The Beatles. Теория невероятности

Почему я решил написать про The Beatles?

Я отношусь к поколению, которое во второй половине 60-х годов пошло в среднюю школу, в 70-х её закончило. В это беззаботное время у большинства моих сверстников, кроме учёбы, обязательно было принято чем-то увлекаться, так как одних только расклешённых штанов, сигаретки на перемене и волос, чуть длиннее, чем у одноклассников, было маловато для обращения на себя пристального девчачьего внимания. Так получилось, что в эти годы одним из моих многочисленных увлечений стала музыка. В 14 лет, выучившись во дворах играть на гитаре, я понял, что хочу развиваться дальше, но для детской музыкальной школы я уже не подходил по возрасту, а пиликать «Во поле берёзонька стояла» при посредстве самоучителя игры на 6-ти струнной гитаре мне в те годы совсем не хотелось. Однако выход был найден. Середина 70-х (мой 9-й класс) – это бурное развитие вокально-инструментальных ансамблей, когда каждое уважающее себя предприятие считало обязательным иметь на своём балансе какой-то творческий коллектив, который носил гордое название ВИА. Здесь хочу напомнить, что в это время такое понятие, как дискотека, ещё не вошло в обиход и вечера отдыха молодёжи (танцы), как правило, озвучивались такими ансамблями в местном клубе или ДК. Вот так я и несколько знакомых пацанов довольно быстро оказались возле одного такого ВИА местного значения и после небольшого конкурса были приняты туда на исполнение очень важной миссии – таскать аппаратуру (в то время она была весьма громоздкой). Но, к чести руководителя этого ансамбля, он по 1,5-2 часа после репетиций основного состава посвящал нам: рассказывал, показывал, давал задания и строго спрашивал их исполнение. Несмотря на «культпросветовское» музыкальное образование руководитель тогда был для нас небожителем, так как знал ноты. Однажды, он всех соискателей на высокое звание гитаристов, «прокачал» через ударную установку, но только в моём лице обнаружил некоторые признаки сапиенса, из которого в скором времени пообещал сделать человека. Вот таким нехитрым образом я и ступил на скользкую дорожку барабанщика, которая стала моим увлечением почти на 35 последующих лет жизни, но не более, чем увлечением. Музыка моей профессией так и не стала, да и не планировалась. В плане профессии меня тогда влекли совсем другие палестины. Наш руководитель был заядлым «битломаном» и благодаря этому факту уже к 1976 году (мой 10-й класс) я прослушал всю дискографию The Beatles с подробными комментариями по каждой песне. А этим в то время мог похвастать далеко не каждый гражданин СССР, интересующийся музыкой.  Однажды, после репетиции танцевальной программы по мотивам советских композиторов мы вместе со взрослым составом ансамбля слушали и разбирали песню «Because». В конце разбора руководитель, накатив стакан портвейна, сказал: «Битлы, конечно, талантливые ребята, но без серьёзного музыкального образования, которого у них нет, такую песню написать нельзя!». И пояснил почему он так думает. Особой полемики по данному поводу тогда не последовало, но эту всуе сказанную ремарку я запомнил на годы и долгое время сам пытался ответить на этот вопрос. Ответ со временем, конечно, нашёлся, но я совсем не уверен, удастся ли мне в конце миниатюры убедить в нём взыскательного читателя.

 
The Beatles. Предтечи.

Многие исследователи музыки 50-60-х годов не без оснований утверждают, что британская рок-музыка родом из ливерпульского бита – музыкального стиля, характерного для многих песен The Beatles. Возможно, что это так и есть, я не буду вступать в теоретическую полемику с музыкальными историками. Но с моей точки зрения Британия не является единственной прародиной рок-музыки. Давайте вспомним, что Ливерпуль – это порт, как сказали бы сейчас, транспортный хаб. А там переваливались не только промышленные грузы, но и грампластинки, которые прибывали туда на кораблях из США. Именно так британских берегов достигали грамзаписи Билла Хейли, Элвиса Пресли, Литтл Ричарда, Чака Берри, В.В. Кинга и многих других американских исполнителей, которые затем и расходились по всей стране. Судя по своим первым студийным записям, их-то, как раз, и заслушивали «до дыр» в середине 50-х годов четыре ливерпульских подростка и, как могли, копировали стандартные рок-н-рольные и блюзовые приёмы игры, внося лишь косметические изменения в хорошо отработанные «рисунки».
 
The Beatles. Правда и конспирология.

