Сговор с Терской областью не состоялся -1829, 1870

Сговор с Терской областью не состоялся -1829, 1870
Мнимые или незаконнорожденные дети Думанова


Продолжая наш рассказ от 20 мая 2021 года под названием «Крёстный отец…» и тему о прошении опубликованном Х. Думановым в газете «Кабардино-Балкарская Правда» 3 сентября 1985 года мы обратили внимание на следующие факты, которые на наш взгляд возникли неспроста.
Статья Х. Думанова от 3 сентября 1985 года начинается с сообщения, что:  «10 июля 1829 года кабардинец Киллар (Чылар) Хаширов первым в мире поднялся на западную вершину высочайшей горы в Европе…»  Не думаем, что прожжённый в деле фальсификации учёный ошибся в вершине. На наш взгляд это была дешёвая уловка с дальнейшей претензией на самих же балкарцев, что те сами фальсифицируют тему восхождения. Разумеется, Думанов и его окружение знали, что речь идёт о Восточной вершине. Это было своего рода соглашательство на первом этапе, когда «мы кабардинцы претендуем на западную вершину, а на восточную не претендуем, туда поднялся балкарец А. Соттаев…» Про Дячи Джаппуева, который поднялся на  восточную вершину в июле 1868 года вместе с Соттаевым, сопровождая группу,  Д. Фрешфильда принята политика умолчания. А потом и вовсе забыть об этом. Ведь если два балкарца в 1868 году поднялись на вершину Эльборуса, то это нарушает баланс у кого больше, у кого меньше. А тут один кабардинец и один балкарец. При этом  отсекается тема о том, что восхождение происходило на территории Карачая и Кильяр и есть первовосходитель 1829 года, и он, карачаевец.  И памятники первовосхождения почему-то, поставили в Баксанском ущелье на территории Балкарии и современной Кабардино-Балкарии, несмотря на то, что поход и восхождение на Эльборус в 1829 году был совершён на территории Карачая.
Дальше, больше. Запускается  версия, что в 1874 году Ахия Соттаев вместе с группой Грове поднялся на Западную вершину. На самом деле Ахия Соттаев не доходя до самой вершины, вместе с Муром из группы Грове остаются дожидаться русских поручиков Бернова и Квитко, которые с Урусбиево (балкарское поселение) поднимались вверх и просили их подождать, чтобы вместе совершить восхождение на Эльборус.  Об этом Грове подробно рассказывает в своей книге «Холодный Кавказъ», Издание редакция журнала «Природа и Люди», САНКТПЕТЕРБКРГЪ, Типография товарищества «Общественная Польза», Б. Подъяческая № 39, 1879, в VIII главе «Восхождение на Эльборус», сс.147-149. Сегодня и наблюдается то, что непосвященные люди в перипетии этих провокаций цель, которой показать балкарцев фальсификаторами восхождение на западную вершину  Эльборуса в 1874 году балкарцем Ахия Соттаевым приветствовалась.  Позже, когда первая задача была достигнута: балкарцы успокоены. Карачаевцы молчат. Начался второй этап внедрения в историю первовосхождения кабардинца Киллара и, разумеется, подчеркнуть, что балкарцы «сами  искажают историю».
Как бы, не изощрялись фальсификаторы Думановы, Хашировы и Компания надеющиеся своей фальсификацией не только в этом вопросе восхождения, но и во многих направлениях начиная с истории расселения, мифического «Канжальского сражения 1708 года», присваивания этнических героев соседних народов: Бековичей- Черкасских, Якова Куденетовича Черкасского, Жабагъы Казан Улу, Султан Казы Гирея, Адильгери Кешева (Кячева), Киллара Хачирова и др. история развивается, восстанавливаются и открываются новые  факты искажения истории кабардинскими историками.

Другим фактом в этой статье мы видим одно интересное дополнение к тексту прошения мнимых детей, якобы кабардинца Килара Хаширова. Вот это дополнение:

 «Подобное прошение было подано и на имя начальника Терской области. Начальство не удовлетворило этой просьбы».

Нас ещё больше удивило, что спустя 22 года после этой публикации в книге изданной И. А. Гориславский, С. А. Зюзин, А. В. Хаширов, «Первовосхождения на Эльбрус. Лето 1829 года, зима 1934 года»,
Издательство М. и В. Котляровых, Нальчик 2007., страницы 71-72, указанной книги то же прошение с тем же ляпсусом от Думанова:
 
«под командованием начальника  Кавказской линии генерала  от кавалерии Георгия Емануеля…» даёт ту же приписку «Подобное прошение было подано и на имя начальника Терской области. Начальство не удовлетворило этой просьбы».

  Ларчик открывался просто.

Первоначально, когда авантюристы  Х. Думанов и А. Эльмесов, задумывали  эту афёру с прошением мнимых детей Киллара Хаширова, они особо не заботились о том, как правильно в соответствии прошлого  XIX века должно писаться прошение. Какие особенности в письме должны быть учтены и главное они пропустили то обстоятельство, что адресовали свою фальсификацию на имя «Начальника Кабардинского округа».

Позже, когда набрались опыта и кое-каких знаний, Х. Думанов,  уже доктор исторических наук, сам же руководит этим самым научно-исследовательским институтом и все карты в руки, кто-то, их надоумил: «Господа! Вы неправильно написали названия адресата обращения…»

Поздно батюшки, джин уже выпущен, нахмурился Ауладин. Ничего страшного промолвил Хасан Мухтарович: Бояре гуляют. Кто нам посмеет возразить, сотрём в порошок. Другие ошибки вылезут потом. Их исправят к изданию книги Х. Думанова «Киллар Хаширов: Исследования и материалы», 2009, КМВ.
Последние штрихи исправления в это прошения внесут свою лепту команда полковника МЧС Аскера Хаширова в новой книге «Первовосходитель на Эльбрус: Факты и вымысел», Нальчик, 2019г.

В том же году запоздало объявится Архивная служба КБР со своими правками и Иваном Бессе.

Но всё было напрасно это «Сизифов труд» кабардинских историков. Но есть другая цена этому всему.

Ремарка

Фальсификация истории, обусловленная политическими, идеологическими и подчас даже финансовыми причинами, внушает сомнения о действительности исторических событий и подлинности исторических источников, что в итоге порождает информационный шок в связи с резкой переменой общепринятых и научно обоснованных взглядов — шок, способствующий манипуляции общественным сознанием.
Негативные последствия фальсификации истории России проявляются как исторический нигилизм, деструкция перспективы государственного развития, сегментация общественного сознания.

И когда эти фальсификации мы читаем в средствах официальных, государственных СМИ, что тогда 3 сентября 1985 года и теперь 30 июля 2019 года в той же газете «Кабардино-Балкарская Правда» с заголовком: «Всходил на Эльбрус» с теми же отметинами искажения истории и даже уже в исправлениях,  котором числе? Нас одолевают сомнения  в том, а мог ли всё это придумать и последовательно несколько десятилетий писать и пропагандировать учёный человек, воспитанный в советской системе на идеалах партии КПСС в интернациональной среде. А если смог и создал и продолжал работать в этом же русле, кто он, этот человек?  А, те, кто с ним соучаствовал во всех этих нелицеприятных историях при создании таких масштабных фальсификаций. Это же вредительство всему государству. А если это есть правило, как писать историю в Кабардино-Балкарии – системная фальсификация. Тогда, кто мы? И наше общество так зомбировано, что молчит? В таком не радужном настроении приходится читать это галиматьё. Вот примеры для сравнения из газеты «Кабардино-Балкарская Правда»:

1985 год

«Начальнику Кабардинского округа
от жителей аула Кучмазукина Герандуко и Хашбия Киларовых
Прошение

Покойный наш отец  Киллар во время стояния на Кавказе лагерем с 8 по 11 июля 1829 года войск под командованием начальника  Кавказской линии генерала  от кавалерии Георгия Емануеля   10 июля восходил на Эльбрус вместе с посланным русским правительством академиками Купфером, Ленцем и Мейером, чиновником горного корпуса Вансовичем, архитектором Минеральных Бод Бернадоцци и венгерским путешественником Иваном Бесс. Но из них вершины Эльбруса достиг только отец наш Киллар…», к.и.н. Х. Думанов.

