Принципы коммунизма 9 с современных позиций

Есть у Ф. Энгельса работа "Принципы коммунизма".
К сожалению, как и "Коммунистический манифест", эта работа не может претендовать на то, чтобы быть исчерпывающим руководством ни по устройству коммунизма, ни по технологии его построения.
Обеим работам в этом отношении далеко до "Критики Готской программы" К. Маркса и "Анти-Дюринга" Ф. Энгельса.
Что же можно сказать о принципах коммунизма с учетом теории, изложенной в вышеупомянутых работах, а также практического советского опыта?
таких принципов можно выделить всего 9.

1) Принцип исторического материализма.

Общество функционирует согласно законам общественого развития, открытым К. Марксом и действующим независимо от воли людей с неумолимостью законов физических [1].
Правота Маркса подтверждена как предсказанием им нынешнего экономического кризиса, так и предсказание марксизмом гибели СССР.
Вопрос о будущем устройстве общества - это вопрос не этико-правовой, а научный: не в плоскости "хорошо-плохо", а в плоскости "возможно-невозможно".

2) Принцип неотвратимости и многовариантности прогресса.

Капитализм исчерпал себя и движется к концу. Наступает "конец истории" - Последняя общественно-экономическая формация. Но она возможна в двух формах по числу ныне противоборствующих классов - коммунизм либо неофашизм. Общество приближается к точке бифуркации, когда исход будет зависеть от того, победит ли пролетариат своей сознательностью и численностью или буржуазия своей ресурсной оснащенностью и ставкой на низменные человеческие инстинкты.
По сути, речь идет о том, каков исход из болезни общества в виде кризиса капитализма - естественная смерть в неофашизме или искусственное целительное вмешательство на основе марксистской науки с выздоровлением в виде коммунизма.
Капитализм погибнет независимо от действий коммунистов. Но если люди не хотят быть превращенными в рабов-биороботов, им следует включиться в борьбу против системы за коммунизм.
На стороне капиталистов ресурсная оснащенность и ставка на низменные человеческие инстинкты. На стороне пролетариев - численность и сознательность.
Это выглядит как попытка муравьев съесть слона. Первые муравьи-революционеры гарантированно будут затоптаны слоном-системой, а смогут ли его съесть остальные - неизвестно. Слон увеличивается в размерах, и чем больше оттягивать момент начала борьбы, тем более уменьшаются шансы муравьев на победу.
Из этого принципа также следует, что нужна программа социальных преобразований, учитывающая закономерности общественного развития. Но вопросы справедливости и комфортности общества не должны стоять во главе угла такой программы, озаботиться вопросами справедливости - верный шаг в сторону утопии. Главное, чему должна посвящена программа - устойчивость общества. Каждый шаг должен быть обоснован с точки зрения устойчивости общества.

3) Принцип ценности советского опыта.

Советский опыт бесценен, но им нужно уметь воспользоваться.
Из-за сложности явления  многие интерпретируют его поверхностно, то есть так.
Есть в марксизме понятие "социализм" и есть – "коммунистическая формация". Идея коммунистической формации слишком радикально отличается от нынешнего жизненного уклада, социализм – ближе, но и он не удался. Поэтому прагматичной является цель построения социализма, чтобы обеспечить хотя бы социальную справедливость, а коммунистическая формация – либо утопия, либо возможность для столь отдаленного будущего, что становится неактуальной.
А экономический кризис, возникший в СССР и приведший к введению косыгинской реформы, объясняют тем, что в СССР слишком радикально отказались от рыночной регуляции экономики, а нерыночная экономика не может быть эффективной
Но разве СССР всегда проигрывал экономическую гонку?
Плановое хозяйство под управлением Сталина превратило страну в супердержаву, лидера полумира в экономической, военной, научной и культурной сферах, и сильнейшего соперника в этих же сферах для остальной половины мира.
А что означает его гибель?
Советская система показала свою неэффективность по сравнению с западной? Допустим. Но вот и первые пароходы показали свою неэффективность по сравнению с парусниками в качестве боевых кораблей. Первые радиодетали на полупроводниках показали свою неэффективность по сравнению с ламповыми радиодеталями.
И если бы инженеры рассуждали так же, как нынешние сторонники капитализма, то технический прогресс остановился бы. К счастью, инженеры рассуждали иначе. И что же? Где сейчас лампы и где сейчас парусники?

