Читать много или читать основательно. Что важнее?

Чтение книг - одно из тех занятий, где ты действительно совмещаешь приятное с полезным. Ведь по большому счету, особенно в 21 веке, книги в куда более меньшей степени являются источником эксклюзивной, сугубо практической информации, применяемой нами в повседневной жизни.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что чтение книг - это, скорее, полезное развлечение. Причем неважно, какую именно книгу ты читаешь. Будь то художественная литература или публицистика, бессмертная классика или современная проза - ты в любом случае получаешь пользу от самого процесса. Ведь визуальное принятие текста, его осмысление и анализ развивают мышление, обогащают словарный запас, повышают уровень общей эрудиции.

Порой приходится сталкиваться с дилеммой, как нужно относиться к чтению книг? Читать как можно больше или основательно и медленно? Что более полезно? Некоторые люди убеждены, что читать нужно медленно, смакуя и обдумывая каждое предложение, каждую мысль автора. Такой подход предполагает достаточно долгий процесс чтения одной книги, чтения с карандашом, а порой и со стикерами, которыми помечаешь для себя ключевые тезисы. Обычно, после прочтения таким образом книги, к следующей переходишь не сразу, а лишь спустя некоторое время, окончательно проанализировав содержание прочитанного.

Иной подход предполагает быстрое прочтение книги и такой же быстрый переход к следующей. Причем под словом "быстро" предполагается не максимально скорое поглощение текста, а просто незацикленность на каждом предложении, то есть наслаждение стилем, сюжетом, общей атмосферой. Сегодня подобная позиция превалирует, ведь многие литературные ресурсы нередко предлагают способы читать как можно больше за определенный срок.

Такой подход имеет свои минусы - прочитанное запоминается не лучшим образом, детали вылетают из головы. Тем не менее, нельзя сказать, что этим самым обесценивается труд автора произведения, нет, просто мозг не успевает усвоить то, что читаешь без особых пауз. Чем больше информации, тем больше мозгу нужно времени, чтобы ее обработать.

Во многом это сравнимо с сессией в университете. Перед студентом стоит задача  за определенный срок усвоить огромный массив учебного материала, чтобы затем выборочно воспроизвести его на экзаменах. Экзаменов несколько, поэтому после сдачи одного, резко переходишь от поглощения одного типа информации к другому. И спустя какое-то время обнаруживается, что несмотря на упорный процесс такого поглощения в голове мало что остается. И это неудивительно, ведь в таких случаях мы просто забиваем свою "оперативную" память и через какое-то время она пустеет, а на "постоянном носителе" остается лишь малая толика.

Люди, тут же берущие в руки новую книгу после только что прочитанной, не являются последователями ложного подхода. Ведь у таких людей есть постоянный в хорошем смысле слова голод по качественным произведениям искусства, коими являются и литературные произведения.

Возвращаясь к вопросу, заданному в заголовке, нужно сказать, что несмотря на наличие двух вышеописанных подходов к чтению книг, ни один из них не является ложным, неверным, неправильным. Выбор подхода зависит от человека, его характера, привычек, отношения к книгам. В первом случае человек усваивает то, что считает нужным, подходит избирательно к той информации, которая транслируется через страницы. При втором подходе идет процесс наслаждения текстом, его фактурой, стилем и в этом случае основная мысль книги все равно усваивается. Ведь при чтении литературы не столько важно помнить детали сюжета, сколько вынести для себя смысл прочитанного, осознать и проанализировать его.


Рецензии