Россия XIX века в лицах. Всемирное явление

Иван Аксаков привык во всем докапываться до сути явления и поэтому он написал обзорную, аналитическую статью "Иудаизм как всемирное явление". В ней он назвал еврейский народ самым замечательным и самым неудобным для сожития с другими народами племенем. Статья эта была напечатана в газете "Русь" 13 июня 1881 года:

"Всемирно-историческое, никем, конечно, не оспариваемое значение Христа оправдывает таким образом название "избранного племени", которое так упорно присваивали себе евреи в течение десятков веков от Авраама до Христа, несмотря на внешнее бесславие и ничтожность своего политического бытия. Историк усмотрит, что под оболочкой племенной исключительности, как под скорлупой яйца, слагалась и созревала идея всечеловечества, братства, всеобщего равенства и свободы, которая наконец нашла себе воплощение в Иисусе Христе, иудее по происхождению, - им и его учениками-иудеями внесена была в мир.

Таким образом, призвание "избранного племени" было совершено; деятельность верующего духа, сбросив с себя на Голгофе узы племенной еврейской исключительности, воспарила над миром свободной, вселенской истиной, достоянием и спасением не одного Израиля, но всего человечества. Отныне несть иудей и эллин, но все равны, все братья во Христе. Евреям, как племени, предстояло двинуться тем путем, который указан им евреями же апостолами, из Савлов стать Павлами, т.е. всемирными учителями и гражданами во Христе. Но евреи остались по ту сторону Голгофы и отреклись от Христа, мечтая, в племенной гордости, удержать чаемое ими исполнение обетования Божьего - исключительно за собой, в свою специальную пользу, и в качестве "избранного племени" получить внешнее всемирное владычество..."

Положение этого племени стало особым "не познав, что призвание уже совершено, утратив и политическую форму бытия, и родную землю, оно тем не менее и на чужой земле продолжает хранить в себе свою древнюю племенную исключительность, хотя и под клеймом космополитизма... Евреи, признавая себя как издревле "родом избранным", сохраняли и развивали внутренний запрос на миродержавство. В этом содержание "национальной" особенности евреев, где бы они ни обитали! Так как семитическая идея заквашена отныне на начале отрицания, то вселенское миродержавство евреев выражается в постепенном духовном подтачивании основ существующего христианского мира и во внешнем, материальном над ним преобладании посредством самой греховной, самой безнравственной из сил - силы денег, иначе в эксплуатации. Ассимилируя себе евреев без искреннего отречения последних от их религиозного отличия, христианское человечество только вгоняет в себя внутрь яд отрицания..."

Евреи, даже проживая в разных странах, необычайно тесно связаны между собой. Подтверждением этого является известный исторический факт Константинопольской переписки (1489), опубликованной в материалах «Всемирного еврейского центра". История этой переписки такова. В 1487 г. после присоединения Прованса к Франции король Карл VIII повелел всем местным многочисленным иудеям либо креститься, либо покинуть королевство. Не помогли ни просьбы, ни взятки. Король эдиктом 1493 г. изгнал иудеев из прованского города Арля и из других своих владений. Письмо евреев Арля к евреям Константинополя: «Уважаемые евреи, привет вам и почтение! Вам должно быть известно, что король французский, который снова стал владетелем Прованса, заставляет нас либо насильно креститься, либо покинуть его владения. Христиане Арля, Экса и Марселя стремятся захватить наше добро, угрожают нашей жизни, громят наши синагоги и причиняют нам много бед. Все это повергает нас в недоумение, что предпринять во славу закона Моисеева. Посему просим мы вас указать нам, как поступить. Шамор, раввин евреев в Арле. 13 января 1489 года».

Ответ евреев Константинополя евреям Арля и Прованса: «Возлюбленные о Моисее братья! Мы получили жалобу — с изложением бед и страданий, терзающих вас. Они причиняют столько же горя нам, как и вам самим. Вот каково решение великих сатрапов и раввинов. Если король принуждает вас креститься, — исполните это, так как вам, очевидно, нельзя поступить иначе, но священный закон Моисея да сохранится в ваших сердцах. У вас грозят отнять имущество, — сделайте, стало быть, своих детей купцами, и пусть они отберут все, что есть у христиан. — Покушаются на вашу жизнь, говорите вы, — готовьте же из своих сынов фармацевтов и врачей, и они отнимут жизнь у ваших врагов. По вашим словам, уничтожаются синагоги, — проводите детей ваших в клир гоев и да разрушат они их капища! В виду же ваших сетований еще на другие невзгоды, устраивайте своих детей адвокатами и нотариусами, равно как на государственной службе, с тем, чтобы, преклоняя христиан под иго свое, вы стали господствовать над миром и могли отомстить за себя. Не удаляйтесь же от приказа, который мы вам даем, ибо не замедлите убедится сами, что, как бы вы не были унижаемы, — он поднимет вас на вершину могущества. Юсуф, князь евреев в Константинополе 21 ноября 1489 года».

