Осуждение

       Прежде всего, следовало бы определить значение слова осуждение. Думаю, что это понятие достаточно широкое. Может, забыть о той неопределенности, которая пронизывает значение слов судить и осуждать?  Что значит судить и осуждать? Высказывая неодобрительное мнение, порицание, оцениваем кого-либо, что-либо, чьи-либо дела или поступки. Говорим, в основном, об осуждении и укоризне за что-либо, например, за плохие поступки. Но что понимать под плохими поступками и что такое поношение. А осуждение? За что?  И как должно выглядеть? Кого осуждать в своем сердце, а, может, в словах? Не судите, и не будете судимы, не осуждайте, и не будете осуждены. Вопреки этой неумолимой логики люди проклинают, ненавидят, презирают, насколько им хватает желания и сил. Это осуждение, от которого сложно отказаться.  Признавая виновным, начинаем с особым чувством решительного предвкушения приговаривать к какому-либо наказанию. Многим проще осудить, сказать: ты негодяй, и освободиться от бремени действий, чтобы что-то изменить. Вспомним, впрочем, философию японца Миямото Мусаси, который считал лучшим выходом отказа от осуждений действие. Действия, однако, бывают разные, часто еще хуже и страшнее, чем осуждение. Только не удлиняет ли такое действие цепь зла и несчастья? Не лучше ли побеждать зло добром, а не умножать его?         
 
    А если прислушаться к богословской концепции Бога-врача?  При совершении греха, действия или помышления, которые ассоциируются с отступлением от праведной жизни, Бог не осуждает. Бог лечит последствия греха, то есть восстанавливает упущения добра. Религиозному человеку осуждение чуждо, ибо по убеждению он старается понять поведение другого и во имя милосердия готов простить. Но не всегда, принимая во внимание, что только Бог может любить всех грешников такими, как они есть. Другие же имеют право осуждать зло и грех, но не судить самого грешника. Это доступно только Богу. Впрочем, случается, что не всегда осуждаемый понимает, что судят его поступок, и принимает осуждение себя, хотя речь идет о его поведении. Правда, верующие бывают разные: одни, которые говорят о себе, что глубоко верят и те, которые своими поступками это доказывают. Случается, что нехристианская интерпретация довольствуется поощрением мести. Встречается такой вид осуждающих, которые держат в памяти свою обиду, и ждут случая отомстить, напоминая обидчику его поведение. Такие люди, лишенные чисто человеческих черт, особым благонравием не отличаются. Однако, разве в такой ситуации нет осуждения для них?   
      
    Каждый по-разному понимает осуждение. Сколько людей, столько мнений.  Субъективна любая оценка, любое суждение. И совесть у каждого своя, свой моральный выбор. Каждый имеет право поступать так, как он понимает, и как связывает свой поступок со своей совестью. Иногда чувство обиды, боли заставляет кого-то перестать существовать для нас. Если тот, кто сознательно и эгоистично причинил мне большой вред, я не готова протянуть ему руку и простить. Бесповоротно осуждаю за его проступок и основательно исключаю из своей жизни. Можно, например, осуждать измену, то есть клеймить такое поведение, но это не имеет ничего общего с вынесением судебного решения.  тот, кто сознательно и эгоистично причинил мне большой вред.   
      
     Есть люди, которые не имеют ни морали, ни раскаяния, ни доброты, ни совести, и отталкивают своим уродством. Они настолько эгоистичны, испорчены и аморальны, что, если не заклеймить их, никогда не поймут, что совершили что-то неблаговидное. Мошенник, вор, виновник детской безнадзорности, коррумпированный полицейский или врач, берущий взятки и решающий, какой пациент будет жить, а кто умрет. Можно ли оставить их без нашего внимания?  Такие вряд ли поймут осуждение и не примут его. В подобных случаях имеются более сильные рычаги влияния, например, Уголовный кодекс или компенсация за причиненный ими ущерб.                            

   Однако, нельзя не согласиться с пониманием того, что осуждение является своего рода моральным и социальным тормозом. Страх оказаться осужденным мешает многим людям сделать то, что обрекало бы их на социальное отчуждение.                        