Краткая история The Beatles (действительная). Джон Леннон (16 лет) и Пол Маккартни (15 лет) познакомились в 1957 году, когда Джон пригласил Пола присоединиться к его группе, которых в то время в Ливерпуле было как грибов после дождя. В 1958 г. Пол привёл в эту группу 15-ти летнего Джорджа Харрисона, так сформировался костяк группы. Вскоре в группу влились гитарист Стюарт Сатклифф и барабанщик Пит Бест. Они стали играть впятером, придумав название The Silver Beatles, а в 1960 году группа определилась со своим окончательным названием The Beatles. В этом же году группа была замечена и приглашена поиграть в одном из клубов Гамбурга.  В 1961 году группу покинул Сатклифф и The Beatles стал снова квартетом. Этим же квартетом они отравились на свои вторые гастроли в Гамбург, там они играли около 3-х месяцев и записали свои первые песни на профессиональной студии. Благодаря этим записям они и стали приобретать в родном Ливерпуле всё большую известность. В 1961 же году их заметил владелец магазина грампластинок Брайн Эпстайн (в миру Эпштейн) и стал их менеджером по продвижению, подписав с ними контракт на 25% со всех доходов группы. Он же переодел музыкантов из кожанок в приличные костюмы, отучил ругаться английским матом со сцены и шутить со зрителями на непристойные темы. Музыкальным продюсером группы стал Джордж Мартин – профессиональный музыкант, специалист по оркестровой аранжировке. По мере набора музыкального веса и мастерства, стало много претензий к барабанщику Питу Бесту в силу его слабого владения инструментом, нежеланием развиваться и отсутствием элементарной дисциплины. Однажды при подготовке к записи очередной песни все поняли, что Пит «не тянет» и на запись был приглашён барабанщик из другой группы по имени Ричард Старки, который в 1962 году и вольётся в основной состав под сценическим псевдонимом Ринго Старр. От себя добавлю, что Ричард был левшой, но он не стал «отзеркаливать» положение барабанов, а оставил их в положении правши. Именно в этом кроется его особая манера исполнения, которая и добавляет ритмическим «рисункам» присущий ему колорит. 1963 год – это первый год «оглушительного» успеха The Beatles. В этом году они выступили по национальному телевидению (трансляция из концертного зала «Палладиум») и записали аж два!!! диска-гиганта, в одночасье став кумирами Англии. Венчал 1963 год невероятный успех на гастролях по Швеции. 1964 год начался с аншлагов в гастрольной поездке по США (с массовыми беспорядками), затем провал во Франции, невероятный успех в гастрольном туре по Голландии, Дании, Гонконгу, Австралии и Новой Зеландии. 1965 год – десятки гастрольных туров по всему миру, новые альбомы, невероятный рост популярности. 1966 год – прекращение сценической и гастрольной деятельности. В этом же году вышел их первый чисто студийный диск «Revolver», который исключал сценическое исполнение из-за большого количества эффектов, которые в те годы можно было воспроизвести только в студии. 1967 год – знаменитая трансляция через спутник (новинка того времени) их концерта по всему миру, с результатом, как бы сейчас сказали, более 400 миллионов просмотров. 1967 год – смерть Брайна Эпстайна по официальной версии от передоза снотворного, однако его адвокат настаивал на насильственной версии смерти. Там много неясного и противоречивого, так как парень был «голубоватым». 1968-1969 год – большой творческий разлад в группе, в том числе и по поводу кандидатуры нового менеджера, однако в 1969 году всё-таки выходит последний совместный альбом – знаменитый «Abbey Road». В этом же году музыканты начинают выпускать свои «сольники». Формально последний альбом 1970 года «Let it be» – это старые песни. В 1970 году Пол МакКартни объявляет, что группа окончательно распалась. В 1979 году Пол всё же пытается «воскресить» группу. Музыканты, вроде бы, не против, но этому случиться было уже не суждено. В 1980 году был убит Джон Леннон. Итог творчества – 13 альбомов за 10 лет и невероятная популярность уже у третьего поколения слушателей.
Краткая история The Beatles (конспирологическая). Эту историю проекта The Beatles поведал миру John Coleman Джон Коулмэн (или у некоторых переводчиков Колеман) в своей «знаменитой» книге «Комитет 300. Тайны мирового правительства», которая вышла на английском языке в 1992-м году, а первая русскоязычная версия появилась в 2002 г.  Этот самый Коулмэн называет себя бывшим высокопоставленным сотрудником британской разведки и «открывает» миру коварную сущность мировой закулисы, описывая во всех красках их методы и технологии управления миром. В частности, проект The Beatles - это совместная разработка Тавистокского института человеческих отношений и Стэнфордского исследовательского центра, которые финансировались фондом Рокфеллера. Целей у проекта The Beatles много, вот главные: отвлечение внимания западного общества от явных провалов капиталистической системы, таких как война во Вьетнаме и полёт Гагарина в космос; канализирование антивоенных и социальных протестов в массовые беспорядки на почве музыкальной истерии. Кроме этого, отработка технологии манипуляции большими массами людей как в варианте «здесь и сейчас», так и создании постоянно действующего механизма. Немаловажной целью было кратное увеличение продаж наркотиков, особенно недавно изобретённого синтетического LSD – важного инструмента контроля над массами его употребляющими. Так же была сделана ставка на использование молодежи, как тарана для переформатирования западного мира и уничтожения его базовых ценностей (семья, церковь, национальное государство). И всё это происходило под лозунгом: «Секс. Наркотики. Рок-н-ролл» и популяризации образа жизни «хиппи». Руководителем проекта The Beatles был назначен Теодор Адорно (в миру Визенгрунд), немецкий социолог, философ, композитор. Он-то и был главным разработчиком технологии влияния музыки на массовое сознание и являлся руководителем «научной школы» Тавистока и Стэнфорда по этому направлению. Для этого он изобрёл специальную 12-ти атональную музыку (именно так в оригинале 12-atonal music, так что не спешите кидать в меня гнилыми помидорами), которая так глубоко проникает в мозги, что делает человека абсолютно управляемым. Для реализации этой задачи Адорно нашёл в Ливерпуле с (помощью MI-5, конечно) одну из многочисленных музыкальных групп, воспитал их, а затем и «раскрутил» с помощью СМИ. И, самое главное, Тео Адорно писал всю музыку и тексты для The Beatles сам под псевдонимом «Леннон-МакКартни» и только иногда под псевдонимом «Харрисон». После этого он применил это оружие массового поражения сначала на весь англо-саксонский мир, а затем и на большинство западных стран. Тео Адорно блестяще выполнил задачу, все цели были достигнуты. Однако при реализации проекта периодически возникали некоторые «шероховатости»: в 1966 году Пол МакКартни решил отказаться от контракта с дьяволом и «спрыгнуть» с проекта. Его ликвидировали и заменили победителем конкурса двойников. Но вскоре случилась главная проблема: в 1969 году Адорно умер от инфаркта и проект The Beatles пришлось сворачивать, так как писать песни стало некому. В 1980 году Джон Леннон решил наконец-то рассказать миру правду, но тут же был «зачищен» закулисой. Всё, конец истории.
The Beatles. Что вероятно, а что невероятно в книге Джона Коулмэна (Колемана).
Данный труд в русскоязычной версии насчитывает 96 страниц и является очень сложным для прочтения из-за наличия большого числа политических прецедентов 50-80-х годов мирового масштаба и частых перекрёстных ссылок. Основной смысл книги – изменение закулисой сознания людей через специальные технологии, из которых едва ли не основной является употребление наркотиков. Справедливости ради надо отметить, что проекту The Beatles посвящена лишь небольшая часть книги, как одному из примеров конкретного воплощения таких технологий в жизнь. В конце книги автор прямо призывает к борьбе за своё первородное «я» и воссозданию высокой культуры человеческого общества. Что ж, очень правильное целеполагание. Однако, разоблачая гнусную сущность «Комитета 300», автор не даёт ни одного совета, как нам организовать эту борьбу. Я бы с удовольствием пренебрёг откровениями Коулмэна в этой миниатюре, если бы не одно НО! В сети уж очень часто приводятся прямые цитаты из этой книги в статьях многих авторов, пишущих на темы The Beatles. Причём, эти цитаты подаются, как истина в последней инстанции для доказательства авторами своих версий событий в «битловской» историографии. Вот, по этой-то причине мы и разберем в данной главе, что у Коулмэна про The Beatles соответствует действительности, а что представляет из себя сову, натянутую на глобус. Итак …..

