Вечные темы в литературе

Зачастую я предаюсь размышлениям о том, каким образом искусство сделало такой резкий разворот во времени, перейдя от попытки воссоздать идеальный образ до стремления вскрыть все раны человечества. Можете посудить сами, как резко отличаются произведения искусства, к примеру, Эпохи Возрождения, и нашего времени. Многие эстеты в унисон твердят, что искусство деградирует, объясняя это тем, как раньше музыка, литература, скульптура или живопись радовали глаз и рождали внутри ощущение прекрасного и как отталкивает и внешне вырождается искусство современности. Возможно это и правда, все имеют право на свою точку зрения. Однако я хотел бы отметить, что искусство во все времена остается неизменным как минимум в одном аспекте - оно исследует проблемы человечества.

Без исследования проблемных вопросов и без стремления к истине (которой порой попросту не существует) искусство стало бы просто невостребованным. Как представляется, совокупность актуальных вопросов искусства в целом и литературы в частности можно поделить на две большие группы - временные и постоянные. Первые так или иначе будоражат умы только одного-двух поколений или, по крайней мере, делают это в куда большей степени в конкретную эпоху. Вторая группа формирует в свою очередь круг тем и вопросов, которыми человечество задается на протяжении всего своего существования и каждое время с каждым поколением вносит свою лепту в видении этих вопросов. Этот круг и можно назвать вечными темами в литературе.

Не будем перечислять все эти темы, поскольку несмотря на статичность и постоянство, их насчитывается огромное количество. Очень большая их доля относится к человеческой натуре и природе человека. Подход каждого поколения и каждой эпохи к этим проблемам является по большому счету главным фактором изменчивости подхода к искусству, появлению его новых форм. Если в 18-19 вв. было немыслимым представить любое художественное произведение без ярких образов и без завораживающего фона, то сегодня авторы произведений в основной массе стараются избавиться от лишней, на их взгляд, вычурности, и сделать произведения максимально приближенные к массам. Если раньше пьесы Шекспира, поставляемые на первых театральных подмостках Лондона были для людей чем-то возвышенным, отрывающим от повседневности и увлекательным, то сегодня куда эффективнее давать людям истории из их же повседневности, находить в них скрытый смысл, демонстрировать на их фоне мысль и отношение автора к пресловутой вечной теме.

И в этом современная литература ничем не отличается от других видов искусства.

Поэтому возвращаясь с того, с чего начинали - искусство, истинное искусство, не деградирует, а принимает новые формы и формирует новые подходы к вечным вопросам. И когда-нибудь ныне существующий подход будет заменен иным.

А является ли эта смена цикличным явлением - это уже другая тема для разговора.


Рецензии