***
Исходя из общего воззрения на иудаизм, как на мировое явление, Аксаков признавал, что еврейский вопрос в России самой историей поставлен был гораздо грубее и проще, чем в остальной Европе. О том же, что происходило в Европе в середине 19-го века, рассказал он в деталях: 
"..В том-то и дело, что они (евреи), отказываясь от всех своих внешних племенных отличий в пользу тех национальностей, среди которых живут, ради удобной с ними ассимиляции, сохраняют притом самое существенное племенное свое основание, и зиждут на нем свою всеобщую солидарность, как сетью оплетая собой весь мир...
Еврейство.. уподобляется фамилии Ротшильдов, из коих один брат взял да пошел в английские патриоты, другой брат - во французские, третий - в австрийские и т.д. Одним словом, распределили каждый себе, по местному патриотизму. Нельзя же в самом деле ожидать, чтобы русские евреи в качестве "русских патриотов" в случае столкновения нашего, напр., с Австрией, стали врагами евреев - "патриотов австрийских!...
Иудаизм в наши дни является не только материальным могуществом, но и духовным, входя постепенно во все духовные и нравственные изгибы христианского бытия. Он господствует не только на бирже, но и в журналистике, как, напр. в Австрии, он проникает, особенно в Германии, и в сферу искусства, и в сферу литературы, и в сферу науки, и в область социального внутреннего процесса европейских обществ, везде и всюду внося свой дух отрицания".

В середине 19-го века в Париже был основан "Всемирный Израильский Союз" (Alliance Israelite Universelle), президентом которого стал бывший министр юстиции Франции Кремьё. Этим Союзом был издан манифест, обращенный к Израилю, с объяснением его сущности и значения. Там определены как внутреннее содержание еврейской народности и отношения ее к другим национальностям, так и религиозно-политические мировые идеалы и заветы евреев:
"Мы не имеем сограждан, а лишь религиозных последователей, - говорится в Манифесте, - наша национальность - религия отцов наших, другой национальности мы не признаем никакой"... "Вера предков - наш единственный патриотизм". "Мы обитаем в чуждых землях, но, невзирая на эти наши внешние национальности, остаемся и останемся евреями, одним и единым народом"...
Израильтяне, - взывает манифест, - хотя и рассеянные по всем краям земного шара, пребывайте всегда как члены избранного народа!"... "Только еврейство представляет собой религиозную и политическую истину!"..."Мы не можем, - говорится далее, - интересоваться переменчивыми интересами чуждых стран, в которых обитаем, пока наши собственные нравственные и материальные интересы будут в опасности"... 

И.Аксаков высказывал свои мысли по поводу вышеприведенного Манифеста: "Некоторые могли подумать, что с устранением опасности для нравственных и материальных интересов евреев, например с введением полной равноправности их с христианами, показали бы они полную солидарность с интересами жителей тех христианских земель, где они обитают. Однако президент "Всемирного Израильского Союза".. выводит нас из такого логического заблуждения: "Не раньше, - поясняет он, - станет еврей другом христианина и мусульманина, как в то лишь время, когда свет израильской веры будет светиться повсюду... В наступивший к тому день еврейское учение должно наполнить весь мир!"...

«Значит, - заключает И. Аксаков,- что бы мы ни делали, какие бы самые дерзновенные проекты в пользу еврейских прав и привилегий ни приводили в исполнение, хотя бы посадили евреев судьями над всем христианским русским населением, наделили их министерскими портфелями, одним словом, предали бы им беспрекословно в работу весь русский народ, - мы все-таки не добьемся от них даже и такой малой милости: "принимать к сердцу наши переменчивые интересы" и хоть немножко дружить с нами теперь же, ранее наступления той благодатной поры, когда мы все поголовно уверуем именно так, как евреи. Остается только нашим иудофилам и либералам, ради снискания благосклонности еврейской, всеми силами способствовать ускорению этого вожделенного момента, т.е. обращению всех нас в еврейскую веру...