2019 год, Архив КБР, в газете «КБП»

«Начальнику Кабардинского округа
Жителей аула Кучмазукина:
Герандуко и Хажбий Киляровых
Прошение
Покойный отец наш Киляр во время стояния  на Кавказе лагерем с 8 по 11 июля 1829 года командовавшаго Кавказскою линией генерал от кавалерии Георгия Мануэля, 10 июля всходил на Эльбрус, вместе с посланными российским правительством академиками Купфером, Ленцем, Менетрием и Мейером, чиновником Горного корпуса Вансовичем, архитектором Минеральных вод Иосифом Бернадации и венгерским путешественником Иваном Бессе; но из них вершину Эльбруса достиг только отец наш Киляр…»

В первом прошении ко всему прочему забыли включить в текст фамилию участника экспедиции – Менетрие.

Один и тот же документ, а какие разногласия и какие ошибки  и сколько их? Практически, каждое слово это искажение действительности…
Вернёмся к ранее заданному вопросу: «Подобное прошение было подано и на имя начальника Терской области. Начальство не удовлетворило этой просьбы».

Человеческая натура такова, что промах одного обязательно вызовет улыбку у другого.  А нелепые ситуации, которые встречаются в этой истории  на каждом шагу остается только горько посмеяться.
Есть обращение к « Начальнику Кабардинского округа», есть указание, что было такое же прошение на имя начальнику Терской области. А самого текста нет.

Получается, что вопросу мнимого прошения с архивом Кабардино-Балкарии решили, а с архивом, где хранятся документы, Терской области не смогли договориться.
Вопрос заключался в том, что подобные прошения  о выделении земли в потомственное и частное владения рассматривали только в Терской области.

А прошение на имя «Начальника Кабардинского округа», фикция, мыльный пузырь, афёра, жульничество, притворство и ложь. Не известен, кто написал прошение, кто был переводчиком между двумя безграмотными крестьянами Герандуко и Хажби, которые якобы помнили мудреные для горского слуха имена академиков, даты, месяцы, числа далекого восхождения, но не помнили, какая фамилия у их отца Киллара, не вспомнили, кто их мать, её фамилию, где они ранее жили? Нет отметки, кто принял, кто распорядился отдать на рассмотрение, кому? В связи, с чем отказали? Где решение? Кто подписал?

В Российской империи, на местах военная администрация постоянно следило и требовало исполнения правил предписания прошений и жалоб. Об этом следующий документ: «№157 Приказ командующего войсками Левого крыла Кавказской линии, генерал-лейтенанта Н.И. Евдокимова №166 от 13 июня 1857 г. о правилах представления ему прощений и жалоб местного населения.
 Приказами и приказаниями по Отдельному Кавказскому корпусу неоднократно предписывалось, чтоб на просьбах и жалобах, подаваемых разными лицами начальству, непременно объяснялось, кто прошение или жалобу сочинял и кто таковую переписывал на дело….»

Предписание гласило:

«Объявить подведомственным чинам и местным воинским начальникам-разночинцам чрез публикацию, что прошения, жалобы и людей неграмотных всякого рода письменные объяснения,
 на которых не будет обозначено имя сочинителя и переписчика, подданные начальству лично, будут возвращаться,
 а присланные через почту – оставляться без всяких последствий,
а потому гг. частные и воинские начальники, с доставляемыми к ним подобного рода бумагами без соблюдения объясненного правила должны поступать точно так же и отнюдь таковых не представлять ко мне…»
Подлинный подписал. Генерал-лейтенант Евдокимов (подпись)
Кр.Грозная
Резолюция начальника бывшего Центра Кавказской линии, генерал-майора Грамотина:

Копию приказа этого препровождаю в Кабардинский временный суд для объявления оного жителям Большой Кабарды к исполнению (подпись)…», Сайт Пашкова.
Получается Прошение мнимых детей Киллара Хаширова «Анонимка» с вытекающими последствиями…

Вот для Натальи Бальжатовой из Архивной службы КБР пример, к её сетованию, что: «Ходатайство не имело положительного решения…»

Представим несколько документов, как оформлялись документы, в принятых формах исследуемого времени.Текст воспроизведен по изданию: Проблемы Кавказской войны и выселение черкесов в пределы Османской империи (20-70-е гг. XIX в.).  Нальчик. Эльбрус. 2001, © текст Т.Х. Кумыков: «№ 1001862 г. сентября 30. – О дозволении холопу Огурли поселиться в Кабарде с правом пользоваться свободой
По докладу г. командующему армиею содержания отзыва Вашего сиятельства  от 19 сентября за № 2476, генерал-адъютант князь Орбелиани разрешил выбежавшему из Турции холопу  переселившегося туда в прошлом году кабардинского узденя Насрана Кожева, Огурли, дозволить поселиться в Кабарде, с правом пользоваться свободою.
О таковом разрешении г. командующего армиею имею честь сообщить Вашему сиятельству для зависящего распоряжения.
Верно: исправляющий должность делопроизводителя шт.-капитан (подпись)
ЦГА КБР, ф. 2, оп. 1, д. 652, л. 1.

На обороте: Копию настоящего отзыва за № 2476 по поручению г. помощника командующего войсками имею честь препроводить к господину начальнику Кабардинского округа впоследствии представления его сиятельства от 25-го августа за № 1022, для зависящего распоряжения.
Начальник штаба войск Терской области генерал-майор (подпись)
№ 2740 12 октября 1862 г.
г. Владикавказ

№ 156
1863 г. август 23. – Прошение жителя аула князя Хамурзы Наурузова узденя Хажи Османа Али Эфендиева, поданное начальнику Кабардинского округа, о выдаче паспорта для поездки в Мекку
Желая отправиться за границу в г. Мекку для поклонения гробу пророка Магомета, один, без семейства, сроком на один год, поручителем за себя представляю владельца аула князя Хамурзу Наурузова. А потому приемлю смелость всепокорнейше просить Ваше сиятельство разрешения мне отправиться за границу в Турцию и снабжения меня заграничным паспортом. Приметы же на меня обозначены на обороте сего и подлежащие за паспорт деньги при сем представляю вместе с пересылочными.
К сему подписуюсь собственноручно по-арабски (подпись)
22 августа 1862 г.
Нальчик
Приметы: Хажи Осман Али Эфендиев, лет 32, росту среднего, волосы на бороде и усах черные, глаза желтые, нос померный, лицо чистое.
ЦГА КБР, ф. 2, оп. 1, д. 564, л. 20.

№ 1
1827 г. января 11. – Обращение балкарских и осетинских старшин к командующему войсками на Кавказской линии о принятии ими российского подданства
Список с прошения, в переводе с турецкого языка.
Его Превосходительству Командующему Войсками на Кавказской линии Черномории и Областному начальнику господину генерал-лейтенанту и Кавалеру Емануэлю.
Мы, нижеподписавшиеся, уполномоченные старшины, от народа [У]Руспиевцов – Мурзакул [У]Руспиев, от Чегемцов – Кельмамбет Баймурзов, от Хуламцов и Бизинги – Магомет Шакманов, от Балкарцов – Арслан Аджи Жанхотов, от дигорцев – Касай Кубатиев, Давлетука Абисалов, Бинагер Карабугоков, Созо Саватов и Татархан Туганов, быв отправлены к Вашему Превосходительству, для испрошения покровительства и защиты Всероссийского Великого Государя Императора Николая Павловича, яко поставленного от него наместника, с тем, что ежели сие наше прошение принято будет, то как мы, равно и весь народ, за отдачею уж Аманатов – детей наших, принять и на верность подданства присягу Всероссийскому Великому Государю Императору Николаю Павловичу и наследнику Его Государю Великому Князю Александру Николаевичу, а затем будем, ежели и на службу Его Величества естьли в них мы востребованы будем, на что и имеем ожидать решения Вашего Превосходительства.
Генваря 11 дня 1827-го года

По подлинному переводу значится, за неумением нами никакой грамоты присланные от упомянутых народов посланники: Старшины Мурзакул [У]Руспиев, Кельмамбет Баймурзов, Магомет Шакманов, Арслан Аджи Жанхотов, Касай Кубатиев, Давлетука Абисалов, Бинагер Карабугоков, Созо Саватов и Татархан Туганов приложили перстами черные знаки.
Верно – Генерал-лейтенант ЕМАНУЭЛЬ…»

Законом 1811 г. было установлено единообразие производства дел во всех министерствах. К внутренним документам относились также должностные инструк¬ции, регистрационные журналы, описи, ведомости дел.
Переписка была строго регламентирована. Употребление того или иного вида документа в переписке зависело от степени подчинения учреждения и должностных лиц. Собственно письмами были отношения, сообщения, ведения, уведомления, доношения, представления, рапорты.

