Учиться отношениям и отношению к жизни

 (спектакль ТБДТ "Соло для часов с боем")

Я очень рада, что увидела этот спектакль. Освальд Заградник, словацкий драматург, написал пьесу в 1972-м, в 1973 ее уже поставил МХАТ. С тех пор пьеса кочует из театра в театр России с неизменным успехом.
Для меня тюменская постановка - это своеобразное продолжение прекрасной "Ветер в тополях": пьеса о пожилых людях, поддерживающих друг друга. Но у Загранника немного другой угол зрения: его пожилые не помогают преодолеть друг другу старые страхи, как в "ветре" Сиблейраса, они живут, на самом деле, полной, насыщенной жизнью и помогают (здесь есть ещё и конфликт поколений) стать людьми внукам. И личным примером, и убедительным словом. И внуки учатся - их система ценностей меняется на глазах...

Символично, что в Тюмени пьесу поставила режиссер из Петербурга Евгения Никитина. Именно в этом городе по сей день может (и уверена, что есть!) сохраниться вот такая же трогательность и внимательность людей друг к другу, как в "часах". Неспроста вторая пьеса Никитиной - "Старший сын" взяла лавры на фестивале. Её я тоже мечтаю увидеть.
Начинается повествование "часов" весьма жестко: внук, которого очень органично сыграл Дмитрий Куклев (видела полтора года назад его в "Мирандолине" - не впечатлил, а в "Только для женщин" и вот здесь - звезда! Вырос? Пожалуй, я в него внимательнее всмотрелась), ерничает-издевается над дедом и его компанией, приходящей в гости из богадельни по пятницам. Копирует их манеры, желая развлечь возлюбленную (влюбившая меня в себя в "Хануме" Эвелина Ризепова здесь играет скромнее. Другой формат - согласна, но хочется больше эмоциональных оттенков, расплавленности влюбленной девушки). Вихревость и сила могучего Куклева здесь даже немного пугают: кажется, сейчас запустит стулом в зрителей - так он взрывает сцену своими па.

Зрителю тоже, как и внуку, поначалу старички кажутся странными: сцена с сумасшедшим городовым (Валерий Рябков), чемодан, который пани Конти носит всегда с собой (восхитительная Анта Колиниченко). Но затем постепенно начинаешь понимать, насколько прекрасны эти персонажи: как они трогательно посвящают в космонавты деда (Франтишек Абель - Сергей Кутьмин), как феерически и тонко поздравляют с днем рождения пани Конти - насколько здесь мужчины джентльмены и как восхитительно мила, непосредственна и женственна обожаемая ими дама.

Да, у каждого - своя трагедия: один всю жизнь проработал носильщиком в гостинице, второй - так и не может избавиться от роли посыльного, третий - городового, четвертый, будучи великим наследным Мастером часовых дел, отдал внуку-снабженцу все реликтовые вещи, а последняя никогда не выходила замуж и ждет звонка от (так и не понятно, существовавшего ли) сына...

Но при этом все они не растеряли сокровищ души - добры и внимательны друг к другу. Встречи по пятницам держат и вдохновляют их.

Лейтмотив пьесы - часы - это то чеховское ружье, которое в конце выстрелит. Сначала хозяин прячет от одержимого часовщика свои часы, чтоб не дай Бог чудак не начал выравнивать их синхронность. Затем, понимая, насколько прекрасен труд друга, достает часы из тайников и вручает Мастеру. Бесценные часы дарит пан Райнер (как всегда, тонкий и трогательный Андрей Волошенко) на день рождения пани Конти. А в конце он таки забирается по стене башни и ремонтирует часы городской ратуши и висящая в небе луна вдруг оказывается качающимся кругляшом маятника этих часов.

Часы, по сути, - это победа человеческого дерзания, высоты духа над временем, старостью, всем тем неумолимым, что приводит нас к казалось бы печальному концу... но этот конец при достойном наполнении - прекрасен. Ключевой разговор внука и деда о том, заберется ли часовщик на башню:
Павел (задумчиво). Как ты думаешь, ему удастся?
Абель. Молю бога, чтобы удалось.
Павел (с сомнением в голосе). А если нет?
Абель. Тогда он погибнет.
Павел. Разве это не ужасно?
Абель. Нет. Это прекрасно.

Пан Райнер забрался и починил городские часы. Катарсис. Занавес.

...Много у нас постановок, после которых хочется стать лучше, внимательнее к ближним и любить дело своей жизни до упоения? Нет. Поэтому - выберите одну из этих немногих. Там есть ещё и хлесткий юмор, и глубокомыслие, и прекрасная музыка...

P. S. : мне не хочется анализировать игру наших заслуженных актеров, права даже не имею - и Кутьмин, и Колиниченко, и Рябков, и Обрезков, и Волошенко великолепны. Честно говоря, я просто вгрызалась в их взгляды, интонации, лица. Невозможно сыграть доброту, если её нет в сердце... и как она блестит в глазах наших мэтров, одаривая зрителя!


Рецензии