Азербайджанская поэзия ашугов
Старая народная поэзия,в отличие от придворной,малопонятной для народа арабско-персидской,жива по сей день.Основу ее составляет ашугская(ашыкская) поэзия ,песни-стихи являются украшением любого праздника и торжества, их поют и слушают миллионы простых людей .
"Ашуг","ашык"("ашик"-по -арабски "влюблённый",от "ашк"-"любовь"),так стали называть поэтов-певцов ,которые являлись одновременно сочинителями,исполнителями и искусными музыкантами.Они слагали свои стихи экспромтом и пели их,аккомпонируя себе на музыкальном инструменте-сазе.Неизвестно,когда появилось слово "ашык" в Азербайджане и кто первым нарек себя этим прозвищем,обрекая себя петь о своей любви к всевышнему,олицетворяющему истину и справедливость,или же о любви к человеку,своему другу и наставнику,о любви к возлюбленной...
Точно известно,что ЮНУС ЭМРЕ,(1240-1321)см.фотоизображение,первый выдающийся поэт,писавший стихи на тюрки в XIII-XIV веках ,поэт-суфий,последователь великого Джалалетдина Руми(1207-1273),называл себя "ашык Юнус".С него начинается история турецкой и азербайджанской поэзии-и народной, и классической,хотя и до него были поэты.
Были до него певцы -озаны ,исполнявшие эпические сказания "Огуз-наме".В Коньи,столице государства сельджуков,предшествовавшего Османской империи,жил Джалалетдин Руми,основатель суфийской секты мевлеви,слагавший свои стихи и поэмы на фарси и оставивший несколько стихов на тюрки.
Но в те бурные годы,время крушения сельджуков,возвышения османов,монгольского нашествия,междоусобных войн местных правителей,становления государственности и образования турецкой нации,творчество ЮНУСА ЭМРЕ положило основание того грандиозного сооружения,которое стало позже именоваться турецкой поэзией.
Ничего удивительного,что классическая поэзия,расцетшая в садах при дворе султанов в Стамбуле и ашыкская поэзия бродившая по бескрайним просторам Османской империи в рубище бедного странника,ведут свою историю от одного корня-поэзии ЮНУСА ЭМРЕ.
Ибо этот поэт принадлежал всему турецкому народу и был достойным его сыном.Многие поэты,жившие после него,писали свои произведения,подражая ему,проповедуя его идеи.Именно стихи Юнуса Эмре открывают сборники и антологии и турецкой классической поэзии,и поэзии ашыков.
За прошедшие века тысячи ашыков брели по дорогам Турции и Азербайджана,из города в город,из села в село,чтобы остановиться на вечер,а иногда и на несколько дней.И в кофейне,перед толпой посетителей,на семейном торжестве у знатного бея или богатого купца,на площади во время народного торжества,выступали и пели свои песни или песни своих более именитых предшественников,рассказывали романтическую повесть о печальной участи разлученных влюблённых,перемежая её лирическими стихами,зарабатывая себе на пропитание,получая иногда и богатый подарок от щедрого хозяина,которому пришлись по душе песни,и двигались дальше.
Из множества певцов -ашыков история сохранила имена только самых знаменитых,чьи стихи теперь составляют гордость азербайджанской культуры,чья удивительная жизнь превратилась в легенду,поэму или сказку.
Так ,М.Ю.Лермонтов на Кавказе услышал сказку и записал её."Ашик Кериб.Турецкая сказка".Предположительно,это "биографическая "поэма ашыка Гериба,полулегендарного поэта XVI века из Табриза,странствовавшего между городами Кирсам,Эрзурумом и Халепом(в сказке ,Халифом).Главное тут то,что русский читатель ,читавший ранее эту сказку,вспомнит,а прочитавший впервые,узнает и поймёт,кто же были они,турецкие и азербайджанские ашыки,и почему истории их жизни превращались в поэмы и сказания.