Позвольте спросить, как в архиве КБР очутился документ, без реквизитов: Кто принял в 1870 году; Кому адресовали, кто ответственные лица; Кто исполнитель; Где ответ, что «не имело положительного решения…»; Кто вносил так часто изменения в это прошение? Таких вопросов много.
А вот пример прошения «за заслуги участками земли в частную собственность,..»

ДОКУМЕНТ №76
Прошение начальнику Терской области от жителя Большой Кабарды корнета Шолоха Алмова1. 19 сентября 1871 г.

Происходя из узденей 2 степени я 1 декабря 1833 года поступил на службу Его Императорского Величества казаком в Волгский казачий полк. 9 декабря 1837 года награжден званием урядника и за тем за отличие против горцев произведен в хорунжие 20 января 1850 года. Награжден орденом св. Анны 4 степени с надписью: «За храбрость» 28 августа 1852 года. В 1863 году домашние обстоятельства вынудили меня выйти в отставку. Боевая служба и старые около 60 лета лишают меня всякой возможности предоставлять семейству моему безбедное содержание, а как в настоящее время правительство награждает кабардинцев по происхождению и за заслуги участками земли в
частную собственность, то имею честь покорнейше просить не оставить наградить и меня участком земли и о последующем прикажите объявить мне.

УЦГА АС КБР Ф. 40. Оп. 1. Д. 23. Л. 216.
Серия «БЛИКИ» (Быт, Личности, История Кавказа в Источниках)
Трансформация общественно-политического устройства народов Центрального и Западного Кавказа в источниках. 1732–1892 гг. Выпуск 6, Нальчик, 2017, составитель Р.К. Кармов, с.184.

Как известно  переписка с местным населением в их обращениях велась на тюркском языке на основе арабской графики. Население Кабарды и Пяти горских обществ (Балкарии), за исключением служилых  в русской армии не владело русским языком.  И даже в 30-х годах XX века по описанию путешественников практически не владели русским языком.  Наглядно об этом пишут авторы Еланчик В.А. и Тизенгаузен Н.Ф. в своей книге « На высочайшую вершину Кавказа. Экспедиция С.Кавказского краевого отделения общества пролетарского туризма на восточную вершину Эльбруса в 1929 году». Книгоиздательство «Северный Кавказ», Ростов-на-Дону, 1930 г.: «Мы продвигались… до Эльбруса. Льдами и вечными снегами окутан гребень Кавказских Альп. Солнце стояло еще высоко, когда Нальчик скрылся. Довольно широкая, пыльная дорога проходит по сочным, зеленым лугам. Проезжаем мимо небольших кабардинских селений с крошечными домиками, утопающими в садах. Кабардинцы приветливо встречают нас и провожают любопытными глазами. Иногда останавливаем лошадей, пробуем завязать разговор. Но нам это не удается — они почти не понимают русского языка…»
Возникают резонные вопросы, считается, что дети Герандуко и Хашбий Киляровы русским языком не владели, тогда, кто переводчик, кто писарь, кто заверил??? Ответов нет. Так, как прошение сия фальсификация.
Объясним это и другими фактами. На известных и сохранившихся записях конца XIX века плитах нет имён Бернардацци, Бесе (так записано –Х.Т.) и некоторых других деталей. Для нас важно, что Бессе Иваном назвали в 1951 году. Следовательно, Герандуко и Хашби Киларовы и сном и духом не ведали про Ивана Бессе.

И потом, разве писарь не знал, как правильно написать должность генерала Емануеля, или как писали тогда название горы  Эльборус? Да и «Минеральные Воды» писались как «минеральные воды», ведь в 1829 году не было такого города или поселения.

Жаль, что за фальсификацию исторических документов нет сурового наказания. Расплодились они нонче, как грибы в лесу после дождя.

Х. Думанов и далее плетёт свою линию: «Учитывая создавшееся малоземелье в Вольном Ауле, начальник Терской области разрешил желающим переселиться в другие аулы с условием, что жители этих аулов согласны принять их в свой аул. Жители аула Кучмазукина на своем сходе приняли решение, что они согласны принять Киларовых в свой аул. Они получили удостоверение, где говорилось, что «1863 года сентября 5 дня, я, нижеподписавшийся, даю сие удостоверение в том, что кабардинцев Вольного Аула Кирандуко и Тепсаруко Хашировых принимаю в свой аул, состоящий на реке Баксане». Удостоверение было подписано старшиной аула Кучмазука Кучмазукиным….»

И смешно, и горько от безысходности за такие  попытки одеть себе, своему народу чужое платье и попытки обманом завладеть историей другого народа. И на кого же рассчитывал доктор исторических наук Х.М. Думанов, сочиняя такие нелепые истории? Ведь он обманывал, прежде всего, своих соплеменников, которые повелись на эту афёру и считали, что такой учёный не может искажать историю.

И, то, правда, что эту ахинею он сочинял не один. Легализовать Думановский «Вольный аул» помогали многие. В том числе известный  учёный, писатель. В свое время руководил ЦГА КБР. И мы читали его книги. И в то же время не можем понять, почему такой образованный, талантливый человек подался искушению в таком сомнительном деле, как «Вольный аул», Кучук Джанхотов, Татархановы...? Есть вещи, которые мы не хотим понимать. Есть искажение документальных фактов. И это уже нехорошо, уважаемый историк и писатель  Сафарби Нагманович Бейтуганов!

Перу С. Бейтуганова принадлежит книга «Кабарда: История и фамилии». Мы взяли для исследования книгу 2007 года издания, «Адыгская историческая серия», Нальчик, «Эльбрус». В его книге Киляровы из Кучмазукина простого сословия сразу рождаются узденями. И эти уздени (? ) написали начальнику Кабардинского округа прошение. Беглый холоп, крепостной крестьян и сразу в уздени? Каково. Для тех, кто не понимает значения термина «Уздень» это тюркский термин сословие после аристократического сословия среди балкарцев и карачаевцев, то есть не просто «Вольный», а из благородного сословия. Узденем рождаются, им не становятся из крепостного в уздени. Да и у кабардинцев, у самих термин «уздень» не употреблялся, разве только в  русско-кабардинских сношениях, кабардинцев называли на тюркском языке: Мурзы и уздени. «Известно, что Килар Хаширов жил в Вольном ауле…» с.319, ук. книги. И, он же С. Бейтуганов, сообщает, что судьба Герандуко Килярова сложилась так. Около 1887 г. он с малолетним внуком Али отправился в Турцию и умер там, в 1892г…», с.320. А Тепсаруко Хаширов, стал Тепсаруко Киляровым?

И надо полагать, потому и прошение подано от Киларовых…. Как все просто!
Путает наш уважаемый Сафарби Бейтуганов в «Посемейных списках..." Киляровых, не было человека с именем Герандуко, остальное всё от лукавого. Немалую лепту С. Бейтуганов в своей книге «Кабарда: Истории и Фамилии» внёс в искажение истории связанной с виртуально созданным селением «Вольный аул», где он со ссылкой сформированных искусственно архивных дел на несуществующее поселение создали некие истории. Эти истории, как бы стали частью фондов архива. Другой путь, который был создан это искажение  в книге «Материалы Я.М. Шарданова по обычному праву кабардинцев первой половины XIX века», издательство «Эльбрус», Нальчик, 1986 год, Составление, введение и примечание Х.М. Думанова. Найденные искажения в этой книге означают, что эти искажения Думановым, как составителем этой книги не единичны. И со временем на эту книгу, как работу имеющие определённые искажения исторических фактов следует обратить внимание.
 
Приведём один небольшой пример, как два кабардинских историка Думанов и Бейтуганов  искажают историю.

Х. Думанов, книга «Материалы…» создана на основе материалов Ведомости исчисления кабардинского народа на 1825 год, составленная Якубом Шардановым  по указанию Ермолова.

