Типовые портреты русских живописцев

Рассмотрим еще один вид портретного искусства - портрет-тип. Типовой портрет - это не психология и не улавливание, путем проникновения в сугубые черты лица, характера, его неповторимой сути, здесь она не нужна. Тут художника привлекает прежде всего в модели то, что передаст в его внешности наиболее яркие черты сословия или общества, которое он представляет. То есть то, что свойственно не одному конкретному человеку, а многим - определенному кругу людей. Эти черты, подмеченные художником, он заостряет в изображаемом человеке, таким образом превращая портрет конкретного лица в обобщенный образ, в портрет-тип.
  Василий Суриков - знаменитый русский исторический живописец - написал немало портретов. Но портретистом в чистом виде, он не был. Для создания таких картин его привлекал определенный тип лица и характера - ярко выраженный русский тип, особенно в женщинах. Хотя в портретах женщин художник воспроизводил их индивидуальный облик, он видел в них нечто большее и общее - русскую народную красоту: соболиные брови вразлет, высокий ясный лоб, короткий, широковатый или чуть вздернутый нос, алые губы, румянец. Тогда это были характерные национальные черты. То задумчиво и мечтательно, то задорно и весело смотрят бархатистые карие глаза. Есть в этих женщинах крепкое здоровье, душевная чистота, женственность и гордое достоинство; под внешней сдержанностью таится энергия, играет горячая кровь.
  Не останавливаясь на индивидуальных чертах их характера, не проникая глубоко во внутренний мир, Суриков тем не менеее прекрасно выявляет сущность их натур, их национальный склад. Обобщение в этих портретах достигло таких размеров, что они превратились в образы - типы русских женщин из народа: сибирячки, казачки, горожанки. Поэтому и назвал художник их портреты "Сибирская красавица" (портрет Е.А.Рачковской,1891), "Казачка" (портрет В.П.Дьяченко,1898), "Горожанка" (портрет А.И.Емельяновой,1902). И одеты женщины в национальные народные одежды: пестрые узорчатые сарафаны, платки. Конечно, те, кого он писал, не носили подобных костюмов, но художник нарядил их в эти одежды потому, что нашел в их лицах и душевном складе национально-русские черты, и для более яркого их выражения народный костюм был просто необходим. Поэтому он не кажется на этих женщинах чем-то искусственным, маскарадным, он гармонирует с их сущностью.
  Над портретом-типом работают и живописцы 20-30 годов 20 века, они создавали образы своих современников. Портрет "Делегатка", написанный Георгием Георгиевичем Ряжским (1895 - 1952) в 1927 году, воссоздает тип женщины, рожденной революцией, женщины активистки, общественницы. Ее облик прост и деловит: открытое лицо, выдающее волевой характер, спокойная поза с чуть приподнятой головой, сразу видно уверенную в себе девушку, скромная одежда. Низкая точка зрения, примененная художником в композиции портрета, зрительно возвышает образ женщины, делает его значительнее, а звучная цветовая гамма, , строящаяся на конкретных сочетаниях белого, синего, красного и зеленого, подчеркивает ее молодость, здоровье, жизненную энергию. " Делегатка" - это не портрет в его обычном понимании (нам неизвестно, кого именно изобразил художник, хотя, безусловно, моделью ему послужила реальная женщина), это обобщенный образ - тип, ставший портретом-картиной. Ряжский очень метко и точно сумел передать тип советской женщины 20-х годов со строгостью ее внешнего облика и с внутренним жаром.
  Из всего вышеизложенного можно сделать вывод - типовые портреты предназначены не для изображения заказчика, они служат для передачи эпохи, показа людей своего времени, которые олицетворяют атмосферу того быта и того общества в котором обитают. Они - отражение бытия той современности, чьи представители изображаются художниками не как модели, а как образные типажи, той или иной реальности.
  Но, а далее речь пойдет о портретах-картинах.

(Использованы материалы Галины Перепелкиной).


Рецензии