Поэтому – еще раз вернемся к тезису, что прагматичной является цель построения социализма, чтобы обеспечить хотя бы социальную справедливость, а коммунистическая формация – либо утопия, либо возможность для столь отдаленного будущего, что становится неактуальной.
Мы, вслед за советским и российским экономистом Н. Ведутой и советским кибернетиком академиком В. Глушковым утверждаем, что все строго наоборот.
Советский социализм оказался неэффективным не потому, что слишком далеко ушел от якобы сверхэффективного рынка, а потому, что сохранил в себе слишком много его черт.

Здесь уместно такое сравнение:
Капиталистическая и коммунистическая формации представляют собой последовательные ступени общественного развития, которые можно представить как ступенчато расположенные плато на плоскогорье.
Между ними – крутой склон переходного периода.
Можно долго взбираться по склону. Но нельзя на склоне расположиться лагерем.
Тогда падение на низшую ступень неизбежно. Именно это и произошло с СССР.
То есть существуют временнЫе рамки, за пределами которых социальные преобразования обречены на провал – не путем гибели от рук превосходящего по силе врага, а путем естественного вырождения.
Точка невозврата на прежнюю ступень – достижение новой ступени. Без этого над прежней ступенью не удержишься без движения вверх. Либо падения вниз - что и произошло с СССР.

То есть стратегической целью должно быть построение именно коммунистической формации.
Именно ее достижение означает достижение точки невозврата.
Критерии, позволяющие судить о том, что данное состояние есть уже новая формация, а не переходный период, есть не абстрактный терминологический вопрос, а вопрос практической важности, ибо это критерии достижения точки невозврата, то есть устойчивости  общества.

4) Принцип устройства коммунизма - принцип всеобщей заинтересованности в сотрудничестве.

Социализм устойчив от вырождения в капитализм, если ни у кого нет интереса к такому перерождению.
Подчеркнем эту важную мысль. Если есть социальные группы, которые заинтересованы в реставрации эксплуататорского общества, но надежно придавлены репрессивной машиной, другими классами и не имеют на это юридических прав - этого не достаточно. Необходимо, чтобы такие социальные группы напрочь отсутствовали, чтобы интереса реставрировать классовое общество просто ни у кого не было

Здесь мы приходим к понятию "Гармоничность общества". Но - что это значит?
Гармоничность общества – это нечто большее, чем «эффективные стимулы», «справедливые законы» ,«достойные зарплаты», «забота о незащищенных слоях населения», и т.д., вообще, чем справедливость и гуманность.
Это объективное состояние в обществе, которое описывается в терминах социологии: гармоничность – это такое устройство общества, при котором интересы его членов (социальных групп) не противоречат интересам общества в целом и друг другу.
Иными словами, общество устойчиво, потому что ни у кого нет интереса бороться за господствующее положение в нем.

Этот принцип выражен К. Марксом:

«свободное развитие каждого как условие развития всех»

Обратим внимание, что это не только и не столько о надстроечных вещах. Развитие – это не столько развитие, например, эстетических вкусов. Это, прежде всего, о развитии в качестве значимого члена общества, развитии карьеры.
Вдумаемся теперь в эту формулировку! В конкурентной среде это абсурд! Если мой коллега развился до уровня моего начальника, в чем может состоять мое развитие? Это мой крах! Это его развитие – есть не условие, а препятствие моему развитию! Условием моего развития есть как раз его деградация, тогда начальником стану я!

