Источник Иоганн Бларамберг

Иоганн Бларамберг. "ДЕЛЕНИЕ КАВКАЗА В СООТВЕТСТВИИ С НАСЕЛЯЮЩИМИ ЕГО НАРОДАМИ"
ИСТОРИЧЕСКОЕ,
ТОПОГРАФИЧЕСКОЕ,
СТАТИСТИЧЕСКОЕ,
ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ
И ВОЕННОЕ ОПИСАНИЕ
КАВКАЗА

"На территории Кавказа проживает громадное количество маленьких народностей. Некоторые из них представляют собой остатки азиатских орд, проходивших туда и обратно через эти горы во время великого переселения народов, но большую часть составляют местные автохтонные племена. Каждое из этих племен сохранило свой собственный язык, и эти наречия восходят, вероятно, еще к временам появления человеческого рода. Во внешнем облике кавказца объединены черты, характерные для основных народов Европы и Западной Азии. Домашние животные и культурные растения, разводимые в этих двух частях света, встречаются на Кавказе или поблизости от него. Древние достопамятные труды, приписываемые Моисею, древнегреческая легенда о Прометее, знаменитая экспедиция аргонавтов за золотым руном — все возвращает нас мыслью к Кавказу, все заставляет думать и высказывать предположения, что этот регион был одной из точек, откуда род человеческий разошелся по большей части поверхности земного шара.

Исконным населением этих мест можно считать албанцев (албанцы — жители Кавказской Албании, древнего государства в Восточном Закавказье. — Пер.), иберов и колхов, то есть, говоря современным языком, лезгин, грузин, имеретинцев и
мингрелов. Остальные племена обосновались здесь, скорее всего, попозже, за исключением армян, которые с очень давних пор населяют свою исконную родину — Армению, граничащую с Кавказскими горами.

Эта точка зрения может быть основана на следующих наблюдениях:

1. Иберия и Албания никогда не были завоеваны ни персидскими, ни индийскими царями, ни римлянами, хотя последние всегда успешно воевали с албанцами и
иберами.
2. Жители Иберии (нынешняя Грузия), подчинившись в конце концов персидским царям из династии Сасанидов, а позже покоренные татарами, турками и вновь персами, все это время сохраняли свою религию, свой язык и свой первоначальный
характер.
3. Подчинение албанцев (современных лезгин) произошло позже, при Тимуре, или Тамерлане, когда полчища этого завоевателя наводнили Кавказ; этот процесс закончился сразу же, как только Тамерлан ушел из этих мест.
4. До нашествия Тамерлана гунны, хазары, арабы и монголо-татары довольствовались, вероятно, необжитыми тогда районами на западном побережье Каспийского моря, чтобы там обосноваться, не проникая во внутренние районы Кавказа, где бедность жителей, объединенных своей отвагой, предоставляла им мало благ, но много опасностей.
5. Наконец, лезгины и грузины, хотя и разнятся по религии и обычаям, имеют много общего во внешнем облике, что отличает их от остальных народов Кавказа, особенно черкесов и сванов, чьи черты имеют характер дикой независимости.


Мы не будем здесь вдаваться в подробности исследования происхождения и древней истории народов, населяющих ныне эти земли, пусть об этом нам рас-скажут Паллас, Пашхушй, Роммсль, Клапрот и др.[См.: Потоцкий Я. Народы Кавказа. Происхождение иберов. Заметки Клапрота об идентичности осетин и алан. Сваны и иберы. О Зихии // Потоцкий Я. Первобытная история народов России. Т. 2. Гл. 8, 9. С. 328, 370,381.]
Между тем до сих пор мы располагаем лишь небольшим количеством данных об этом, и предстоит еще большая работа, чтобы составить целостное представление об истории народов Кавказа. Русские орлы в течение долгого времени властвуют в этих краях, по земле которых некогда ступали римские легионы и где великий Помпей заслужил свой триумфальный венок.

Эти орлы со времени своего победного взлета захватили долины, орошаемые Евфратом, и преодолели снежные вершины Тавра. Сейчас они парят над самим Кавказом, и от нашей меди звенят скалистые склоны этих гор, чтобы покорить потомков народов, некогда внушавших ужас всей Европе. Будем же надеяться, что новый Посидоний, ступая по следам нового Помпея, сможет вновь зажечь факел истории от огня факелов Беллоны.

