М-31. Любовь безжалостна, коварна и упряма...

                По мотиву 31-го стихотворения Микеланджело.

Огонь сердечный гаснул понемногу,
к пределу мои годы подошли
и мысли не к тебе теперь, а к Богу…
но сожалений нет, что страсти жгли.

Сейчас, простив все прошлые невзгоды,
тебя спрошу: чего ты хочешь вновь?
Зачем растишь в душе угасшей всходы,
моей хозяйкой делая любовь?

Твоим страстям я ныне не опора –
в конце полёта падает стрела;
так чувства, в моём сердце вспыхнув, скоро
утратят жар, останется зола.

Засохший ствол вновь выпустил побеги:
я твой опять от альфы до омеги!

.........

И опытный бессилен пред Любовью,
мудрец себя не может защитить,
врач – сон, моё минуя изголовье,
идёт к тебе, чтоб сердце мне разбить…

Одной лишь смертью мне спастись возможно
от яда стрел Любви и нежных рук;
рассудок мой, тоскливо и тревожно,
ждёт новых льдистых горестей и мук.

Страшась и веря, вопреки былому,
душа стремится снова расцвести;
Любовь же подчинение слепое
в закона ранг желает возвести!

Меч прежних чувств сверкает надо мной –
я вновь не властен над своей судьбой…

..........

Любовь сильна, смела и прозорлива –
готовность к смерти победив во мне,
сейчас зовёт в свой сад красноречиво,
скрыв прошлое в туманной пелене.

Позором вечным стало б для святыни,
когда б тобой зажжённая душа,
презрев пленившие меня седины,
страшилась смерти, снова жить спеша…

Я знаю, плотские грехи извечно
с возмездием в союзе состоят,
но снова рвусь к усладам быстротечным
и не пугает страшный суд и ад!

И смерти день, былых надежд опора,
из-за тебя все примут днём позора!


*************************************************



Стихотворение Микеланджело наполненно мучительными сомнениями и тяжёлыми размышлениями о своей слабости перед всемогуществом любви. По-видимому, уже давно расствшийся с объектом своих чувств, автор не смог противиться его новому призыву.
Зарегистрированное под номером 31 состоит из канцона и двух  сонетов причислены Фреем к позднему периоду поэтического творчества мастера: он датирует их около 1550 г. Напротив, Джирарди относит их к середине 1520-х гг., так как на листе с этими стихами есть начальная строка письма Микеланджело к Джованни Баттиста Фиджованни, написанная, судя по её смыслу, не позднее осени 1525 г.; тогда же или чуть позднее этой даты возникли и стихи.
Я попытался передать его тремя сонетами для стилистического и жанрового единства.


Рецензии
Любовь - самое прекрасное чувство на земле!
Но... Любовь и может приносить мучительные муки...
Но они такие прекрасные!
Спасибо, Алексей!
Замечательное стихотворение!
С искренним уважением,

Григорьева Любовь Григорьевна   14.08.2021 12:17     Заявить о нарушении
Добрый день, Люба! Искренне рад развёрнутому и проникновенному отклику! С благодарным теплом и самыми лучшими пожеланиями,

Алексей Абель   14.08.2021 15:47   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.