Вот почему советское общество – не коммунизм.
Адепты советской идеологии признают, что марксизм – это наука. Но в их глазах научность марксизма исчерпывается тем положением, что при капитализме и наличии классов буржуазия и пролетариат их интересы противоположны, и буржуазия всегда будет эксплуатировать пролетариат, так как экономически заинтересована в этом, поэтому изменения жизни в лучшую сторону невозможны ни проповедями, ни юридическими законами, а возможны лишь изменением общественного устройства.
В СССР изменили общественное устройство, экспроприировали средства производства, ликвидировали класс буржуазия.
Материальное неравенство между гражданами было одним из самых низких в мире: разница между доходами беднейшего работяги и министра не превышала 3 раз, что не идет ни в какое сравнение с разницей между пособием по безработице и доходами миллиардеров в «демократическом мире». Но это не помогло.
Неравенство существовало как факт.
Класса буржуазии не было, но каждый оставался капиталистом при своей должности. Карьеризм осуждался на словах, но карьеристские интриги цвели пышным цветом на деле. Отчуждение не было преодолено, на что обратил внимание Э. Ильенков, имели место неизбежные следствия этого – лень и пьянство. И личные, и узкогрупповые интересы были противоположны друг другу, противоречили всеобщему интересу.

А в общественной формации будущего все по-другому. "Свободное развитие каждого есть условие развития всех"
Например, нет ни рыночной конкуренции, ни карьеристских интриг, ни даже стремления перейти на более высокооплачиваемую должность.
Причем отсутствие карьеристских интриг и прочего обеспечивается не высокой моралью, а отсутствием соответствующих интересов.
То есть: конкурировать просто не выгодно, выгоднее друг другу помогать.

Если это так, то никакая «враждебная идеология», никакая «природная испорченность» не помешают.
 
Это и называется "бытие определяет сознание".
Вот в чем состоит принцип истмата, если его применить к рассматриваемой проблеме.

Примером общностей, где действует этот принцип Маркса, могут служить MLM-компании (а по сути финансовые пирамиды) или турпоход.
Данные примеры – примеры тупиковых общностей, которые мы не собираемся рекламировать и воспроизводить в формации будущего, а просто служат иллюстрацией принципиальной выполнимости принципа Маркса "Свободное развитие каждого есть условие развития всех"
В MLM-компании разветвленная структура, вроде дерева. Доходы «корней» зависят от дохода «веток», доходы «веток» – от доходов «сучков» и т. д.. Поэтому все заинтересованы в успехе всех, «корни» проводят обучающие занятия с «ветками», и делают это заинтересованно, не подходя к этому как к ненужной формальности и не опасаясь, что взращивают себе конкурентов. Никаких карьеристских интриг, исключительно доброжелательная атмосфера – и не потому, что собрались особо высокоморальные и высококультурные люди.
В турпоходе все желают здоровья всем, берут, если нужно, часть груза отстающих себе, потому что все хотят дойти вовремя, а если бы участник выбыл, то его груз пришлось бы тащить на себе всем. Жадность тоже исключена. Все охотно предлагают всем на привалах есть продукты, которые они несут. Ибо нести их тяжело.

Итак, постулируется достижимость задачи построения такого общества, в котором "Свободное развитие каждого есть условие развития всех", и Программа построения формации будущего – это программа построения именно такого общества.

5) Принцип построения коммунизма - принцип гомогенизации общества и преодоления разделения труда.