1. Джон Коулмэн – в прошлом высокопоставленный сотрудник Secret Intelligence Service или MI-6 (разведка). Никаких упоминаний о службе в разведке Её Величества, кроме его собственных слов, я не нашёл. Это, само по себе, нормально, так как разведка - дело весьма закрытое и люди, которые этим занимаются не исключение. Однако разведчика, тем более высокопоставленного, очень легко «вычислить» по тому, что и как он пишет. А именно: человек из спецслужб никогда не опубликует такую версию событий, которая опровергается при первой же простой проверке. Он напишет очень доказательно либо голимую правду, либо дезу, но найдёт такую «упаковку» что распознать её будет очень непросто. Ниже мы увидим, что этот «рыцарь плаща и кинжала» допустил столько информационных «ляпов», применительно к The Beatles, что принадлежность его к спецслужбам лично у меня вызывает очень большие сомнения. Мой вывод: Джон Коулмэн – это кем-то назначенный писатель 11-ти книг про козни мировой закулисы, под именем которого «сливали» информацию для определённой цели. А высокопоставленным разведчиком его сделали для придания большего веса той информации, которая изложена в его книгах. Это старый приём. В противном случае «закулиса» сразу же выкупила бы весь тираж книги, а косточки нашего писателя уже давно бы догнивали в безымянной могилке. Но он до сих пор почему-то жив, написал много книг, которые «разоблачённая» закулиса дала перевести на несколько языков и издала в 50 странах. Так что, и плащ и бутафорский кинжал для Коулмэна достали из чьего-то театрального гардероба. Вывод: сова на глобусе.

2. Из книги: «Теодор Адорно – куратор проекта The Beatles от лица мировой закулисы, как разработчик технологии влияния музыки на людские массы. Он же нашёл всех битлов, собрал их в группу, стал композитором и автором текстов всех битловских песен». Хочу сказать сразу, что ни в одном информационном портале типа «Википедии» вы не найдёте никакой связи между Теодором Адорно, проектом The Beatles, Тавистокским институтом человеческих отношений и Стэнфордским исследовательским центром или фондом Рокфеллера. Он автор многих трудов по философии, социологии, психологии, музыковедению, а как композитор является автором нескольких фортепианных пьес. Но, если даже предположить, что Адорно действительно являлся разработчиком технологии массового помешательства через музыку и работал на мировую закулису, мы никогда не найдём этому прямых доказательств. Там умеют хранить свои настоящие тайны. Но мы с вами сейчас остановимся на так называемой 12-ти атональной музыке (12-atonal music), которую, по словам Коулмэна, изобрёл Адорно и через The Beatles массово «перепрошил» целое поколение. Дело в том, что такого понятия, как 12-ти атональная музыка НЕ СУЩЕСТВУЕТ. Существует атональная музыка и 12-тоновая система композиции (12-tone system of composition), её ещё называют додекафонией, которая, в свою очередь, действительно является разновидностью атональной музыки. Вполне допускаю, что кто-то из читателей может это посчитать за непринципиальную оговорку. Пусть будет так, но 12-тоновую систему композиции разработал далеко не Адорно, а немецкий композитор Арнольд Шёнберг в 1919 году, когда Адорно был ещё мальчишкой. Основное отличие атональной музыки от привычной всем тонально-гармонической состоит в отсутствии такого понятия, как тональность и все 12 тонов хроматической гаммы имеют одинаковое значение. Чтобы дальше не углубляться в теорию музыки и не оперировать специальными музыкальными терминами, которые будут малопонятны большинству читателей, я прошу их самостоятельно найти примеры атональной музыки (полно в сети) и самим ответить на вопрос: где атональная музыка и где музыка The Beatles, которая вполне себе гармонична, и каждая песня имеет свою тональность. С моей точки зрения, любая музыка имеет право на жизнь, в том числе и атональная. Но атональная музыка очень специфическая, которую могут понять и оценить только специалисты с серьёзным образованием в области музыкальной композиции и этой музыке ни при каких обстоятельствах не «светит» стать основой для массовой музыкальной культуры. В качестве итога рассуждений по поводу 12-ти атонального бреда сивой кобылы отставного полковника рискну высказать своё предположение: этот самый «разведчик» Её Величества по фамилии Коулмэн перепутал 12-тоновую систему композиции с традиционным 12-тактным блюзом (12-bar blues), который действительно составляет гармоническую основу рок-н-ролла. А это простой оговоркой назвать уже никак не получиться. К сожалению, так бывает: какое Величество, такой у неё и «разведчик». Теперь об Адорно, как о музыканте. Мне удалось найти в сети его произведения (в основном это фортепианные пьесы) – вполне себе тонально-гармоническая музыка, хотя, по мне, сильно заумная и без «изюминки». Последние сочинённые произведения датируются 1929 годом. Я себе не очень представляю, как композитор в жанре классической музыки после 30-ти летнего перерыва, отпахавший это время на ниве философии и социологии (я насчитал более 10 фундаментальных монографий и множество работ в соавторстве), вдруг стал создавать музыку для The Beatles в стиле рок-н-ролл. А ведь Коулмэн прямо относит Адорно не только к авторству музыки, но и к авторству текстов песен The Beatles. Кто-нибудь встречал еврея, родной язык которого немецкий, в качестве поэта на английском языке. Допускаю, что, может быть, такие и есть, но мне эти персоналии, к сожалению, не знакомы. В доказательство, давайте мы с вами найдём в сети и посмотрим видеоверсию «Yesterday» в исполнении молодого Пола МакКартни, а потом дружно воскликнем: «Ай, да Адорно! Ай, да сукин сын!». И самое главное, что ставит в тупик проект The Beatles, если о нём рассуждать в рамках логики Коулмэна, зачем закулисе искать молокососов, которые ещё толком не выучились играть, и ждать потом несколько лет их профессионального роста, гадая на кофейной гуще: получится или нет? Проще найти профессионалов, дать им нотную тетрадь с песнями и сразу с места в карьер при отсутствии каких бы то ни было рисков. Вывод: сова на глобусе.

