Записки смотрящего. гл. 50 Т. Дума

 50

 Удивительно состояние испытывает любой человек, отправляющийся в дорогу. Не особенно важно, на чем он будет передвигаться – самолет, поезд, корабль. Человек оказывается в пограничном состоянии. Он покидает привычную среду. Каждодневные заботы отходят на дальний план, освобождая в душе место для новых впечатлений.
Виктор пил чай и не торопил сына.

- Папа, как-то не сложилось и мы никогда не говорили с тобой о твоей молодости. Я ничего о ней не знаю. Как складывались ваши отношения с мамой. Сейчас это особенно важно. Ты можешь мне рассказать?
- Алеша, как я понимаю – у тебя возникли сложности в личной жизни? Мне казалось, что мы стоим на пороге свадьбы. Вы так давно встречаетесь.
- Я скажу тебе об этом позже. У тебя не было сомнений в верности выбора? Ты же был в разводе, когда вы встретились с мамой. Но мой отец оставил нас. А что произошло у тебя?
- Ты знаешь – сомнений у меня никогда не было. Я влюбился в твою маму в третьем классе, как только перешел в эту школу. Кира была удивительной девочкой. Она понимала, что очень красива, но вела себя скромно. В детстве это важно – она очень хорошо училась. Только на пятерки. Таких учеников, круглых отличников, как тогда говорили, больше не было. Не только итоговые отметки, но и каждодневные.

Она прекрасно читала стихи и пела. Да, и танцевала прекрасно. И была спортсменкой, играла прекрасно в волейбол, но это уже позже. Не заметить ее было невозможно. Ее отличало от других девочек полное отсутствие кокетства, она была открытой и доброжелательной. Ее отец был директором школы, но ее успехи были настолько очевидны, что ни у кого не вызывали сомнений.
Я вскоре понял, что они давно дружат с Олегом, они были неразлучны. Он рос с одной мамой, она работала поваром в школе. Их дружба началась еще до школы, и отец приводил Киру, и  мать приводила Олега в школу, если детский сад по каким-либо причинам не работал. Я понял, что шансов у меня очень мало, но сдаваться без боя я не привык. Я неплохо учился, но не стабильно. Первой задачей было стать отличником, как она. Олег был с ленцой, он лучше всех учился по физике и математике. Кира часто ездила на разные олимпиады. У меня появилась возможность общаться с ней без Олега. Мы однажды ездили с ней в Москву, по-моему, на олимпиаду по истории или литературе, этого я сейчас не помню. Это благодаря Кире я, как и она, окончил школу с золотой медалью. Мы были приятелями, но она не видела моих успехов, ее интересовал только он, Олег.

- И ты столько лет это терпел?
- Я не терпел, ну что ты. Кира давала мне стимул к движению. Моя уверенность только крепла, сам не понимаю почему. Я был уверен, что моей женой может стать только она, - он не стал рассказывать давнюю историю. Ему было тогда лет четырнадцать. Он шел на автостанцию, возвращаясь с дачи. Перед ним шла цыганка, в руках у нее были большие сумки с продуктами. Она была молодой. Неожиданно для себя он подошел к ней и предложил помочь. Когда она повернулась, то он увидел, что она беременная и, хотя и смутился, взял ее сумки. Шли молча. На площади он довел ее да скамейки, на которую она указала, поставил сумки и хотел быстро  уходить. Она его задержала
- Хлопец, постой, дай я тебе погадаю
- Нет, не надо, у меня нет денег.
- Знаю, что нет. Слушай меня. Ты красавицу любишь, так? Сильно любишь, по-настоящему, повезло ей.
- Так, - я машинально ответил, удивившись ее словам.
- Терпения наберись, будет она твоей, но не сразу. Замуж она выйдет, ты женишься. Годы пройдут,  вместе будете. Дети будут красивые. Счастливы будете, - она внезапно замолчала, слегка помрачнев, но потом продолжила
- Учись, работай, деньги собирай, они тебе пригодятся. Верь, все так и будет. Теперь ступай, - она решила что-то утаить, он тогда это понял. Он часто вспоминал ее слова. Когда не стало Киры, то он понял то, о чем она умолчала.

- Но ты женился на другой?
- Только после свадьбы Олега и Киры, после твоего рождения. Да, я женился. С отчаяния принял ухаживания однокурсницы. Расчетливая девочка была. Через год наш общий знакомый уезжал навсегда из страны. Ей это показалось более интересным. Развод принес мне только облегчение. Прости, кроме секса, мы были молоды, нас ничего не связывало.
- А что было дальше? Как ты встретил маму?
- Мы общались с ней по работе. Она делала твоему отцу все переводы его статей и книг. Язык она знала блестяще, но у технического перевода есть свои особенности. Она обратилась ко мне за советом. Наше общение было чисто профессиональным. Я жил в Москве, а они с Олегом уехали по распределению в закрытый город, где для Киры нашлось только место в библиотеке. Это с ее-то способностями. Она сделала это ради карьеры мужа, ради Олега. Наши редкие встречи в Москве и телефонные разговоры – это то, чем я жил в те годы.

- Почему они развелись? Отец разлюбил маму?
- Нет. Думаю, не всем дано любить кого-то. Олег любил всегда себя. И измена его была случайной. Студентка на практике, вечеринка на кафедре. Вскоре она сообщила ему о том, что беременна. К несчастью, она была дочкой академика и давно приглядела Олега. Перед ним был выбор – он женится на ней или придет конец карьере. Он выбрал карьеру. Да ты сам сможешь скоро его спросить.
- Ты думаешь, что наша встреча состоится? – после этих слов Алеша задумался и долго молчал.
Виктор терпеливо ждал продолжения разговора. Вагон мерно покачивался под стук колес.


Рецензии