Гражданская война. Народная власть против народа

"Без расстрелов ничего не получается. Расстрелы в одном селении на другое не действуют, пока в них не будет проведена такая же мера" - доклад Тухачевского о подавлении крестьянских волнений.

Часть 1. Закрепление

Надо помнить

Те смутные и не такие уж далекие времена называют по разному: великая октябрьская революция, октябрьский переворот, великая русская смута и так далее. Я бы выбрал последний вариант руководствуясь не идеологией, а последствиями череды страшных событий, всколыхнувших громадную империю и афтершоки, продолжавшиеся более ста лет.

Историки до настоящего времени не могут определенно сказать, откуда же к нам вползла гидра интернационального радикализма, получившая место, пищу и сторонников, через фракцию большевиков. Сразу следует оговориться, что фракция большевиков образца 1917 года, совсем не равнозначна коммунистам образца послесталинской эпохи. Разговор об этом еще впереди. Я давно задумал написать об этом явлении отдельную серию статей, но вплотную приступить удалось только теперь. Не буду давать никаких оценок, поскольку считаю, что все стороны участвовавшие в вспыхнувшей гражданской войне, действовали не лучшим образом.

Однако нашим соотечественникам полезно будет вспомнить (а некоторым и заново узнать), к чему приводит радикализация гражданского протеста. Не снимая ответственности с власти, важно понимать последствия и не думать, что они коснутся только власть предержащих, отнюдь. Всегда и во все времена, больше всего от резких перемен страдали именно простые люди. Меняются эпохи, социальное устройство, но это - неизменно.

Снизу постучали

Отличие реальных событий 1918-1922 годов от официальной версии заключается в том, что далеко не все шло гладко, широкие массы не то что крестьян, но и рабочих-пролетариата, во многом не поддерживали действия большевиков-интернационалистов и зачастую доходило до вооруженного сопротивления "народной" власти.

Показательна реакция тех, кто (как нам долгие годы рассказывали) поднялся против "тирании режима, за народ, крестьян и землю". В первое десятилетие советской власти, по стране прокатывалась одна волна народных бунтов и восстаний за другой. Большевики-интернационалисты реагировали на них единственно возможным для радикального крыла способом - утопили в крови. Каждый отдельно взятый случай,  требует подробного описания, настолько поражают изложения случившегося, но не в рамках нынешней статьи. В конце-концов, тем кто заинтересуется, всегда можно набрать запрос в поисковой строке, а пока дам общую, обзорную картинку.

Уничтожение Ярославля

В июле 1918 года офицеры российской (царской) армии, организовали восстание против методов советской власти, захватили арсеналы, разоружили немногочисленные отряды Советов и приготовились ждать поддержки с Поволжья. Довольно неожиданно к ним присоединились и гражданские жители города. Зверств и бесчинств  протестующими при этом не допускалось. Отсутствие активных действий восставших сыграло на руку большевикам. Учитывая то, что регулярные части РККА еще не были сформированы, на подавление восстания своего народа, интернационалисты бросили всегда готовые поживиться корпуса наемников.

В наступлении на Ярославль приняли участие три латышских полка, венгерский и варшавский "революционные полки" (в последний входила отдельная китайско-корейская рота, "прославившаяся" позднее своими нечеловеческими зверствами). Русские люди для них были ничто, поэтому церемониться с ними не стали. Красные командиры Гекер и Нейман, попросту расстреляли жилые кварталы города из артиллерии и забросали бомбами с аэропланов.

Потери невинных жителей при таком варварстве, даже не обсуждались. Повстанцев обманом принудили к сдаче, пообещав жизнь, но по укоренившейся революционной привычке, уступая прямому требованию товарища Троцкого - прикончили. Этого показалось мало и интернационалисты провели зачистку города, согнав в кучу и расстреляв большое число "сочувствующих". Город лежал буквально в руинах, более 80% зданий было разрушено, пожары, страх и голод, остались в напоминание о беспощадности пролетарского гнева.

