Иконописец
1.
Максим иконописец из рода купцов по просьбе священника Нила, бывшего монаха киевской Лавры. Увидев у отрока Максима стремление к богомазанию. Откупил отрока у отца, меньшенького из девяти братьев и трех сестер на учебу в Свято Киевскую лавру на учебу к…? Теперь освоив церковное иконописание, отправлялся по Оке и Клязьме, к новому городу Владимиру Залесскому.
Много былей и небылей услышал юный отрок, а теперь иконописец Максим в крещении, а ныне монах Исаакий, о владимирском князе Андрее Юрьевиче, от проезжих византийских и иных купцов. И боголюбив и умен, и храбр-де князь. Отказавшегося от престола киевского, и ушедшего на окраину Руси. Выбрав себе ничем не знаменитую крепостцу. Многие смеялись над строптивом князе, переступившему волю отцову. Но, теперь ходившие под его пятой и покорстве киевские князья…
Для украшения и усиления своей новой вотчины, князь кличет к себе резчиков по древу , каменю. Богомазов, златокузнецов. Вот он монах иконописец Исаакий в крещении Максим, и собирается отбыть в этот Владимир.
Пристал к купцу Никифорову к его каравану. Везшему свои товары личные и заморские, прикупивши у торгового гостя Яруна привезшего товар из самого Царьграда по Русскому морю да Днепровским порогам к Киеву.
С котомкой, в которой были завернутые дорогие ему памятью об учебе в Свято-Киевской Лавре в мамин рушник, и с несколькими сухарями данные мамой, к которой он ее Максим, завернул.
Никифор его пристроил у задней телеге о двух лошадок, тяжело тянувшие купцовы товары. В помощь охране задней, прикрывавшиеся от ярыжников. Промышлявшиеся, на тракте купеческой. В желании ярыжницкой, нажиться на купеческом товаре. За Окой привстал Исаакий, его посадили служивые на телегу к вознице Игнатию. Теперь сидит на ободке и вспоминает Исаакий а тогда Максим как отец в пургу рассказывал нам малым братьям, и он слушал сидя в запречнике отцов сказ:
- Ваш дед, Крушины мои жил на Десне-реке в Чернигове, у своего отца хозяина растившего пшеницу и другие земные злаки. Ставил на Десне лозовые морды, на рыбу деснянскую. Весной, когда вздуются река от льда, спешат мужики ставить морды, а то вскоре не до рыбалки будет. Надо идти на свою землицу да на княжью, да тиунскую. Оне, в этих местах не знали голода. Обирали желудь, корни тредолиста да рогозы. Сушили, толкли да в муку пашаничную добавляли и пекли и варили из этого хлеба да еду. Пучило мужиков, да крепились. А какая из этой мешанины еда? Заболел ваш дед. Умер и лежал я мальчонкой, на тряпице в хате, голодный, может быть так и умерб я. Да на оре счастье ехал мимо купец и подобрал мальца одного, больного. Подобрал. Жив останется или нет, не ведал. Но выходил мальца и приставил к своему делу заместо сына. Одни девки, были у купца. Вот он и растил мальца, то бишь меня. Выучил считать. Читать, да писать. Стал меня брать собою, куда дорога шла купеческая. Так я и жил. Вздумал купец меня к себе накрепко привязать. Аподошло время девок выдать замуж Да никто их замуж не брал. Можнт бы кто и позариля б на купесческое богатство. Слишком был купец привередлив. Тот не так и этот не то. Так и стала старшая а аша мамка перестарком. О мне ак то намекгнул.бери мою старшую дочь а я тебя возьму в компаньены. Будешь от прибыли нашей совместной половину иметь. Я даже не думать отказыатьмя. Кто за мен из справных деок замуж выйдет а голоытьбой быть не хотел. Уже вкусил трохи богатства. Я и согласился. Мы поженились. Жили у отца жены. Да думка у меня была отойти и поделиться с ним. Да меня Мелания ваша мать уговаривала: «Не пеши, Силантий». А надо сказать жили с вашей мамкой душа в душу. Послушался я ее. Вскоре мамка жены, а моя теща умерла. Затуркал ее купец. А не дождавшись года, после смерти женился. Привел женщину сваливвую. Мелания и она жили как кошка с собакой. Тогда дочь поставила перед отцрм условие6 «Или она дочьб остается при отце с мужем а женщину выгонит или она с мужем и именно со мною уходит. И пусть половину как договорился с ее мужем отдает» отец-купец задумался. И та то же говорила взявь власть над душой купца.И купец тянул и тянул времяраздела имущества.И тут Исаака думы прервали крики: «Ала! Ал-ла!» Это откуда не возьмись черемыки взялись. Налетели на обоз купца. Силантицй слетел с воза схватил лежавшие на возу меч и копье, и ввязался в потасовку. А надо сказать. Бог не обидел Исаака силой и телом. Не богатырь но силушку имел божью. Монах воспитывался в святой лавре как воспитывали в те времена монахов – воинов. Начал он крушить черемисов направо и налево. Скорее много было побито, а остальные утекли, спасаясь. Крича «Бах-Балла!». Что это такое никто не знал, с черемисами еще не встречались. Купец от радости, что отбили нападение и спасли его товар, узнав что много помог его служивым монах зал его к себе в охрану обозов. Но монах по благодарив, сказал: он де призван Богу служить. Его предназначение в этом мире писать божьи иконы. И баста. Кузнец не обиделся на этот ответ. А наоборот выдал из своих запасов боевое снаряжение монаху и немного денег на прожитие. Монах в ответ помолился, поблагодарив купца и сказал ему Де тя буде нужда, обращайся ко мне, чем смогу помогу. Исаакий прибрал в короб из лыча, одежу подаренную купцом и спрятав под рясу меч, подальше от любопытных глаз. Шел с обозом к Владимиру. Там он узнал о том, что князя Алексея Юрьевича убили. Значит и идти ему нечего в град этот. Купец снова с надежой приступил к монаху,
- Ну, чего ты? - мол,- тебе не резон в город идти. Князя нет. В будет ли новый князь делать начатое князем , не известно. А я предлагаю верняк. Положу жалование. Ну как ты, согласен аль нет? Но, монах решил испытать , пойти все же во Владимир. А купец повернул на Суздаль. Так их пути дорожки разошлись на время. Вскоре Исаак вступил в черту города. Тут монах узнал: в одночасье остались Владимир, Суздаль и Ростов без головы. Кого посажат на пустующий стол? Народ, как и бояр, купцов и другой не столь подневольный люд, как простые, ремеслиники гадали: кто? В ночи из посада доносились пьяные вопли .Мужики пьяные бросали камни в чужаков в особливо в нарядные возки. Налетевшие в пустующий град без князя, с любопытством: кого же поставят на стол?
Продолжение следует.
Свидетельство о публикации №221052200192