Трансформация 21 века

Одним из важнейших инструментов анализа международных отношений является системный подход. Применяя данный подход к анализу развития Ближнего Востока можно выявить одну уникальную особенность этого региона: развитие государств в нём тесно связанно друг с другом, но имеет ощутимый дисбаланс. Как образуется такая система и почему это стало возможным именно на Ближнем Востоке?
Одна из основных причин ассиметричного развития государств – постоянные военные действия. Сюда мы можем отнести, как и гражданские войны, так и военные интервенции других субъектов международных отношений. Именно война препятствует развитию экономики и решению политических кризисов в правительственных органах. Начало гражданской войны в Сирии способствовало ослаблению системы власти в стране и таким образом позволило превратить её территорию в плацдарм военно-стратегических интересов более крупных игроков на международной арене и в ближневосточном регионе: США, России, Турции, Израилю и т.д. Но анализировать сирийскую войну можно бесконечно, со всеми её особенностями в виде раздела интересов между террористическими организациями: ИГ, Аль-Нусрой, Хезболлой и т.д. В виде этнических чисток курдов и иезуитов, в виде преступлений Башаара Асада против своего народа: массовое применение химического и биологического оружий на мирном населении. Эти жуткие факты указывают не только на нечеловеческие нарушения государства всех существующих прав и свобод человека и на зыбкость суверенитета, но и на непосредственную значимость единства интересов правительства с интересами народа, а также создания и укрепления структур внешней и внутренней национальной безопасности.
Похожая ситуация прослеживается и в Йемене, где под тяжестью 7-летней войны государство хоть и объединилось в 1990г., но так и не смогло политически верно консолидировать власть и обязанности, что вскоре привело к новой вспышке радикальных группировок и массовых антиправительственных протестов.
Также большую роль играет доля влияния западных или соседних государств на национальную безопасность. Часто камень преткновений или наоборот защиты интересов находится в зарубежных инвестициях в различные отрасти экономики. Пример: Суэцкий кризис 1954-1957гг. А началась бы военная кампания Великобритании против национализации Суэцкого канала, не будь там английских акций? А присоединился бы Израиль к британскому альянсу в данном конфликте, не будь войны за независимость 1948-1949гг., входе которых Египет нарушил суверенитет Израиля и вторгся на его территории?
Еще одной причиной неравномерного развития государств в регионе является современный исторический фактор: поводом многих гражданских войн была Арабская весна 2011г., которая охватила практически все арабские государства на Ближнем Востоке и северную часть африканского континента. Арабская весна имела прямую связь с тяжелейшим экономическим и социальным положением стран в регионе, но сам процесс массовых протестов исторически, последовательно послужил началом серьёзных перемен: свержение диктаторских режимов в Египте, Ираке, Ливии, смена правительств произошла в Иордании и Омане.
Наличие природных ресурсов. В 1938г. миру открылся новый саудовский бренд под название черное золото. Иран также является обладателем солидной доли нефтяных залежей (приблизительно 13% мирового запаса). Лишь правильное применение и вложение природных ресурсов, а также защита их месторождений от мафии может способствовать экономическому прогрессу, избегая трагического африканского сценария. Так или иначе, природные ресурсы наделяют государство определенной властью в регионе: Саудовская Аравия, Кувейт, Ирак, Иран.
Экономический гэп между богатыми и бедными государствами - один из самых показательных факторов.
И в случае с Объединёнными Арабскими Эмиратами или Саудовской Аравией стабильный и интенсивный темп развития экономики обуславливается отсутствием войн – то Израиль является исключением из правил.
В середине 20 века мир узнал о «Японском чуде». И если дальневосточная концепция заключалась в резком подъёме экономики, то «Израильское чудо» - это основание, укрепление и бесконечное развитие крошечного государства в условиях постоянных войн со дня его образования.
Военная поддержка США, за счёт мощного еврейского лобби и стратегически значимого расположения Израиля в регионе, привлечение западного капитала и интеллектуальный подъем (массовая алия в течении 20 века), быстрое, стремительное развитие и укрепление структур внутренней и внешней безопасности: ЦАХАЛа, ШАБАКа, Моссада, Службы тыла и т.д., и самое главное – относительно грамотное управление гос. аппаратом и оборонным сектором, отсутствие дипломатии к террористам и абсолютное понимание вектора развития государства (его национальных и региональных интересов).