3. Из книги: «Адорно умер в 1969 году (инфаркт), в этом же году у The Beatles случился творческий кризис и в 1970 году закулиса была вынуждена свернуть проект». После обретения бешенной популярности вся жизнь музыкантов была под пристальным вниманием прессы в, практически, ежедневном режиме. Однако никто из них не зафиксировал в августе 1969 года факта присутствия музыкантов ни в Швейцарии по месту потери кормильца, ни во Франкфурте-на-Майне по месту его похорон. Пройти незамеченным это бы не могло, так как Адорно был публичным и известным человеком: последние два десятка его лет были посвящены преподавательской и научной деятельности в университете Франкфурта-на-Майне (привет Ливерпулю городу-побратиму). Да и г-на Рокфеллера на похоронах, говорят, то же не было. А ведь по словам нашего «разведчика» Теодор Адорно реализовал грандиозный проект по переформатированию устоев западного образа жизни и память своего павшего солдата закулиса хоть как-то должна была почтить. Да и наша четвёрка в благодарность за то, что он сделал их миллионерами и национальными символами должна была как-то отреагировать. Пусть не личным присутствием на похоронах, так хотя бы каким-нибудь концертом, посвящённом его памяти. Однако не было ничего похожего. Но мы не будем сдаваться. Предположим, что закулиса запретила музыкантам демонстрацию малейших корреляций между The Beatles и Адорно, дабы не «спалить лавочку», и дала указание на мирный роспуск группы. После чего четыре гордых бритта взяли под козырёк, сказали: «Yes, mam!» и разошлись в разные стороны. Лично я не очень представляю себе, как это могло бы выглядеть в натуре. Так что сова уже подлетает к глобусу. С моей же точки зрение дело было примерно так: наш «разведчик» взял два несвязанных между собой события (смерть Адорно и творческий разлад в группе) и применил известный приём манипуляторов – если между событиями нет другой корреляции, кроме одинакового числа пятен на Солнце, то её необходимо обязательно придумать. Цель понятна – наличие связи между этими событиями автоматически подтверждает версию автора о связи проекта The Beatles через Адорно с мировой закулисой. Причинам распада группы я посвящу отдельную главу, а пока поверьте, что эти причины довольно убедительны и, самое главное, распад The Beatles начался не в 1969 году после смерти Адорно, а гораздо раньше - в 1966-м. В 1969 же году он, просто, закончился и я это постараюсь аргументировано доказать. А сейчас, чтобы окончательно убедить читателя в абсурдности прямой связи авторства Адорно с песнями The Beatles, я приведу главный довод. Мне не понаслышке известно, как работает творческая группа музыкантов и как рождаются песни. По этой причине я всегда с большим интересом слушаю или смотрю записи репетиций различных групп, во время которых становятся понятны нюансы творческого процесса, которые мне о многом говорят. Усилиями многочисленных биографов и фанатов The Beatles сохранились нотные черновики, варианты текстов с многочисленными правками, аудиозаписи репетиций, во время которых всем известные песни с первых набросков слов и аккордов приобретали окончательный вид.  И авторство Адорно к ним имеет такое же отношение, как первенство Нила Армстронга к посадке на Луну. Нужно совершенно не понимать, как рождается музыка и поэзия внутри творческого коллектива, чтобы нести подобную ахинею. Но этому, к сожалению, в английских разведшколах не учат. А страдает от этого бедная сова, которую опять натянули на глобус.

4. Цитата: «В октябре1966 года Пола МакКартни пришлось устранить, так как он решил прервать свое участие в проекте The Beatles и рассказать миру о грандиозной мистификации. После этого его заменили на победителя конкурса двойников, а группа прекратила гастрольную деятельность и стала работать только в студии». Строго говоря, этого факта к книге Коулмэна нет. Это пример дальнейшего творческого развития идеи козней мировой закулисы от других «авторов» с опорой на аргументы из бессмертного труда нашего «разведчика». Я совсем не хотел об этом писать, так как жалко тратить время на подобную белиберду. Но во время работы над миниатюрой был поражён количеству публикаций в сети о заказном убийстве Пола в 1966 году через автокатастрофу. Так что придётся на это ответить, хотя бы коротко. Полагаю, что это «исследование» рассчитано исключительно на аудиторию слепоглухонемых поклонников группы The Beatles, которым сложно проверить эту информацию по причине означенной физической немощи. В сети полно видеозаписей Пола после 1966 года при исполнении им песен крупным планом как анфас, так и в оба профиля. Что характерно, он при этом остался левшой, поёт прежним голосом и имеет тот же самый характерный для него почерк при игре на бас-гитаре в привычной ему распальцовке. Я уже не говорю о многолетних выступлениях в постбитловские времена в составе группы «Wings», многочисленные живые концерты которой выложены в сеть в гигантских количествах. Так что, вывод уже сформулировал герой одной бессмертной комедии: «Птичку жалко!».