 
Мы подразделяем кавказские народы на семь больших групп, в соответствии с семью основными языками, на которых они говорят, а именно:

1) абазы, или абхазы, подразделяющиеся на несколько племен;
2) черкесы:
а) кубанские черкесы;
б) кабардинские черкесы;
3) осетины, состоящие из нескольких племенных подразделений;
4) кистины, или мычкизы, состоят из нескольких подразделений;
5) лезгины с их племенными подразделениями;
6) грузины, подразделяются на:
а) собственно грузин;
б) имеретинцев;
в) мингрелов;
г) гурийцев;
д)сванов;
е) племена высокогорья: хевсуры, пшавы и тушины;
7) остатки татар, монголов, гуннов и других чужеземцев, чьи колонии ныне рассеяны по всему Кавказу.

Из предпоследней группы только сваны и племена высокогорья, названные вслед за ними, живут именно на Кавказе, остальные племена занимают земли в Закавказье — от Алазани до Черного моря. Мы ограничимся здесь указанием территорий, населенных этими разными народами, по проходящим между ними границам, болыная часть которых остается неопределенной из-за отсутствия точных сведений о них; и мы оставим на потом описание каждой местности и каждого народа в отдельности.


Абазы

Абазги (абазины), или абхазы, живут в краях, границами которых являются: на юге — река Ингури, отделяющая Абхазию от Мингрелии; на севере и северозападе — река Гагрипша, отделяющая абхазов от черкесов; на северо-востоке —
склоны Кавказа; наконец, на западе и юго-западе — Черное море. Этот район называют Большой Абхазией, чтобы отличить его от Малой Абхазии. Последняя находится между левым берегом Подкумка и правым берегом Урупа, у истоков этих двух рек.. Жители Малой Абхазии называются алты-кесеки (абазины), или г а п а н т а.  Другие абхазские племена занимают также высокогорные районы на территории кубанских черкесов.


Черкесы

Черкесы (адыге, адехе) живут на северных склонах Кавказских гор, а также на равнинах от крепости Анапа до места слияния Терека с Сунжей. Границами территории их проживания являются: на юго-западе — Абхазия и Черное море; на
юге — Малая Абхазия и Осетия; на севере — Кубань, Малка и Терек отделяют их от России, а на востоке Терек и Сунжа отделяют черкесов от мест, населенных племенами кистин. Черное море омывает западную границу Черкесии от устья Кубани до реки Агрипши. Черкесов можно разделить на две группы: черкесы кубанские и кабардинцы, последние живут на территории между Кубанью, Малкой, Тереком и низовьями Сунжи.


Бассиане и карачаевцы — древние жители Кавказа, в частности Кабарды. Преследуемые черкесами, они вынуждены были искать прибежища на бесплодных и покрытых снегом высокогорных склонах Кавказского хребта, где они живут и
сейчас, еще оставаясь зависимыми от своих давних преследователей.


Сваны

Громадная балка, простирающаяся с юга на север, отделяет Мингрелию от сванов — народа, живущего вблизи Эльбруса. На их языке слово «сваны» означает
«жители высокогорья» [Паллас П.-С. Путешествие по южным областям России. Т. 1. С. 419. — Нем..]


Осетины

Осетины занимают два склона снежного хребта Кавказа: на западе— до Крестовой горы, на севере их территорию ограничивают долины Кабарды, на юге — Картли и на
востоке — черкесские племена. Они живут в узких ущельях и теснинах рек Арагви, Ксана, Чурти, Лиахви, Паца, Урух, Ардон, Дурдур, Фиакдон, Гезельдон, Генальдон и Терек. Осетия — горная страна, и реки там текут чрезвычайно быстро.


Кистины

Племена кистин, или мычкизов (мицджегов), населяют местность к востоку от Осетии, от правобережья Терека до берегов Аксая, где они граничат с лезгиноаварскими племенами. Кистины занимают два склона Кавказа: на севере до рек Сунжа и Терек, на юге — до Кахетии и Лезгистана. Хотя жители Хевсуретии, Пшавии и Тушетии представляют собой смешение кистин, осетин и грузин, мы тем не менее рассматриваем их среди грузинских племен.


Лезгины

Восточная часть Кавказа, или древняя Кавказская Албания, разделена на множество округов, которые современные географы объединяют под двумя названиями: Дагестан, включающий все склоны Кавказа, идущие к Каспийскому морю и Лезгистан, в который входят наиболее высокогорные долины как со стороны территории расселения кистин, так и со стороны Грузии — до левобережья Алазани.


