Песня. Что такое хорошо и что такое плохо?
Крошка сын к отцу пришёл,
и спросила кроха:
— Что такое хорошо
и что такое плохо?
<...>
Если сын чернее ночи,
грязь лежит на рожице,—
ясно, это плохо очень
для ребячьей кожицы.
/ В.В.Маяковский, 1925 /
—
Кто из нас с раннего детства не знает это стихотворение Маяковского? Да, человеку желательно понимать, различать, где хорошо, а где плохо. И желательно ещё — почему.
Учить надо на примерах. Тогда наши "нейронные сети" постепенно настраиваются на распознавание. Если этому не учить, они будут адаптироваться к тому, что стихийно попадается под руку. Что сегодня и происходит. И, разумеется, так они и будут реагировать.
Неумение отделить мутное от настоящего, дерьмо от незабудки (по Леониду Филатову) — бич нашего времени. Мы как-то не заметили, как понятие песни трансформировалось в аморфный эмоциональный бульон: некий набор слов, звуков, ритма. Лишь бы в нас как-то это отзывалось.
Отзываться, резонировать будет именно то, на что мы себя настроили, вольно или невольно: своей жизнью, своим отношением к ней, своими предпочтениями, симпатиями и антипатиями, вкусами и увлечениями...
Песня сегодня — то, что нас развлекает и завлекает. То, что позволяет извлекать прибыль. Об этом не стоит забывать.
Благодаря соцсетям и повсеместным гаджетам наше мышление стало строго лайк-ориентированным: "нравится" — вот это главное. А что и почему — уже не так важно.
Нас не очень заботит значимость песни, её суть. Вне зависимости от нашего сиюминутного восприятия. Её долголетие. Кто и почему именно её исполняет, почему именно сейчас. Интересует чисто внешняя сторона, макияж, прикид.
Не быть, а казаться — вот девиз дня сегодняшнего. И мутные песни нашего времени чётко этому следуют.
Чтобы отличать хорошее от плохого, совет простой: учиться надо на хорошем. На достойном. Тогда и "нейронные сети" настроятся как надо.
У песни, у настоящей песни есть две самые важные составляющие: мелодия и слово. Музыка и стихи. Именно стихи, а не набор слов и междометий.
Если вы не можете по памяти напеть мелодию (просто без слов), не можете продекламировать слова, написать их на бумаге или спеть самостоятельно саму песню (даже мысленно) — это один из признаков того, что перед вами скорее дерьмо, чем незабудка. Поделка. Быть может, искусная. Но поделка. Муть...
Нередко "дерьмо" пытаются обелить и защитить различием вкусов, виртуозностью и драйвом исполнения, сложностью композиции, архитектоникой произведения... Мысль элементарная: вы просто не понимаете, это не ваше...
Всё бы ничего, но незабудка характеризуется объективным, а не субъективным. И не зависит от вкуса. Это не лайк. Это важность и значимость.
Помнится, я в далёкие 1980-е в кулуарах одной научной конференции по программированию в Новосибирском академгородке застал такую картину: наш известный и достойный учёный В.П.Иванников, основатель Института системного программирования РАН, главный редактор журнала «Программирование», заведующий кафедрами системного программирования факультета ВМК МГУ и в МФТИ беседовал о своей новой технологии, беседовал со знаменитым швейцарским профессором Никлаусом Виртом.
Иванников тогда ещё был в ранге члена-корреспондента Академии наук СССР. Но авторитет Вирта для него был крайне высок. Так вот Вирт внимательно выслушал и сказал кратко будущему академику: "Всё это слишком сложно, чтобы быть истиной". Как отрезал...
С тех пор я перестал увлекаться всякой заумью и виртуозностью, как в науке, так и в искусстве. Настоящее всегда просто. Но прийти к этой простоте можно долгим и трудным путём.
Путём, который очень точно сформулировал Илья Репин: "Сначала художник рисует просто и плохо. Потом сложно и плохо. Потом сложно и хорошо. И только потом — просто и хорошо".
Он вторит Достоевскому, который пришёл к тому же: "Самое простое понимается всегда лишь под конец, когда уж перепробовано всё, что мудрёней или глупей".
В водовороте сиюминутной суеты и всеобщего благодушия нам не грех хотя бы иногда вчитываться и вслушиваться в слова и великого Сергея Рахманинова. А он ведь чётко и однозначно высказал своё отношение к любым новомодным "взбрыкам", подобным тем, что мы видим не только на "Евровидении" каждый год, но и у себя в стране. Видим каждый день. К тому, что такое настоящая музыка и что такое настоящий композитор.
С.В. Рахманинов: << Я мало ценю тех, кто отказывается от мелодии и гармонии ради погружения в оргию шума и диссонансов, являющихся самоцелью...Это справедливо в отношении не только русских футуристов, но и всяких других. Они стали отщепенцами, людьми без родины — в надежде, что смогут стать интернациональными...
Мелодическая изобретательность — главная жизненная цель композитора. Если он неспособен создавать мелодии, имеющие право на длительное существование, — то у него мало шансов на овладение композиторским мастерством...
Поэт Гейне однажды сказал: «То, что отнимает жизнь, возвращает музыка». Он бы не сказал этого, если бы услышал музыку сегодняшнего дня. Большей частью она не даёт ничего. Музыка призвана приносить облегчение. Она должна оказывать очищающее действие на умы и сердца, но современная музыка не делает этого. Если мы хотим настоящей музыки, нам необходимо возвратиться к основам, благодаря которым музыка прошлого стала великой. Музыка не может ограничиться краской и ритмом; она должна раскрывать глубокие чувства...
Не тратьте своё время на музыку, которая банальна или неблагородна! Жизнь слишком коротка, чтобы проводить её, блуждая по бессодержательным сахарам музыкального мусора...
Музыка прежде всего должна быть любима; должна идти от сердца и быть обращена к сердцу. Иначе музыку надо лишить надежды быть вечным и нетленным искусством. >>
—
Пойте сами. То, что слушаете. То, что нравится. Пойте, не подпевайте. Мы перестали петь. За столом. Без музыки. Все вместе...
Мы утратили и постоянный тренаж своих рецепторов восприятия. Вот и пожинаем теперь плоды. Принимая очередное ''дерьмо" за незабудку...
Свидетельство о публикации №221052301230