Но ошибутся народы, если, польстясь на вышеприведенные еврейские обещания, возмечтают, будто и по принятии ими еврейского исповедания евреи удостоят их равноправностью с собой... Нет! Даже среди всех народов мира, объединившихся в исповедании "еврейского единобожия", Израиль все-таки останется "народом избранным": ему власть, ему господство, ему одному богатства вселенной...

Послушайте конец этого торжественного послания от имени "Всемирного Израильского Союза" к евреям: он таков, что даже ирония, которая невольно напрашивалась под перо в начале наших выписок, невольно стихает и заменяется серьезным раздумьем.
Вот он: "Евреи всего мира, придите и внемлите этот призыв наш, окажите нам ваше содействие, ибо дело велико и свято, а успех обеспечен. Христианская церковь - наш вековой враг - лежит уже, пораженная в голову. Каждый день будет расширяться сеть, распростертая по земному шару Израилем, и священные пророчества наших книг исполнятся: настанет пора, когда Иерусалим сделается домом молитвы для всех народов, когда знамя еврейского единобожия будет развеваться в отдаленнейших концах земли... Пользуйтесь же всеми обстоятельствами! Наше могущество велико, учитесь же употреблять его в дело! Чего нам страшиться? Недалек день, когда все богатства земли будут исключительно принадлежать евреям!"...

Это значит, что существует «исполинский еврейский заговор», и что, «еврейская сеть раскинута по всему миру и опутывает мало-помалу все народы. Все средства евреям разрешены: всеми обстоятельствами должны они пользоваться - везде, всюду, где только можно, призываются они употреблять в дело свое великое могущество!.. А ведь это призывы и идеалы «не только самого Кремьё: ему принадлежит лишь одно изложение - самое же воззвание идет от лица общества, считающего слишком 28 тысяч действительных членов...»

«Но всего важнее в настоящем случае - пишет Аксаков, - это раскрытие самой сущности еврейского религиозного идеала и различия между еврейским и христианским единобожием… Торжество религиозной истины венчается для евреев не водворением царства духа и правды, не высшим внутренним просветлением нравственного человеческого естества, а созданием могущественного земного царства еврейского, превознесенного над всеми народами, и накоплением всех богатств земли в руках одного привилегированного у Господа племени, "избранного народа Божия"...
Вот в какой идеал уперлось еврейское единобожие...
Если между просвещенными евреями есть люди вполне беспристрастные (а таковых не может не быть), то пусть они по крайней мере открыто признают хоть то различие между еврейским и христианским идеалом, что последний совершенно чужд практического утилитаризма и не дает никакого религиозного освящения инстинктам грубой корысти; что христианство в основу своего учения и своей проповеди полагает, наоборот, совершенное отречение от всяких мирских наград и никаких вещественных богатств не сулит за служение истине. Напротив, оно учит собирать себе сокровища не на земле, а на небесах; не полагать в земных благах своего сердца, а искать прежде всего Царствия Божия и правды его...
Во всяком случае, - заключает свой обзор И.Аксаков,-  несомненно, что еврейское могущество в Европе с каждым днем возрастает, что евреи сознают свою власть и уже начинают, можно сказать, являться воинствующим, агрессивным элементом в обществах христианских. В Западной Европе в их руках две державные силы - биржа и пресса. Это такие силы, перед которыми уже почти немощно всякое нееврейское слово, всякое наше обличение или предостережение".

Как иллюстрацию к сказанному, Аксаков приводит строки из письма своего друга, славянофила Ю. Ф. Самарина, о ситуации, сложившейся в Германии к концу 19-го века. Тот отмечал наличие в Германии двух сложившихся партий, одна из которых называла себя консервативной, "что касается партии противоположной, партии воинствующей культуры, то она еврейская - этим все сказано". Ю. Самарин утверждал, что "в наше время уже почти нет Берлина, а есть новый Иерусалим, говорящий по-немецки... Иудаизм, который владычествует в обеих камерах, который Бисмарку приходится терпеть, хотя с виду он как будто и пользуется им, который направляет преподавание в университетах и гимназиях, заменяет у женщин руководителей совести XVII и XVIII веков, царствует на бирже, подкупает и вдохновляет большую часть журналов... Это нечто неосязаемое и неуловимое в целом, это экстракт из всех элементов, в основе своей враждебных нравственному и социальному порядку, сложившемуся на христианских началах... В политике это - обожание успеха и поклонение золотому тельцу; в философии - материя..; в области социальной - переделка всех исторически сложившихся учреждений с признанием только одного регулятора - манчестерства, т.е. увеличения производительности..; в области семейной - личное хотение, как единственная основа всех отношений; наконец, в деле воспитания - развитие и направление инстинктов... Вот до чего здесь дошло, разве я уже совершенно ошибаюсь. И заключает: "Я не могу без глубокой скорби смотреть, на это органическое разложение.."