Евреи

На Кавказе встречаются также и евреи, в основном в Дагестане, в областях Куба и Ширван. Это прекрасное племя людей, сохранившееся на Кавказе во всей своей чистоте. По предположениям Роммеля, эти евреи, вероятно, являются остатками десяти племен Израилевых, уведенных Салманасаром в плен в Персию в 721 г. до н. э. после разграбления их столицы Самарии и потом затерявшихся.


Кочевые племена

Долины, расположенные к востоку от черноморских казаков, между Кубанью и Манычем, Тереком и Кумой, частично заняты кочевыми народами. Татары, ногайцы, калмыки и прочие рассеяны по огромным равнинам, находящимся между
вышеназванными реками. Кумыки, в основном имеющие постоянные жилища, обитают на севере Дагестана и на берегу Каспийского моря между реками Терек и Сулак, или Койсу.


Трухмены, или туркмены, живут в небольшом количестве на всем восточном побережье Кавказа, но в основном — в южных районах Дагестана и в Ширване. Характер почв и климата вынуждает их вести такого рода жизнь. И вот почему. Эти области, о которых мы будем говорить позже более подробно, летом представляют собой лишь бесплодные поросшие полынью степи, растрескавшиеся под палящими лучами солнца. Там раскален даже воздух, в то время как в горах — свежая зелень и умеренный климат. Кроме того, летом вода на равнинах мутна и опасна для здоровья, поскольку жители отводят с помощью многочисленных каналов воду рек при выходе их из гор и используют ее для ирригации рисовых полей, где вода какое-то время задерживается и застаивается, прежде чем течь дальше. Кочевники после зимы, проведенной в этих степях, где в это время года их стада находят себе пропитание изобилии, в первые дни мая поднимаются в горы и взбираются выше и выше в  зависимости от увеличения летней температуры. Они находят в горах свежую траву для своих стад, прозрачную воду для питья и наслаждаются приятным климатом. К концу августа, когда в высокогорных долинах начинает чувствоваться холод, кочевники начинают движение назад, они начинают спускаться вниз, чтобы к октябрю, когда горы покрываются снегом, вернуться в свои степи, где они зимуют. Эти наблюдения показывают, что закавказских кочевников невозможно приучить к оседлой жизни и что местные условия заставляют их жить в горах летом, когда невозможно жить на равнине, а зимой, когда равнины превращаются в отличные пастбища, они занимают берега Куры и западное побережье Каспийского моря. Кроме того, в этих местах слишком мало пахотных земель, для того чтобы прокормить то количество кочевников, которое здесь обитает. В простоте кочевой жизни есть очарование, которое проще понять, чем объяснить. Кочевник, спящий на своем войлоке, ближе к свежей траве, от которой он не отделен досками, касается ее, вдыхает ее аромат. Когда на занимаемом им месте трава высыхает, он переносит свое жилище на некоторое расстояние, туда, где травяной покров зелен и свеж. Пейзаж, окружающий его, одинаков — это зеленый фон, который не меняется, но на котором каждое животное из его стада прекрасно выделяется, и одним взглядом он охватывает все свои владения. Не для того, чтобы написать идиллическую фразу, мы упомянули о том, что кочевник меняет место, когда трава под ним вытоптана и съедена животными; именно так делают татары, ногайцы, трухмены и другие. Доказательством того, что эта жизнь им нравится, является их страстная приверженность к ней. Впрочем, весь этот образ жизни характерен лишь для высокогорных равнин, где редко идут дожди. Некогда такую кочевую жизнь вели почти все варварские народы, и историки не могли составить об этом правильного представления из-за отсутствия перед глазами примеров. Поистине настоящими кочевниками были гамаксобиты и ойкофорунты, которые возили свои жилища с собой на повозках; древние авторы всегда тщательно отличали их от скенитов, которые жили в шатрах [См.: Потоцкий Я. Происхождение сарматских народов. Т. 2. С. 98].


ЯЗЫКИ

Употребляемые на Кавказе языки можно разделить на семь основных групп:
1) язык абхазский; 2) язык черкесский; 3) язык кистин, или мычкизов; 4) осетинский язык; 5) лезгинский язык; 6) татарский язык; 7) грузинский язык.

