По близкому маршруту. 1 ч. Окно в Прибалтику

Вот и май наступил, но погода всё ещё этой весной не жалует. Редкие тёплые дни резко сменяются ненастьем. Вот и на воскресенье 2-го мая прогноз обещал ухудшение погоды к вечеру, поэтому нам пришлось отказаться от запланированной дальней поездки. Выбираем маршрут экспедиции поближе. Тем более, что эта поездка у нас тоже давно запланирована.

Мы отправляемся в Жежмаряй, городок в Кайшядорском районе в 60 примерно километрах от Вильнюса по автомагистрали Вильнюс-Каунас.Это Средняя Литва. Сколько раз пролетали мимо, а вот завернуть не приходилось. Знаем, что здесь расположено крупное земледельческое хозяйство, которое славится производством яблок и ягод, в советское время это был совхоз,  имевший сад площадью в 300 гектаров и самые большие цветочные плантации в Литве,здесь  выращивали до миллиона цветов в год.

И ещё знаем, что не доезжая виадука с поворотом на Жежмаряй, прямо с магистрали есть указатель на неприметный съезд, с надписью «Место массового уничтожения евреев». Мы поворачиваем сюда. Асфальтовая дорога сначала идет возле деревни, а потом указатель направляет на лесную тропу. Проехав совсем немного, останавливаемся – дальше уже совсем крутой склон. Отсюда лучше идти пешком, это недалеко – и опять широкая поляна в низине, большое прямоугольное пространство, огороженное невысокой оградой с памятным камнем в центре. Страшное место в прекрасном лесу . Нацисты умели выбирать места. Одно из 227 мест массового убийства жертв Холокоста в Литве – место в лесу возле деревни Трилишкяй. Надпись на памятном камне на литовском и еврейском языках - здесь 28 августа 1941 года нацистские палачи и их пособники зверски замучали и полуживых  закопали 2200 мужчин еврейской национальности из Жежмаряй, Жасляй и Кайшядориса.

Рядом с оградой информационный стенд и карта, из которой узнаём, что это не единственное место массовой казни жертв Холокоста в окрестностях Жежмаряй. Совсем рядом в Строшюнском лесу, в 400 м от автострады 29 августа 1941 г. «летучий» отряд Хаммана под командованием Карла Ягера и их местные пособники – кайшядорские белоповязочники и полиция расстреляли 784 остальных жителей еврейской национальности из окрестностей Кайшядориса (Жасляй, Румшишкес, Жежмаряй) – стариков, женщин и детей. Так была завершена ликвидация Кайшядорского гетто. В 1952 г. советская комиссия, расследовавшая эти страшные события, установила, что на этом месте была вырыта яма 55 м длиной, 3 м шириной и 2 метра глубиной, а тела людей зарывали на глубине от 1 м . Этого места в Строшюнском лесу мы  не нашли, видимо в связи с ремонтом дороги, не увидели с автострады указатель съезда.

Еврейское население Кайшядориса и окрестностей было полностью ликвидировано в последних числах августа 1941 г. Местные активисты «белоповязочники» начали преследования евреев, коммунистов и сочувствующих советской власти жителей округа буквально с первого же дня войны. Последовали провокации, аресты евреев, были изданы комендантские указы о ношении обязательного отличительного знака – желтой звезды Давида, ограничении свободы передвижения, покупок – отовариваться разрешалось лишь в определенных местах, диспонирования имуществом и другие ограничения, насилие местных активистов и полиции. Сортировка людей и ограничения очень быстро завершились страшными рвами и ямами в лесах Литвы. Жители Литвы об этом помнят. И неудивительно, что нынешние ограничения, сегрегацию населения по вакцинации, введение «паспортов возможностей», комендантские часы, ограничения передвижения, торговли и услуг   и прочие коронавирусные издевательства власти над населением наши люди однозначно ассоциируют с Холокостом и воспринимают в штыки: «Ведь с евреями тоже так начиналось, евреи тоже вначале не верили, что такое случится». У людей на это стойкая аллергия. Об этом я ещё напишу, но уже в отдельной статье.

А пока мы покидаем это страшное место и направляемся в Жежмаряй, который находится по другую сторону автострады, и отсюда продолжим наше путешествие уже в направлении к Вильнюсу.

