История Турции часть 19

Причина - не привез ему ничего, а посол императора Рудольфа Австрийского, который прибыл к султану Мураду III в 1585 г. без подарков, даже был брошен за это в тюрьму. Принимали иностранных послов по-разному, в зависимости от характера отношений Турции с их странами. Если отношения были хорошими, то и послов принимали ласково, сытно кормили. Послы содержались за счёт турецкой казны, им преподносили подарки и пр. Если же отношения были плохими, то соответственно принимали и послов. Как правило, послов мусульманских стран принимали лучше европейских. Особенно доставалось австрийским послам. Их заставляли месяцами ждать аудиенции, а приняв, ругали, выгоняли и нередко сажали под арест. Аудиенциям предшествовала тщательная подготовка, чтобы поразить иностранных послов роскошью и великолепием, которыми окружён султан. Содержание переговоров султана и великого везира с послами держалось в строгой тайне даже от везиров. Договоры заключались обычно на короткий срок, в лучшем случае на время жизни султана, и не носили устойчивого характера. Договор сохранял силу лишь в том случае, если его подтверждал новый султан. Заключение договора не обходилось без взяток везирам. Сулейман был реалистическим политиком и в тех случаях, когда это вызывалось его интересами, стремился установить добрососедские и мирные отношения с соответствующими государствами. В 1525 г. Франция проявила стремление установить с Турцией тесные отношения союзного характера для совместной борьбы против дома Габсбургов в лице Карла V и Фердинанда Австрийского, которые были их общими противниками.

Для этой цели в Стамбул прибыл её посланец Ж. Франжипани. В феврале 1534 г. приехал первый посол Франции в Турции Жан де Ляфоре, который должен был добиться торговых привилегий, помощи в войне против Карла V и ссуды в размере одного миллиона золотых ливров. Союз с Францией против Габсбургов соответствовал и интересам султана, поэтому Ляфоре получил всё, чего он добивался, кроме денег. Турецкому флоту на Средиземном море был дан приказ действовать совместно с французами против Карла V, а в феврале 1535 г. был заключен между султаном Сулейманом I и французским королем Франциском I «Договор о мире, дружбе и торговле». Договор был разбит на статьи, которые были названы латинским словом «капитул» (глава), и от этого весь договор получил название капитуляции. Первой статьей договора было установлено, что в течение всей жизни султана Сулеймана и короля Франциска I в отношениях между двумя странами должны царить мир и дружба. Подданным обоих государств было предоставлено право свободного передвижения и торговли на территории другой договаривающейся стороны. Далее султан дал согласие на пребывание в Стамбуле, Перу (теперь часть Стамбула) или каком-либо другом месте Турции французского консула (к тому времени такой был в Александрии) с правом разбирать гражданские и уголовные дела, возникшие на территории Турции между подданными французского короля. Султан обязался обеспечить неприкосновенность имущества французов, освобождал их от круговой поруки за поступки каждого француза.

Договор предусматривал взаимный отказ от захвата в плен и продажи в рабство подданных другой договаривающейся стороны и освобождение тех, которых уже постигла эта участь. Французские подданные на условиях взаимности освобождались от налогов и трудовой повинности. Поскольку договор был действителен лишь на время жизни подписавших его монархов, он неоднократно обновлялся после их смерти (в 1569, 1581 гг. и др.). Обе стороны неоднократно нарушали договор. На протест Франции в 1577 г. по такому поводу был дан ответ, что содержащиеся в договоре льготы не что иное, как «добровольные и благосклонные пожалованья», но никак не обязательства подписавших его монархов. В феврале 1553 г. между Сулейманом и преемником Франциска I королем Генрихом II был заключён союзный договор о морской войне против Карла V. По договору султан обязался предоставить Генриху II свой флот на 2 года для военных действий против Карла V, за что король должен был уплатить султану 300 тыс. золотых ливров. Султан, занятый войнами на западе и востоке, в общем стремился сохранить мирные отношения с Россией. К середине XVI в. Россия уже была сильным централизованным государством и приобрела большое международное значение. Она, в свою очередь, также была заинтересована в установлении добрососедских отношений с султаном и его вассалом - крымским ханом. В то время главными внешнеполитическими задачами России являлись: вернуть захваченные Литвой, Польшей и Ливонским орденом русские, белорусские и украинские земли.