Это не говоря об армянском языке, который представляет собой восьмую языковую группу. Каждый из языков еще подразделяется на несколько диалектов. Смешение такого количества языков и наречий в одном регионе создает трудноразрешимую проблему в отношении выяснения начальной истории народов Кавказа. Разница в языке, разделяющая соответствующие племена в этих местах, создает
основу для двух гипотез. Первая заключается в том, что народы, говорящие на языках, отличных от татарского и армянского, являются коренными жителями Кавказа или, по крайней мере, очень древними. По второй гипотезе эти
древние праязыки рассматриваются как представляющие древнюю историю Кавказа. Каждый из языков представляет одну из основных эпох этой истории, определяемой вторжением народа, говорившего на определенном языке.

Гюльденштедт, граф Яя ГІотоцкий и поз-же Клапрот составили словари различных наречий, на которых говорят на Кавказе, но эти словари очень несовершенны, тем более что сначала следовало бы придумать дополнительные знаки для передачи гортанных, чирикающих и каркающих звуков, встречающихся в наречиях горцев. Никакие знаки наших алфавитов не могут внятно их передать. Короче говоря, мы еще ждем филолога, который разобрался бы в этом хаосе языков и наречий и пролил бы больше света на происхождение и начальную историю народов Кавказа.

По Клапроту, кавказские языки, за исключением осетинского, составляют две большие группы. В восточную группу входят лезгинские и кистинские наречия; западная группа состоит из говоров различных черкесских и абхазских племен. Эти языки близки языкам Северной Азии и Восточной Европы, относящимся к трем разным языковым ветвям: енисейской, самоедской и уральской. [См.:Малът-Брюн. Физическая uеография. 1832. Т. 2. С. 663.]

ФОРМЫ УПРАВЛЕНИЯ

На Кавказе известны только две формы управления — аристократия и демократия. Шамхал Тарки, ханы аварские и казикумухские, элисуйский султан именуются монархами, но они монархи скорее по названию, чем фактически.
Аристократическое управление принято у черкесов, за исключением некоторых родов, а также у абхазов, осетин и кистин. Эти народы управляются или князьями, поколения которых сменяются у власти, передавая ее из рук в руки, или выборными старейшинами. Вся полнота власти сосредоточивается в руках этих руководителей.
Эти две формы управления, монархического и аристократического, могут быть осмыслены на Кавказе под названием более верным — феодализм, потому что ханы
и князья разделяют власть с их вассалами и различие заключается только в степени власти и могущества, которыми каждый из них обладает. Из того, что мы сказали сейчас, следует, что в этих землях встречается множество мелких тиранов, но нигде они не имеют неограниченной власти.
Князья и дворяне находятся между монархом и народом как класс промежуточный; они заботятся о сохранении своих привилегий, упорно их защищают от власти монарха, которую они стараются ограничить, и иногда не подчиняются ему
совершенно.

Демократическое управление принято в некоторых племенах черкесов, абхазцев, осетин, кистин и чеченцев, особенно в чеченских илеменах, называемых ичары-мычкизы, которые населяют высокогорные долины Кавказа. Также эта форма управления имеется среди федеративных республик лезгин(!).

Как мы сказали несколько выше, власть монархов и князей над жителями Кавказа очень ограничена ввиду большой склонности жителей Кавказа к свободе и независимости, что является главным отличительным свойством этих народов.


РЕЛИГИЯ

На Кавказе исповедуют три основные религии: христианскую (две секты: греческая и армянская); ислам (две секты: Омара, или суннитов, и Али, или шиитов); идолопоклонство, или язычество. Греческая (православная) религия распространена среди грузин, имеретин, мингрелов, тушин, хевсуров и среди части осетин. Идолопоклонство распространено у абазин, осетин, кистинских народов и у некоторых лезгинских племен. Евреи, называемые здесь уриями, рассеяны в небольшом количестве по всему Кавказу.
Все собственно кавказские народности некогда исповедовали христианство. У них еще встречается много развалин древних храмов и остатки христианских обычаев.


ОБРАЗ ЖИЗНИ

Трудно найти на земле, которую мы населяем, народы, которые защищали бы свою свободу и независимость с большим упорством и которые в то же самое время беспокоили бы еще больше своих соседей, чем жигели Кавказа. Все эти народы
имеют большую склонность к войне, которой они сначала стали заниматься в силу необходимостн, чтобы добыть себе средства к существованию; позднее они полюбили войну, прельстясь добычей, и, наконец, только и стали ею заниматься.
Быть храбрым и ловким воином — это, с их точки зрения, единственный способ снискать славу. Некоторые племена не ограничились разбоем или кратковременными вторжениями к своим соседям, но стали завоевателями, как кабардинцы и лезгнны; все остальные, без исключения, находятся в состоянии непрерывной войны друг с другом. Черкесы дерутся с абазинцами, кабардинцы — с осетинами и чеченцами, осетины — с кистинами; чеченцы воюют со всеми их соседями, а лезгины — с грузинами и дагестанскими татарами. Одним словом, война стала их единственным привычным занятием.

