя
              Рифмует исповедь в стихах.

       Любовь к поэтическому, художественному слову звучит и в строках моего сына – монаха Салафиила:

              …Такое слово, как общий вздох,
              соединит сердца в молитве,
              ободрит ратников для битвы.
              Всю жизнь из освещённых крох
              я слоги собирал для слова,
              но вот, когда оно готово,
              я понял, что оно не ново.
              Оно – лишь отблеск Бога-Слова.
              О Нём – моё последнее слово.

       Конец и Богу слава!

Т.В. Филипьева,
кандидат психологических наук


Литература:

1. Климов Е.А. Психология профессионала. Воронеж, 1996
2. Николай Сербский (Велимирович). Мысли о добре и зле. Минск, 2004
3. Инок Всеволод (Филипьев). Охранительство. Москва, 2004
4. Инок Всеволод (Филипьев). Иное. Аскетическая лирика. Москва, 2006
5. Архимандрит Рафаил (Карелин). В аду на земле. Москва, 2000
6. Машкова А.Н. Аметистовые слёзы. Москва, 2018
7. Филипьева Т.В. Франция Православная. Москва, 2015

Сноски:

* «Ренессанс» – здесь понимается автором как возврат к язычеству.
** Инок Всеволод (Филипьев) был пострижен в мантию с именем монах Салафиил весной 2014 года на Святой Горе Афон, где с 2010 года пребывает в затворе. Страница с его произведениями в Ютьюбе: «Монах Салафиил – инок Всеволод» и на сайтах: Проза.ру и Стихи.ру


Рецензии