Языческое небо

ЯЗЫЧЕСКОЕ НЕБО



КАК СВЕЖИ БЫЛИ КОНСКИЕ КАШТАНЫ!

Я помню, как маленькую
На санках мать меня везла
По первому снежку,
Что выпал на Покров,
А рядом около лица
Дымилось конское добро-
Каштаны, ценное сырье
Для хлеба человечьего.
Пар на морозе – ручейком,
И весело играть,
И так хотелось мне тайком
Каштанчик подобрать.
Но не велела мать.
Покров, Покров,
Метелей сват осенних.
Тепло,
Кружится снег верхом,
Девчата загалдели,
Как воробьи на ели.
Покров – он еще свадьбам сват
Осенним,
Он праздник любит
После мук и долгого терпенья.
И вот толпа вперед бежит,
Распахнуты шубенки,
Толпа раскрашена кричит,
Толпа танцует и визжит,
Пьянехоньки девчонки.
Орет мужик: «Мы ярку ищем,
Вы не видали тут?
Отыщем,
Сбежать помог ей плут -
Пастух,
Вон, видишь ли, бездельник
Невест крадет у нас и девок.
Поет им песни: «Баю-бай,
Ну а потом уж – загребай,
Тащи ее под ельник!»
Из-за угла торчит пастух,
Он деревяшкой тычет
В народ, в меня и в мать мою
И ничего не слышит,
А я тихонько говорю:
«Толкушка это, видишь?»
Мамаша тащит за хибос
Меня с салазок – не поймешь,
Зачем глаза прикрыла,
Заткнула уши мне и нос…
И ничего не разберешь,
За что ему – и в рыло?
«Язычник, плут,
Раскрасил морду,
На паперти не отмолиться Богу,
Спрячь ты в штаны
Свою толкушку,
А то получишь по макушке!»
Народ ее остепеняет
И пьяненько увещевает:
Мол, ярку надо же искать.
"Забыла свадьбу, твою мать,
Свою и множество других,
За яркой не пойдет жених.
Нам это дело поручили,
Мы молодую подучили
Свирепому обряду,
Ну, милая, так надо!"
Из-за угла уж пастуха
Мамаша тянет, как быка,
Срывает покрывало
И видит – что за чудеса,
Пред ней невеста встала!
Ну натворила нам чудес
Языческая свадьба,
А тут и свадебке конец,
А, может, и начало!
Сходила девка под венец…
И пастуха не стало!


МОКОШЬ

Небо  из барашков
Обернулось мраком,
А на горизонте-
Солнечный закат.
Баба, как живая,
Снегом из бурана
Появилась, прямо,
Как из сказки старой.
Молча я стояла,
Замерев от  счастья,
А в руке дрожала
Горстка акварелей,
Синих птичек трели
На кусте сирени.
Молодцы - ребята
Мне слепили Мокошь-
Бога из полей,
Бога всех печалей
И несчастий русских,
Бога всех убогих
Мечтателей лесных.
Маленькая девочка
Горстку акварелей
Приложила к косам,
К платью и к груди,
И поплыли в белом
Буйные покосы,
И поплыли в синем
Море корабли.
Долго рисовала
Я на боге снежном
Все, о чем мечтала,
Все, к чему бежала,
Все, к чему приплыли
В море корабли.
И настало время
С Мокошью встречаться
Мне в сиянье звезд
Модного прилавка-
Вот куда привез
Бог лесов и грез.
А с прилавка кукла
Синими глазами
Смотрит и смеется,
В руки отдается,
В даль со мной несется,
К красным парусам.
Только вижу – Мокошь
Проступает в Барби:
Из песков Египта
Прилетел привет.
Через расстоянья,
Через ожиданья,
Через много-много,
Много тысяч лет
Бог присел в витрину
В этом магазине
И надел личину
Длинноногой Барби,
Чтобы все любили.
Он принарядился
И принял обет -
От девчушек милых,
Их мамаш унылых,
От отцов игривых,
От юнцов наивных
Пламенной любви!
Так вот, где прячутся
Сегодня
Языческие боги!
В витринах магазинов,
Там ждут детей невинных
И искушают красотою!
А мы их всюду ищем,
Ищем,
Чтобы найти ответы
И получить приветы
С неба…
Забавно это!


Рецензии
Приятные стихи. Вот только Мокошь - не бог, а богиня. Это я по поводу фразы: "Мы слепили Мокошь, бога из полей".