5. Думаю, что нам пора пожалеть бедную сову и рассказать об изложенных в книге фактах, которые нашли своё подтверждение. Для начала вспомним, что происходило в то время в ведущих странах «западного проекта» - Британии и США. Это уже стало расхожим мемом, но является абсолютной правдой: самой пострадавшей державой во 2-й мировой войне является Британская империя – она перестала существовать как единый территориальный конгломерат, над которым никогда не заходило Солнце. Именно на конец 40-х – начало 50-х годов пришёлся пик распада её колониальной системы, когда из Британской корны выпали две самые яркие жемчужины: Индия (стала независимой, как и Пакистан), а Ближний Восток «отжали» американцы. Так же, с 50-х по 70-е годы формировалась государственность Цейлона, Бирмы, Бангладеш, Непала. От того, что Лоуренс Аравийский после этого несколько раз перевернулся в гробу, Елизавете II было не легче. Советский Союз же, вопреки первоначальным замыслам, закончил войну сверхдержавой. Осколкам империи срочно нужен был позитивный эмоциональный фон, новый объединяющий фактор, цивилизационный прорыв – любыми средствами, на любых условиях и как можно быстрее. Причём этот фактор должен был быть настоящим, живым, примерно, как Гагарин в СССР, а не бутафорским. В США в это же время были свои проблемы: убийство Кеннеди, провальная война во Вьетнаме, успехи того же СССР в космосе и социалке - всё это постоянно провоцировало миллионные демонстрации и забастовки, а акции протеста под руководством Мартина Лютера Кинга реально грозили перерасти в новую гражданскую войну. Причём, на острие всех этих процессов была молодёжь и ситуация требовала срочно охладить бурлящий «западный» котёл. Однако из запасников достали другие технологии управления массами, которые призваны были ничего не «охлаждать», а просто перенаправить политические и социальные протесты в другую, менее опасную, для элиты западных стран сторону. Так родилась рок-музыка и многочисленные рок- и панк-группы. При этом, в качестве бонуса, это позволило «посвящённым» ещё и заработать колоссальные деньги как на самой музыке, так и, попутно, на продаже наркотиков. А кто был автором этой технологии, Комитет 300, Тавистокский институт человеческих отношений, Стэнфордский исследовательский центр, фонд Рокфеллера, тёща Ротшильда или Теодор Адорно с Исааком Дунаевским – это совершенно непринципиально. Важно, что всего за несколько лет задача была с блеском решена. А проект The Beatles просто был первым, с помощью которого удачно протестировали технологию, а затем и повсеместно её внедрили через организацию множества других культовых рок-групп, которые «работали» каждая на свою возрастную, социальную и материального достатка аудиторию. И, если все эти события соединить не логикой Коулмэна, а логикой автора, то сразу становится понятно, почему в этом проекте не участвовали профессионалы, которые гораздо лучше битлов могли бы «прокачивать» широкие народные массы. Нужен был образ простых парней с рабочих окраин, которых в итоге предполагалось вознести на уровень национальных героев. Просто раньше такие ребята не проходили многочисленные фильтры продюсеров, музыкальных редакторов, психиатров, наркологов и других цензурно-репрессивных институтов, отвечающих за социальную стабильность. А вот, когда эту стабильность стало необходимо помножить на ноль – тогда и нашли ничем особо не примечательную группу The Beatles. Просто эта ливерпульская четвёрка была чуть более известна, талантлива и перспективна, чем сотни других на неё похожих музыкальных групп. Кстати, вспомните последние годы перестройки в СССР – технология была воспроизведена, едва ли, не один-в-один. Только вместо The Beatles, Rolling Stones, Sex pistols, Uriah Heep были кем-то подняты на верх всякие Наутилусы Помпилиусы, Ласковые маи, Чайфы, Викторы Цои и Алёны Апины, которых в лучшие времена не подпустили бы к большим сценам из-за элементарного отсутствия необходимых профессиональных качеств, а в случае с Цоем, и моральных. Так или иначе, после того, как выбор пал на The Beatles, на первый план вышло не их мастерство игры на инструментах и поэтический дар, а то, как об этом напишет пресса и покажет TV. Не случайно, 1963 год был годом небывалого в истории музыки по скорости взлёта малоизвестной группы на вершину всех мыслимых и немыслимых хит-парадов. Это означает, что необходимые и достаточные финансовые вливания в «раскрутку» были сделаны и The Beatles запели из каждого утюга, а их юные лица не сходили с первых полос даже весьма консервативных английских газет. Именно правильно вброшенная информация в СМИ теперь предвосхищает все их весьма успешные гастрольные туры. Все, кроме единственного тура по Франции. Там гастроли прошли без особого ажиотажа именно из-за недостаточной предварительной медийной подготовки. Но, судя по этому единственному прецеденту, выводы были сделаны правильные и таких провалов больше не было нигде и никогда. Это исключение ещё раз подтверждает правило: великими The Beatles сделали не столько музыканты группы, сколько информация об их величии. Отдельного внимания заслуживает первый гастрольный тур по США в начале 1964 года. Там медийная составляющая гастролей была проведена на высоком уровне, а процедура их встречи в аэропорту вылилась в массовые молодёжные беспорядки и истерию с элементами срывания нижнего белья на кинокамеру с фиксацией этого процесса на TV и в прессе. Как позже выяснилось, школьницам старших классов из Бронкса кто-то заплатил аж по $20 за этот спектакль, а это были большие по тем временам карманные деньги. Но самым главным явилось то, что на каждом концерте всем желающим раздавали БЕСПЛАТНО!!! пакетики с синтетическим наркотиком LSD, который был синтезирован незадолго до этого. Эти бесплатные пакетики на концертах The Beatles вскоре переросли в наркотическое цунами, захлестнувшее Америку. Так были протестированы технологии управления массами, в основном молодёжью, через наркотики и впоследствии заработаны колоссальные деньги не только на наркоторговле синтетическим LSD, но и на растительных опиатах. Здесь не будем забывать, что наркоторговля во все времена была королевским бизнесом. Как тут не вспомнить «Британскую Ост-Индскую компанию», которая не состоялась бы, не войди в состав её акционеров сама королева Англии. Но второй убитый с помощью The Beatles заяц был куда серьёзней первого. Это создание целого поколения «хиппи» или, как их ещё называли, «дети цветов». Главное их целеполагание – зачем бороться за свои права, интересоваться политикой, если настоящую революцию надо делать на ниве свободной любви, наркотиках, рок-н-ролле. А что бы молодёжь, при этом, ощущала себя не абы кем, а именно революционерами по сносу моральных устоев «старого» общества, их почти поголовно одели в футболки с Че Геварой. К тому же, молодёжная контркультура «хиппи» хотя и не явно, но активно раскручивалась в СМИ.  Само собой, не The Beatles создали это молодёжное движение полного отрицания моральных устоев общества. Но они были первыми кого использовали на все 100 в технологии ликвидации молодёжи, как острия социальных и антивоенных протестов. А завершили начатое многочисленные рок- и панк-группы уже после них и, конечно же, LSD. Несколько лет назад мне на глаза попадалась информация о лидерах среди рок-групп 70-х годов, во время концертов которых имели место максимальные объёмы продаж наркотиков. Для меня было удивительно, что в лидерах оказалась группа «Pink Floyd», а не «Deep Purple», которая была второй. Однако при подготовке к написанию настоящей работы я не смог найти ссылку на эту статистику с целью её более тщательного анализа, поэтому будем считать данную информацию неподтверждённой. Все эти факты, как мне кажется, материализуют одну догадку: владелец магазина грампластинок Брайн Эпстайн и он же менеджер The Beatles никак не смог бы «потянуть» столь серьёзные материальные затраты на раскрутку малоизвестной группы. Тут «вложились» гораздо более серьёзные дяди по чьей-то команде «сверху». Это означает только одно: проект существовал и он охватывал не только The Beatles, а использование рок-музыки в целом. Банкет оплатила, скорее всего, наркомафия, она же и получила огромную прибыль от этих вложений. А вот, самые главные социально-политические купоны состригли, как раз, заказчики этого банкета. Переформатирование общества по своим лекалам во все времена было дороже любых денег. И именно в этом-то Джон Коулмэн оказался прав.