Кабардинский народ, как следует из письменных источников: «ведомость Шарданова» к 1825 г.  расселялся в средних и нижних течениях рек: Черек, Аргудан, Чегем, Баксан, Малка в Большой Кабарде. Как видим упоминание реки Нальчик, что в 1825 году и о расселении на этой реке кабардинских аулов или «Вольного аула» нет. Тем не менее, Х. Думанов, как составитель этой книги добавил свою лепту в искажение истории, чтобы потом уже могли ссылаться на книгу «Материалы…». Ведомость состоит из 11 параграфов:
1- Расположение аулов по рекам, владетели аулов;
2- От роду лет;
3- Узденей 2-й степени;
4- Уздени 3-й и 4-й степеней;
5 - Вольных;
Княжеские:
6- Чагар;
7- Холопьев;
8- Дворовых слуг;
Узденьские:
9- Чагар;
10- Холопьев;
11- Дворовых слуг.
Есть и другие категории, которые отмечает Думанов в своих авторских примечаниях: простого народа принадлежащие и др.
К примеру, на листе 18 (интернет-вариант) расселенных по реке Черек наглядно видно, как можно дать нужную проекцию при необходимости толкования термина «Вольный».  Вот интерпретации этого термина:
1.«Вольному принадлежащий Асламбек Делелов»;
2.«Вольному принадлежащий (продолжение –Х.Т) умершего узденя Ильяса Канатоова»;
3. «Принадлежащий вольному (продолжение – Х.Т.) умершего узденя Тука Тлоругова»;
4. «Принадлежащие вольным (продолжение –Х.Т.) 3-й степени узденья, принадлежавшие первостепенному узденю Биясленю Куденетову»
На листе 85 (интернет-вариант) на реке Малке расположенные:
1. «Узденя Кучмазуки Кучмазукина (продолжение -Х.Т.) Вольному принадлежащий»;
2. «Вольному принадлежащие (продолжение -Х.Т.) узденя Албахсита Бжехокова»;
3. «Вольному принадлежащий (продолжение -Х.Т.) Атажукиной фамилии узденя Атажука Канчаова, по прокламации Вольные»;
4. «Вольному принадлежавшие (продолжение – Х.Т.) 3-й степени уденья, принадлежавшие первостепенному узденю Хусыну Тамбиеву…» Вот из таких невинных примечаний «Вольному принадлежавшие» будет соткана история Думановского, Бейтугановского «Вольного Аула».
С. Бейтуганов, книга «Кабарда…», с.51: «По «Ведомости…» Якуба Шарданова  в 1824г. в Кабарде оставалось 105 аулов…Перечислим название аулов…» и среди прочих: «Вольный (Вольный аул)…», ссылка 64 ЦГА КБР, ф.23…»
В Ведомостях Шарданова «аула Вольный» нет, а у Бейтуганова со ссылкой на ЦГА КБР, есть!
Далее по книге «Кабарда…», страница 53: «По сведениям временно управляющего Большой Кабардой подпоручика Ладыженского, в 1858 г. в Большой Кабарде насчитывалось 89 аулов, за исключением Вольного и Борова аулов, которые административно входили в кр. Нальчик…» Сабарби Бейтуганов, чтобы скрыть, что вольный аул при крепости Нальчик в скобках к слову «входили» добавляет (подчинялись)…», ссылка 68 ЦГА КБР ф.2…
В то же время на этой же странице 53 указывается, что: «В Центральном госархиве КБР хранятся перечни аулов Кабарды за 1847г. и список названий аулов после их укрупнения в 1865-1866 гг. с указанием аулов, в них вошедших  на правах  отдельных кварталов и др. Все перечисленные архивные материалы опубликованы (часть из них – оригиналы- извлечена из других архивов Х.М. Думановым…», ссылка 68 «Материалы Шарданова…Нальчик,1986, Думанов…» А вот указаний на это какие это аулы этого нет. Но есть замечательная мысль, озвученная в этой цитате «Укрупнение».
Вольный аул по словам Думанова имеет 200 дворов на 1863 год, почитай это самое крупное село в Кабарде, а его взяли и раздурбанили, не логично. Но для фальсификаторов всё логично, когда всё сплелось: ЦГА КБР, КБНИИ и политическая власть республики…

Общепризнанным и известным фактом является, что Кабарда до середины XIX века представляли собой мелкие поселения.

Об этом свидетельствует работа «Трансформация…», составитель Р.К. Кармов, сс.36-46. Некоторые примеры из этой книги: «Аргудан -100 домов; Псигансу – Беев до 40 домов,  Кожоков до 40 домов, Казаншев до 30 домов, Казиев до 20 домов, Мусетов до 40 домов, Жаноков до 40 домов, Шеныбовы до 40 домов; на реке Кенже Тамбиевы до 40 домов,  Кайтукины до 30 домов, Пшипшевы до 40 домов; река Шхалука Танбиевых до 40 домов…» В пределах до 200 дворов на 1821 год не известно по указанным данным.  Да и на 1863 год о поселениях до 200 дворов нет никаких известий до известного укрупнения сёл.
Как пишут И.Л. Бабичев, В.В. Степанов «Историческая динамика этнической карты Кабардино-Балкарии 1860-1990-е годы», Москва, 2009, с.23: «С середины 1870 –х годов этническая территория кабардинцев не менялась вплоть до 1917 г., хотя их численность увеличилась более чем в два раза…»
По данным этого исследования на 1889 год, такого поселения, как Вольный Аул из  - 41 одного поселения в Кабарде, не известен,  с.21-22.
   У Бейтуганова в его работе «Кабарда…» даже раздел есть «Объединительная реформа аулов» 1 февраля 1865 г. Комиссия по разбору личных и поземельных прав Терской области совместно с начальником Кабардинского округа, участковыми начальниками и депутатами от кабардинского народа в течение шести дней обсуждался вопрос о правильном расселении и образовании многолюдных аулов».

       Комиссия определила: «Из существующих ныне 97 аулов образовать 33 и расселить следующим порядком: … На реке Нальчике:
21-й Жители Вольного аула, просившие дозволения расселиться по другим Кабардинским аулам, расселяться по своему желанию; аулы же, находящиеся на тр. Мишхеке, Агзагова, Кильчукина и Хаудова, соединясь с остающимися на месте вольноаульцами, образуют новый аул, который водворится выше или ниже нынешнего Вольного аула…» Что здесь не так. Жителей, как таковых «Вольный аул» нет.

Позвольте уважаемый Сафарби Нагманович! В Ведомостях Шарданова на 1825 год: аула Вольный или Вольный аул нет. Нет даже кабардинских поселений по реке Нальчик.

Х. Думанов в своей работе  «Обычное имущественное право кабардинцев (вторая половина XIX – начало XX в.), под грифом «Кабардино-Балкарский Ордена «Знак Почёта» Институт Истории, Филологии и Экономики», Нальчик, 1976г., Книжное издательство «Эльбрус», пишет, что:

«После отмены крепостного права и проведения земельной реформы в 1869 г. 30 кабардинским сёлам было выделено 245 798 десятин пахотной земли: 1. Бабуково, 2.Кармово, 3.Ашабово, 4. Атажукино 1, 5. Лафишево, 6. Кошево, 7. Коново, 8. Атажукина 2, 9.Атажукина 3, 10. Наурузово, 11.Тамбиево 1, 12. Кучмазукино,  13. Тыжево, 14. Касаево, 15. Тамбиево 2, 16. Куденетово 1, 17.Куденетово 2, 18. Шарданово,

19. Нальчикский, 20.Докшукино,

21. Кожоково, 22. Докшоково, 23. Догужоково, 24. Джанхотово,
25. Тлостаналиево, 26. Мисостово, 27. Хату Анзорова, 28. Кайсын Анзорова, 29. Каголкино, 30. Аргудан…», сс.21-22.

У нас есть только одно поселение «19.Нальчикское» на левой стороне реки Нальчик, другого, нет, и не было!

 Было когда то при строительстве крепости Нальчик, вольный аул при крепости. Другого Вольного аула ни в 1823, ни в 1844, 1865 гг. не было.
И подтверждают эту фальсификацию другая работа «Высшие сословия Кабарды», А.Б. Мамхегова, Нальчик, 2006 г., страница 54-56: «1863 г. – Сведения о численности народонаселения и скотоводстве в Черекском участке. По 1 января 1864 года на реке  Нальчике: 7.а. Тогланова, 8. а. Клешпиева, 9.а. Атласкирова, 10. а. Кудаева, 11. а. Гукежева…», все эти аулы находятся на левой стороне реки Нальчик и других аулов, нет.

 К вопросу об узденях Киляровых  Герандуко и Хажбий, уже в 1863 году, якобы расселённых в ауле Кучмазукино.  Мамхегов «Высшие сословия…», страница 32, 50: «№5, 1863 г. – Сведения о численности и народонаселения и скотоводства в Баксанском участке Большой Кабарды по 1 января 1864 года. 41. а. Кучмазукина: Прапорщик Кучмазуко Кучмазукин, уздень Исхакъ Унежев, уздень Ибрагим Коков…» Больше нет. Кино закончилось. Занавес закрыт. Зрители расходятся.
Другой фальсификацией С. Бейтуганова является, рассказ о том, как кабардинскому народу вручали почётное знамя от имени царя Николая I.