Мария Пономарева 2   31.08.2021 12:51     Заявить о нарушении
Спасибо, что зашли. Поправку не принимаю, потому что Мокошь представляла "женское" существо среди всех языческих богов. У нее такое же высокое значение в этом ряду."Мо́кошь (Ма́кошь) — богиня в славянской мифологии, единственное женское божество, идол которого стоял в воздвигнутом князем Владимиром киевском капище наравне с идолами других богов. При их перечислении в «Повести временных лет» Мокошь замыкает список, начинающийся с Перуна". В моем упоминании Мокошь представлена как ИДОЛ - бог из полей. Тем более, что значение, назначение этой языческой богини пока что точно не прояснено учеными. Ну и вы знаете, что женский образ древней богини Венеры в перевернутом виде превращается в мужской. Короче, пола у богов не было и не могло быть, наверное. Одним словом, мне в этом контексте стихотворения больше понравилось такое определение Мокоши. Удачи вам.

Татьяна Щербакова   31.08.2021 13:29   Заявить о нарушении
Знаете, за вашим замечанием на самом деле стоит очень-очень большой смысл. Кто есть кто на божественном и правящем Олимпе? В своей книге о Рюрике я сделала невероятное предположение, что жена Игоря, княгиня Ольга, могла быть мужчиной. Это вызвало у читателей бурю эмоций. Но я написала это не просто так, а тщательно изучив документы. Бездетность, роды в 50 лет и неопределенность возраста - вот что меня заставило углубиться в тему. И если иметь в виду, что правители во все времена (и до сих пор) приравнивают себя к богам, то можно понять вседозволенность, которую правители себе позволяют абсолютно во всем. В том числе, представать перед народом в образе женщины или мужчины - по политическим или каким другим соображениям. А дети и семейные легенды прилагались в летописях и различных документах. Сегодня такое могут себе позволять просто богатенькие нувориши - быть трансгендерами, иметь детей в 60 лет и молодых мужей. Человечество очень далеко зашло в своих извращенных желаниях, прикрываясь расположением древних богов. Это большая и сложная тема. Но интересная.

Татьяна Щербакова   31.08.2021 13:42   Заявить о нарушении
Татьяна, очень интересный подход,и я вообще очень люблю всякие гипотезы, но в данном случае позвольте с Вами не согласиться. Вы делаете вывод, что Ольга могла быть мужчиной, на основании "бездетности и неопределенности возраста", но на самом деле проблема здесь в неточности летописных данных. Никто и никогда княгиню Ольгу не называл мужчиной, да и зачем мужчине было переодеваться в женское платье и выдавать себя за женщину? Это ему было бы совершенно невыгодно, возможности женщин в то время были ограничены, по сравнению с мужскими, это не наше время феминизма. Не говоря уже о том, что такого "трансвестита" разоблачили бы моментально. Это в романах то женщина может переодеться мужчиной, то мужчина - женщиной, а в жизни их моментально раскусят.
Что касается "идола - бога полей", могу сказать, это примерно то же самое, что утверждать, будто Христос был женщиной, потому что икона, на которой он нарисован - женского рода. А боги, конечно, имеют пол. Тот же Перун - явно мужчина, а Макошь, Лада - женщины. Насчет "перевернутой Венеры" не вполне поняла. Как она может оказаться мужчиной, если ее перевернуть? Это что же - статую перевернуть? Так она все равно женской останется. Я понимаю, конечно, что Вы имели в виду что-то другое, вот только не поняла, что именно.
С теплом.

Мария Пономарева 2   31.08.2021 15:25   Заявить о нарушении
Судя по тому, как пришел к нам Иисус - по Библии - он не был ни мужчиной, ни женщиной. По современным понятием он был клон, рожденный суррогатной матерью. Создатель "растроился" - отделив от себя святой дух и сына. Он дал себя людям и пошел на все испытания и смерть ради улучшения человечества. Здесь же все ясно. Но вы знаете, я очень хорошо (и давно!) познакомилась с биологией и генетикой. И поэтому я все понимаю более правильно, чем другие люди, не знакомые с этими науками. Ну и с цифровыми технологиями, конечно. У главного бога язычников все остальные были помощниками. Как у Иисуса - апостолы. Ну а если глубже в природу заглянуть: кто у создателя помощник? Аминокислоты, к примеру. Но мы их не видим, не знаем. Да, у них другая "внешность", но по сути они: архитекторы, прорабы, строители, проектировщики, дизайнеры и так далее и так далее. То же и с богами - это всего лишь версии человеческого художественного и философского творчества. Не более. Сегодня многие "дьявольские" происки объясняются биологией и высокими технологиями. Хотя по сути они дьявольские по своему воздействию на людей, но сегодня объяснимы и часто имеют конкретные лица - ученых и,увы, террористов. Насчет разоблачений в дальние века. Всех можно разоблачить. Если это нужно. А если - нет? Загадок много, все вокруг нас не так однозначно, как выстраивали нам дореволюционные и советские исследователи. Даже Библия шагает впереди, а наука отстает и отстает. Не стану больше занимать ваше внимание. И чужое время надо беречь. Удачи вам.

Татьяна Щербакова   31.08.2021 18:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.