The Beatles. Конец «проекта».
 
Биографы группы, да и сами музыканты назвали такое количество причин распада, что только одно их перечисление заняло бы несколько листов. Я лишь выделю, с моей точки зрения, главные. Первые признаки взаимного непонимания начались в 1966-1967 г. после прекращения гастрольной деятельности и работе только в студийном варианте. Гастроли – это большой труд, который поглощает всё время – там ругаться некогда. Кроме того, создание новых песен возможно только между гастролями через репетиционный процесс. Тут тоже ругаться некогда, так как необходимо быстро наработать новый материал для следующих гастролей. А ведь, в межгастрольное время надо ещё успеть записать альбом с этими новыми песнями и сделать это, опять же, как можно быстрей до новых гастролей – снова ругаться некогда. Студийная работа – это совсем другое целеполагание. Тут никто никого и никуда не гонит – жёстких сроков нет и можно самовыражаться в творчестве сколько душе угодно, особенно когда есть деньги. Вот тут-то всё и началось. Каждый музыкант начал фонтанировать идеями, которые вызывали непонимание у других участников и находить компромисс становилось всё труднее. Тем не менее, до окончательного распада с 1966 по 1969 г.  The Beatles выпустили 5!!! студийных альбомов, один из которых (Белый альбом) был двойным. Большинство песен этого альбома сочинены музыкантами во время их прибывания в Индии в феврале-апреле 1968 г. Сразу по приезду в Лондон музыканты начали реализовывать сочинённый материал, но запись в студии шла тяжело из-за постоянной ругани. Анализируя содержимое «Белого альбома» становится понятно, что большинство композиций уже не являются согласованным всеми музыкантами вариантом, а тем, что удалось «продавить» каждому по отдельности. В это же время Джордж Харрисон, который уже успел стать гитаристом-виртуозом и проявить себя неплохим композитором, высказывает недовольство своим скромным статусом в дискографии The Beatles. Даже Ринго Старр, конформизм которого был самым образцовым в группе, не выдержал скандалов и на две недели покинул студию в самый разгар записи, а партию барабанов при этом записывал Пол. Леннон с МакКартни уже давно не пишут дуэтом, причем Пол настаивает на возобновлении гастрольной деятельности, но с ним никто не соглашается. Важно отметить, что в этот период «травку» покуривали все музыканты группы, но, примерно с 1967 г. Джон Леннон «подсел» на тяжёлые наркотики. Сюда же необходимо добавить то, что место менеджера продолжает пустовать и эту кандидатуру каждый видит по-своему. Удивительно, но последний альбом 1969 года «Abbey Road» выглядит очень цельным и сыгранным. Зная историю группы, я долгое время не мог понять причину такой метаморфозы, но при подготовке к написанию данной миниатюры мне попался объясняющий это материал. Музыканты большинство песен записали отдельно друг от друга, каждый свою дорожку. Поскольку с августа 1969 года наша четвёрка уже ничего совместно не записывала, вышедший уже после распада группы в 1970 г. последний альбом «Let it be» (его ещё называют посмертным) содержал студийные варианты ранее записанных песен. 10 апреля 1970 года Пол МакКартни официально заявил о распаде группы. К этому времени у каждого музыканта из четвёрки уже были проекты на стороне. Бытует мнение, что распад группы позволил каждому музыканту реализовать свои лучшие идеи. Что ж, возможно. Сколько людей – столько и мнений. Но лично я думаю по-другому: лишённые синергии совместного творчества они, напротив, воплотили в жизнь свои худшие тенденции: Леннон со своей экзальтированной супругой в своих песнях ударился в политическую агитацию и пропаганду, Харрисон – в музыкальный мистицизм, МакКартни со своей группой «Wings» начал выдавать на-гора посредственные синглы в жанре поп-музыки, а Ринго Старр – столь же посредственный рок. Причём год от года этот материал становился всё хуже и хуже и исполнялся всё с меньшим успехом. А вот популярность The Beatles никогда не переживала кризиса, и по сей день не оставляет равнодушными уже третье поколение своих поклонников.

The Beatles. Попытка ответить на несколько важных вопросов.