Маленький городок с интересной историей, он впервые упоминался в описаниях сражений с крестоносцами в XIV в., а в 1348 г. здесь произошло Стревское сражение крестоносцев и войск Великого Княжества Литовского (ВКЛ)* под руководством князей Альгирдаса и Кястутиса. Незаслуженно забытый эпизод истории, ведь это был поход чуть ли не всей Европы против ВКЛ, в котором завоеватели-крестоносцы ничего не выиграли. Да, весёлое время было в XIV веке в Европе! Непрекращающиеся войны, природные катаклизмы, голод, чума. Именно тогда Тевтонский орден и Великое Княжество Литовское погрузились в затяжную борьбу, продолжавшуюся более сотни лет.

Но вернемся к Жежмаряй. Права города он получил уже 1522-1567 г., правление переходило из рук в руки многих знатных бояр ВКЛ, пожары, эпидемии чумы и войны не раз опустошали городок, но он восстанавливался и снова развивался. Этому способствовало его выгодное расположение на пересечении торговых путей. В июне 1812 г. здесь маршировал корпус Даву французской армии, гвардия и лёгкая кавалерия Мюрата, даже останавливался сам Наполеон, а позднее, в ноябре того же года, возле Стревы произошла битва с отступающими из России французами.
 
Исторически сложилось так, что много веков в этом регионе мирно уживались представители разных народов и вероисповеданий – литовцы, поляки, русские, евреи, татары и др. Евреи в этих землях обосновались раньше, чем в других регионах Литвы. В конце XIX в. из 2204 жителей Жежмаряй более половины составляли евреи, остальные – католики, православные и старообрядцы. В городке процветали различные ремесла и торговля.

Украшение Жежмаряй – неоготический костёл Св. Апостола Йокубаса на центральной прямоугольной площади на правом берегу протекающей через город речки Стревы. Костел в теперешнем виде построен в 1924 г., а до этого здесь не один раз строили, перестраивали и отстраивали после разрушений и пожаров католические храмы. Величественный и в то же время изящный костёл из красного кирпича с одной высокой башней (на вторую башню не хватило средств), но, по-моему, это и придаёт ему особенную своеобразность. Путешествуя по Литве, я с удивлением обнаружила, что во втором и начале третьего десятилетия прошлого века во многих городках были построены очень красивые костёлы неоготического стиля. Несмотря на сходство, каждый из них своеобразен и имеет своё лицо. Зайти вовнутрь и даже за ограду не удалось – в связи с пандемией всё закрыто.

Напротив костёла в середине площади - монумент Свободы, установленный в 1932 году (для напоминания сильно ополяченным местным жителям о значении литовской государственности) и восстановленный в 1991 г. – статуя ангела на постаменте. А на другой стороне площади – кладбище советских воинов, погибших в этих краях во время Великой Отечественной войны. Средствами посольства Российской Федерации оно было приведено в порядок в 2002 году, реставрировалось в 2010 г. Но всё равно, здесь ощущается недостаток искреннего внимания и памяти. Да и рядом располагающиеся заброшенные здания, принадлежащие частным владельцам, которые их все ещё не привели в порядок, очень некрасиво смотрятся.

Здесь в братской могиле похоронены воины частей 5-й армии 3-го Белорусского фронта, погибшие на рубеже Правенишкес–Румшишкес в 1944 г. - всего 927 воинов, из них 609 известных. Их имена выбиты на гранитных плитах мемориала. Среди них два Героя Советского Союза (удостоены звания посмертно): сержант С. Амиршоев и капитан М. Я. Дубровин. Уроженец Таджикистана, командир орудия 213-го гвардейского гаубичного артиллерийского полка гвардии старший сержант Сафар Амиршоев 16 июня 1944 г. во время ожесточённого боя с прорвавшимися танками противника сумел подбить несколько танков и погиб в результате полученных ранений. Уроженец Саратовской области командир батареи капитан Михаил Дубровин погиб в бою за плацдарм возле Жежмаряй 22 июня 1944 г. Судя по всему, летом 1944 г. здесь происходили долгие ожесточенные бои, но, к сожалению, в доступных источниках, включая советскую литературу, я не нашла более подробной информации о сражениях в этих местах, освобождение которых только в одних Жежмаряй унесло почти тысячу жизней советских воинов. Мы поклонились их памяти.

Рядом с площадью начинается бывший еврейский квартал деревянных домов с ныне восстановленной уникальной деревянной синагогой, признанной Европейским объектом еврейского культурного наследия. Это одна из самых знаменитых сохранившихся деревянных синагог в Литве.