Биографии большинства,даже самых известных,не содержат точных дат подробностей их жизни и творчества.Все заменяют легенды и предания,"биографические" поэмы,народные повести и даже сказки,в которых жизнь поэта-ашыка представлялась в виде трогательной,иногда трагической,любовной истории,удивительного приключения,фантастического превращения поэта-бедняка в богатыря или богача,которому все под силу: и героический подвиг,и сладкозвучные песни,и женитьба на царской дочери.
Но в народе рождались и совсем другие легенды,превращавшие ашыков,аскетов и праведников,в святых,которым приписывали чудодейственную силу,способную излечить больных,исцелить калек,даровать потомство.И к могилам Юнуса Эмре,а в Турции их насчитывается целых семь(!),до сих пор идут паломники,чтобы поклониться "святому месту" и получить помощь "святого " Юнуса.
Среди прочих легенд существует и легенда о "божественном " пути к вершинам ашыкского искусства.Рассказывают,как молодой ученик во сне оказывается в кругу праведных старцев,которых возглавляет пророк Хызр(араб.Хыдр),испивший живой воды и обретший бессмертие,или же халиф Али,зять пророка Мухаммеда,четвертый праведный халиф,первый святой у мусульман-шиитов(это значит,что будущий ашык принадлежит к суфиям из секты алавия-кызылбашей или бекташи),а святые праведники беседуют с учеником,устраивая ему своеобразный экзамен,а потом подают ему чашу с вином,испив которую ученик становится "хаккашык"-"истинным влюблённым",обретает поэтический дар и исполнительское мастерство.
Турки делят ашыков на группы.Известный фольклорист Тертев Наили Боратав видит четыре группы в зависимости от характера творчества,места обитания или рода деятельности:
1.Суфийские ашыки,
2.Городские ашыки,сюда относили Янычарских ашыков,
3.Сельские ашыки,
4.Ашыки кочевых племён туркмен-юрюков Восточной Анатолии.
СУФИЙСКИЕ АШЫКИ
Суфийские ашыки начинаются,естесственно,с того же Юнуса Эмре,странствующего проповедника и философа.По Энгельсу,мировоззрение средних веков было преимущественно теологическим.Естественно,и у Юнуса Эмре видение и восприятие мира были вполне религиозными и его поэтическое творчество принимало религиозную форму проповеди или наставления.Свои стихи он называл "иляхи" или "во имя бога"Он проповедовал мистический пантеизм,направление суфизма,пришедшего с Арабского Востока,не только как идейно -религиозное учение,но и как шиитские "ереси",явно враждебные суннитскому исламу ,господствующему в Османской империи.
Пантеистический суфизм проповедовал аскетический образ жизни,отказ от "плотского начала",чтобы,очистившись от низменных чувств и соблазнов,жить во имя вечной любви к Создателю,во имя познания Его через интуитивные экстатические "озарения" и слияние с Ним,что и составляло,по суфизму,высший смысл человеческой жизни.
Совершая неустанный непрерывный путь к богу,чтобы постичь его и обрести себя в нем,поэты-суфии вели подвижнически образ жизни в бесконечных странствованиях.В ученичестве они состояли мюридами у шейхов-наставников,глав монашеских общин(текке,рибат,завийя,ханака-названия сект),живших обычно у гробниц известных святых или же при мечетях.
Юнус Эмре был мюридом у шейха Тапдыка(Таптуха) и прослужил у него ,по легенде,40 лет,посвятив ему многие стихи или строки в них.
К суфиям относятся также многочисленные "абдалы"-""странствующие Самыми прославленными ашыками-абдалами были Кайгузуз Абдал и Пир Султан Абдал.(Профессия абдалов принадлежала к разным суфийским сектам-мевлеви(основана в XIII веке Джалалетдином Руми),бекташи(основана шейхом Бекташи Вали ,XIII век,в алавия,в народе их называют "кызылбаши"-красноголовые,и др.)
Эти секты и шейхи имели огромное влияние у населения Османской империи.Востоковед Е.Э.Бертельс писал: Дервиши становились грозной силой.Хотя цели суфийских шейхов вели в потусторонний мир,но аскетическое движение поначалу имело демократическую установку и сохраняло ее и в дальнейшем.Владея помыслами широких масс,шейх,если он не одобрял деятельность правящих кругов,становился для них опасным противником.