1. Почему в своей книге Коулмэн правильно определил, что рок-музыка – это глобальный проект на концептуальном уровне управления, но в то же время написал столько небылиц и конспирологической жути о The Beatles, которые рассыпаются в прах при самой простой проверке? Ответ на этот вопрос, как ни странно, я нашёл в истории так называемой 100-летней войны между Англией и Францией в 14-15 веках. Точнее, в той версии изТОРЫи, которую нам преподавали в советской средней школе. Дело в том, что простому обывателю читать подробности ведения боевых действий за 100 лет совершенно не интересно и, в большинстве своём, они очень скоро прервут чтение такого изложения событий из-за их банальной скукоты. Для запуска в это скучное повествование сюжетной интриги и «раздули» малозначительный эпизод с участием Жанны Д`Арк. Согласно официальной версии, указанная фемина в образе девственницы сплотила вокруг себя кучу простого народа и выиграла несколько важных сражений. Однако коварные ватиканские попы очень опасались рождения народного лидера, способного возглавить движение против «угнетателей». По этой причине они объявили её ведьмой и сожгли на костре. Это, безусловно, трагично. Но правда такова, что никакое народное ополчение не способно противостоять регулярной армии. А чашу весов в пользу французов склонили знаменитые швейцарские наёмники, которых нанял на свои личные деньги Карл VII. С их-то помощью французы и выиграли ряд сражений, что, в конечном итоге, позволило сбросить англичан с континента. Но повествовать об этом очень непатриотично с точки зрения победителей. Вот, благодаря таким «сюжетным интригам» современная версия истории и превратилась, по сути, в художественную литературу. Схожие задачи для своей книги и решил Коулмэн с помощью The Beatles. Дело в том, что информация о битлах не сосредоточена в какой-то определённой главе, а «размазана» по книге. Этот приём стимулирует обывателя читать всю книгу и, чем невероятнее будет повествование о кумирах поколения, тем больше читателей купит эту книгу и дочитает её до конца. К тому же, я прошу не забывать, что книга была написана в 1992 году. Интернет в то время уже был, но в основном использовался как IP-транспорт для пакетной передачи информации. А вот информативная составляющая в сети была минимальной и проверить фантазии Коулмэна в «два клика» на тот момент не представлялось возможным. Для этого необходимо было потратить много времени на поиск опровергающей информации в библиотечных фондах. Вот этим-то и воспользовался наш Джеймс Бонд.
2. Знали или не знали участники группы и (или) их менеджеры о своей роли в программе переформатирования целого поколения? Использовали ли битлов и их талант «в тёмную», либо они всё-таки подписали «контракт с дьяволом»? Я думаю, что об их роли в глобальной программе по переустройству общества им вряд ли рассказали, но то, что им поступило предложение сыграть в игру по определённым правилам в обмен на славу и деньги сомнению не подлежит. Как и то, что музыканты это предложение приняли. Этому есть как прямые, так и косвенные подтверждения. К прямым подтверждениям можно отнести свидетельство певца, блюзмена и исполнителя раннего рок-н-ролла Тони Шеридана. Он в начале 60-х годов вместе с битлами выступал в портовых кабаках и клубах Гамбурга и приятельствовал с ними. Шеридан, кстати, там частенько выступал под аккомпанемент The Beatles. Сохранились даже записи нескольких их совместных песен. Так вот, в 1962 году !!! после выступления в одном из гамбургских клубов подвыпивший Джон Леннон сказал Шеридану буквально следующее: «Я знаю, что The Beatles будут иметь такой успех, какого не имела ни одна группа. Я точно знаю это, потому что ради этого успеха я продал дьяволу свою душу». Можно как угодно относиться к пьяному трёпу Джона, но менее, чем через год The Beatles действительно стали самой популярной в мире группой, а музыканты – иконами поколения того времени. А мы не будем забывать и про большие деньги, вброшенные в этот подъём. Другое подтверждение, правда косвенное можно найти в дискографии The Beatles. Вот примеры:
- Песня и альбом «Yellow submarine». Сабмарин на наркоманском сленге один из наркотиков.
- Песня «Lucy in the Sky with Diamonds». Заглавные буквы значимых слов складываются в LSD.
- Песня «Norwegian wood». Норвежский лес на наркоманском сленге – марихуана.
- Песня «Revolution № 9» из «Белого альбома». Там есть слова: «Начинай курить марихуану и обрати меня против Покойника». Покойником сатанисты называют Исуса Христа.
Можно, конечно, назвать это случайными совпадениями или творческими странностями. Но, с моей точки зрения, это один из результатов работы по «контракту с дьяволом». Правда, текста этого контракта я привести не могу, как и не могу однозначно назвать того, кто «подписывал» этот контракт ни со стороны дьявола, ни со стороны The Beatles. В попытках нащупать следы такого контракта я просмотрел если не все, то очень многие публичные выступления и заявления Джона Леннона примерно за год до его убийства и Йоко Оно после его смерти в надежде найти хоть какое-то упоминание о желании рассказать миру что-то важное о The Beatles. Итог: никаких зацепок. Джордж Харрисон умер в 2001 году от очень сложной формы онкологии. Понимая, что его выздоровление безнадежно, последние месяцы жизни он посвятил общению со многими людьми, как с близкими, так и с которыми у него по разным причинам ранее были разорваны отношения (прощался). Так что, смерти Джордж не опасался, но и он не проронил даже слово о каком-то сговоре по молодости лет. Ринго с Полом ни о чём подобном не говорили ни в молодые годы, ни сейчас. Тогда остаётся только две рабочие версии: по первой из них вся тяжесть переговоров и «подписание контракта» от лица The Beatles велась менеджером группы Брайном Эпстайном, а от лица «дьявола» контракт подписал кто-то по доверенности от наркомафии. Музыканты, конечно же, были посвящены в какие-то детали, но они касались, как мне кажется, только поведенческого и репертуарного уровня, ну и, конечно, гонораров за концерты. Напомню, что Эпстайн умер в 1967 году по официальной версии от передозировки снотворного, но обстоятельства его смерти были весьма «мутными». Примерно в течении полугода до кончины у него была непроходящая сильная депрессия, которую биографы The Beatles объясняли тем, что в 1966 году группа закончила гастрольную деятельность и сосредоточилась на работе в студии, а Эпстайн, как менеджер группы, оказался никому не нужен. Я же предполагаю другое: наркомафия предъявила ему претензии в нарушении «контракта», так как в связи с прекращением концертной деятельности упал как объём продаж наркотиков, так и скрытая их реклама через репертуар. Музыканты же ничего никому не обещали и поступили, как посчитали нужным. Отсюда и депрессия у Эпстайна, а умер он от передоза или его «убрали» - это уже непринципиально. По второй версии, признание кем-либо из состава The Beatles факта какого-то сговора автоматически означает, что все они никакие не гении, а всего-навсего посредственные музыканты, «раскрученные» в своё время на деньги наркомафии. А признавать это, находясь на вершине известности, не было выгодно никому. Отсюда и консолидированный заговор молчания между музыкантами The Beatles о причинах собственной популярности. Какой же версии отдать предпочтение? А здесь оба варианта не противоречат друг-другу, и мы можем спокойно объединить эти версии в одну, которая и будет ответом на поставленный вопрос.
3. Чем объяснить, что довольно много песен The Beatles явно выходили за пределы композиторского мастерства музыкантов, не имеющих музыкального образования? Кроме того, даже относительно простые песни поражают необходимой и достаточной точностью их аранжировок и идеально расписанными партиями каждого инструмента в отдельности. А вставки необычных для рок-н-ролла инструментов (флейты пикколо, духовых групп, вокальных партий на 9 голосов, как в «Because») и вовсе говорят о «руке мастера», стоящего за творчеством The Beatles. И это действительно так, только фамилия, имя и отчество этого мастера не Теодор Адорно, а Джордж Мартин – профессиональный музыкант, композитор, мастер академической оркестровки, он же музыкальный продюсер группы. Именно этот человек, по сути, и открыл миру The Beatles в 1962 году, сделав три важные вещи: 1. Прослушав записи группы, он правильно оценил потенциал музыкантов, согласился их послушать вживую, а затем и продюсировать; 2. Не стал делать из The Beatles группу одного солиста по типу Элвиса Пресли, а решил, что петь будут все; 3. Отказался от приглашения профессионального композитора, так как убедился в том, что музыканты были сами полны идей. Те, кто играл и сочинял песни в составе вокально-инструментальных ансамблей не дадут мне соврать: явиться на репетицию и сбренчать на гитаре вчера сочинённую песню – это даже не полдела, а очень малая его часть. Песню необходимо выстроить по композиции, сделать аранжировку и расписать музыкальные партии по инструментам, а потом долго репетировать. И, зачастую, в результате этого процесса песня приобретает уже не тот вид, который задумывался автором первоначально. В некоторых случаях даже меняются и слова. Именно это и называется синергией совместного творчества, когда коллективным разумом и талантом создаются шедевры. Джордж Мартин был музыкальным продюсером всех альбомов The Beatles, а в студийных альбомах группы (после 1966 года) принимал участие в записях многих песен ещё и как музыкант. В той же самой песне «Because», например, он не только сыграл партию на клавесине, но и с МАТЕМАТИЧЕСКОЙ точностью расписал вокальную партию на 9 (девять!!!!) голосов, которую спели Леннон, МакКартни и Харрисон в студии путем тройного наложения. Все вновь сочинённые битлами песни предъявлялись сначала Джорджу Мартину на экспертизу, который в случае одобрения и брал на себя часть дальнейшей работы по аранжировкам и доведению песен «до ума». Именно в этой фигуре, с моей точки зрения, и кроется секрет высокого профессионализма битлов, который не вполне соотносился с их музыкальным образованием. Джордж Мартин прожил долгую человеческую и творческую жизнь, продюсировал многих известных музыкантов, но звание пятого битла он носил по праву.

