Несколько мыслей о восприятии искусства

Фотография - автор на выставке. Польша. Вроцлав. 2014

Изложить свои мысли по теме особенностей восприятия искусства меня побудил разговор с одним из моих любимых авторов на портале.

Я считаю, что искусствоведение как таковое вообще идёт по неверному пути. На мой взгляд, искусствоведение должно включать в себя историю искусства и воспитание чувств. Но восприятие - особое таинство, только для двоих - автора и его зрителя, читателя, либо слушателя. Это - СОтворчество. "Бойся художника, который заговорил!" Говорить может только искусство. Судьи и критики, тем более, цензура - всё это - от лукавого. Необходимо воспитывать внутреннего цензора, который не позволит автору производить халтуру и безвкусицу.

"Хачатурян говорил, что творчество - это борьба гениального с бездарным. И она происходит в одном человеке - ты должен в себе уметь отличать одно от другого. Сочинил бездарное - выбрось и забудь. Сочинил гениальное - развивай его дальше" (А. Рыбников)

Думаю,  что никто и никогда не должен пытаться влиять на чужое восприятие. "На вкус и цвет товарища нет". Каждый может проверить верность своего понимания, имея перед собой образцы высокого искусства, да саму Гармонию, наконец. Золотое сечение, числа Фибоначчи.
 
Я полагаю, что восприятие профессионала отличается от мнения человека, профессионального в иной области, лишь тем, что он может заметить технические подробности, не важные для другого. Возможно, то, что он владеет "ноу хау", как-то влияет на его восприятие, но уж точно не в области чувств и эмоций. А ведь имеет значение только оно!

«….Счастлив дом, где пенье скрипки наставляет нас на путь И вселяет в нас надежду; остальное - как-нибудь. Счастлив инструмент, прижатый к угловатому плечу, По чьему благословению я по небу лечу. Счастлив тот, чей путь недолог, пальцы злы, смычок остер, Музыкант, соорудивший из души моей костер. А душа, уж это точно, ежели обожжена, Справедливей, милосерднее и праведней она.»  (Булат Окуджава)
 
"Бойся художника, который заговорил". В его речи не будет ничего от жизни, от искусства, он будет изрекать мёртвые догмы или давить собеседника специальными подробностями из области: "автор хотел передать".  И только по-настоящему талантливый профессионал никогда не начнёт болтать о том, как это сделано или что хотел сказать художник. Что хотел, то и сказал, а дальше: "Пусть другой гениально играет на скрипке, но ещё гениальнее слушали Вы" (А. Дементьев).

Пожалуй, есть только один случай, когда чужое мнение по поводу произведения искусства может быть интересно - если его впечатление вдохновило его на создание СВОЕГО произведения, как здесь, например http://proza.ru/2020/02/18/1022

Наверное, каждый хоть раз побывал в музее, на выставке, на вернисаже. Можно вспомнить, насколько по-разному ведёт себя публика, посетители. Один летит по залам, надолго останавливаясь лишь перед несколькими экспонатами. Это – гурман, он впускает в свою душу только созвучное ей.

Другой пытается разгадать секреты авторов произведений. Он обходит их, отходит подальше, засматривает с разных ракурсов, подходит почти вплотную, чуть ли не носом втыкается в объект. Удалось ли ему проникнуть в тайну? Этого мы не узнаем.

А вот, наверное, «мэтр» от искусства. Ему самому нужны зрители. Он становится вполоборота, частично развернувшись к потенциальному слушателю и начинает свой запев: «Так не бывает!» или как бы задумчиво: «Ну что же, так может быть. Вот этот кусок очень даже неплох». Здесь он разворачивается к прислушавшемуся к его словам, и, обведя ладонью тёмное пятно с неясными мазками,  изрекает: «Ультрамарин с краплаком усиливают настроение».

У одного из экспонатов долго стоит человек, не в силах оторвать от него взгляд. Он быстро оборачивается, чтобы удостовериться, что позади него есть сиденье, и начинает медленно отступать. Присев, продолжает свой молчаливый диалог с высокими сферами. Возможно, он пришёл сюда ради одного этого произведения.

Все мы ищем разного от встречи с искусством. Узнав, что я – художник, один человек признался, что ничего не понимает в искусстве. Жаль конечно, а, впрочем, ну и что? А я, например, совершенно равнодушна к изыскам гастрономии разных стран и народов. И если бы кто-то принялся мне расхваливать нюансы вкусов и тонкости послевкусий, я бы направила его подальше.

Так что я хотела сказать? Я думаю, пытаться с кем-то поделиться своим видением, это всё равно, что поделиться съеденной и переваренной пищей: «Попробуй, это – очень вкусно!» Поделиться можно впечатлением, но без давления, ведь органы чувств каждому из нас дают ту информацию, которую мы в состоянии принять и обработать.

Я считаю, красота обязательно спасёт мир. Для этого она должна быть.


Рецензии
Согласна: каждый видит и понимает по-своему. Рассказывать,по моему мнению, лучше о художнике.
А вот то,что красота спасёт мир- в это я уже не верю...

Веруня   07.04.2024 17:42     Заявить о нарушении
Я верю, что мир спасёт Добро, Свет, Красота - Гармония. Спасибо, Вера!

Лада Вдовина   07.04.2024 19:21   Заявить о нарушении
На это произведение написано 18 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.