VI. Кто заказывает музыку, или кому служит автомат

         АСУнизатор в контору пришел,
         Каждому в помощь программу нашел.
         Как муравейник контора кипит.
         Весело всем, а директор грустит.

Кому и для чего нужны программы?
Вопрос наивный, почти детский. Но в то же время - это один из самых интересных вопросов. Банальный ответ на него – «всем» - столь же краток, как и неопределен.
Конечно, практически каждый сотрудник хочет иметь подходящую программу.
Однако для чего?
Одному надоело изо дня в день заполнять одни и те же бланки, формы, документы, и он ищет программу, которая избавит его от рутины.
Другой тратит огромное время на просмотр массы документов для составления справок или отчетов и ищет программу, которая позволит один раз ввести в нее документы, а потом быстро находить необходимые данные.
Третьему нужна программа, позволяющая вводить различные, но взаимосвязанные документы, сопоставляя их на совместимость в заданных точках проверки.
А четвертый не знает той работы, за исполнение которой он получает зарплату.
Или он вынужден делать то, что не умеет. Тогда ему нужна программа, доставляющая необходимый результат даже при отсутствии у него знаний.
Мотивов для поиска программ много, как много и программ.
Рассмотрим класс программ, которые назовем служебными, или инструментальными.
Всякая техническая система является инструментом, которым управляет какой-либо человек (высокопарно выражаясь - которому она служит).
Автономный АРМ Бухгалтерии служит главному бухгалтеру.
АРМ Склад служит товароведу или кладовщику.
АРМ Кадры служит кадровику.
Автоматизированная система управления полетами служит диспетчеру: именно он заводит самолеты на посадку и дает взлет, а не сама система это делает.
Казалось бы, это очевидно. Однако - далеко не всем.
Не проходит ни одной выставки, чтобы у нас не спросили: почему ваша программа сама не делает проводки и автоматически не сводит их в баланс?
Помимо того, что услышав такой вопрос мы видим, что перед нами стоит «четвертый» из вышеприведенного перечня, этот вопрос означает непонимание коренного отличия автоматизированной системы от автоматической.
Рассмотрим подробнее.
Не вдаваясь глубоко в теорию автоматов укажем, что автомат реализует какую-либо функцию без участия человека, - и тогда система, составленная из них, - автоматическая.
Автоматизированная система помогает человеку осуществлять его деятельность, предоставляя набор функций, реализуемых конечными автоматами.
Для лучшего понимания приведем в пример разменный автомат в метро.
(Уупс! Сейчас эти автоматы помнят только ровесники автора, да и те уже забыли!).
Чтобы разменять деньги, можно поставить несколько автоматов, каждый из которых будет разменивать монеты разного достоинства.
Пассажиру необходимо разменять один (старый) рубль на четыре пятачка, три гривенника, два пятиалтынных и один двугривенный.
В один автомат он заложит рубль и получит пять двугривенных.
В другой он заложит три двугривенных и получит шесть гривенников.
В третий он заложит три гривенника и получит два пятиалтынных.
И наконец, в четвертый он бросит двугривенный и получит четыре пятачка, один из которых опустит в турникет.
Это пример использования конечных автоматов.
Но вот как решается эта задача в автоматизированной системе.
Пассажир закладывает свой рубль и задает автомату тот набор монет, который он желает получить.
Если он ошибся и сумма монет не равна рублю, загорится красная лампочка.
Если условия размена он задал правильно, то получит свой набор монет и пройдет в метро.
В этом случае набор конечных автоматов собран в автоматизированную систему, которая настраивается человеком на выполнение определенной последовательности действий для достижения нужного результата.
Таким образом, даже на таком элементарном примере видно, сколько требуется конечных автоматов, чтобы решить простейшую задачу.
А свести в один автомат (чтобы не думая: опустил рубль и получил свою мелочь) нельзя, потому что сегодня человеку надо разменять так, а завтра - иначе.
Суть примера состоит в том, что в автоматизированной системе решения принимает человек и производит настройку системы в соответствии с принятым решением, а
остальные функции реализуются системой в соответствии с произведенной настройкой.
Если настройки зафиксировать, то система превратится в автоматическую.
Например, станок с ЧПУ после ввода в него программы обработки становится автоматом.
Только устанавливай заготовки, а деталь он выточит сам!
Каждый АРМ может быть разработан и как автоматизированный, и как автоматический. Все определяется количеством необходимых настроек и перенастроек в процессе его
использования.
Если режимов его работы немного и они стационарны, то целесообразно создавать набор конечных автоматов для каждого режима. В противном случае лучше предоставить пользователю удобный режим настроек.
Вернемся к выяснению мотивов поиска программы.
Предположим, что руководство предприятия оснастило ею каждого сотрудника.
Чего оно в этом случае добилось?
Каждый сотрудник стал работать быстрее.
Если на одном участке было занято несколько сотрудников аналогичными операциями, то кого-то из них можно будет сократить.
Если до внедрения программных средств на участке справлялся один сотрудник, то после внедрения у него появится свободное время, которое он (конечно же?!) потратит на углубленное изучение своей специальности.
Таким образом, владелец предприятия в лице его руководства, произведя инвестиции в средства автоматизации, проявил гуманизм в отношении сотрудников.
Это прекрасно, если такова и была его цель.
А если его целью было на более высоком уровне организовать трудовой процесс?
То этой цели он не добился, потому что в организации труда на предприятии не изменилось ни-че-го!
Чаще всего именно так получается потому, что руководство, смутно представляя цель автоматизации, передоверяет ее конкретизацию сотрудникам.
Цели же сотрудников и руководства не всегда совпадают.
В результате получается, что платит один, а музыку заказывают другие.
На наш взгляд, внедрение на предприятии автоматизированной системы снимает это противоречие.
Если все АРМ кому-либо служат, то кому служит автоматизированная система управления предприятием?
Если ответить – «всем», то это будет неверно.
«Служит» - означает «помогает реализовать цель».
Если цели субъектов управления противоположны и система помогает их реализовать, то это не система.
Система автоматизации предприятия служит главному лицу - его директору, т.е. лицу, принимающему решения.
Ему доступна вся информация, хранящаяся или находящаяся на обработке в системе, а значит, ему подконтрольна вся деятельность предприятия. И бухгалтеру, и
кадровику, и кладовщику система помогает выполнять распоряжения, которые они получают от директора, но служит система директору.

