Время и бремя списков лит-критические заметки
Не понимаю, как, например, можно сравнить между собой Александра Блока и, например, Сашу Чёрного, выясняя, кто из них выше? Понятно, что Блока изучают в школе, а Сашу Чёрного нет, но это не мешает мне высоко ценить его творчество. Для меня Саша Чёрный стоит выше Блока, но, так сказать, в своей ипостаси, а Блок – в своей. Я ещё как-то могу сравнивать Александра Блока с Иннокентием Анненским, но при этом не могу наверняка утверждать, кто из них двоих для меня, как читателя, более ценен. Интересно, что в смородинском списке Анненский стоит только на 11 месте, а, например, графа Василия Комаровского или Бориса Садовского и вовсе нет, а, с другой стороны, отсутствует Николай Клюев, не говоря уж о Сергее Клочкове. Зато читатель видит перед собой набор «стандартных» имён, многие из которых, пожалуй, уже «навязли в зубах».
Открывает «список Смородина» имя Марины Цветаевой, потом идут Александр Блок и Осип Мандельштам. Это, условно говоря, «тройка призёров», если брать спортивную терминологию. Так вот, как заметил в своём отзыве один из читателей относительно Блока: «Он ни в каком списке не может быть вторым!». В принципе, с этим сложно спорить, но если уж кому-то хочется поставить этого поэта на 2 место, то уж не после Цветаевой, а, как я уже говорил, после Анненского. Поэзию Марины Цветаевой лично я вообще не люблю, хотя ценю некоторые её стихи. Конечно, в «десятку сильнейших» эта поэтесса должна войти, но для меня её истинное место не выше 8-го.
После первой «тройки» у автора статьи идёт Николай Заболоцкий, потом, Борис Пастернак. С именем первого из них я знаком с детства, как с переводчиком поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре», с творчеством второго познакомился гораздо позже. Анна Ахматова в списке только шестая, затем идёт Иосиф Бродский. Упс, что называется «приплыли». Я понимаю, что Бродский – нобелевский лауреат и т.д., но то, что он стоит выше Сергея Есенина для меня лично – «сродни кощунству», при том, что у самого Есенина мне ближе всего его поэмы «Страна негодяев» и «Пугачёв», а также стихотворение «Письмо к женщине».
Иван Бунин поставлен на 9-е место. Меня в своё время бунинские стихи как-то не впечатлили, кроме некоторых, но, возможно, настало время их перечитать. Владислав Ходасевич – только 10-й, а про Иннокентия Анненского я уже говорил выше. Арсений Тарковский занимает 12-е место. Тут ни о чём спорить не буду, поскольку плохо знаю творчество этого поэта.
13-е и 14-е места в списке занимают Николай Рубцов и Юрий Кузнецов. Их поэзия для меня, как читателя, более ценна, чем стихи того же Бродского. Ещё ниже стоит Георгий Иванов, хотя в моём представлении его место, как поэта, в прошлом столетии, как минимум, среди первых трёх. 16-м стал Николай Гумилёв, что тоже спорно. Уж в десятке-то этот автор, наверно, должен быть при любом раскладе.
Ещё меньше «повезло» Владимиру Маяковскому: он только 17-й. Максимилиан Волошин занял 18-е место. Далее идут авторы второй половины ХХ века: Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Андрей Вознесенский и Владимир Высоцкий. Думаю, за Высоцкого многие его поклонники на Смородина обидятся, но меня больше удивило, что в список не включён Александр Галич. Про Михаила Анчарова я даже не спрашиваю, хотя он для меня несомненный поэт и не ниже тех же Евтушенко с Вознесенским.
Такой замечательный автор, как Алексей Прасолов, в списке на 23-м месте, но это как бы ещё хорошо. Павел Васильев поставлен ещё ниже, а «замыкает турнирную таблицу» Владимир Набоков, то есть, он как бы явный «аутсайдер».
За пределами смородинского «табеля о рангах» остались: Владимир Соколов, Борис Чичибабин, Роберт Рождественский, Борис Корнилов, Велимир Хлебников, Давид Самойлов, Александр Твардовский, Константин Симонов, Михаил Светлов, Эдуард Багрицкий, Булат Окуджава, Юрий Левитанский, Борис Поплавский, Наум Коржавин, Дмитрий Кедрин, Венеамин Блаженный, Глеб Горбовский, то есть, ещё 17 персоналий, которые по ранжиру не расставлены. Итого – 42 поэта.
Кроме того, автор назвал 12 крупных, на его взгляд, поэтов второй части второй половины ХХ и начала ХХI веков, о которых, как бы «говорить ещё рано». С учётом того, что Константин Смородин всех авторов указывает только по инициалам, что, по-моему, недопустимо, мне удалось точно «расшифровать» только 11 имён. Это Олег Чухонцев, Борис Рыжий, Юнна Мориц, Александр Кушнер, Геннадий Фролов, Сергей Гандлевский, Николай Лисовой, Алексей Цветков, Михаил Анищенко, Юрий Кублановский.
Я, конечно, мог бы назвать немало других имён, которые Константин Смородин не включил, а, наверно, следовало, но тут, как говорится, ему видней. Меня удивило другое. Если не брать авторов, прославившихся ещё до революции, то мы увидим, что в списке преобладают, условно говоря, «советские» поэты. Из эмигрантов «первой волны» включены Владислав Ходасевич, Георгий Иванов и Владимир Набоков, а из «дипийцев» так и вовсе никого нет.
Автор в своей публикации называет и поэтов «второй части второй половины ХХ и начала ХХI веков». Это Олег Чухонцев, Борис Рыжий, Юнна Мориц, Александр Кушнер, Геннадий Фролов, Сергей Гандлевский, Алексей Цветков, Михаил Анищенко, Станислав Минаков, Юрий Кублановский.
