Дом ненужных вещей

Авдей возвращался из школы. Дорога домой занимала минут 5, если не на что не отвлекаться. Ну как же не отвлекаться, если идешь один, а по дороге столько всего интересного! Пиная жестянку, мальчик посмотрел на пустые проемы окон старого дома. Уже месяц, как дом расселили и готовили к сносу. Хотя родители запрещали ходить мимо страшного, но такого манящего дома, Авдей сегодня выбрал именно этот маршрут. Домой не хотелось, а эта дорога длиннее. В дневнике зияла алая запись: «Родители! Срочно к директору!» Из-за такого пустяка!

Авдей дернул ручку, и подъездная дверь со скрипом открылась. Я на минуточку. Только посмотрю и сразу домой. В подъезде было на редкость светло и тепло, несмотря на выбитые стекла и отсутствие электричества. В какой-то из квартир играла веселая музыка. Может еще не все съехали? Поднявшись на второй этаж, мальчик обнаружил источник музыки. Прямо на лестничной клетке стоял патефон, на котором играла кривая пластинка. Рядом стоялая зажженная керосиновая лампа.

- Здесь есть кто-нибудь? – крикнул Авдей. Музыка закончилась с характерным шипением. – Эй, здесь кто-нибудь есть?!
- Смотря кто тебе нужен. – Раздался непонятно откуда ответ.
-Ну, хотя бы тот, кто говорит.
- Тогда я здесь.
- А вы кто и где? Я вас не вижу! – Авдей вертелся вокруг своей оси, пытаясь уловить направление звука голоса. Но, ощущение было такое, что незнакомец говорит со всех сторон сразу.
- Я Дом ненужных вещей. – вздохнул голос.
- Не понял… - Авдей ошалело оглядел стены и схватился за перила, чтобы удержаться на ногах. – Привидение что ли?
- Сказал же Дом!
- Д-д-дома н-не разговаривают – неуверенно ответил Авдей.
- Ну да, ну да. Дома не разговаривают. Все, что не нужно выбрасывается, музыка сама не играет и лампа сама не зажигается.

В этот момент пластинка взмыла вверх на несколько метров, сделала переворот в пол оборота и шлепнулась на патефон. Игла проигрывателя легла на край диска и зазвучала музыка. Лампа пару раз моргнула светом, потухла, а затем, загадочным образом засияла ярче прежнего. Авдей остолбенел.
- Как такое возможно? - с вытаращенными глазами спросил мальчик.
- Никак – ответил Дом.
Авдей сполз на ступеньки и, обхватив голову руками, стал размышлять вслух:
- Я попал в параллельный мир. Дверь в подъезд – это вход в портал. Значит, если я сейчас выйду на улицу, то увижу не то, что видел раньше. - Мальчик вскочил, прыжками преодолел ступеньки и пулей вылетел из подъезда. Обычный городской пейзаж, все знакомо. - Я же не мог сойти с ума за 10 минут?

Авдей, на редкость, в свои двенадцать лет всегда находил логичные объяснения всему происходящему. Даже сегодняшняя ситуация в школе всего лишь результат его умозаключений. Учительница физики по прозвищу «Мензурка» - сухая маленькая старушка, объясняла ребятам, что уходит на пенсию. Теперь вести уроки физики будет молодой преподаватель – Евгений Семенович. Авдей, как всегда, сложил в голове комбинацию из фактов – Мензурка живет одна, здоровье не важное, лет ей много, и выпалил на весь класс:

- Вам теперь одна дорога – в дом престарелых!
И понеслось. Машка, соседка по парте, шарахнула Авдея учебником и назвала идиотом. Мензурка схватилась за сердце, а Евгений Степанович помчался к директору. Затем грандиозная выволочка и запись в дневнике. Авдей скривился от неприятных воспоминаний. Домой не хотелось. Хотелось выяснить, что же это за Дом ненужных вещей.
- Ладно, попробуем еще раз. Может мне приглючилось на нервной почве. Как там папа говорит – в состоянии аффекта чего только не привидится. – Авдей осторожно открыл дверь и вошел в уже знакомый подъезд. Музыки не было и света тоже. – Точно переглючило!

Быстро преодолев два лестничных пролета, мальчик остановился как вкопанный. На кривой облупленной табуретке стоял и пыхтел самовар. На блюдце с щербинкой лежали две шоколадные конфеты и горстка крекеров. Заварочный чайник с отбитым носиком вспорхнул над чашкой и налил в нее крепкий чай, а самовар, повернув кусочек проволоки, вместо поломанного вентиля, добавил кипятка.