Каждый человек каким-либо образом организует свой труд, т.е. систематизирует среду, в которой протекает его деятельность.
Нередко случается, что после ухода сотрудника с предприятия участок его работы какое-то время дезорганизован, потому что уходя с предприятия человек уносит
с собой и правила организации труда на своем участке, и правила сопряжения с соседними участками.
Раньше эти правила закреплялись в должностных инструкциях (если, конечно, они были написаны не для «галочки»), но теперь инструкций не пишут.
Если же труд персонала организован независимой от него системой, то кто бы и в какой момент не занял рабочее место, он вынужденно будет организовывать свой труд по технологии системы.
Cама система предполагает получение на выходе того результата, на который она настроена.

На конвейере для сборки автомобиля нельзя собрать паровоз!

Так же обстоит дело и с автоматизацией на предприятии.
Только тогда, когда все средства автоматизации объединены в систему, - предприятие становится автоматизированным.
Если же на предприятии внедряются средства автоматизации на отдельных участках, то постоянно будет присутствовать проблема сопряжения ручных и автоматизированных участков с присущими этой ситуации недостатками - ручным вводом информации, потерей данных и документов, несвоевременной актуализацией данных в базах и многими другими.
Помимо указанных недостатков, одним из самых существенных можно считать тот, что руководство предприятия будет вынуждено принимать решения на основании неадекватной информации, так как она будет подготавливаться и интерпретироваться персоналом.
Если же руководство получает информацию от системы, то она будет поступать ему в том виде, в каком она в этот же момент доступна персоналу.
Это существенное качество системы, подчас интуитивно, осознается персоналом скорее, чем руководством. Поэтому персонал не всегда охотно вовлекается в процесс внедрения автоматизированных систем, а иногда и саботирует его.
Отсюда следует, что внедрение системы на предприятии требует определенных усилий со стороны руководства.
Подтверждается этот вывод тем, что система наиболее успешно внедряется тогда, когда идея систематизации труда на предприятии исходит от руководителя.
Если же внедрение отдается «на откуп» сотрудникам, то внедряется только то, что помогает конкретному работнику осуществлять свою деятельность, а то, что отвечает интересам предприятия, не внедряется.
Система оказывается разорванной и теряет значительную часть своих преимуществ.
То же происходит, когда некоторые сотрудники прямо заинтересованы в дезорганизации учета для извлечения дополнительных выгод.
По какой бы причине не возникла такая ситуация, ее разрешение зависит от руководства. Именно оно, являясь владельцем или лицом, представляющим владельца, в первую очередь материально заинтересовано в наведении порядка на предприятии и в системе учета. Поэтому его усилия будут не напрасными.
В связи с этим поставим, может быть, риторический вопрос:
           Кому помочь - сотруднику или предприятию?


Рецензии