В Томске

      Въехал я в Томск восемнадцатого мая поздно вечером. Признаюсь честно, но об этом сибирском городе я почти ничего не знал, лишь мельком слышал, что там много университетов, и что в Томске делал остановку Чехов по пути на Сахалин. По этому знаменательному событию он даже успел написать аж в Красноярске несколько забавных строк: – Томск, гроша медного не стоит. Скучнейший город и люди здесь прескучнейшие. Город нетрезвый. Грязь невылазная. На постоялом дворе горничная, подавая мне ложку, вытерла ее о зад. Обеды здесь отменные, в отличие от женщин, жестких на ощупь.
      Как вам такое начало? Кстати именно из-за этих слов на Антон Палыча тут до сих пор местные жители таят обиду, а на набережной реки Томь ему, как бы в отместку поставили смешной памятник с не менее ироничной надписью: – Антон Павлович в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего «Каштанку».
      В отличие от великого классика, я же в первую очередь обратил внимание на темные улицы и отсутствие на них людей, даже на едва освещенном центральном проспекте Ленина их нигде не было видно. Как-то странно, подумал я, такой большой город, и совсем нет людей? Или, быть может, прошедший недавно дождь всех разогнал по домам? Вряд ли. В каждом городе, при любой погоде и времени суток, всегда кто-то есть, несмотря, ни на что. Вам не кажется это странным? Второе, что я сразу для себя отметил, это большинство зданий в городе еще дореволюционной постройки, причем добрая половина из них – сделана из дерева. Как удалось сохранить здесь эти многовековые памятники истории и архитектуры? В общем от всего увиденного, у меня создалось ощущение, что я только что переместился на машине времени назад в прошлое, и что сейчас навстречу должен непременно попасться не доехавший до Сахалина Чехонте.
      Странный, все-таки этот Томск, какой-то прямо город призрак, мистический, темный и безлюдный, кажется, что он уже давным-давно устал от самого себя.
      Администратор крохотной гостиницы в самом центре Томска – женщина примерно пятидесяти годов отроду, с молодящимся, накрашенным лицом и виноватой улыбкой, говорила так слащаво и тихо, что мне сразу захотелось уехать отсюда назад. Дождавшись все же от нее ключи от номера, я спросил, где в это время можно поужинать в Томске? Женщина подробно рассказала об одном заведении, и что до туда можно добраться пешком. Это в полночь-то, да на своих двоих? Мысленно прикинув, что я с легкостью могу заплутать в этих незнакомых переулках, я все же попросил барышню заказать мне такси. И надо отдать ей должное, машина приехала так быстро, что я даже не успел с дороги переодеться.
      Таксист – немолодой мужчина с печальными, телячьими глазами на морщинистом лице, оказался не менее странным. Я еще толком не разместился на сиденье, как он задал мне вопрос, каким это ветром меня сюда занесло? И не дожидаясь моего ответа, голосом обреченного человека продолжил дальше, что-то такое мямлить, что в Томск почти никто не приезжает, работы нет, какие-либо перспективы для нормальной жизни отсутствуют, короче полная безнадега. В каждом его предложении чувствовалась недосказанность, и не сходила с лица тоска. Когда, наконец, примерно через пять минут мы доехали до старого двухэтажного дома, где в полуподвальном помещении располагалось кафе, таксист напоследок посоветовал мне днем обязательно посетить местную достопримечательность – недавно отреставрированную набережную Томи с памятником Чехову, и при этом зачем-то добавил, что место это на самом деле не такое уж и привлекательное, и ходить туда абсолютно бессмысленно.
      Обстановка в кафе уютная – под старину, посетителей почти нет. Пока я ожидал за столиком заказанный ужин, откуда-то из темноты зала с низким потолком показался, какой-то поддатый мужчина в строгой, темно-серой тройке и подошел ко мне. Странно, не правда ли? Поздоровался со мной за руку, как со старым знакомым. Я сначала было насторожился. Поговорили с ним с минуту, ни о чем. В итоге оказалось, что он меня просто, с кем-то спутал. Чудной человек. От души посмеялись. Пожали на прощание друг другу руки. Мужик искренне предложил в случае возникновения у меня в Томске проблем, обращаться за помощью только к нему и дважды повторил свое имя. На этом наше необычное общение было окончено, и незнакомец удалился туда же, откуда и пришел. Я быстро перекусил, и вновь на такси убыл в гостиницу.
      В десять утра, сдав горничной номер я пошел прогуляться по городу. Из-за дефицита свободного времени я решил осмотреть только центр. Узкие, чистые улицы, нереально красивые и в то же время обшарпанные, каменные здания поражают своей стариной, встречается много ветхих деревянных домов с яркими резными наличниками на окнах, выглядит все это непривычно, но мило. Несмотря на то, что время уже подходило к обеду, народа на проспекте Ленина, как и вчера вечером, снова практически не видно, машин тоже нет, лишь изредка проедет автобус. Где все они? Что происходит? Неспеша прогулялся по набережной, с минуту постоял у памятника Чехову, и смешно и грустно, ей Богу. Тут же недалеко зашел в маленький магазинчик сувениров. Молодая девушка продавец, симпатичная, глаза наивные, неохотно идет на контакт, смотрит на меня, как на пришельца из космоса и надеется, что я все равно, что-нибудь у нее куплю. Невольно вспомнил администратора в гостинице, таксиста и того захмелевшего мужика в кафе. Нет, все-таки и вправду Томск, какой-то немного странный. Вроде город, как город, но все равно здесь, что-то не так.
      Когда на доходе полудня я на такси уезжал в Новосибирск, мне вдруг отчего-то опять вспомнился на городской набережной тот славный, ироничный памятник Антону Палычу Чехову и его слова, и я пообещал себе приехать в Томск, когда-нибудь снова.


Рецензии
Не стоит😀

Юрий Игнатюгин   22.05.2021 23:52     Заявить о нарушении
Поминают свободу жениха )

Александр Мазаев   30.05.2021 07:03   Заявить о нарушении
Ну и зря так про Томск... это ведь только ВАШЕ случайное впечатление. И чего Вы хотели? Насолить городу, который перед Вами ни в чем не виноват?

P.S. Я не оттуда.

Людмила Людмилина   16.09.2021 01:02   Заявить о нарушении
В разгар пандемии безлюдные города норма:обучение дистанционное в вузах и школах, пенсионеры вообще почти не выходят и разумно берегут себя, работающие на работе. Таких «вымерших» городов было полно и по всей Европе. Экскурсоводы блаженствовали, выставляя ролики о городах, архитектуру которых никто не заслонял!:))) Томск красивейший город и река впечатляет. Сибирь!

Ирина Манырина   04.02.2023 20:53   Заявить о нарушении
Вы абсолютно правы. Сибирь, она прекрасна!

Александр Мазаев   05.02.2023 16:57   Заявить о нарушении