- Вернулся, значит. – сказал Дом – Садись, чайку попей.
- Так не бывает! – заявил Авдей. Страх отступил, и ему на смену пришло безграничное любопытство.
- Не бывает. – усмехнулся Дом.
- Хорошо… Это 3-D проекция? Голограмма? – Авдей потянулся за чашкой. Чашка как чашка, очень старенькая, рисунок почти стерся. – Нет, не голограмма… – мальчик отхлебнул ароматный чай и поставил чашку обратно.
– Если я кому-нибудь расскажу, мне не поверят, в лучшем случае! – Авдей вскочил и стал вертеться на одном месте. Очень сложно общаться с собеседником, когда он везде и не понятно, где находится его лицо. – А в худшем – отведут к психиатру!
- Точно! – ответил Дом
- Тогда зачем ты со мной заговорил!?
- Понимаешь, меня скоро не станет. Я уже старый и никому не нужный дом. Все жильцы съехали, оставив такие же ненужные, как и я, вещи. А мне так хочется внимания! Так хочется общения! Знаешь, столько интересных событий произошло за мою долгую жизнь. Я бы мог много тебе рассказать, поделиться мудростью, если ты конечно захочешь. Ну, пока я еще существую…
- Почему я? Почему ты выбрал меня? – удивился Авдей. Нет, он был не против интересного общения. Просто, одноклассники уже посещали этот дом, и никто из них даже не намекал на странности. Дом как дом, очень старый и все!
- Потому, что ты сегодня выбросил на помойку свою физичку! – рявкнул Дом. –Твои одноклассники сегодня уже лазили здесь и обсуждали этот инцидент. А я подслушал!
- Никуда я ее не выбрасывал! – Авдей прекрасно понимал, что имел ввиду Дом. Но дух противоречия не позволил ему сразу согласиться. – Ладно, извини. Я даже не подумал, когда ляпнул про дом престарелых, что это так обидно!
- В том то все и дело, что не подумал. – Вздохнул Дом – У вас, у людей, все, что не приносит пользу – с глаз долой из сердца вон! Жестокая логика! Вам надо называть вещи своими именами – Дом ненужных стариков, дом ненужных детей!
- Зачем ты мне это говоришь?! Я что ли названия придумывал?! – Авдею стало неуютно и стыдно. Надо бы навестить физичку. А то она, как этот Дом, после выхода на пенсию стала ненужной.
- Я вот, что тебе хотел сказать – Дом как-то посерьезнел, и в голосе появились нотки важности. – Дети ведь тоже особой пользы не приносят, как и старики. Только заботы да хлопоты. Подумай об этом!

Авдей вернулся домой и с удивлением обнаружил, что после занятий он отсутствовал не более 15 минут. Говорящий дом. Остановленное время. Даже не пытаясь объяснить происходящее, мальчик вместе с дневником отправился сразу к маме на кухню.
- Мам! Привет! Тебя вызывают к директору.
- Что ты опять натворил?
Сын описал ситуацию во всех подробностях, с пояснениями собственных мыслей. Про говорящий Дом он решил умолчать. Все равно не поверит.
- Сынок. – Вздохнула мама – Люди не вещи. Твои рассуждения мне понятны, ты не хотел обижать учителя. Но! Пожилой человек, когда перестает трудиться, особенно такой одинокий, как твоя физичка, очень нуждается в поддержке, во внимании и даже в помощи. На то мы и люди, а не роботы. Вот ты скажи, свою родную бабушку ты бы отправил в дом престарелых?
- Ну мам! – возмутился Авдей, – У моей бабушки есть ты и папа, есть я! А у физички никого!
- Как это никого?! У твоей физички, как минимум, есть ТЫ!

Несколько дней спустя Авдей после школы звонил в дверь Мензурки. На лестничной клетке толкались – Машка, соседка по парте и еще несколько ребят из старших классов.
Валентина Николаевна, так звали физичку, открыла дверь и растерялась. Гости топтались на пороге и подталкивали Авдея на «передовую».
- Валентина Николаевна! – начал Авдей и покраснел от смущения, - Мы пришли вас навестить. Ну, чтобы вам было не скучно. Можно?
Физичка растерянно обвела взглядом всю делегацию. На глаза Валентины Николаевны навернулись слезы:
- Конечно, мои дорогие! Родные вы мои! Заходите, будем чай пить!

Раз в неделю ребята навещали свою учительницу. Обыкновенное чаепитие превратилось в интереснейший факультатив. Валентина Николаевна рассказывала занимательные истории, связанные с тем или иным физическим явлением. Делилась собственными жизненными наблюдениями и выводами знаменитых физиков, которые были еще и философами. Цитировала Козьму Пруткова, у которого на все случаи жизни было меткое высказывание. Школьники с открытыми ртами внимали каждое слово.
Как-то незаметно выросла любовь к предмету. Восторженные рассказы ребят заинтриговали не только других школьников, но и директора. И через несколько месяцев Мензурка вернулась в школу вести кружок «Физика в нашей жизни», который стал популярным во всей округе.

А Дом ненужных вещей… его снесли на следующий день, после общения с Авдеем. Разглядывая руины, оставшиеся от дома, Авдей с сожалением заметил – мавр сделал свое дело, мавр может уходить… Ну, точно никто не поверит!


Рецензии
поучительный и добрый рассказ для взрослых и подростков( дети сейчас рано взрослеют)

Катя Иванова 5   16.03.2022 17:18     Заявить о нарушении
Благодарю!

Карманный Мудрец   16.03.2022 21:13   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.