В творчестве суфийских поэтов-ашыков,несмотря на религиозную форму и содержание,мы часто встречаем и решительное осуждение человеческих пороков и социальной несправедливости,что означало порицание официальных служителей ислама и власть имущих,критическое отношение к ортодоксальным нормам ислама и предписаниям Корана,а порой весьма непочтительное отношение к деяниям самого всевышнего.Так,Юнус Эмре ставит под сомнение право Аллаха взвешивать добрые и дурные дела людей,ибо дела эти предначертаны самим всевышним или же предопределены божьим провидением.Поэт высмеивает и рай,и ад,ибо потусторонняя жизнь для него означает лишь одно -слияние с богом.Но имя Юнуса Эмре осталось в сердце народа,а песни-на устах.Уже после кемалистской революции было организовано даже "Общество по изучению и пропоганде творчества Юнуса Эмре".
Куда худшая участь постигла Пир Султана Абдала-его признали государственным преступником и казнили.Поэт был мятежником,по вере-шиит,писал подстрекательские стихи,участвовал в восстании кызылбашей,был схвачен,заключен в тюрьму,а потом повешен в Сивасе.Стихи и песни его,особенно те,что были написаны в тюрьме,исполнены и гнева,и ненависти,и любви,и тоски человека,ожидающего казни...
Не всех ашыков -суфиев ,участвовавших в антифеодальных восстаниях постгла такая участь.Многие ашыки преспокойно пели о любви к богу и их суфийские стихи воспринимались как обычные любовные стихи,как светская любовная лирика,столь почитаемая среди ашыков.
ГОРОДСКИЕ АШЫКИ
Они почти все были уроженцами деревень,и в городах появлялись ненадолго,продолжая свои странствования,и только под старость находили пристанище в каком-нибудь городе.
Поэты этой группы были образованнеесвоих деревенских собратьев.Им была знакома классическая поэзия,они писали газели,используя все приемы этой поэзии.Это объясняется тем,что им приходилось выступать не только перед неграмотной аудиторией,не понимавшей османского языка,но и на пирах,устраиваемых знатью,во дворцах пашей,и даже при дворе самого султана.И тут ашык должен был состязаться с придворными поэтами,и потому у Дертли мы находим и газели,и все приемы и атрибуты классического стиха.Или,скажем,Эмрах,прозванный Эрзрумлу(из Эрзрума),его стихи тоже отличаются вычурностью,которая могла быть только у ашыка,хорошо знакомого с классической поэзией.
Городской ашык,конечно ,пел не только для богачей,он выступал в кофейнях перед ремесленниками,торговцами,чиновниками,мог петь в казармах перед янычарами.Некоторые ашыки,как Ашык Омер,вместе с войсками участвовали в походах,в сражениях,жили порой на дальних границах необъятной в те времена Османской империи.Их так и называли-янычарскими ашыками.
ДЕРЕВЕНСКИЕ АШЫКИ
Название весьма условное.Большинство ашыков родилось в деревне и именно там,с детства они впитали в себе песенную культуру народа.,любовь к родным песням,к песням о труде,обрядовым,разбойным,гарибным(чужбинным),которые ничем не походили на городскую поэзию османского периода,были такими простыми и чистыми и ясными,как небо,хотя ,может быть,груборечивыми с точки зрения любителя османского языка.Деревенские ашыки пели не только у себя в деревнях и селах,но и появлялись в малых городах.Главная аудитория у них была деревенская беднота и городские простолюдины,хотя,бывало,такого ашыка приглашали и на праздники деревенские богатеи или же феодалы,жившие в своих владениях.Репертуар деревенских ашыков ограничивался песнями собственного сочинения или же произведениями знаменитых ашыков,чья слава и чьи песни доходили до этих мест.
Среди деревенских ашыков были и прославленные поэты,как Рухсати,чья известность перешагнула границы родной провинции Сиваса.В молодости Рухсати прошагал многие дороги Средней Анатолии,потом вернулся в родную деревню,женился,зажил семьёй,и умер сравнительно молодым.Принадлежал к суфийской секте бекташей,влияние суфийских идей отразилось в его творчестве.Он написал ряд дидактических стихов,но славу ему принесли созданные в народной традиции песни-кошма,воспевающие родные края и крестьянский труд,сочувствующие братьям-землякам.