Как достигается такое состояние? Почему нет социальных групп, заинтересованных в демонтаже коммунистических отношений?
Посмотрим, какие мероприятия рекомендуются классиками марксизма для достижения коммунизма и какие признаки коммунизма они приводят.
Это:
- трудовые квитанции Оуэна-Маркса ([2], [3]);
- преодоление разделения труда и противоречий между различными направлениями трудовой деятельности [1];
- распределение по потребностям [1] в отличие от дифференциации по трудовым заслугам;
"формальное равенство" по Ленину [4] до введения трудовых квитанций и распределения по потребностям.
Что здесь самое главное?
Трудовые квитанции Оуэна-Маркса служат для недопущения имущественного расслоения, т. е. служат цели обеспечить материальное равенство. Распределение по потребностям В. И. Ленин [4] трактует как обеспечение фактического равенства в отличие от формального, когда все получают поровну. А формальное равенство при социализме предусматривает такой уровень равенства, который был немыслимым даже для СССР.
И в остальных пунктах цель равенства в том или ином аспекте продекларирована явно.
Итак, когда говорится об уничтожении деления общества на классы, это следует понимать не так формально, как современная буржуазная система образования учит, что при рыночной демократии деления общества на классы нет, так как все граждане равны перед законом.
Речь идет о бОльшем - об обществе, в котором стерты различия между социальными группами. А социальные группы - более мелкие структуры, чем классы. И между ними различия стерты!
Процесс перехода к коммунизму есть процесс перехода к этому состоянию, то есть это - углубляющееся уничтожение различий между социальными группами, или, иными словами: увеличение степени однородности общества.
Если социальные преобразования ведут к увеличению степени однородности общества, то с социологической точки зрения это движение в правильном направлении.
Поэтому, если принцип устройства коммунизма можно назвать принципом всеобщей заинтересованности в сотрудничестве, то принцип строительства коммунистических отношений можно охарактеризовать как Принцип гомогенизации общества.
Здесь стоит рассеять напрашивающееся опасение, что гомогенизация общества - стирание различий между социальными группами - будет якобы означать "тоталитарное" принудительное уничтожение индивидуальных особенностей людей, стирание различий между индивидами.
В действительности дело обстоит ровно наоборот. Именно принадлежность к социальной группе означает требования к индивиду, нивелирующие его индивидуальность. Недаром советский философ Э. Ильенков ввел специальный термин "Профессиональный кретинизм" [6].
Так что индивидуальности людей гомогенизация общества не угрожает.
Это необходимое условие устойчивости общества, идущего к коммунизму.
Но это требование выглядит искусственно. Может, автор ошибся, заблудился в логике? Нет, просто это очень ново, непривычно ныне.
На самом деле гомогенизация общества - естественное следствие предсказанного Марксом [1] преодоления разделения труда. Если разделение труда преодолено, то нет оснований для деления на социальные группы.

6) Сущностный принцип коммунистического Базиса в аспекте Производственных отношений - Принцип равенства.

Вытекает из предыдущего.
Коммунизм - общество всеобщей заинтересованности в сотрудничестве. Построение коммунизма - гомогенизация общества. Результатом является равенство. Равенство в 3 аспектах:
- материальное;
- статусное;
- равенство труда.
Материальное и статусное равенство являются основами коммунизма. А они обеспечиваются равенством труда. В соответствии с диалектической формулой В. И. Ленина "равенство труда, равенство оплаты" [4].
Подробнее см. [7].

7) Технический принцип коммунистического Базиса в аспекте Производственных отношений - Принцип неприемлемости денег.

Коммунистические общественные отношения (начиная с 1-й фазы коммунизма, которую Ленин предложил называть социализмом)и товарно-денежные отношения несовместимы.
В том, что при коммунизме (начиная с 1-й фазы коммунизма, которую Ленин предложил называть социализмом) немыслимы деньги - единодушны Маркс [2], Энгельс [3], Ленин [5].
На то есть 2 причины:
1) Экономическая.
Маркс [1] и Энгельс [2], а также Маркс и Энгельс в "Коммунистическом манифесте" утверждают, что деньги устарели и ничего, кроме кризиса, порождать более не могут. Безденежное хозяйство при современном уровне технологий эффективнее в разы, а в пещеры к каменным топорам возврата нет.
2) Социологическая.
Энгельс утверждает: социализм, сохраняющий в себе товарно-денежные отношения, нежизнеспособен и неизбежно вырождается в капитализм. Причина в том, что деньги как "всеобщий эквивалент" - не просто инструмент, а инструмент особый, генерирующий неравенство в обществе. Что и произошло с СССР.

