про Анну и паровоз
Отечественные режиссёры старались следовать тенденциям ...
- Не трогая ни буквы, строго по тексту, просто уходим от толстовской трактовки!
- Это как?!
- Как, как?! Сместим акценты, поменяем точку зрения, раскроем характеры! Покажем то же самое с позиции неотвратимой судьбы, циничной целью и сакральной жертвой которой стала хрупкая, доверчивая и бесхитростная душа … В аспекте причинно-следственных связей мироздания, запутанных кармических хитросплетений … Абстрактных замыслов и логических игр бесчувственного, безжизненно целесообразного вселенского разума … Этой непознаваемой сущности, закольцевавшей время … Пространственно бесконечной энерго-информационной конструкции, навязавшей наивному человечеству правила и формы жизни, тяготящие и убивающие свободную его, человечества, волю … парящую над обстоятельствами, его естественные внутренние позывы ...
- Стой, стой, стой! Ты это куда?! Не слишком сложно?!
- Сложно, если через голову ... А через инстинкты самое то! Особенно, низменные ... Ассоциации нужно вызывать! Ассоциации и чувства! Ну, вот, смотри! Скажем, поезд … Он не должен быть простой железкой … Его нужно одухотворить, дать ему жизнь, эмоции. Образ создать. Почему Анну тянет к нему? Потому что он самец! Мощный ... Стремительный ... Элегантный … Призывно сверкающий прожектором … Эротично двигающий поршнями … Напористо пускающий дым из дерзко торчащей трубы ... Подавая протяжные гудки, напоминающие рёв распалённого быка … Неумолимо нарастая из туманного, безвозвратно ушедшего … Неминуемо, фатально, революционно … Как слом дряхлеющей эпохи … Как вызов истлевшей, порочной системе … Весь дрожа от внутреннего напряжения перегретого пара и всё же сдерживаясь, подчиняя буйную свою, страстную и дерзновенную натуру рамкам строгого расписания … Он волновал её … Будоражил воображение … Увлекал в иллюзорные мечтания о волшебном и светлом ... уютном и безмятежном ... чудесном ином мире … Она трепещет в ответном порыве … Видения и чувства переполняют её, ноги слабеют … Бедняжка непроизвольно делает шаг навстречу Грядущему, оступается, падает на рельсы и тут он … Грохочащий, стальной, огнедышащий … Грубо, тяжело, громоздко ... Равнодушно .... Наваливается … Овладевает беззащитным телом … И крутит и тащит … И ломает тонкие кости, и рвёт нежную плоть, и обнажает бьющееся ещё сердце … И давит, душит, перемалывает … Представляешь?! Апофеоз страсти!!! Все визжат и писаются!!!
- И что?! А дальше?!
- Дальше?! Дальше … Предположим, утро ... Туманное утро. Утро-о-о туманно-е-е-е, утро-о-о-о седо-е-е-е … Туман низкий такой ... Вязкий, плотный, поглощающий, засасывающий ... тянущийся ... Ну, ты понимаешь! Снующие по перрону какие-то носильщики, извозчики, разносчики пиццы или чего тогда разносили ... Дворники в фартуках … Какой-нибудь равнодушный, насморочный, подслеповатый следователь … В казённой шинели ... Воротник засаленный, обшлага потёртые ... А рядом солидные, грузные, неподвижные жандармы, с шашками на боку … Прожжённые, жуликоватые, лощёные шпики в котелках ... Шныряют туда-сюда, глазки бегают ... Безутешный Каренин … Содрогается на плече у Вронского ... И так крупно, выпукло показать … Как с золотой бахромы эполета медленно стекает прозрачная капля ... Слеза ... Она летит, и в ней отражается, и вихрем ... За полтора-два часа ... проносится вся история жизни Анны … Ну тут всё, в общих чертах, по Льву Николаевичу ... Драматургия в лекалах драматической классики ... И оптимистичный финал … Это обязательно ... Луч солнца падает на обворожительное, утончённое, свежее ... словно омытое звенящими прохладными родниками, лицо ... Тут нужно будет как-то передать такой ... едва уловимый, летящий аромат утренних фиалок ... Анна открывает глаза ... Она очнулась от сна ... Тяжёлая вирусная инфекция отступила ... Душные, кровавые кошмары остались в прошлом ... У постели … Обнявшись … Трогательно прижавшись щеками