Ижевские рабочие

В августе 1918 года, рабочий класс Ижевска и Воткинска, на фоне принудительного набора в Красную Армию, отказались идти на фронты братоубийственной войны и подняли восстание. Характерной чертой подобных народных выступлений, было их относительно мирное протекание. Ни погромов, ни массовых расстрелов большевиков.

Тем не менее, восставшие рабочие смогли захватить не только городские районы, но и расквартированные части большевистских войск. От советской власти была очищена довольна большая территория. И тут народу показали, как следует понимать новую власть. На подавление протестов, снова направили подразделения на 60% укомплектованные из наемников-интернационалистов, под командованием красного командира Азиньша. Уже в ноябре оба города были возвращены на революционный путь. Остатки рабочих частей прорвались на Поволжье, где влились в состав классово чуждых белогвардейцев и воевали в составе Ижевско-Воткинской рабочей дивизии.

А в "освобожденных" Ижевске и Воткинске, красноармейцы немедленно приступили к террору и расстрелам. Только на следующий после взятия Ижевска день было поставлено к стенке более 400 человек. Надо-ли уточнять, что речь о расследовании и судах не шла? Чуть позже, репрессии были переданы в руки профессионалов - частям НКВД.

Как прекратить забастовку рабочих

Еще один вопиющий эпизод произошел в Астрахани. И без того сложное время усугублялось приближающимся фронтом, люди голодали, но большевики снова урезали хлебные пайки, чем и вызвали волнения в городе. Рабочие нескольких крупнейших предприятий собрались на мирный стихийный митинг, требуя от власти хлеба.

Революционным комитетом в городе, в то время руководил видный большевик Киров, который совершенно точно знал, что и как надо делать. Красноармейские части развернули пулеметы и открыли огонь по толпе. Затем, по горячим следам прошлись с арестами по рабочим районам. По самым разным оценкам, число жертв составило до 4000 человек.

Тамбовщина

Хрестоматийный крестьянский бунт. Тамбовская область ранее входила в число 5 самых богатых губерний России, видимо отчасти поэтому, продразверстка здесь зверствовала особенно люто. Вполне ожидаемо это вызвало недовольство и выступления против новой власти. Партизанское крестьянское движение начавшееся в 1918 году, обрело огромные масштабы.

Поражает самоорганизация восставших, созданные штабы, командиры и связь. Оружия им подбросил генерал Мамонтов, после взятия в 1919 году Тамбова. Освободительное движение распространилось и на соседние уезды, из числа восставших были сформированы 3 повстанческие армии, объединенные под одним командованием. В своем пике - 1921 году, число штыков повстанцев достигло 70 000.

Карательные отряды посылаемые в губернию, неизменно разбивались. Так продолжалось до высвобождения регулярных частей РККА с фронтов. Во главе красных армий поставили Тухачевского, отменно зарекомендовавшего себя на этом поприще. Ему придали Какурина, Уборевича, Котовского, Ягоду и Ульриха. В открытых боях, профессиональные и боеспособные части Красной Армии смогли разгромить крестьян.

В ответ те вернулись к партизанским действиям. А советская власть переключилась на мирных жителей. Расстрелы без суда, уничтожение целыми селами за невыдачу оружия, захват в заложники семей партизан и помещение их в концлагеря, расстрел сел из пушек, применение химоружия и многое другое, породили встречный террор. Некоторые документы касающиеся тех событий, засекречены до сих пор.

И наоборот

Перечень похожих трагических событий, можно продолжать еше долго. Безусловно, белогвардейцы и многочисленные "народные" атаманы, также запятнали себя кровью невиновных и про это - для полного, симметричного восприятия ситуации, также будет статья. Напомню, что моя основная цель - показать, что не бывает полностью правых и виноватых в гражданских войнах, что страдает в первую очередь мирное население. И обо всем этом надо помнить, чтобы не совершать похожих ошибок (Донбасс, Карабах, Приднестровье...).