    Вместе с тем осуждение не всегда уместно и не всегда бывает правильным решением.  Вспомним мудрое изречение о невидимом бревне в своем глазу и увиденную соринку – в чужом. Признаемся, нет невинных людей. Никто не имеет права выступать в роли судьи человека, но каждый имеет право и обязанность оценивать поведение, тем более, если оно ранит нас или других вокруг. Казалось бы, эти вещи невозможно отличить, но на самом деле – легко. Просто попробуем стать частью мотивационного состояния человека. Честно, беспристрастно и свободно выявить причину и механизмы его проявления, и принять, как данность. И при этом ни оттолкнуть, ни осудить, ибо чувство такта не позволяет. Иначе путаница и суета. И тогда без осуждения, но при напоминании и указании на злые последствия данного поведения возможен положительный результат. Задача наша – противиться злу, но при этом стараться никогда не применять собственное зло, оскорбляя и унижая виновного. Осуждая не человека, а лишь его действия, даем ему шанс на исправление.                                                
      
     Мы не имеем права судить кого-либо за взгляды, вкусы, решения и мнения. Некоторым глупцам, однако, присуще жестоко осуждать чужие судьбы, дела и жизнь, которые их короткий ум не способен охватить и понять. «Осведомленный» недоумок без истинного понимания и правильной оценки тешит свое самолюбие, осуждая незнакомого человека, не зная, какой он на самом деле. Низкопробная склонность к обсуждению других людей зачастую приводит и к распространению слухов о них, чаще всего основанных на неточных или заведомо неверных сведениях, при отсутствии каких-либо доказательств их вины. Такая мораль не божий дар, и тем более не набор абсолютных истин. Они, очевидно, так сотворены, что сначала говорят, потом думают, кто-то по мелочи, а кто-то масштабно, противореча здравому смыслу. Им проще заглядывать в чужие души, заслуживающие их внимания, ежели в свои собственные. Не мсти и не имей злобы на сынов народа твоего, но люби ближнего твоего, как самого себя. Я Господь. (Книга Левит,18).  Не наше дело оценивать и тем более осуждать других в данном случае.
   
     Естественно, что большинство наших негативных впечатлений о другой особе скрывается перед миром. Причины бывают разные. Например, на поведение человека влияет много факторов, и оценить его поведение (для себя или других лиц) без компетентности  довольно сложно. Трудно судить, не зная глубинной правды. Нам зачастую неизвестны причинно- следственные связи асоциального поведения, приводящие к трудной жизненной ситуации. Можно предположить, но бывает сложно и практически невозможно доказать, как влияние внутренних (субъективных) факторов и их взаимосвязь изменяют происходящее поведение, порой не в лучшую сторону.                               

    Тогда, может, в связи с нашим дипломатическим характером лучше быть сдержанным, постараться меньше судить и просто молча недоумевать? Высказывая свое мнение, помним, что по ту сторону сидит человек, которого ты осуждаешь. Руководят нами сомнения, а то истрах, из-за его реакции. Побаиваемся его контратак и репрессий. Выбираем святое спокойствие, развиваем в себе кризализм- чувство защищённости и покоя.  Осуждение при этом – неправильное отношение. Объясню на примере. Возьмем педофила и убийцу детей. Неважно, осудим преступника или акт педофила. Оба поведения неадекватны.

    Зло, как и злые, нечистоплотные, непорядочные люди были, есть и будут, высокомерно заявляя о себе и своих победах. Если не бороться с пустыми душами, создавать для них условия, то при отсутствии нравственной ответственности их расплодится в геометрической прогрессии. Если бы люди не оценивали их поступки, и они не боялись общественной реакции за них, многие бы творили такое, за которое сейчас боятся. Осуждение для некоторых – единственный способ, чтобы те не загрызли ближнего. Наша обязанность –противиться злу, не подключая в свои действия оскорбления и злобу. А внутренняя основа воли, высочайшая интеллигентность и нравственные устои должны посодействовать справедливому решению.


Рецензии
Галина, понравились Ваши рассуждения. Тема актуальная и готовых рецептов нет. Но у Вас прекрасная попытка разобраться. С уважением, Виктория.

Виктория Романюк   31.10.2021 18:04     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.