 И, что сие торжество помимо крепости Нальчик захватило своими масштабами и «Вольный аул». Вот как это описывает С. Бейтуганов: «Наступило 6 декабря 1843 г. Совершили молебен, и состоялся военный парад. Затем князь Голицын переправился через реку Нальчик к Вольному аулу, где более чем на квадратную версту расположены массы гостей…»

Неисправимый Думанов, а тут ещё интеллигентный,  но туда, же Бейтуганов вводят в заблуждение честной народ.  Д.Н.Прасолов ( к. и.н.) в своей научной работе «Нальчик и Кабардинское общество в XIX – начале XX в.», 2016, пишет, что:
«В декабре 1843 г. и мае 1844 г. в Нальчикской крепости были организованы праздничные мероприятия по случаю пожалования Николаем I знамени
«кабардинскому народу», с привлечением представителей всех кабардинских аулов и «старшин» соседних горских обществ.  Торжества сочетали в себе целый ряд атрибутов массовых государственных праздников, в том числе парад, салют и официальный прием с европейскими танцами.
Впоследствии уже в Нальчикской слободе проводились торжества по случаю объявления об освобождении зависимых сословий в  1866 г…»

Вся эта сумятица с  аулами определяемые только по рекам, или каким - то возвышенностями гор, прежде всего, было связано с полукочевым образом жизни кабардинского народа. Наглядный пример тому, это в 1764 году Кайтуко Кайсинов приехал в Петербург с «прошением, писанное на высочайшее в. имп. В-ва имя от знатнейших большой Кабарды владельцев которым представляется:
1)Что кабардинские земли простираются с одной стороны до реки Кумы и до развалин Маджар, на оной реке находящегося, а с другой – вниз по течению реки Терка до урочище Мекеня, лежащего по оной реке Терку, ниже урочища  Моздока по крайней мере верст на 60, приводя в доказательство всего того единственную причину, что  тех местах издревле конские их, кабардинцев, табуны и прочий скот пасётся, и по реке Терку до урочище Мекеня они всяким лесом пользовались и рубили на разные потребности…», с.734, Б.Э. Нольде «История формирования Российской империи», Санкт-Петербург, 2013.

Согласитесь, определять границу по определению, где «конские табуны паслись…» не документ  и не основания, к твёрдо устоявшимся определёнными ориентирами с согласованием с другими народами, проживающими в регионе границами.
Преданный кабардинской истории и немало сделавший для создания основ кабардинской исторической науки в предвоенные годы XX века учёный историк Г. А. Кокиев в своей работе «Малокабардинские поселения в XVI – XVIII вв. на Северном Кавказе писал, что: «Книга Большого Чертежа», являющаяся памятником XVII в., течением реки Ардон, протекающей  по нынешней территории Осетии, называет территорией Кабарды. В книге прямо сказано, что «в Кабарде пала из гор в Терек река Ардон».
     Книга «Большого Чертежа», как мы видим, связывает Дзауджикаускую (Владикавказскую –Х.Т.) равнину с Кабардой.
Можно было ожидать, что кабардинцы за триста лет своего пребывания на Дзауджикауской равнине оставили более или менее ощутимые следы своего бытования. Однако здесь мы не находим городищ или, если не считать кладбищ, приписываемых кабардинцам каких-либо памятников кабардинской культуры. Объясняется это полукочевым характером хозяйства кабардинцев. На Дзауджикауской равнине кабардинцы занимались преимущественно  кочевым скотоводством.
  Кабардинские поселения в подавляющем большинстве случаев представляли из себя не что иное, как феодальные кабаки или обыкновенные коши, отличавшиеся большой подвижностью.
 К кочевому образу жизни был приспособлен и самый тип жилища кабардинца.
Кочевой характер кабардинского жилища правильно подметил кн. Шаховский (1833 г. –Х.Т.), который на основании личных наблюдений сообщает, что «кабардинцы живут большими аулами-деревнями, но дома сделаны наскоро и более походят на бивуаки, чем на прочное жилище».
Кабардинское жилище делалось из плетня, покрывалось соломой или камышом и имело круглую форму. Такие плетённые жилища были весьма портативны и вполне приспособлены к полуномадному быту народа.
Отсутствие памятников  материальной культуры кабардинцев на территории их бытования в XVI – XVIII вв. у предгорья осетинских ущелий объясняется кочевым бытом кабардинского народа…», сс.548-549,  «История Кабардино-Балкарии в трудах Г.А. Кокиева», сборник статей и документов, составитель Г.Х. Мамбетов, Нальчик, 2005г.

 Подобное наблюдал и венгерский путешественник Бессе, когда он в главе 24, своей книги «.гл 24 «БЕПАРТ ИЗ НАЛЬЧИКА. - В ГОСТИ К ПРИНЦЕССЕ. - ОБРАТНО В КОНСТАНТИНОГОРСК» рассказывает, что возвращаясь с крепости Нальчик, недалеко от  «Кизилхрук-Редут»: «По прибытии на этот пост, когда солнце еще незашло, мы отправились к Черкесскому князю, от которого не отходил аул, которому он обещал навестить его по пути через свое поместье, а заодно хотел показать мне эту довольно немаленькую деревню. Две черкесы, служившие на этой станции, сопровождали нас в качестве переводчиков.
Деревня эта построена на берегу Малки; она хорошо заселена, улицы ее широки, а дома довольно удобны по обычаю этих горцев; они сильно отличаются от тех, что стоят в высоких горах и представляют собой только хижины.
Большое количество стад в то же время, как мы входили в них в деревне. Черкесские женщины, поджидавшие своих коров и коз, стояли у ворот их дома. Кроме того, мы увидели принцессу в окружении своих последователей, которые, казалось, вовсе не были в ярости, так как они подбежали, чтобы рассмотреть нас поближе.
Сам князь отсутствовал; но так как я пожелал увидеть внутренность кабиоэля, где днем стоял Властелин деревни, и которая была в ста шагах от главного дома и вся уединенная, нас ввели туда. Представьте себе хижину площадью восемь квадратных футов, имеющую для любой мебели вид дивана, образованного из двух досок, покрытых небольшим количеством сена, и у вас будет идеальный идея кабинета принца.
Однако именно там он принимает своих друзей и подданных. Не успел я войти туда, как отошел от нее, увлекая полковника, чтобы вернуться на наш пост, как княгиня, желая воспользоваться правом гостеприимства в отсутствие мужа, поспешила к нам с Черкесом, умоляя нас ненадолго задержаться в кабинете князя, чтобы она могла нам помочь. там подают несколько освежающих напитков. Мы поблагодарили ее под тем предлогом, что, когда наступила ночь, мы хотели вернуться домой, так как мы ушли тотчас же, чтобы приготовить наш скромный ужин, уже забыв о княгине, которая не забыла нас; ибо через четверть часа после нашего возвращения к нам явились четыре Черкесса, нагруженные, один сотней яиц, а другой нес в руке несколько цыплят, у третьего огромный кусок сыра*, у четвертого , наконец, большая канистра молока ; всего этого хватило, чтобы насытить двадцать человек. Мы поблагодарили принцессу и отослали все, кроме сыра, за то, что она не презирала его дары…», сс. 169-171, Ж. Бессе,  «Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Малую Азию и Константинополь в 1829 и 1830 гг.».

О кочевом характере указывает и название раздела книги «Кабарда…» С. Бейтуганова «Передвижения населения в конце XVIII – 50 –х годах XIX в...», с. 41.,  только причину подвижности кабардинских аулов смахивает на колониальную политику русских. А ведь именно русская администрация заставляла кабардинцев жить оседло. Хорошо или плохо, это другой вопрос.
Даже сама постановка вопроса «Замечание кн. Бековича – Черкасского касательно просьбы Кабардинского народа и средства к улучшению благосостояния онаго. – Представлены гр. Паскевичу при рапорте, от 3 –го сентября 1829 года». Примечание (Бекович-Черкасский, не является представителем  кабардино-черкесского народа. Он из династии тюркских князей. О роде Бековичей-Черкасских будет представлена отдельная глава наших исследований – Х.Т.).