АШЫКИ - КОЧЕВНИКИ
В те времена в Восточной Анатолии кочевало множество племён.Кочевали они не только в пределах Турции,но уходили и в Иран,и на Кавказ,и далеко на Юг,в дальние пределы Османской империи.Часть племён вела полукочевой образ жизни,некоторые оседали в горных районах,строили деревни,выгоняя скот на высогорные пастбища-яйла.
У этих племён были свои ашыки,некоторые из них состояли придвоными поэтами у вождей племен.
Племена часто бунтовали,причем бунты и восстания были религиозного характера: между шиитами и суннитами.Но религиозные по духу бунты были прежде всего протестом против произвола властей,непомерных поборов,против феодального закабаления.
Ашыки воспевали героические подвиги своего племени и его вождя-такова была древняя традиция,шедшая еще от певцов- озанов,создателей героического эпоса тюркских племен "Огуз-наме" или "Книга моего деда Коркута",творцов дестанов вроде "Сказания о Кёр-оглу".
Самым известным ашыком-кочевником был Караджаоглан,слава его облетела не только всю Анатолию и Румелию(европейская часть Османской империи),но и достигла гор Кавказа и Крыма,песков Аравийского полуострова.Обояние его любовных песен было настолько сильным и покоряющим,что народ сделал эти песни своими собственными,чтобы петь их в час свидания с любимой и в разлуке с родными краями,в одиночестве,созерцая восход солнца и закат,цветущее дерево ,порхающих птиц,пенящиеся воды горной речки,смену времен года.Может быть,ни один поэт не сумел выразить в стихах так,как Караджаоглан,народные представления о красоте,о счастье,о силе и справедливости,о надежде на лучшую жизнь.В отличие от поэтов -суфиев,возвеличивающих любовь к всевышнему,Караджаоглан поет о любви к земной женщине,к простой крестьянской девушке,с которой он повстречался ненароком.Многие ашыки любят упрекать своих возлюбленных в неверности,посылая на их головы гнев Аллаха,а Караджаоглан радуется каждой любви,каждой новой встрече,хотя у него тоже была своя единственная ,незабываемая любовь к красавице Каракыз,с которой его разлучила судьба и только смерть соединила их навеки.Так ,по легенде,на одном из холмов Южной Анатолии похоронены рядом красавица Каракыз и ашык Караджаоглан.
Если сравнить ашыков,чьи стихи собраны в книгах,то можно заметить схожесть их поэтического языка,системы образов и сравнений,типичных для многих литератур Востока.Но это -кажущееся сходство: по внешнему облику невозможно узнать душу.
Вот Юнус Эмре-философ,взыскующий истину,стремящийся познать сущность мира и человека,и стихи его строги и назидательны,в них скрыта страсть познания,поэтому вступает в спор не только с ортодоксальным исламом,но и с всевышним,которому молится и которого воспевает.Дидактичность его стихов не исключает человеческого сострадания,без которого невозможно преодоление собственных слабостей ради самосовершенствования.И поэт испытывает сострадание к человеку,ведущему борьбу с самим собой,преодолевающему жизненные соблазны.И вместе с тем он сострадает человеку,социально обиженному,обделенному,порабощенному...
Совсем другим предстает перед нами Кайгузуз(Беспечальный) Абдал.-весельчак,балагур,любитель обильного застолья,жизнелюб.
И другим мы воспринимаем Пир Султана Абдала-поэта,страстного в своей любви и ненависти,в чьих стихах отразилась его трагическая судьба...
А вот ашык Караджоглан-поэт любви,природы,простых человеческих чувств,ясны и понятных каждому.Он писал свои стихи народным слоговым размером-Хедже,силлабическим,отвечающим законам тюркского языка,и отличало его от аруза-арабо-персидской квинтитативной метрической системы стихосложения,принятой в классической османской поэзии.