Можно подразделить эти войны на внутренние и внешние. Первые проистекают из-за взаимных обид двух племен, кровной мести; эти войны ограничиваются и заканчиваются согласно законам обычного права, которые у них существуют.
Войны внешние ведутся, когда одно или несколько племен поднимаются вместе, чтобы дать отпор нападающему врагу или чтобы напасть самим на общего врага. Командование тогда достается тому, кто набирает болынее число голосов; это
обычно человек, чья храбрость общепризнанна, или человек выдающегося ума. Эти войны обычно ведутся ради того, чтобы попытать счастья во вражеских землях, захватить добычу и пленных.

Это единственный образ жизни, который ведут эти народы в течение столетий. Можно привести здесь замечание, сделанное Мальт-Брюном в их адрес, которое подтверждается физической географией; это замечание о том, что рабские народы живут в теплой зоне, а воинственные народы и завоеватели — в холодных районах.
Хотя Кавказ располагается в умеренной зоне, климат высокогорных долин обычно холодный и суровый. Жители этих районов имеют иную физическую природу (конституцию) и иную мораль в отличие от грузин и персов, занимающих очень
теплые долины и равнины. Храбрость воодушевляет их крепкие и энергичные тела; здравомыслие направляет их чувства; отсутствие наук, изящных искусств, роскоши, грубая нравственность — все это действительно глубоко запечатлено в их сердцах; гостеприимность по отношению к чужакам, непоколебимая верность своему народу и друзьям, а рядом с этими хорошими качествами — жестокость в отношении врагов, страсть к войне, или, скорее, к грабежу, кочевая жизнь и анархия.
Таковы еще сегодня обитатели Кавказа, каковыми были некогда скифы; они одержали верх над грузинами, которые проживают в более теплом климате, а на них, в свою очередь, остановили свой выбор персидские шахи, вербуя их в Главную стражу шаха, по причине их храбрости, намного превосходящей храбрость персов.


ПОЛИТИКА

Горские народы имеют свою политику, так же как и цивилизованные народы Европы. Они имеют также свое народное право — свод предписаний обычного неписаного права, который передается по преданию и который они тщательно соблюдают. Они используют те же средства, что и мы, для заключения союза, для усмирения могущественного врага, для тош, чтобы выиграть время. Им ведомы переговоры, посольства, подарки, посредничество, поручительство, заложники и т. д. Все это разъясняется природой вещей и является результатом существующего у них положения дел. Поскольку война — это привычное состояние этих народов со времен давно минувших, то Кавказ давно уже должен был бы обезлюдеть, измениться и опустеть, если бы определенными способами они не пытались бы сдержать кровопролития и укротить страсти, которые владеют народами Кавказа.
Надо признать, что именно эти причины вызвали появление установлений и обычаев, которые потом вошли в привычку и которые способствовали смягчению нравов этих народов. Они соблюдают гостеприимство, постоянство в дружбе (куначество), имеют священные убежища в нескольких местах, для того чтобы укрыть тех, кого преследует месть, уважают пол и старость и т. д.
Эти установления и обычаи, введенные постепенно у горских народов, по мере необходимости, составляют их народное право. К сожалению, эти законы не предотвращают ни непрерывных военных действий, ни убийств, ни кровной мести, что имеет место до нынешнего времени, но они поддерживают союзы между ними.
Если бы не было причин для раздоров в их среде, горцы стали бы очень опасными соседями, и можно не без основания применить к этим народам то, что говорил Фукидид о древних скифах: «Нет ни в Европе, ни в Азии народа, который мог бы
оказать сопротивление скифам, если бы последние объединили свои силы». В кавказских республиках отмечается большее единство духа, следовательно, и больший порядок во внутреннем управлении, и большая согласованность в их
внешних операциях, чем в феодальных органах управления этих областей. Так как горцы никогда не были в рабстве, они сохранили свою собственную форму управления так же, как и нравы во всей их первобытной чистоте.