   Бекович-Черкасский пишет:

«Со времени присоединения Кабарды к Российскому престолу, гром оружия не умолкал. Пали тысячи жертв на пепелищах недр земли своей, имущества, хижины, все предавалось пламени; но ни сия мера, ни жестокия наказания, коим подвергаемы были главнейшие виновники, не могли удержать их от беспрерывных грабежей, разбоев, принудить, вести жизнь оседлую. Через сих безрассудных преступников не токмо одни семейства, но и целые поколения тяготеют под игом бедствия…»
Стоит напомнить, что четыре владетельных рода Кабарды: с одной стороны Кашкатавская партия – Кайтукины, Бекмурзины; С другой стороны – Баксанская партия Атажукины, Мисостовы, 100 лет (1720-1820) воевали между собой.
 «В Кабарде ни один класс людей не обеспечен, как в прочих государствах и владениях, своим состоянием и по сему самому пока каждый помещик не будет знать свое собственности, своей обязанности в отношении к правительству и власти над своими крестьянами, а сие последние отношений к своим владельцам, до тех пор решительно невозможно требовать от них прекращения грабежей и разбоев, и всякие к сему принятые меры останутся бесполезными…
    Отличные пашни, леса, - словом, всевозможные угодья могут при трудолюбии доставлять большие выгоды, но праздность, врожденная сему народу, поставляет сему народы преграды. Земли в Кабарде вовсе не размежеваны, помещики не знают своей собственности, а от всего распри и тяжбы между ними почти не прекращаются. В Кабарде хотя и существует закон, ограждающий безвинного от притеснений, но за всем тем право сильного все уничтожает…
      
 Для прекращения всех сих беспорядков и возстановления Кабардинцев на стезю прочную, могущую впоследствии довести их до цветущего состояния, необходимо: 1) Приступить к размежеванию земель, помещикам, и наделению поселян участками. 2) Произвести ревизию душ, снабдить владельцев от Российского правительства законными актами, по рассмотрению у них имеющихся, на право принадлежности им крестьян. 3) Определить подати, кои постоянно хлебопашцы, скотоводцы и промышленные всякого рода должны вносить своим помещикам…», с.871., Акты собранные Кавказскою Археографическою Комиссиею. Архив Главного Управления Наместника Кавказскаго. Том VII, Тифлис, 1878.

Именно о мерах Русской военной администрации старающейся принудить жить оседло говорить и Предписание № 26 командующего Кабардинской линией полковника Пирятинского Кабардинскому временному суду №598 от 15 марта 1834 г. об усилении им наблюдения за исполнением предыдущих предписаний о запрете переселяться  без разрешения из своих аулов в другие., Сайт Пашков.
  Начальник Центра Кавказской линии, генерал-майор Грамотин представил предписание Кабардинскому временному суду №364 от 23 июля 1852 г. «об объявлении кабардинским владельцам не переселять к себе семейства без разрешения суда… объявлять немедленно всем владельцам аулов, чтобы без разрешения суда никто не смел делать никаких переселений, суды же со своей стороны должны предварительно входить с представлением по этому предмету как причину просьбы, так и мнение свое о возможности просимого переселения…», документ из Сайт Пашков.

Х. Думанов: ««1863 года сентября 5 дня, я, нижеподписавшийся, даю сие удостоверение в том, что кабардинцев Вольного Аула Кирандуко и Тепсаруко Хашировых принимаю в свой аул, состоящий на реке Баксане». Удостоверение было подписано старшиной аула Кучмазука Кучмазукиным….»
Нет. Не так. В Российской империи имели навыки государственности и строго соблюдали порядок управления округами. Тому свидетельство, как всё это происходило на самом деле языком документов.

«Документ № 6
ПОДПИСКА ЧЛЕНОВ АТАЖУКИНОЙ ФАМИЛИИ, ЗАВЕРЕННАЯ КАБАРДИНСКИМ ОКРУЖНЫМ НАРОДНЫМ СУДОМ, О ПРИЕМЕ КОРНЕТА ГЕТМИШХОВА С ПОДВЛАСТНЫМИ ЕМУ ЛЮДЬМИ НА ЖИТЕЛЬСТВО В АУЛ КНЯЗЯ ХАСАНБИЯ АТАЖУКИНА,
от 2 апреля 1862 года,
1862 года Апреля 2 дня, мы нижеподписав[шиеся] даем сию жителю Жентемировского аула, [по]селенного на р. Куме, прикомандированному к 1-й Волгской бригаде Терского Казачьего вой[ска] Корнету Гетмышеву, в том что мы принимаем его с семейством на всегдашнее жительство в аул Князя Хасамбия Атажукина с узденями Урусбием Татаровым, Якубом Чуковым, Аюбом Мидовым, Закиреем Абитовым, Ильясом Хатовым, Саитом Хачимизоковым, а также с семействами.
Подполковник Князь Атажукин
Владетель аула Штабс-Ротмистр Князь Атажукин
Аульный старшина: Махмуд Кармов
Жители Атажукиной Фамилии: Подпоручик Шу Кармов
  Уздень Бекмурза Зеко,  Корнет Барак Конов, Уздень Асхак Бабуков, Уздень Хаджи Токмаков,  Тотлостан Агубеков, Прапорщик Ахмет Лафишев, Штабс-Капитан Тутуков, Уздень Абдрахман Гетмишев, Уздень Хамурза Аджиев, Корнет Трамов,  Юнкер Чора Казанчов
№ 123 «Заверение суда»
Что действительно подписка эта дана членами Атажукиной фамилии, и что на переселение Корнета Гетмишева с подвластными его в аул Князя Хасанби Атажукина препятствия не имеется, в том Суд подписом своим с приложением печати удостоверяет. 4 Апреля 1862 года, укр. Нальчик.
Члены Кабардинского Окружного Народного Суда, Подполковник [Касаев]
                Поручик Куденетов
                Подпоручик Шаханов
                Уздень Мусса Желоков
УЦГА АС КБР, ф. И-2, оп. 1, д. 533, л. 7-7об.
И в череде переписки длиной в 3 года:

Документ № 14
ПРЕДПИСАНИЕ НАЧАЛЬНИКА КАБАРДИНСКОГО ОКРУГА  [КНЯЗЯ Д.Е. КОБУЛОВА] БАКСАНСКОМУ УЧАСТКОВОМУ НАЧАЛЬНИКУ

от 3 мая 1865 года № 452
Копию настоящего отзыва препровождая Баксанскому участковому Начальнику, предлагаю Его Б[лагоро]дию по прибытии означенных здесь семейств во вверенный ему участок водворить их в аул Князя Хасанбия Атажукина и по водворении представить мне посемейный их список.
Верно: Адъютант, Шт[абс]-Капитан Степанов
УЦГА АС КБР, ф. И-2, оп. 1, д. 533, л. 15об…» А.С. Пшибиев,начальник отдела организации госхранения, учета, НСА и ААТ УЦГА АС КБР.

В книге  Е. Д. Симонова «Слово об Эльбрусе», М., 1983, есть одно примечание к тому, что если жители аула Кучмазукина Киларовы, то «откуда фамилия «Хаширов»? Во всех источниках 1829 года просто Килар. По мнению топонимистов, «Хаширов» не кабардинская, но чеченская фамилия…», с.54.

Как бы, не было, но среди кабардинцев на 1858 год, до выселения мнимых детей из несуществующего на карте XIX века «Вольного Аула» и с манипулированием кабардинских историков по созданию легенды появления детей Килара Хаширова, фамилия-Хаширов, в историческом пространстве присутствовала до подачи прошения Киляровыми.

Согласно спискам, приведенным в книге А.Б. Мамхегова «Высшие сословия Кабарды»,   между прочим, мы обнаружили в разделе «Архивные документы.  №1, 1858 г. – Посемейный список (Малой Кабарды) княжеским фамилиям и узденей 1-й, 2-й и 3-й степеней равно вольноотпущенников…»
В пояснении указывается, что: «Представлено приставом Малой Кабарды, майором Кундуховым, при рапорте за № 252 от 25 мая 1858 года…»
На странице 8 указанного раздела в ауле Алимурзы Индарова, значится Хаширов Темурко, как вольноотпущенник и эта фамилия с этого времени не менялась. Живой пример этому Аскер Хаширов, родился в городе Терек, но это никоим образом не означает, что его предок 1858 года жил  это время в этой местности.
Мы имеем  документальные данные о существовании двух отдельных фамилий: Хаширов и Киляров. Но существование этих фамилий абсолютно не означает их родство, и точно также не означают, что они имеют отношение к горовосходителю Килару.