Часть 2. Чего стоило слово большевика

"Власть - не средство; она - цель. Диктатуру учреждают не для того, чтобы охранять революцию; революцию совершают для того, чтобы установить диктатуру. Цель репрессий - репрессии. Цель пытки - пытка. Цель власти - власть" . Джордж Оруэлл, "1984".

И красный, и белый, и черный

Возможно излишне об этом напоминать, но я все-таки повторюсь: все люди разные и каждый видит счастье и процветание Отечества по-своему. Индивидуальные мнения группируются вокруг харизматичных лидеров, сливаются и объединяются в кружки, и партии. Но как-бы то не было, все они ищут лучшей доли для себя и окружающих.

Худшее что можно себе представить в этой ситуации - стравить спорящих оппонентов и дать им в руки оружие. Личности тут-же перестают быть сами собой и немедленно превращаются в отвратительную толпу, не воспринимающую здравого смысла, логики и чуждую любой из форм сочувствия. Это и есть гражданская война.

К середине 1920 года массовое, организованное сопротивление белых армий было в основном подавлено, а остатки их зажаты в пределах Крымского полуострова. Сюда бежали многие из тех граждан, кто не принимал новую большевистскую власть, концентрация "старорежимного элемента" была очень высокой.

в ожидании эвакуации

Барон Врангель сумел организовать боеспособные части и крепко держал оборону, попытавшись даже пробиться на соединение с польскими войсками, вступившими в войну с большевиками. В свою очередь, руководство революционного интернационала, не особенно утруждало себя поисками решений и компромиссов, попросту раздавая обещания направо и налево.

Заключив сепаратный мир в Польшей и развязав себе руки, новая власть озаботилась созданием наступательной группировки для окончательного решения вопроса белого движения. Было обеспечено пятикратное превосходство в живой силе и подавляющее в технике и огневой мощи.

Кроме того, гениальный в своей низости ход - привлечение народной армии Махно (которая сыграла в итоге решающую роль в прорыве обороны Перекопа), чтобы сразу после победы над белыми не гоняться за ним по степям, а разом прикончить бывшего союзника - две задачи одним ходом. Видимо Троцкий умел быть убедительным даже для врагов.

Под гарантии амнистии

Еще одна подлость совершенная большевиками - обещание амнистии солдатам и офицерам сосредоточенным в Крыму. В сентябре 1920 года Ленин, Троцкий, Калинин и главкомом РККА Каменев подписали воззвание «К офицерам армии барона Врангеля». Вес этому вранью придал знаменитый царский генерал Брусилов, также поставивший свою подпись под документом. Добровольно перешедшим на сторону большевиков обещали полную амнистию и отсутствие кары, а цену этим обещаниям вскоре узнал весь мир. После прорыва обороны перекопского перешейка, у белых оставались два варианта: эвакуироваться или поверить объявленной амнистии и сдаться красным, чтобы служить России.

Вопреки картинам из советских фильмов, эвакуация проходила вполне организованно, без давки и паники. Барон Врангель смог вывезти из Крыма около 146 тысяч военных и гражданских - почти всех желающих. В тесноте, без удобств, в неизвестность и скорее всего к лишениям и бедности. Но их судьба оказалась не в пример более счастливой, по сравнению с поверившими слову большевиков и оставшимися в Крыму.

По оценкам Ленина, а также более поздних исследований историков, в Крыму при Русской армии Врангеля находилось примерно 300 000 военнослужащих и гражданских, плюс категории не относившиеся к учетным при армии. Вывезено около 146 000, то есть оставалось по тем или иным причинам как минимум 150-160 000 человек, в том числе несколько тысяч раненых и больных в лазаретах.

Вопрос доверия

Сразу после вступления красных частей в города Крыма, начались репрессии носившие по началу не повсеместный и не упорядоченный характер. По мнению интернационалистов, полуостров представлял из себя "бутылку с узким горлышком" набитую буржуазией, выскочить из которой они были не должны. Выступая 6 декабря 1920 года на совещании московского партийного актива, Ленин заявил: «Сейчас в Крыму 300 000 буржуазии. Это источник будущей спекуляции, шпионства, всякой помощи капиталистам. Но мы их не боимся. Мы говорим, что возьмём их, распределим, подчиним, переварим».