Вопреки полномасштабным войнам и множеству военных операций, совокупность этих факторов вывела Израиль на уровень достойного соперничества с самыми продвинутыми странами не только в своём регионе, но и во всем мире.
Военные угрозы и перспективы развития государств на Ближнем Востоке:
Говоря о перспективах развития государств на Ближнем Востоке, совершенно опрометчиво недооценивать риски в области безопасности.
Если взглянуть на политическую карту мира сегодня, то можно обнаружить, что по меньшей мере два государства на Ближнем Востоке имеют все шансы потерять в ближайшее десятилетие свой суверенитет: Сирия и Йемен. Разумеется, основные причины столь грустного сценария заложены в продолжительной войне, политическом и экономическом кризисе, а также в отсутствии единой национальной идеи общества. Но какой опыт могут вынести для себя другие ближневосточные государства из сирийского и йеменского кейсов?
Прежде всего, региональные войны несут собой дестабилизацию внутри страны: ухудшается работа органов национальной безопасности, что является благоприятной почвой для образования и развития террористических организаций и местных криминальных группировок. Далее, по мере ухудшения ситуации внутри страны, повышаются риски в области региональной безопасности. Они напрямую касаются государств, граничащих с зоной боевых действий. Простой пример: Турция, имея антиизраильскую риторику, усиливает свой военный контингент на территории Сирии, которая, в свою очередь, граничит с Израилем. Соответственно, Израиль повышает меры безопасности на северных границах своих территорий.
Таким образом получается замкнутый круг: национальная безопасность одного государства зависит от нац. безопасности другого, находящегося в одном регионе с первым.
Также следует отметить, что не всегда эти государства имеют общие границы. К примеру, Ливан не имеет территориальных границ с Сектором Газа, однако его общество активно поддерживает палестинское население и их представителей власти. Этому свидетельствуют многочисленные акции протестов на южной границе Ливана с севером Израиля во время операции «Страж стен». В ходе одной из агрессивных демонстраций были повреждены технические средства охраны границ. Представляют ли такие действия угрозу для национальной безопасности Израиля? Определённо, да. Но косвенно эти риски возникают из-за войны на территории, не имеющей границ с Ливаном.
Исходя из вышеперечисленных фактов, можно сделать вывод, что развитие ближневосточных государств тесно связанно с безопасностью в регионе.
Однако, даже самые консервативные восточные общества и элиты стремительно развивающихся стран сегодня выбирают мирный путь взаимоотношений с региональными акторами.
15 сентября 2020г. в Вашингтоне был подписан исторический документ, официально положивший начало дипломатических отношений Израиля с Объединёнными Арабскими Эмиратами, а также подписан мирный договор с Королевством Бахрейн. Именуемые Авраамские соглашения показали всему миру готовность прогрессивного арабского общества не только нормализовать отношения с традиционным противником – Еврейским государством, но и наладить с ним торговые и экономически отношения во имя взаимовыгодного процветания в регионе.
Не менее революционными изменениями на Ближнем Востоке является поведение Саудовской Аравии за последние 10 лет. С каждым годом всё интенсивней и уверенней королевство принимает ряд законов в сторону демократизации общества и даже развития туристической отрасли.
По оценкам многих экспертов, именно Саудовская Аравия может стать следующей мусульманской страной, которая проявит готовность подписать мирные соглашения с Израилем.
На сегодняшний день на Ближнем Востоке происходит существенная трансформация интересов. Продвинутые государства находят взаимовыгоду дипломатическим путём и оптимизируют внутреннюю политику и сферу безопасности. Перспективы оптимистичны: таких государств с каждым годом всё больше в регионе. Однако, есть и те, что после продолжительных гражданских войн и военных интервенций так и не смогли нормализовать отношения, как и внутри общества, так и с международными игроками. Их судьбы будут решаться в ближайшем десятилетии, после чего специалисты снова напишут о трансформации Ближнего Востока.

Гольдштейн Влада
17.05.2021


Рецензии