Азербайджанская поэзия ашугов. Продолжение
Основные темы ашугского искусства: прославление духовных ценностей и добрых дел,природа,верная любовь,свобода и героизм народа,история и борьба с внешними врагами.
В результате активной политики руководства Азербайджана,направленной на развитие и пропаганду ашугского искусства,в 2009 году оно включено в Репрезентативный список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.
В Азербайджане создан Международный центр мугама,который пропагандирует ашугскую музыку,организовывает концерты и вечера ашугской музыки,а также проводит научно-теоретические дискуссии.по данному направлению.Этот центр дал также старт новому он-лайн проекту "Жемчужина ашугской музыки".Первый выпуск проекта посвящен ашугам Кельбаджара.
Среди них-кельбаджарец ,ашуг Аллахверди Али оглы Аллахвердиев(Аллахверди Гямкеш),родившийся в селе Шапылар в 1933 году.Его отец Али дружил с известными ашугами района и Аллахверди познал тонкости ашугского искусства у таких мастеров,как Шамшир и ученик Алескера-Агаяр.Вскоре Аллахверди становится известен под псевдонимом Гямкеш(Сочувствующий),как в Азербайджане,так и за его пределами-в Дагестане,Грузии и Средней Азии.
В апреле 1993 года Аллахверди Гямкеш вместе со всеми кельбаджарцами был изгнан армянскими оккупантами из родного края,так и не дожил до его освобождения,скончавшись в 2002 году.
В 2008 году вышла книга "Поэт -ашуг Аллахверди Гямкеш в воспоминаниях" с предисловием Эльхана Мамедли,знатока ашугского искусства,кандидата филологических наук.
Но среди ашугов особое место занимает АШУГ АЛЕСКЕР(Алескер Алимамед оглы ,1821-1926),на фото, творчество которого представлено в рамках проекта Вечера ашугской музыки в Международном центре мугама 16 февраля 2018 года.
Алескер родился в селе Агкилиса Эриванского ханства.Это по соседству с нынешним Кельбаджарским районом.Стал самым знаменитым ашугом Азербайджана XIX-начала XX веков.
Благодаря своему яркому таланту ,страстным,бескомпромиссным произведениям,он сумел подняться на вершину азербайджанской поэзии.Он писал стихи,создавал на них ашугские напевы,и сам же виртуозно исполнял их на сазе,хорошо владел формами ашугской поэзии.Темы его творчества были разнообразны.Со временем усиливались социальные мотивы.Он создал и руководил Гейсинской школой ашугов XIX-XX веков.Его учителем-устадом был известнейший поэт того времени ашуг Алы.Алескер вырастил и воспитал более 170 учеников-ашугов.
Репертуар Алескера состоял из множества классических дастанов и ашугских напевов,суть которых заключалась в описании тяжелой доли рабочего люда,революционных событий тех лет,реалистических сцен крестьянской жизни и красоты природы.
ВАжное место занимает тема любви и дружбы.В его стихах выражена глубина человеческой души,его чувства.Разнообразны ег лирические гошмы,задушевные любовные стихи и созданные им образы прекрасных женщин:
Красавицы,есть просьба у меня:
Пусть милая,скажите ей,не пляшет,
Ей,молодой,охота поплясать,
Но пусть среди чужих людей не пляшет.
Пусть меньше будет распрей и скорбей,
Пусть каждый будет с ровнею своей,
Над розой пусть кружится соловей,
Пусть рядом с розой сыч-злодей не пляшет.
Мне красоту изустно восхвалять,
Язык-моё перо,а грудь-тетрадь,
Не больше сил,устал я петь-играть,
А твой гранат в горсти моей не пляшет.
ИЛИ ТАКИЕ СТИХИ АЛЕСКЕРА:
Увидели осень-увяли сады,
Цветы показались весной и пропали,
Кто пил да блудил,те дошли до беды,
Сгорели от жажды хмельной и пропали.
Кто честно поднимется-не упадёт,
Кто бедным поможет,прославится тот,
Обманщик,завистник и не доброхот,
Познались с самим сатаной-и пропали.
Важный этап широкого исследования ,издания и пропаганды богатого творческого наследия Ашуга Алескера связан с именем азербайджанского лидера Гейдара Алиева,который всегда с благодарностью относился ко всем носителям наших культурно-духовных ценностей.Именно по инициативе Г.Алиева юбилеи Ашуга Алескера отмечались на государственном уровне.При проведении церемоний по случаю 150-летнего его юбилея(1971 год) в древнем Гайчинском махале,одном из исконних краев азербайджанцев,был возведен надгробный памятник Ашугу Алескеру.После изгнания азербайджанцев
с родных мест армянские вандалы разрушили этот величественный памятник.Но творческое наследие Ашуга продолжает жить как символ неизгладимой исторической памяти.
В 2021 году а Азербайджане широко и торжественно ,на государственном уровне,отмечается уже 200-летний юбилей Ашуга.
В период с 1930-х годов ашугская музыка попала под жесточайший контроль государства.Перекрывается ее доступ на международную арену.Её насильно утверждали как примитивное искусство,но интерес к ней не исчез.Благодаря усилиям ЮНЕСКО ашугская музыка возродилась в 1970-е годы.В 1971 году в Москве,в 1973-м-в Алма-Ате,в 1978 и 1983-м годах в Самарканде прошли первые международные симпозиумы и фестивали традиционной музыки.
Свидетельство о публикации №221052401329