ИЗ ВОЕННЫХ ВОСПОМИНАНИЙ

Кавказ, знаменитый еще в древности, с которым связано столько чудесных преданий и исторических событий, горы которого, покрытые снегом, — великолепны, еще до новых времен были населены дикими, малоизвестными и воинственными племенами и народами, во всех отношениях заслуживает внимания всех образованных людей.
По греческому мифу, Прометей был прикован к диким скалам на Кавказе; на берегу Фасиса (Риони) высадился Ясон (Язон) со своими аргонавтами, чтобы добыть золотое руно; великий Сезострис дошел до этого района; Кир — основатель персидской державы, нашел здесь свою смерть в войне против Томирис — царицы массагетов, а Помпей завоевал в кавказских областях в памятной войне с Митридатом свой лавровый венец, с которым он как победитель вернулся в Рим.
Как много народов, следы которых затерялись и даже имена которых забылись, прошли через эти горы до и во времена великого переселения народов!
Позднее, за право обладать этой землей, богатой всевозможными сокровищами, спорили византийские греки и монголы, персы и турки, пока, наконец, русский орел не пролетел победоносно над снежными вершинами Кавказа, и границы империи не расширились до берегов Аракса и покрытой снегами вершины Арарата.
Персы, турки и разбойничьи горские народы ссорились из-за того, кому владеть закавказскими землями и грабить их. Шах Аббас, прозванный Великим, превратил большую часть земель, лежащих по эту сторону Аракса, в пустыню, чтобы помешать туркам нападать на Персию с этой стороны; он разрушил цветущий город Джульфа, лежавший на левом берегу Аракса, населенный армянами, и переселил жителей — 30 тысяч человек — в пригород Исфагани, который до сего дня носит название Джульфа и населен потомками переселенных туда в то время армян. Надир-шах поработил и разграбил Закавказье до Дербента, а после 1795 года евнух Ага-Мухаммед-хан совершил набег на Тифлис, разграбил и разрушил столицу Грузии и увёл 20 тысяч ее жителей в рабство в Персию"*
*Текст Бларамберга печатает ся в переводе с французского языка, осуществленном по рукописи, хранящейся под № 18508 в Российском государственном военно-историческом архиве в г. Москве


Книга, из которой привела сведения, является уникальным свидетельством событий 180-летней давности. Автор этого сочинения Иоганн Бларамберг — иностранец на русской службе — более 2-х лет пробыл на Кавказе как инженер-топограф. За это время он собрал интереснейший историко-этнографический материал о населении региона, который и по сей день не утратил своей ценности.
Рукопись Бларамберга, написанная в 1834 г. на французском языке, появилась в свет в пору ведения Кавказской войны и потому сведения ее сочли секретными, вследствие чего данная работа была отправлена в архив с грифом «совершенно секретно». Ею могли воспользоваться только офицеры Генштаба. В конце 80-х годов XX в. исследователь-кавказовед Назарова И.М. перевела текст рукописи на русский язык, сделав его доступным для широкой публики. Автор перевода постарался сохранить манеру изложения и стиль данного сочинения. Бларамберг пробыл на Кавказе в течение двух с половиной лет. Живя в основном в Тифлисе, он посетил за это время Георгиевск, Ставрополь, Кисловодск, Владикавказ, крепость Грозную, Старую Шемаху, Ширван, Баку. Как пишет Бларамберг во введении к первой части своего описания Кавказа, ему удалось увидеть часть земель, расположенных за Кубанью, и большую часть Кавказской линии. Во время службы на Кавказе Бларамберг под начальством генерал-майора князя Абхазова участвовал в июле — августе 1830 года в экспедиции в земли тагаурцев и кистин (Северная Осетия и Ингушетия); под предводительством главнокомандующеш Отдельным Кавказским корпусом генералфельдмаршала Паскевича-Эриванского находился в октябре — ноябре 1830 года в экспедиции за Кубанью в землях шапсугов, а под начальством генерал-адъютанта Панкратьева, бывшего тогда начальником штаба Отдельного Кавказского корпуса, участвовал в июле 1831 года в военных действиях в Дагестане.  Как следует из письма Бларамберга от 25 января 1835 года к его бывшему сослуживцу Н.И Ушакову, он, находясь при Генштабе Отдельного Кавказского корпуса, «занимался по собственному... желанию в свободное время собранием материалов» о народах Кавказа, «дабы впоследствии составить из оных полную картину Кавказского края» [Российский государственный военно-исторический архив, ф. 289, оп. 1, д. 6, л. 55.]


На фото: Обложка книги Иоганна Бларамберга
Историческое, топографическое, статистическое, этнографическое и военное описание Кавказа/Перевод с французского, предисловие и комментарии И.М. Назаровой. — Москва: Изд. Надыршин, 2010.


Рецензии