В истории придуманной Х. Думановым, со ссылкой на Бессе, что Килар родом из Вольного Аула, не подтверждается ничем, кроме, как, фальсификации Думановым слов генерала Ермолова: « Впрочем, с 1822 года по сие время выбежало из гор и из – за Кубани  Кабардинских подвластных и крестьян до 500 душ, из коих 320 поселены в так называемом вольном ауле при укреп. Нальчикском, а последние живут, по желанию своему, в аулах разных владельцев.

      Кабардинские князья и уздени из негодования за то, что чрез  предоставления в вышеозначенном случае вольности холопы, пользующиеся теперь оною, верно покорствуют нашему правительству  и из предосторожности, чтобы свободная и покойная жизнь их не  внушила  и собственных крестьянах их желания на счет перемены тягостного их состояния,  распространяют тайно слухи, что Кабардинцы поселенные в вольном ауле непременно будут записаны в козаки; однако - же  сие, по замечанию моему, нисколько на них не действует, и я надеюсь даже со временем наклонить их к принятию козачьего звания, которое во всех отношениях предпочтительнее для них прежнего рабства…», с.383, книги Х.М. Думанова «Из документальной истории кабардино-русских отношений: Вторая половина XVIII – первая половина XIX в.», Нальчик, 2000.
Кабардинский историк Х.М. Думанов, считает, что Барамта – это кабардинское название поселение, которое, как «Вольный Аул» известно с 1823 года и это несмотря на те обстоятельства, где он сам лично является редактором-составителем рассматриваемой книги.

Где на странице 383 его книги перепечатываемой VII Тома Актов…1878г., на 867 указанных  Актов, и на странице 383, книги самого Х.М. Думанова написано: «Кабардинских подвластных и крестьян  до 500 душ, из которых 320 поселены в так называемом вольном ауле при укреп. Нальчикском, а последния живут, по желанию своему, в аулах разных владельцов…»

Масштабы фальсификации архивных документов в Кабардино-Балкарии поражают.
В  работе представленной как по материалам ЦГА КБР, со ссылкой, что печатается по решению Учёного совета Учреждения РАН Института гуманитарных исследований Правительства КБР и КБНЦ РАН : «Документы по истории адыгов 20-50 –х годов XIX в.», Нальчик, Издательский отдел КБИГИ, 2011г., такие же фальсификации.

Один их таких документов: «№61, 1846г. мая 29 –го – Предписание начальника Центра Кавказской линии генерал-майора Хлюпина Кабардинскому временному суду…Жители Большой Кабарды подпоручик Магомет Мирза Анзоров, прапорщик Магомет Кожаков, уздени Магомет Тимтиров, Магомет Куденетов и мулла Березгов за участие в вызове в Кабарду Шамиля по приказанию г. главнокомандующего объявлены абреками, с имуществом коих имеет быть поступлено согласно прокламации генерала  Ермолова, холопьям же их предлагаю немедленно объявить свободу с тем, что они могут переселиться в Вольный аул, поселенный на правом берегу Нальчика или жить там, где пожелают…», сс.75-76.
В этом небольшом тексте  дважды искажаются исторические факты. Первое, что указывают поселение Вольный аул, и показывает его местонахождение на правой стороне реки Нальчик.

Ранее мы документально показали, что такого поселения, как «Вольный Аул» не было в XIX веке.

Ещё один документ из  независимого источника с официально зарегистрированного «Сайт Пашкова» показывает фальсификацию с мнимым поселением «Вольный аул».
Предписание: « № 65,  копия предписание  временно командующего войсками  Кавказской линии и Черномории  г. генерал-лейтенанта  и кавалера Завадовского  к г. начальнику Центра Кавказской линии  генерал-майору С. И. Хлюпину  №1188 от 13  июня 1847 г. о порядке отправления на Дон  семейств бежавших владельцев и освобождения оставшихся холопов.

…Холопьям, состоящим в полном распоряжении беглеца, тотчас же по побегу его на основании прокламации генерала  Ермолова, объявлять полную свободу с поселением их или во вольном ауле, или там, где признаете наиболее удобным…»
А не там, где они пожелают, как представляют составители данной книги, якобы архивных документов..

 В подтверждение этому и следующий документ «№20 Предписание № 903 начальника Центра Кавказской Линии полковника Хлюпина Кабардинскому Временному суду о немедленном расселении аулов Анзорова и Куденетова. 6 апреля 1847 года

По воле Г. Главнокомандующего, сообщенной мне в предписании начальника Главного штаба войск, на Кавказе находящихся, аулы абреков: Магомет-Мирзы Анзорова и Магомета Куденетова, должны быть немедленно расселены и жители их переведены: первого в аулы князей Бекмурзиных, а последнего по фамилии Атажукиных в аулы князей и узденей Куденетовых. Сделав надлежащее распоряжение к исполнению воли Его Сиятельства, князя Михаила Семеновича, я об этом имею честь уведомить оный суд для сведения и вместе с тем покорно прошу наблюдать, чтобы жители этих двух аулов перешли в аулы по назначению без всякого принуждения, но по собственному избранию каждого; если же в этих аулах Магомет-Мирзы Анзорова и Магомета Куденетова найдутся такие уздени и вольноотпущенные, которые по какому либо случаю вовсе не принадлежали этим бежавшим двум владельцам, перешли в их аулы в недавнем еще времени и пожелают опять возвратиться к прежним их владельцам, и эти владельцы пожелают их принять, то им это дозволяется. А также имеет суд озаботится и в том, чтобы жители аула Магомета Куденетова перешли во вновь избранные им аулы от сего числа непременно: через шесть дней аула Магомета Куденетова, и аула Магомета Анзорова — через девять дней. Если же они уклонятся от того и не исполнят приказание, то в таком случае, исполняя волю Г. Главнокомандующего, я буду обязан принудить их к тому. О чем сейчас же объявить жителям обоих аулов.
Источник: Трансформация общественно-политического устройства народов Центрального и Западного Кавказа в источниках. (1732–1892 гг.). Выпуск 6. Нальчик , 2017.

Из представленных документов ясно и чётко видно одно, холопья могли селиться только по предписанию и не более.

Фантазии составителей книги «Документы» зашкаливают, и  не подчиняются   мыслимой  разумности  и объективности  тому, что даётся в этой книге, страница 183: «В большинстве случаев представители высшей имперской власти в регионе предписывали членам суда организовать поселение бывших подданных бежавших за Кубань кабардинцев в Вольный аул с обязательной их поименной переписью…

Для крестьян, получивших вольность таким способом, а также для любого, кто бежал от своих хозяев, вблизи крепости Нальчик по распоряжению генерала Ермолова был выделен земельный участок для их поселения. В официальных документах он получил название Вольный аул, в обиходе – Брамтэ…»
И как тут не вспомнить, как отцы кабардинской истории Дж. Н. Коков и Х.М. Думанов, комментировали название этого поселения в годы всевластия КПСС:
 Думанов, утверждает, что тюркский термин «Барамта», не что, иное, как
«Бэрэмтэ» и «шхъэщэхуж Къуажэ», в переводе с кабардинского (языка) означает «аул выкупившихся на волю крестьян», с.23, «Киллар Хаширов…»
Дж. Н. Коков в своей научной работе «Избранные Труды», Нальчик, 2000 и там же, «Кабардинские географические названия», Нальчик, 1966, на странице 44, толкует, что «Бырмамыт цIыкIу «Бырмамыт малый» известно, как неофициальное название Вольного Аула…».
И в этих же Трудах, другая работа «Адыгская (Черкесская) Топонимия», Нальчик, 1974, на странице 287, пишет: «Брамтэ [Брамта] каб., прежнее название Вольного аула на п. б. Нальчика. 
Аул основан в 20-е годы XIX в. горцами, вернувшимися из ущелий, где они скрывались от своих владетелей после выступления против колониального режима…»
И он же;   « Русское название: «Вольный Аул» закрепилось за селением ещё в 20-х годах XIX в., когда оно было основано крестьянами, возвращавшимися с гор после выступления против колониального режима (История Кабарды. М., 1957. с.83)…»

Откуда эта фраза «основано крестьянами, возвращавшимися с гор после выступления против колониального режима …»?
Как могли крепостные крестьяне в первой четверти XIX века выступить против Российской армии без участия свих князей, узденей? Никак. В исторический период с 1917 года и определённое время большевики и их учёные всё время боролись против всех проявлений царской России. И в этом контексте разгадка этой мнимой борьбы кроется в работе Г. Кокиева «Краткий исторический очерк Кабарды»: «В 1820 г. правительство приступило к постройке Черкесской (Черекской-Х.Т.), Чегемской, Урванской, Нальчикской и Баксанской крепостей. В каждой из вновь построенных крепостей был водворен вооруженный гарнизон. Постройка этих крепостей вызвала сильное недовольство кабардинцев, вылившееся в 1822 г. в открытое вооруженное выступление. Восстание 1822 г. подавлял генерал Ермолов, который считал необходимым расколоть установившийся между феодалами и крестьянами военный блок против царизма.
Ермолов обратился к кабардинскому дворянству с воззвани¬ем не выступать против царских войск, обещая за это всяче¬скую им поддержку в деле укрепления их феодальных прав над крестьянством. Генерал Ермолов предписал генералу Сталю кабардинских «владельцев, буде можно брать живыми для наказания в пример прочим, как гнусных изменников и нару¬шителей многократно данной присяги верности». Одновременно Ермолов обратился к крестьянам с воззванием, в котором он обещал им независимость от своих феодалов и земли в пределах Кабарды, если они не будут сопротивляться царским войскам. Борьба за крестьянские массы, составлявшие основную силу сопротивления, является характерной чертой политики генерала Ермолова. Заманчивые обещания Ермолова никого не соблазнили, и крестьяне по-прежнему продолжали свою борьбу против царских колонизаторов…», с.447, Кокиев, «История…»

На самом деле, как всё было.