Загадкой для меня является некий «В.Яковлев», поскольку под эти данные подходит сразу несколько стихотворцев. Видимо, Смородин имел ввиду Владимира Геннадьевича Яковлева (1952–2016), который, действительно, является интересным и талантливым поэтом, но до недавнего времени его имя и творчество, были мне неизвестны.
Хочу теперь перейти к «списку Бондаренко» 2009 года, или, точнее, даже к двум спискам, второй из которых составлен критиком, исходя из предпочтений читателей. В первый из них вошли такие авторы, как Константин Случевский, Константин Романов (К.Р.), Александр Блок, Андрей Белый, Константин Бальмонт, Валерий Брюсов, Вячеслав Иванов, Николай Гумилёв, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Осип Мандельштам, Борис Пастернак, Николай Клюев, Сергей Есенин, Игорь Северянин, Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, Николай Заболоцкий, Даниил Хармс, Павел Васильев, Георгий Иванов, Арсений Несмелов, Борис Поплавский, Эдуард Багрицкий, Илья Сельвинский, Александр Твардовский, Михаил Исаковский, Иван Елагин, Дмитрий Кленовский, Ярослав Смеляков, Арсений Тарковский, Константин Симонов, Василий Фёдоров, Борис Слуцкий, Давид Самойлов, Николай Тряпкин, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Белла Ахмадулина, Владимир Высоцкий, Иосиф Бродский, Глеб Горбовский, Николай Рубцов, Юрий Кузнецов, Олег Чухонцев, Станислав Куняев, Тимур Зульфикаров, Леонид Губанов.
Условно читательский список такой: Константин Фофанов, Владислав Ходасевич, Михаил Кузмин, Максимилиан Волошин, Зинаида Гиппиус, Иван Савин, Оскар Лещинский, Николай Туроверов, Василий Каменский, Николай Тихонов, Борис Корнилов, Сергей Клычков, Дмитрий Кедрин, Павел Коган, Семён Гудзенко, Сергей Орлов, Владимир Луговской, Леонид Мартынов, Корней Чуковский, Сергей Михалков, Самуил Маршак, Егор Исаев, Наум Коржавин, Булат Окуджава, Иван Буркин, Всеволод Некрасов, Новелла Матвеева, Владимир Соколов, Валентин Сорокин, Владимир Морозов, Роберт Рождественский, Юнна Мориц, Евгений Рейн, Игорь Шкляревский, Геннадий Русаков, Анатолий Передреев, Борис Примеров, Валентин Устинов, Владимир Костров, Иван Жданов, Ольга Седакова, Иеромонах Роман, Юрий Кублановский, Олег Григорьев, Татьяна Реброва, Александр Башлачёв, Илья Кормильцев.
Мне стало интересно, насколько смородинский список отличается от бондаренковских и в чём они совпадают. Оказалось, у Константина Смородина с основным списком совпадают такие поэты, как Марина Цветаева, Александр Блок, Осип Мандельштам, Николай Заболоцкий, Борис Пастернак, Анна Ахматова, Иосиф Бродский, Сергей Есенин, Арсений Тарковский, Николай Рубцов, Юрий Кузнецов, Георгий Иванов, Николай Гумилёв, Владимир Маяковский, Евгений Евтушенко, Бэлла Ахмадулина, Андрей Вознесенский, Владимир Высоцкий, Павел Васильев, то есть, 19 персоналий из 25.
Если брать в расчёт «читательский» список, то с ним у автора разбираемой статьи совпадают двое: Владислав Ходасевич и Максимилиан Волошин. Интересно, что Смородин назвал таких поэтов, Иван Бунин, Иннокентий Анненский, Алексей Прасолов и Владимир Набоков, почему-то не указанных у Бондаренко, причём, если Бунин и Набоков позже были подсчитаны известным критиком, как прозаики, то отсутствие Анненского и Прасолова не может не удивлять.
Любопытно, что из «засписочного» реестра у Смородина со «списком Бондаренко» совпадают такие поэты, как Велимир Хлебников, Александр Твардовский, Константин Симонов, Эдуард Багрицкий, Борис Поплавский, Глеб Горбовский, а со «списком читателей» - Владимир Соколов, Роберт Рождественский, Борис Корнилов, Булат Окуджава, Наум Коржавин, Дмитрий Кедрин, то есть, всего 14 поэтов из 17.
3 автора, которые есть у Константина Смородина и которые являются несомненными поэтами, странным образом отсутствуют у Владимира Бондаренко. Это Борис Чичибабин, Михаил Светлов, Юрий Левитанский и Вениамин Блаженный. Последний из них, может быть, особо и не на слуху, но и совсем неизвестным его не назовёшь. Кстати, из двух списков, опубликованных Бондаренко, в статье Смородина упомянуты Олег Чухонцев и Юрий Кублановский, о которых, как мы помним, «говорить рано».
Думаю, что на этом можно пока закончить, хотя тема не исчерпана. Просто охватить всё в одной публикации невозможно и, к тому же, дальнейший разговор, который я хочу продолжить, уже не связан с разбираемой статьёй из «ЛР». Резюмируя сказанное, отмечу, что хотя желание разных авторов составлять списки лучших поэтов само по себе, наверно, неплохо, но вот, судя по результатам, сама эта работа является тяжким бременем для составителей, ибо очевидно, что быть объективным здесь сложно, да и знаний Истории русской поэзии ХХ века у моих оппонентов, видимо, не хватает.
Свидетельство о публикации №221052400125
Ольга Коваленко-Левонович 25.05.2021 09:51 Заявить о нарушении
Виктор Байгужаков 25.05.2021 23:31 Заявить о нарушении