Как обойтись без денег?

А чему они служат в качестве эквивалента?
Деньги - это:
- регулятор производства;
- стимул к труду.

В аспекте регулирования производства:
- регулирование производства путем учета потребностей, ресурсов и произведенной продукции в натуральных показателях, при отказе от понятия "стоимость";
- для этого национализация производства и его функционирование по единому плану

В аспекте распределения и стимулирования труда:
- "трудовые квитанции" Оуэна-Маркса как мероприятие двойного назначения, обеспечивающее сначала равенство в распределении по труду, затем переход к  распределению по потребностям - подробнее [8].

8) Главный принцип коммунистического Базиса в аспекте Производительных сил

В соответствии с принятым в марксизме законом соответствия  производственных отношений производительным силам, каждой новой общественной формации, каждой новой модели отношений между членами общества, предшествует некое технологическое новшество.

В случае коммунистических отношений таким техническим новшеством является компьютер.
Реализация учета потребностей, ресурсов и готовой продукции возможна с помощью компьютеров путем введения аналога системы ОГАС академика В. Глушкова - подробнее [9], [10].
Трудовые квитанции возможны в электронном виде - подробнее [10].

Без компьютеров реализация данных мероприятий (план и квитанции)затруднительна.
СССР не справлялся с этими задачами без компьютеров и был вынужден ввести косыгинскую реформу, разрушительную для основ советского строя.

9) Принцип коммунистической надстройки

- люди при коммунизме трудятся бесплатно и при этом добровольно
- для этого не требуется заоблачно высокой морали, преодоления человеческой природы [14];
- наоборот, это означает возврат человека к естеству - впервые в истории.
- происходит это потому,возможности высоких технологий впервые превысили потребности людей. Сейчас все потребности людей не удовлетворены не потому, что техника этого не позволяет, а потому, что хозяйство управляется не разумно, что значит по-коммунистически, а неразумно. По аналогии: индивид, устроившийся на высокооплачиваемую работу, может организовать свою жизнь лучше [13].

Источники:

1 Маркс К. Критика Готской программы
2 Маркс К."Капитал", т.3
3 Энгельс Ф. "Анти-Дюринг"
4 Ленин В. И. "Государство и революция"
5 Ленин В. И. Речь на 1-м Всероссийском съезде работников образования 1919 г.
6 Ильенков Э. "Об идолах и идеалах"
7 Афонин В. О. Преодоление разделения труда и самоуправление URL: http://proza.ru/2018/08/12/1261
8 Афонин В. О. От социализма к коммунизму Пути 2-йного назначения URL: http://proza.ru/2021/04/18/4
9 Афонин В. О. Объективные предпосылки перехода к формации будущего URL: http://proza.ru/2010/09/15/96
10 Афонин В. О. Путь отмены денег. ОГАС, трудовые квитанции, БОД  URL: http://proza.ru/2010/09/15/96
11 Афонин В. О. Суть истмата и причина гибели СССР. Образно.  URL:http://proza.ru/2021/02/22/88
12 Афонин В. О. Коммунизм либо неофашизм Конец истории на пороге URL: http://proza.ru/2020/05/26/145
13 Афонин В. О. Коммунистическая идея кратко Суть Реалистичность URL: http://proza.ru/2021/01/05/1994
14 Афонин В. О. Заоблачна ли мораль коммунистического общества? URL: http://proza.ru/2020/11/19/1449
15 Афонин В. О. От каждого по способностям, каждому по потребностям URL: http://proza.ru/2015/11/24/1705


Рецензии