Еврейские молитвенные дома в городке строились, перестраивались и восстанавливались после пожаров начиная с XVII в. А эта синагога, построенная в XIX в. в стиле романтизма и восстановленная в 1920 г. – уникальное творение деревянной архитектуры. Интересная конфигурация, четырехскатная крыша, 18 арочных окон в мужском зале (это даже больше, чем требуется согласно традиции –должно быть 12), интересный ассиметричный западный фасад. Она кажется лёгкой и воздушной. Всего в Литве насчитывается около 20 сохранившихся деревянных синагог, и это больше, чем во всех остальных странах, вместе взятых. В августе 1941 г. на короткий срок синагога была превращена в тюрьму для еврейских женщин и детей, которые были расстреляны на следующий день в том лесу возле деревни Трилишкяй, потом здесь располагался склад вещей, снятых с убитых. В советское время помещение использовалось как склад товаров. В настоящее время совсем недавно отреставрированное здание используется как общественный культурный центр, ведь в Жежмаряй не осталось ни одного жителя еврейской национальности. А они здесь жили – рядом с синагогой размещен стенд с планом еврейского квартала с обозначением бывших владельцев домов. До войны здесь кипела  жизнь. Действовали магазины, кино, школы, большой рынок, еврейский банк и пр. Все это рухнуло. От целого мира остались только архивные записи. И несколько камней на старом еврейском кладбище, куда мы направились.

Старинное еврейское кладбище в Жежмаряй находится на окраине  совсем рядом с жилыми домами на въезде в городок. Территория огорожена, но зайти можно,  у входа сохранился памятник с полустертой надписью. Самих надгробий сохранилось очень мало – только кое-где  выступают из земли древние камни, надписи практически неразличимы. Но территория обозначена и  достаточно ухожена. Вокруг поля. Какое-то чувство тоски охватывает в этом месте.  Это всё, что осталось, от некогда большой общины. А остальное – там, в страшных ямах в лесу, по ту сторону автострады.

Мы немного прогулялись по городку, посмотрели быструю речку Стреву, мостик, проехались до боярской усадьбы и отправились по намеченному маршруту дальше. К сожалению, как и ожидалось по прогнозу, погода испортилась, так что путешествие мы уже продолжали под дождём, это нам помешало увидеть некоторые запланированные объекты, но всё же мы получили много интересных впечатлений и узнали много нового, о чём расскажу в продолжении.




*  Примечание.
Великое Княжество Литовское (ВКЛ), — восточноевропейское государство, существовавшее с середины XIII века по 1795 год на территории современных Белоруссии (полностью), Литвы (за исключением Клайпедского края), Украины (большая часть, до 1569 года), России (юго-западные земли, включая Смоленск, Брянск и Курск), Польши (Подляшье, до 1569 года), Латвии (частично, после 1561 года), Эстонии (частично, с 1561 по 1629 годы) и Молдавии (левобережная часть Приднестровья, до 1569 года). Первый письменный памятник ВКЛ – Статут 1529 г. написан на западнорусском или как его называют – старобелорусском языке, а в в этот период развёрнутым официальным названием государства было «Великое князство Литовское, Руское, Жомойтское и иных (земель)»

Продолжение 2 часть тут
http://proza.ru/2021/05/24/1449

фотоколлаж автора


Рецензии
Читаю и думаю, что мы говорим про средневековье, сжигание на кострах,что всё давно ушло в глубину веков. Будто наш тот век, а сейчас и этот, лучше.В том веке убивали тысячами,и сегодня всё плохо. Сегодня утром сказали, что к Дому творчества, на площадку перед зданием, должны были привезти с моря 80 детей. Автобус с трудом выбрался из пробки машин, но площадки уже не было. Кто-то, тут, рядом, знал, что приедут дети, во сколько их ждут, и её разбомбили. На той недели взрывы гремели в роддоме. Повезло, все успели спустится в подвал. А вспоминая, как нацисты убивали евреев, как сумочки носили из их кожи, спали на матрасах набитых человеческими волосами. Ну если не все нацисты, как можно было покупать такие матрасы, спать на волосах убитых людей? Это всё выше моего понимания. Сейчас памятники воинов громят, они что историю перепишут? Хотя да, видимо перепишут.

Лариса Гулимова   01.09.2023 14:30     Заявить о нарушении
Сейчас , Лариса, фашизм расцвел еще большим махровым цветом.
Эти мерзавцы, хозяева денег, замахнулись против всего человечества.
Последние годы это особенно показали

Эми Ариель   02.09.2023 02:16   Заявить о нарушении
На это произведение написано 19 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.