Также пробить литовско-шведскую блокаду и получить доступ к Балтийскому морю, а также обезопасить себя от хищнических набегов на её земли, которые часто предпринимали крымский хан и турки. К опасности с юга присоединялась и опасность со стороны Казанского ханства. Иногда крымский и казанский ханы, действовали совместно, нанося России огромный ущерб, а тысячам её жителей - смерть или рабство. Так было, например, в 1521 г., во время совместного хищнического набега на Москву. Памятуя, однако, о решающем значении первых двух внешнеполитических задач, великие князья Москвы стремились к добрососедским отношениям с Турцией и неоднократно направляли в Стамбул посольства, добиваясь этой цели. Таковы были посольства Михаила Алексеева к Селиму I в 1512 г. (был направлен великим князем Василием IV для поздравления Селима с вступлением на престол), Василия Коробова в 1515 г., Бориса Голохвастова в 1519 г. Третьяка Губина в 1521 г. (для поздравления вступившего в 1520 г. на престол султана Сулеймана) и др. Этим посольствам неизменно ставились следующие задачи: добиться мирного договора с султаном, а некоторым из них даже союза против западных противников России, запрета крымскому хану устраивать набеги на русские земли и свободы торговли для русских купцов на территории Османской империи. В своих беседах с русскими послами Селим I, Сулейман I и их великие везиры, а также их послы в Москве утверждали, что стремятся жить с великим князем Московским «в братстве и дружбе».

Так, в 1514 г. вместе с вернувшимся послом Алексеевым прибыл посол Селима I Кемаль-бей (грек по происхождению), который привёз с собой две грамоты. Одна была написана на сербском, другая - на турецком языке. В первой - султан заверял, что хочет жить в дружбе с великим князем и что русским купцам будут созданы условия для свободной торговли. Посол Кемаль-бей устно передал слова султана, что он «друг его другу и враг его врагу». Но попытки великого князя раскрыть эти понятия и узнать, какие государства разумеются как други и недруги, успеха не имели. Василий Коробов, вернувшийся из Константинополя в феврале 1516 г., также привёз грамоту на сербском языке, в которой вновь содержались заверения в дружбе и обещания свободы торговли. В 1522 г. в Москву вместе с Губиным прибыл второй по счёту турецкий посол Искендер-бей (также грек). Это был посол нового султана - Сулеймана I. В грамоте султана, привезённой послом, также было высказано желание, чтобы между обеими сторонами существовали мир и дружба, как это было при его отце, деде и прадеде. Была также обещана свобода торговли русским купцам. Но опять-таки султан уклонился от подписания договора. В 1547 г. в Стамбул прибыл, после длительного перерыва, новый русский посол Фёдор Адашев, уже от царя Ивана Грозного (вступил на престол в 1533 г., а в 1547 г. принял титул царя). Адашев предлагал союз против Польши, но его предложение не было принято. Лишь вновь была обещана русским купцам свобода торговли. Османская империя недоброжелательно следила за действиями России в Поволжье.

УКРЕПЛЕНИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЙ ВЛАСТИ. ЛИЧНОСТЬ СУЛЕЙМАНА. ФИНАНСЫ И АРМИЯ.

Присоединение к России Казанского ханства в 1552 г. и Астраханского в 1556 г. было встречено в Стамбуле с раздражением. Султан считал себя законным наследником этих ханств и в частности, Азов турки рассматривали как плацдарм, по реализации этого мнимого права. Однако до 1569 г. султан не предпринимал никаких попыток в этом направлении. Османская империя в первой половине XVI в. располагала территорией в 6 млн. кв. км (площадь всех современных капиталистических стран Европы равна 3450 тыс. км, США - 7839 тыс. км). По неполным данным, в конце XVI в. её население насчитывало около 25 млн. чел. (во Франции тогда же 16 млн., в Италии 12,5 - 13 млн., в Испании 8 млн.). Успешные завоевания, обогатившие, как государство в целом, так и каждого из турецких феодалов в отдельности, чрезвычайно повысили авторитет центральной власти и особенно султана Сулеймана, как в самой империи, так и за её пределами. Он был выдающейся личностью, обладая качествами крупного полководца и политика. Сам руководил внешней политикой государства, при нём были выработаны законы (кануны), которые действовали много десятилетий и даже столетия после него. В истории он известен под именем Сулеймана Законодателя (Сулеймана Кануни). В Европе его прозвали Сулейманом Великолепным. При нём большого подъёма достигла турецкая культура. Он сам писал стихи и оказывал покровительство художникам, поэтам, архитекторам. Вместе с тем Сулейман обладал всеми чертами восточного деспота и, не задумываясь, уничтожал тех, кого подозревал в покушении на свою жизнь или власть.

Продолжение следует в части  20                http://proza.ru/2020/11/12/488


Рецензии