25 Обобщение педагогических идей в литературе

Человек - существо биосоциальное
 

     С одной стороны, он часть природы, с другой стороны становится человеком только в обществе себе подобных. Ребенок - это человек в возможности, и чтобы возможность была превращена в действительность, он должен находиться среди людей и получить человеческое воспитание.


Творчество как предпосылка величия человека


     Б.Паскаль считал, что величие человека заключается в его способности мыслить. Однако русский профессор Г.Николаи ещё в 1926 году обратил внимание на стремление человека к свободе мышления: «Общеизвестна истина, что своим теперешним положением в мире человек обязан исключительно развитию своего мозга.

     Напомним здесь о вышесказанном, именно о том, что это условие человеческого развития было установлено еще тогда, когда лесной житель создал себе орудие и тем самым подготовил освобождение своего мозга» (Николаи Г.Ф. Биология войны. –СПб: Издательство «Манускрипт», 1995. -304 с, на стр.108).

     И.Гобозов дополняет, что величие человека заключается и в его способности творить. Причем это творчество может носить деструктивный характер. «Человек - творец встает перед сложным вопросом, - что лучше: быть или иметь?»


Мышление как предпосылка творчества


     С помощью мышления позволительно получать знание о таких объектах, свойствах и отношениях реального мира, которые не могут быть непосредственно восприняты на чувственной ступени познания. Формы и законы мышления изучаются логикой, механизмы его протекания - психологией и нейрофизиологией. Кибернетика анализирует мышление в связи с задачами моделирования некоторых мыслительных функций.

     Мышление строится в соответствии со свойством материи объективного мира отражать, т.е. воспроизводить особенности отражаемого объекта или процесса. Высшая, специфическая человеческая форма отражения - сознание.

     Мышление, направленное на самое себя, способствует дальнейшему развитию человечества, поскольку позволяет производить дальнейшее освобождение мозга от невежества.

     Если вдуматься глубже, то человеческий разум, знание не создает, но отражая свойства и отношения бытия в состоянии искажать эти свойства объектов своего внимания через созданный артефакт. Этот процесс по большому счету и есть творчество. Если искажение гармонирует с организованностью космоса и сознания личности, его можно рассматривать как существенную характеристику прекрасного, если гармония отсутствует возникает ощущение хаоса.

     Если следовать Г.В.Лейбницу, мировой порядок – предустановленную гармонию, планомерное развитие всех вещей изначально организовал Бог. Данное философское понятие подтверждает А.Флеминг*: «Вы говорите, что я что-то изобрел; на самом деле я только увидел, - увидел то, что создано Господом Богом для человека. Честь и слава принадлежат не мне, а Богу…»


Двойственность сознания


     Сознание, преломленное в человеческом мышлении и направленное на человека, позволяет видеть в нем равно и следствие промысла Божьего и низкое земное существо:
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему; и да владычествуют они да над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (16, Первая книга Моисеева: Бытiе.1.26).
 
     В.Ключевский же прямо заявил, что «человек — это величайшая скотина в мире» (Ключевский В О. Соч.: В 9 т. М., 1990. Т. 9. С. 363)


Истина и сомнение


     «Что самое истинное? -Что люди дурны» (Пифагор, 576 – 496 гг. до н.э.).

     В истории философии истина в разное время и у разных философов понималась:
- как соответствие знания вещам (Аристотель),
- как вечное и неизменное абсолютное свойство идеальных объектов (Платон, Августин),
- как соответствие мышления ощущениям субъекта (Д.Юм),
- как согласие мышления с самим собой, с его априорными формами (И.Кант).
- в современном звучании истина есть соответствие знания действительности, объективное содержание эмпирического опыта и теоретического познания.

     В современной логике и методологии науки классическая трактовка истины как соответствия знания действительности дополнена понятием правдоподобности - степени истинности и ложности гипотез и теорий.

     Таким образом, в трактовке понятие истина, каждый человек не свободен от исторического влияния философских школ. Человеку в его вечных сомнениях по поводу истины не повезло: «То, что не существует никакого знания, - очевидно. И любому ниспровергателю такого утверждения следует признать, что он либо это знает, либо не знает. Если не знает, то мы бы посоветовали ему остерегаться опрометчивых опровержений. Если же знает, то тем самым он подтверждает правильность нашего воззрения» (Карисад Киренский, 212 – 129 гг. до н.э.).

     Скептический вопрос усталого Понтия Пилата «Что есть истина?» (Библiя. Книги Священного Писанiя Ветхаго и Новаго ЗавЂта каноническiя. Первое издание. Издательство Б.Геце. 1939, От Iоанна Святое БлаговЂствованiе.18.38) зависает в воздухе: не получил прокуратор вербального ответа накануне казни Христа.
 
     Можно бесконечно поражаться мудрости древних, но действительность такова, что основные вопросы философии, такие как вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе, сознания к материи, всякая личность вынуждена брать на веру, принимать как аксиому. Каждый человек вынужден искать истину сам, кто в религии, кто в науке, а кто и в философии.



Примечание:
 
* (Fleming) Александер (1881-1955), английский микробиолог. Открыл (1922) лизоцим; установил (1929), что один из видов плесневого гриба выделяет антибактериальное вещество — пенициллин.


Рецензии
Понравились рассуждения.Очень.

Последняя фраза потрясающе точно отражает действительное состояние нормально мыслящего:каждый вынужден искать истину...кто в религии, кто в науке, а кто в философии.

Я склонен к науке.

Вадим Егоров   23.05.2021 13:53     Заявить о нарушении
Спасибо! Я с Вами, но философия позволяет копаться шире, свободнее выдвигать гипотезы. наука предполагает точное исследование гипотезы...

Владимир Улас   24.05.2021 15:03   Заявить о нарушении
Согласен с Вами. Я поспешил, а исправлять не стал.

Конечно, психология с философией. Они очень при определенных рассуждениях, понятиях БЛИЗКИ.

Вадим Егоров   25.05.2021 09:12   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.