и, по-детски, восторженно глядя на Анну … С букетами скромных, очаровательно непосредственных … в росе … каких-то полевых цветов … С белыми бутоньерками в петлицах благородных ... тёмно-алых фраков ... стоят Каренин и Вронский ... На безымянных пальцах обоих одинаковые золотые обручальные кольца ... Крупный план ... Точно такое же золотое кольцо с изысканным узором на безымянном пальце Анны … Чуть поодаль, у дверей, Облонские ... В свадебных нарядах ... Все присутствующие теперь одна большая семья ... И они уезжают … Куда-то в Европу … На ПМЖ ... И тут ... из ниоткуда, из самых сокровенных уголков ... из мельчайших клеточек мироздания возникает и усиливается музыка ... Это будет Чайковский ... За окном, на дальнем плане появляются и становятся отчётливее очертания вокзала ... У знакомого нам перрона стоит паровоз ... Именно такой, как в галлюцинациях Анны ... Но не угрожающе кровожадный, нахрапистый, беспощадный и зловещий ... А всепонимающий, всепрощающий, добрый, мудрый, гармоничный ... В светящемся ореоле восходящих, переливающихся воздушных струй ... Такой, знаешь … символ грядущих перемен ... И пыхтит так … Пыххх-пыххх-пыххх … Невесомыми такими … радостными … кудрявыми, даже не барашками, а … ягнятками пара … Так, пыххх … пыххх … пыххх … пыпыххх … В ритме «Песни жаворонка». Он ждёт … И нам понятно, что он ждёт не только Анну … Паровоз ждёт всех нас … И обязательно дождётся ...
Вот! Примерно так!
- Да-а-а … Не, так-то всё понятно … По картинке … Только вот голубятня эта вся на фига? Если на Канны, или Венецию ориентироваться … тут, в сущности, посыл конкретный, точный. А на Берлинский или Московский, думаю, не прокатит. И потом … У Толстого на это даже намёка нет. Текста тем более ...
- Видишь ли … Текст здесь, я думаю, и не нужен … Мы же показываем, как мог бы развиваться сюжет. К примеру, в снах того же Каренина. Или, там … Стивы. И ещё, подумай сам … Ведь тут же и экзистенциальный кошмар Анны сразу обретает новые смыслы. И у зрителя мысли уже не о самоубийстве её … Чувствуешь? И потом в сетях, если и обсуждают падение нравов, то уже с другой позиции ...
- Да я понял, понял! В целом-то идея грандиозная! Мне просто кажется, её нужно развернуть в другом направлении. Для массового восприятия. Скажем, Каренин обнаруживает на руке Вронского такое же родимое пятно, как и у него ... Они близкие родственники ...
- Не смеши меня! Это уже прошлый век ... Никого не проймёт! Ещё скажи, что действие происходит под этническую индийскую музыку! С танцами!
- Не, ну я так ... навскидку! Может какой-нибудь мистики ... Тайны ещё налить? Пусть Каренин будет масоном, Вронский розенкрейцером, Анна переписывается с английскими суфражистками ...
- А как ты это покажешь?
- Ну там, какой-нибудь перстень ... Трость старинная ... Загадочного вида курьер передаёт записку ... Или, нет ... Пакет с массивными сургучными печатями ... Внутри полуистлевший папирус ... или этот, как его ... пергамент ...
- Ага! И карта острова! С крестиком посередине ... Не гони пургу! У нас зритель, может и дурак, но не идиот же ...
- Да ладно-ладно ... Я шучу! Слушай, а как тебе мысль про кибер Анну - цифровой двойник в виртуальном мире и искуственный интеллект в образе паровоза! ...
« … несмотря на всю ненормальность и нелепость устройства того, что называем мы нашей великой европейской цивилизацией, тем не менее пусть силы человеческого духа пребывают здравы и невредимы, пусть общество не колеблется в вере, что оно идет к совершенству, пусть не смеет думать, что затемнился идеал прекрасного и высокого, что извращается и коверкается понятие о добре и зле, что нормальность беспрерывно сменяется условностью, что простота и естественность гибнут …»
Достоевский Ф.М. Дневник писателя. - СПб, 1877 (июль-август). Гл. 2., III «Анна Каренина» как факт особого значения»
Свидетельство о публикации №221052200383
Спасибо за настроение!
Яська Одесский 31.08.2023 10:34 Заявить о нарушении