The Beatles. Заключение.

Несмотря на наличие в дискографии песни «Back in the USSR», ни состав The Beatles целиком, ни музыканты группы по отдельности никогда в СССР не были. Хотя конспирологическая версия о закрытом концерте для Политбюро ЦК КПСС всё-таки имела место быть в своё время. Первый свой сольный концерт в России Пол МакКартни отыграл на Красной площади в 2003 г. Во время этого концерта он был поражён необычайной популярности в СССР\России песни «Mrs Vandebilt» (знаменитая Хо-хэй-хо) из альбома 1973 года «Band on the run» группы «Wings». Эту песню сам МакКартни считал «проходной» и включил её в альбом, по его собственному признанию, только по причине того, что она заняла недостающие четыре с небольшим минуты на виниловом диске. В странах Британского содружества песня так же не была популярна у поклонников и почти не исполнялась там на живых концертах. В СССР же напротив, «Хо-хэй-хо» доносилась со всех без исключения танцплощадок и ресторанов с середины 70-х по начало 80-х годов. Кроме этого, в 1975 году группой «Весёлые ребята» был записан русскоязычный вариант этой песни и показан по центральному ТВ Советского Союза в телевизионном фильме «Бенефис Ларисы Голубкиной». Да и на концерте 2003 года «Mrs Vandebilt» исполнялась дважды (один раз на бис), что повергло автора в культурный шок. В чём же причина этой метаморфозы? Дело в том, что одну и ту же мелодию русское и англосаксонское ухо воспринимает совершенно по-разному, так как в основе русской музыки лежит мелодическая основа, в основе западной – ритмическая. Хотя тут дело, как мне кажется, не в национальной принадлежности конкретного «уха», а в культурном коде отдельно взятого человека, который на уровне подсознания (возможно, генома) либо принимает мелодию, либо её отвергает. Я этот пример привёл для того, чтобы донести до читателя своё личное отношение к творчеству The Beatles. Не все песни этой группы мне нравятся, есть даже такие, которые ассоциируются у меня с какофонией. Но многие композиции, всё-таки, прошли через мой культурный код и не отразились от него. И, чем старше становлюсь, тем чаще мне хочется снова их послушать. Возможно, прозорливый читатель заметит: «Это происходит от того, что песни The Beatles пахнут юностью». Пусть так - спорить не буду, так как я однолюб и однажды пришедшая любовь остаётся во мне на всю жизнь. А это, как ни крути, ещё один повод напомнить читателям, что Бог есть Любовь, и пока мы это осознаём у нас есть что передавать следующему поколению. И пусть эта цепочка никогда не будет прервана.

Сергей Дьяков.
г. Омск. 19 мая 2021 г.


Рецензии