Азербайджанская и турецкая поэзия,фольклорная и ашыкская,безымянная и авторская,всегда была связана со всей поэтической традицией.
Если в старые времена народные песенние мелодии возникали в стихах поэтов-классиков лишь своеобразным эхом,как подражание,как мотив,на который поэт мог написать собственную песню,то в новые времена эта поэзия стала в один ряд в общем культурном строю с поэзией классической,с поэзией Востока.
Народную поэзию горячо любил Назым Хикмет,умело используя ее в своем творчестве.
Известный турецкий прозаик Якуб Кадри Караосманоглу,говоря о деятельности журнала "Кадро"в начале 1930-х годов,вспоминал: " Я писал также,что пути развития лежат в широком использовании турецкого фольклора,и в качестве примера приводил творчество таких мастеров,как Юнус Эмре ,Дертли и других,оставивших новым поколениям много замечательных произведений.Я по сей день придерживаюсь той же точки зрения и считаю народное творчество неисчерпаемым кладом нашей народной культуры."
Это особенно заметно в восточной литературе,в которой песенняя поэзия ,традиции устного творчества занимали всегда главенствующую роль.И поэтому ашыки в Азербайджане и Турции,как ашуги на Кавказе,как акыны и бахши в Средней Азии и КАзахстане,существуют по сей день.Народные певцы-ашыки и сегодня поют в городах и сёлах Турции и Азербайджана,выступают по радио и телевидению,участвуют в конкурсах-состязаниях,завоевывают международные и национальные премии.
Песни сегодняшних ашыков и их предшественников ,живших в Османской империи,записаны на пластинки,магнитные ленты и другие современные носители информации.Песення традиция жива в народе,стала неотъемлемой частью духовной жизни народа,который любит и знает своих ашыков,хранит в памяти их стихи -песни,сложенные и в тринадцатом веке и в веке двадцать первом.
Свет твоей красоты озарил весь сад,
Завели соловьи томных песен лад,
Сердце хмелем полно от любви к тебе,
И не лад в нем,а хмельной разлад.
Ты спросил ведуна ,как спастись от мук,
Он сказал: Зелья нет от твоих утрат!
Кто,подобно тебе,всей душой влюблён,
Тот спалится дотла с головы до пят.
Ты огнём красоты опалён,Юнус,
Гибнут все мотыльки,что к огню летят.
Следует отметить,что народные сказители характерны для тюркского мира.В древности их называли "озан".Известно,что озаны служили для поднятия духа воинов еще в армии знаменитого царя гуннов Аттилы.Позже ,с XVI-XVII веков,их стали называть арабским словом "ашык"(влюблённый).
Если ты не бездушен,слушай моих слов суть:
Если с разумом дружен,жадным,альчным не будь,
Друг-надежнее брата-так присловие гласит,
Верный друг лучше сына,а не хуже ничуть.
Все отдай,но с коварным не водись ни за что,-
Это мудрое слово,ты его не забудь.
Если друг и неверен,будь смиренным перед ним,
За него в час урочный ты вспори себе грудь,
А любить по-иному-груз ослиный влачить,
В мудром разуме слову-с полуслова блеснуть.
Есть хлеь-соль ненасытно-дело подлых людей,
Кто за соль благодарен-хлеб найдёт как-нибудь,
Мужу дела благого будет место в раю,
Лишь по смерти оценят,был ли правым твой путь.
А Юнус-одержимый и несчастный,-друзья,
За вину не взыщите-вот в чем слов его суть
ИЛИ ТАК
Мои сердце и очи любовью полны,
Пред тобою,творец,мои очи влажны,
Как иудино дерево,сердце горит,
Чадный стон мой небесной достиг вышины.
В море страсти к тебе я,как рыба,плыву,
А на суше мгновения ее сочтены.
Что все латы мои пред любовью к тебе!
Твои стрелы не в душу ли мою вонзены?
Ты Тапдыку мольбы вознеси,о Юнус,
Дол ашыков превыше предвечной страны.
(По традиции,автор упоминает своё имя в предпоследней строке)
Свидетельство о публикации №221052301443