***
Как известно, любое действие вызывает противодействие. В Германии в ответ на  "еврейский заговор" возникло протестное движение под названием «Антисемитическое движение», и это было согласно И. Аксакову "совсем не «исчадие религиозной нетерпимости, продукт грубого невежества, ретроградства и т.д., как думают наши наивные "либералы". Это есть признак времени, свидетельствующий о пробуждении общественного сознания, пробуждении, может быть, слишком позднем..."

Первый международный антиеврейский конгресс состоялся в Дрездене в сентябре 1882 года. Делегаты и приглашенные лица, всего около 300 человек, заседали на берегу Эльбы в залах «Helbigschen Etablissement» под наблюдением саксонской полиции. Репортеры были допущены на конгресс не сразу и с определенными ограничениями, из-за чего широкая публика его едва заметила. Да, и в дальнейшем, он так и остался малоизвестным: вплоть до второй мировой войны о Дрезденском конгрессе можно было узнать лишь из очень немногочисленных статей.

Одна из причин этого в том, что Дрезденский конгресс оставил после себя лишь маленькую брошюрку в 16 страниц текста, изданную в городе Хемнице. Она называлась «Манифест к правительствам и народам христианских государств, которым угрожают евреи» и, кроме собственно манифеста и списка организаторов конгресса, включала краткий отчет о его работе, восемь тезисов, принятых конгрессом в целом и, отдельно, четыре тезиса, предложенных двумя баронами-землевладельцами как представителями немецкого крестьянства. Содержание брошюры вкратце можно было бы свести к лозунгу: «Антисемиты всех стран, соединяйтесь!» ради возвращения власти парламентским путем, а понадобится – и революционным.

Вот одна из литературных зарисовок из зала Дрезденского конгресса. Крупный землевладелец барон фон Тюнген-Росбах со слезами на глазах описывал конгрессу жалкое положение немецкого крестьянина, попавшего в руки еврейских корчмарей:
«...господа, – произнес он после паузы, справившись с волнением и подняв руку, словно подчеркивая значение своих слов, – воздержанные по природе своей, немецкие крестьяне должны обязательно выпить ежедневно определенное количество продаваемой евреями водки, которое так по-еврейски хитро рассчитано, что оставляет за крестьянами силу работать, но не дает им вполне быть трезвыми».

Сам зал заседаний был украшен "наглядной агитацией": портретами двух императоров – Германии и Австро-Венгрии, – а также саксонского короля. И благоговейно помещенным в один ряд с царственными особами портретом жертвы недавнего «ритуального убийства» в венгерском городке Тисаэслар: беспомощная девочка-подросток Эстер Шолимоши стоит босиком на фоне синагоги и одноэтажного домика, перед которым видна зловещая фигура еврея-мясника. (Девочка пропала в июле 1882 года; через год обвиненные в убийстве евреи, вопреки возмущению местного населения, были оправданы окружным судом, а в 1884 году – и Верховным судом Венгрии)

Намерения и выводы делегатов Дрезденского конгресса были весьма серьезными. Если одни считали, что евреи, при условии отказа от своего еврейства и перехода в христианство, все-таки могут оставаться частью общества, то другие настаивали на непременном изгнании всех – даже крестившихся – евреев из Европы как расово чуждых. Задача же общественных организаций – подтолкнуть ситуацию в правильном направлении, «…сделав евреям пребывание посреди нас неприятным и неприбыльным..».

Другой путь, заключался в перемещении всех европейских евреев в Палестину. Формально эта идея совпадала с желаниями сионистов (Герцль), и разница была лишь в одной, хоть и весьма существенной детали: сионисты надеялись на добровольное переселение, а не на выдворение евреев под давлением общества и государства. В остальном же крайности сходились, и, по мере распространения благодетельных принципов парламентского представительства, проекты изгнания начинали обретать конструктивные черты даже в консервативной России. Союз русского народа, например, в официальной программе заявлял, что он «…будет всеми мерами стремиться, чтобы его представители в Государственной Думе прежде всего выдвинули вопрос об образовании еврейского государства, о содействии их (евреев) выселению в это государство, каких бы материальных жертв такое выселение не потребовало от Русского народа».

