Толик-алкоголик

По соседству с домом бабушки Юли и дедушки Саши когда-то стоял дом Толика-алкоголика. Теперь там только забор, высокая трава и тропинка, протоптанная людьми, желающими сократить путь к сельской больнице, стоящей неподалёку.
Толик-алкоголик, само собой разумеется, был бабушкиным и дедушкиным соседом. Именно был, потому что он уже умер. Алкоголик - это не просто его прозвище. Толик на самом деле был алкоголиком, а ещё он курил. Бабушка рассказывала, что он даже в тюрьме однажды сидел за кражу, а может быть, даже не однажды.
В первый раз я увидела Толика, когда мне было 6 или 7 лет. Было это ранним утром. Я стояла у забора и считала проезжающие комбайны, и вдруг услышала скрип открывающейся калитки. Я обернулась в её сторону и увидела, как в бабушкин двор заходит какой-то грязный старичок. С испуганными глазами я вбежала в дом и закричала: "К нам какой-то злой дядя лезет!" Тут бабушка и рассказала мне про этого Толика. Она была уверена, что это именно он: "Протрезвел, есть захотел и пришёл деньги просить!" Бабушка оказалась права. "Когда Толик из запоя выходит - он и поработать может. Мы с дедушкой иной раз даём ему какую-нибудь работу, когда сами справиться не можем. А он потом на эти деньги водку покупает. Не старик Толик ещё, лет 30 ему. Пьёт просто много, вот и выглядит так. И не моется. У него в доме ни света, ни водопровода нет", - говорила бабушка. "И стёкла в окнах разбиты, - добавила я. - Я видела".
Этот Толик так впечатлил маленькую меня, что я стала ходить по двору и распевать: "А Тооолик сидел в тююрьме! Тооолик сидел в тююрьме!". Мама с бабушкой сказали мне так не делать, потому что это некрасиво и вообще "от тюрьмы да от сумы не зарекайся". Послушалась я не сразу, но скоро мне и самой это надоело. Вечером я стала расспрашивать у мамы с бабушкой, как выглядит тюрьма и каково в ней сидеть. Они, разумеется, не смогли мне ничего рассказать, потому что в тюрьме, к счастью, никогда не сидели. Засыпая, я всё думала про Толика, про тюрьму и про алкоголиков.
А 4-5 лет спустя дом Толика сгорел. Никто не знает, как это случилось. Бабушка знает только, что в тот день у Толика дома собралось несколько других алкоголиков, и они стали пить и курить вместе. И кто-то из них случайно поджёг дом. Приехала пожарная машина, и спасатели стали его тушить. Бабушка с дедушкой очень боялись, что огонь перекинется на их дом, потому что Толиков дом пылал очень ярко и стоял совсем рядом. Но этого, к счастью, не произошло. Остатки жилища Толика-алкоголика потушили, а его самого положили в больницу.
Вскоре он умер. Бабушка рассказала, что его сначала парализовало, а потом у него почки отказали. Помню, я пожалела Толика и спросила: "А почему он не мог жить как-нибудь по-другому? Зачем он был алкоголиком?"
Сейчас о заброшенном доме с разбитыми стёклами и его хозяине ничего не напоминает, кроме остатков забора. Всё поросло травой... Но я всё равно однажды, гуляя с Рэдом, вспомнила о Толике и подумала: "Вот прожил человек жизнь - и что он оставил после себя на земле? Может, он преподал кому-нибудь урок? Меня он вроде совсем не изменил и ничего в моей душе не оставил, но, может, что-нибудь оставил в бабушкиной или дедушкиной?"
А хотя... Дёрнуло же меня написать о нём! Значит, что-то в нём есть. Ведь все люди для чего-то нужны миру. Каждого Бог для чего-то сюда посылает. И каждый должен вернуться обратно к Нему. Интересно, а Толик вернулся? Каким он предстал перед Богом? Как ему Там живётся? Чем он занимается?


Рецензии