Как известно 22-го мая  1822 года, Ермолов прибыл в Кабарду.
9-го августа 1822 года Ермолов обращается к кабардинским владельцам с лагеря на реке Нальчик, в связи с обращением кабардинских владетелей с просьбой уничтожения строящейся крепости на реке Нальчик и в других местах по линии строительства Кавказской линии: «Владельцам кабардинским, узденям и народу.  На просьбу, 6-го числа августа мне подданную, ответствую:

      О крепостях  просьбы бесполезны;  я сказал они будут - и они строятся.

      Подвластные, которые примут христианскую веру, останутся в той - же, как и прежде, зависимости и отбираемы не будут.
     Цену соли уменьшить не могу.
     За земли, которыми пользуются, должно ответствовать и потому защищать их от прорыва разбойников.
     В случае набега мошенников будет всегда делаемо следствие. Виновные заплатят за похищенное, если видели партии разбойников, не препятствовали, не противились оружием или тотчас не уведомили начальников ближайших крепостей.
   В случае измены  или участия в разбоях всякий владелец и уздень теряет свое достоинство и наказывается, как всякий преступник по законам Российским.
   Подтверждаю ещё, что рабы тех подлых мошенников, кои ушли за Кубань, или скрываются  в горах, оставя свое отечество, получат вольность, когда от них  выбегут…»
Евгений Марков о тех временах и нравах писал:
«…Из кабардинских крепостных…например, унауты, были совершенно бесправными холопами. Адат, то-есть обычное право горцев, не ограждал их ни от каких насилий, ни от какого произвола. Их продавали и меняли, как скот; им было запрещено вступать в брак, а в видах выгодного приплода рабов – всячески поощрялись безбрачные связи унауток с мужчинами…
До грозных прокламаций Ермолова в 1822 году, кабардинские князья убивали и казнили своих унаутов, не подвергаясь за это никакой ответственности…»
Ген. Ермолов в отвращение беспрерывных побегов Кабардинских владельцев в горы и за Кубань  объявил в прошлом 1822 году прокламацию,  « что все те рабы, кои прежде  беглых владельцев своих выйдут из гор, или из-за Кубани в Российские границы, получат  вольность. Это столько подействовало на угнетённую Кабардинцами чернь, что беглецы владельцы были в опасности  лишиться всех своих крестьян,  но они  успели однако-же их удержать угрозами в том, что они сами возвратятся в Кабарду и бежавших будут мстить смертью.
      Впрочем, с 1822 года по сие время выбежало из гор и из – за Кубани  Кабардинских подвластных и крестьян до 500 душ, из коих 320 поселены в так называемом вольном ауле при укреп. Нальчикском, а последние живут, по желанию своему, в аулах разных владельцев.
      Кабардинские князья и уздени из негодования за то, что чрез предоставления в вышеозначенном случае вольности холопы…»
Вот он вольный аул при укреплении Нальчикском. Других не имеем.

А вот, как описывает очевидец событий 1829 года, тот самый Жан Шарль де Бесс, языком оригинала: «Путешествие в Крым, на Кавказ, в Грузию, Армению, Малую Азию и Константинополь в 1829 и 1830 гг.»: «Главнокомандующий, имея доброту " поручил коменданту
форта в Нальчике, чтобы на 42-й день месяца пришли Мирзы Дугура
и Балкара, известные как мадьяры, с которыми я пожелал встретиться. Форт Нальчик, расположенный в ста шагах от одноименной реки, - самый значительный из всех, что я видел на линии нашей экспедиции ; он со всех сторон окружен широким и глубоким рвом ; валы сделаны из камня по размеру и вооружены достаточным количеством огненных ртов.
  Деревня, поставленная вне форта на высоком берегу Нальчика, содержала три тысячи человек, под командованием господина Ушакова , подполковника, того самого, который командовал и привез с собой часть своих войск для сопровождения экспедиции на Эльбрус. Этот выдающийся офицер а его жена, родившаяся в Эстонии, приняла меня с редкой приветливостью и особым вниманием. Утомленный длительностью езды и жарой, я поспешил предаться отдыху, и могу сказать, что с тех пор, как я пересек границы Австрии, я не нашел такого чистого и элегантного gite…», с.149.
Кстати это, то поселение, при укреплении Нальчикском «вольный аул», здесь живут русские и несколько туземцев. Поселение находится на левой стороне реки Нальчик…

Дождавшись прибытия Мадьяров из Дугура и Балкара, я отправился на берег Нальчика;

я увидел за этим потоком низменные долины, холмы и горы, увенчанные деревьями и зеленью; все это открывало очень приятный и разнообразный вид.
Счастлив народ, воскликнул Я, который умел эти плодородные и мирные края, вдали от театра революций, коррупции и интриг, которые в наши дни вторглись в нашу прекрасную Европа ! Сидя на зеленом лугу у ручья и созерцая этот прекрасный пейзаж, я предавался размышлениям, которые толпой приходили в кельтское одиночество, тишина которого прерывалась лишь шумом протекающего передо мной потока, втягивающего в свой стремительный бег камни и округлые гальки своим непрерывным катанием. Я знаю по опыту определенное состояние души, которое в полной абстракции способностей тела, мы воспитываем к чистейшему наслаждению, которое неведомо обычному человеку; но так как ничто не длится и требует от мысли постоянного разнообразия, оно понеслось к моей родине, к Европе…», сс.154-155.

И никакого «Вольного Аула» ???

«За пределами форта Нальчик, вдоль ручья, есть огороды, хорошо возделанные солдатами станицы; пастбища более чем изобильные, эти солдаты заботятся о том, чтобы разводить скотину, и могут считать себя по-настоящему счастливыми в своем гарнизоне.
Климат мягкий и более приятный в Нальчике, чем в горячих ваннах; по крайней мере, ночи прохладнее, и во время сна твой не смущает тот пылающий воздух, который я в Константиногорске все ночи; растительность там такая же энергичная, как и в Италии, и пребывание в этой части Кавказа доставляет немало достопримечательностей и приглашает человека закрепиться там навсегда. Горы за Нальчиком еще не исследованы; вероятно, в них хранятся металлы драгоценные камни…», с.159.

Не надо изобретать велосипед. Термин Вольного аула правильно пишется «Барамта». Это тюркский термин. Балкарцы и карачаевцы – тюркский народ и они коренной народ Центрального Кавказа.
Все термины и названия Приэльбрусья с восточной и северной стороны – карачаево-балкарские, других нет.
На современной территории Кабардино-Балкарии, на 1829 год, не известны кабардинские названия  как изначально кабардинские.
Название  аула, который стал темой нашего исследования тюркское, а значит карачаево-балкарское «Барамта». В этом названии корневое слово: «Бар» которое имеет значение – иди и имею не-что; Бара-Идти; Барабыз- Идём. Любой человек знакомый с основами тюркского языка поймет это значение.
Термин связан с тем, что балкарцы в этом месте «Барамта» содержали скот, и применительно, как этому событию «Барам – Идти; Тый- задержать. Место загона овец называли – Барамта. И от этого термина и появилось русское название – «Вольный».
 Термин и название «поселок Вольный», стало известно в  путеводителях Российской империи с 1911 года.

Продолжение следует

Хадис Тетуев, 23.05.2021г.


Рецензии