Таким образом, к концу 19-го века стремление сделать Европу (и Россию в том числе) свободной от евреев тем или иным способом – от насильственного выселения «в сорок восемь часов» до избавления от еврейства посредством ассимиляции – получило поддержку самых различных общественных течений. Теодор Герцль констатировал: «…везде дело сводится к одному и тому же требованию, всего характернее выраженному берлинской чернью: “вон жидов!”»

В заключение надо заметить, что Дрезденский конгресс все же не был забыт и был отомщен: согласно новейшим изысканиям современных поборников иудаизма, жестокая бомбардировка Дрездена союзной авиацией в 1945 году «…носила характер ритуальной мести за проведение в Дрездене первого всемирного антисемитского конгресса (1882 г.)».

Список литературы
1.Аксаков И.С. Воззвание Кремьё, обращенное к евреям от лица “Всемирного Израильского Союза”, Москва, 1 ноября 1883 г.
2.Аксаков И.С. Иудаизм как всемирное явление. Из газеты "Русь", Москва, 13 июня 1881 г.
3.Аксаков И.С. Разбор циркулярного воззвания “Еврейского Всемирного Союза”. Из газеты "Русь", Москва, 1 декабря 1883 г.
4.Аксаков И.С. Еще о воззвании “Всемирного Израильского Союза”. Из газеты "Русь, Москва, 15 декабря 1883 г.
5.Герцль Т. Еврейское государство. СПб, типография М. Стасюлевича, 1896
6.Горенштейн Ф. Дрезденские страсти. Изд-во «Слово/Word», Нью-Йорк, 1993.
7.Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона 1906-13 годов, статья «Антисемитизм в Германии» 8.Никифорович Г. Открытие Горенштейна, М., «Время», 2013, стр. 131-134.
9.Первый международный антисемитический конгрессъ. Chemnitz, Druck und Verlag von Ernst Schmeitzner, 1883.
 


Рецензии
Почему т.н. "еврейский вопрос" никогда не будет снят с перечня самых насущных вопросов человечества?! Видимо, потому, что он никогда не переставал и не перестаёт поныне воплощать себя в жизни. Многое из того, что присуще этому народу и на племенном уровне культивируется им, со временем переносится на общую среду их обитания, чем и подпитывается благополучное существование этого племени, несмотря на далеко не доброжелательное отношение к нему его окружения. Разве может быть случайным, что у этого окружения всегда складывается мнение, что многие самые порочные свойства жизни, создающие недовольство ею во все времена, исходят от этого племени и являются отличительной чертой самого этого народа? Алчность, цинизм и беспринципность в угоду расчёту, клановое мышление в совокупности с махровым индивидуализмом, преобладание материального мышления над духовным со всеми вытекающими из этих свойств последствиями, переносимыми в практическую жизнь, развращают общественное сознание, превращая в руины все традиционные формы жизни (тут возникает другая проблема - как противостоять дурному влиянию, исходящему от народа другой ментальности).

И никогда этому не будет конца, пока еврейский народ, наконец, не осознает своей исторической миссии, характера своей пресловутой "избранности". Создатель наделил этот народ незаурядными свойствами и талантами, силой духа для выполнения не менее незаурядной миссии - воплотить в себе негативную сторону бытия, стать отрицателями законов вечности как основы бессмертия, которые и были воплощены в истории с Христом. Ведь всё познаётся в сравнении и, не познав зла не проникнешься добром.

Идея Христа, какой бы природы эта история ни была явлена, не случайно возникла в среде самогО еврейского народа, показав, что всякое явление, недостойное существования в этом мире, изживается прежде всего в себе самом и только в качестве живого примера может оказывать влияние на других. И многие евреи, благодаря благоприятной совокупности природных задатков талантливо превозмогшие некоторые свои природные склонности, ставившие этот народ в отрицательную позицию, становятся вполне достойными и уважаемыми всеми людьми, что в качестве образца для остальных членов любого общества гораздо действеннее влияет на нравственное оздоровление народа любой национальности, нежели огульная критика действительности или карающие законы государства.

Практика замалчивания этой темы не способствует решению "еврейского вопроса" и не на пользу ни самим евреям, ни отношению к ним их окружения, ни тем более оздоровлению общего нашего сознания, а через него и самой жизни. Поэтому не надо стыдиться говорить об этом. Но говорить не о самих евреях, а о характере проблемы. Только понимание истинного характера проблемы может помочь покончить с ней.

Наталья Благушина   22.07.2021 00:04     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.