Организовывать не простой процесс истребления, были командированы Розалия Залкинд (кличка Землячка) и венгерский коминтерновец Бела Кун, к тому времени успешно утопивший в крови Венгрию и приехавший делиться опытом в Россию. Они твердой рукой отстраняли от дел (вплоть до арестов и высылки из Крыма) тех большевиков, которые пытались остановить террор (были и такие).

Чтобы исключить обеление Ленина, Дзержинского, Троцкого, Фрунзе и других видных революционеров-интернационалистов, стоит прочитать воспоминания (https://rg.ru/2016/08/10/rodina-krymu.html)крымского большевика С. В. Констансова - одного из тех кто пытался предотвратить массовые убийства. Все руководители реввоенсоветов и парткомов к которым он обращался, не приветствовали жестокость, но поделать ничего не могли, отсылая его в Москву.

И живые позавидовали мертвым...

Полное описание того, что творили красноармейцы и чекисты-особисты в Крыму, в публичном формате невозможно, учитывая редакторскую политику сглаживания острых углов. Поэтому тем, кто желает получить полную картину зверств красных, рекомендую пройти по ссылке Это одно из множеств описаний, созданных на основании воспоминаний, рапортах, докладах участников и очевидцев массовых репрессий.

Описывая общими словами - всех поверивших слову большевиков жестоко обманули. Расстрелы, утопления, повешения и зверские пытки испытали на себе не только белогвардейские солдаты и офицеры, а также врачи, артисты, студенты, курсисты, ученые и любые другие категории гражданских сословий, вне зависимости от пола и возраста, включая грудных детей.

То что творилось в Крыму - неописуемо по уровню жестокости и садизма. Такого, по общему признанию очевидцев, не было известно ни до, ни после этих событий. Этому нет и не может быть совершенно никакого оправдания. Отдельного упоминания заслуживают факты последующего награждения многих "отличившихся товарищей" орденами. Некоторых впрочем, награждали без помпы, считая не совсем удобным озвучивать их заслуги.

Слово комиссаров

По официальным данным, по всему Крыму было истреблено более 52 000 военнослужащих и гражданских лиц (в том числе и рабочих), а по разным неофициальным подсчетам до 120 000 человек. Но маниакальное преследование классовых врагов, даже уже уехавших в эмиграцию, на этом не закончилось.

Советская власть дважды объявляла амнистию своим бывшим врагам и раз за разом, уничтожала и отправляла в лагеря большинство из тех, кто поверив вернулся на Родину. Лишь единицы из них не пострадали. После всего прочитанного и обдуманного, много-ли веры остается словам и рассказам советской власти о событиях сопровождавших ее 70-летнее правление? Есть повод задуматься.

Копирование только с указанием имени автора и активной ссылкой на сайт — первоисточник: (https://velikayaevraziya.ru/) Великая Евразия.

Следите за поворотами информационной повестки в моём сообществе (https://vk.com/public220540923) ВКонтакте.

Каталог публикаций канала в Яндекс-Дзен: Добро пожаловать или посторонним В.

Рекомендую к прочтению мою первую книгу (https://ridero.ru/books/vera_nashikh_predkov/) «Вера наших предков. Неизвестные страницы» . Она издана в электронном виде изданием Ridero, поступила в продажу в магазины Ozon / Wildberries, где возможна услуга «печать по заказу», а также в приложение МТС «Строки» и «билайн книги».

В самое ближайшее время выйдет моя вторая книга, она посвящена скифам. Кроме того, чтобы «умыть» пиратские сайты, незаконно распространяющие первую книгу, планирую дополнить её содержимое новыми частями, обновить компоновку всего материала и в таком, законченном виде предложить в печать. Следите за новостями на моём сайте.


Рецензии