Это нам не задавали гл. 16-3 Гости Олега Н

      
                Одноклассник


        Сделав ремонт, Олег Николаевич с чувством выполненного долга  решил выбраться в центр.  Настроение, что надо, и все его радовало.  Полный сил, здоровья, молодости, он, казалось, может горы свернуть. Июньский ветер ласково обдувал его и тихо шелестел листвой деревьев.  Сверкающее  солнце  пробивалось сквозь  густую крону  растущих вдоль аллеи  тополей и ясеней,  и лучи его светлыми,  живыми кудрявыми пятнами  играли на всем: на земле, на стенах домов, на фигурах прохожих.
      На улице  наблюдалось  большое движение; все куда-то торопились по  своим делам.  Только молодые мамаши  чинно  шли, с осторожностью  толкая  перед собой детские коляски с драгоценной ношей. Он шел и радовался жизни: "Ах, как хорошо!"
 
      Правда, несколько портили эйфорию радости, что ты живешь на белом свете, те, что слонялись без  дела, не нашедшие или, наоборот, потерявшие себя в этом мире. Они собирались небольшими группами и занимали скамейки или подворотни во дворах жилых домов с пивом или паленой водкой в руках, и представлялись бельмом на глазу у благочинных и успешных горожан. Они жили тем, что могли что-то полезное найти для себя  в урнах и мусорных контейнерах. Эти отверженные обществом люди жили одним днем и ничего хорошего от жизни не ждали. И никому до них не было дела,  кроме тех, кто делал на таких людях  незаконный бизнес.

      Возле  крыльца универмага  стоял  молодой согбенный  нищий  с побитым одутловатым лицом и с  помятой кепкой  в руке, в  которую кое-кто из жалости  к его состоянию  бросал мелочь. На носу, щеках и даже ушах его виднелись кровяные корки подсохших ссадин. Олег Николаевич уже знал причину их появления. «Ишь, как тебя разукрасили твои хозяева!  Неужели с детства мечтал о такой жизни? И что же тебя довело до ручки?», - невесело думал он и, бросив в кепку нищего несколько мелких монет,  направился  дальше.

      Вспомнив,  что у него кончились сигареты, он подошел к табачному  киоску. Вдруг его кто-то окликнул:
      - Олег! Здорово!
      Он оглянулся и не сразу узнал  своего старого знакомого, бывшего  одноклассника Анатолия Баринова.
      - Здорово! – несколько удивленно произнес Олег Николаевич. Подумал: «Надо же, узнал через  столько-то лет» и с нескрываемым интересом спросил:
      - Толян?! Ты как тут оказался?

      Они вместе  учились до  девятого класса. Затем Баринов ушел из школы и поступил в ПТУ учиться на слесаря. Учился  он плохо,  затем стал знаться с неблагополучными  ребятами. В школе отношения между  ними были  нормальными,  поэтому, когда случайно встретились, даже обрадовались  друг другу.  Анатолий, чтобы отметить встречу,   напросился к  приятелю  в гости, и отказать ему было как-то неудобно.

     Условная дружба. К сожалению, мы склонны не замечать этого до последнего. Такие люди могут притворяться друзьями и степень их расположения по отношению к вам может зависеть от того, что они могут получить от вас, будь то социальный статус, материальное имущество, денежный интерес или другие виды выгод.
       Они могут ловко манипулировать вами, используя ваше чувство вины или эмоциональный шантаж, чтобы получить от вас желаемое. Манипуляция - это когда вам не говорят напрямую то, чего хотят от вас, а с помощью разных уловок подводят вас к тому, чего вы вообще-то не хотели, но что сделали или выбрали после общения с таким другом. Как только они достигают своей цели, их интерес к вам уменьшается или пропадает.

      Итак, была-не была,  Олег Николаевич  привел бывшего одноклассника к себе домой, чтобы отметить  встречу. Они пили понемногу  грузинское вино,  которым угощал хозяина  гость, курили дорогие сигареты «Мальборо», и  вели разговор о простых вещах: о работе,  семье,  общих знакомых. Анатолий работал автослесарем в ремонтной мастерской и занимался нелегальным бизнесом – делал паленую водку, на которой немало имел барыша, но об этом старому приятелю не спешил говорить. К тому же, он был карточный шулер.

      У Олега  Николаевича слегка кружилась голова от  выпитого вина и выкуренных сигарет, но контроль над собой не терял.  Гость его, осмотрев небольшую комнату, обмолвился о скромности  интерьера и тесноте:
      - Да, тесновато тут у тебя и  не шик-модерн.
      - Мы не графы! Нам и этого достаточно, –  Олег Николаевич небрежно  стряхнул пепел с сигареты.
      - Конечно, на зарплату учителя  шибко не разживешься. То ли раньше было! - Анатолий  тянул понемногу  из фужера вино. — Так до старости  и проживешь в этой конуре?
      - Ну, до старости еще далеко. Думаю, много чего еще изменится в моей жизни.

      - Думаю, ничего существенного не изменится, если ничего не делать: лисы, как ходили, так и будут ходить в мехах, а обезьяны, как были с голой задницей, такими и останутся.
      - А ты кто — лиса или обезьяна? – с любопытством глянул на него Олег Николаевич.
      - О-о, кажется,  я тебя поддел, приятель, - рассмеялся гость и лукаво продолжил:  — На твой вопрос отвечу просто: я – обезьяна. Пока что.  Но быть всю жизнь ею  не собираюсь. Я мечтаю о собственном особняке со всеми удобствами и комфортом. Мечтаю  побывать во многих странах, иметь домик на Канарах. Разве это плохо?

      - Мечтать неплохо! — согласился  Олег Николаевич. - Только ведь на это немалые деньги требуется.
     - Молоток! – похвалил его дружок. - Соображаешь. Остается думать-гадать, где же их достать? На нынешнюю зарплату учителя можно позволить раз в год в кинотеатр сходить, - и мелко, утробно, засмеялся.
      - Что же ты предлагаешь?
      - Следовать одному принципу: «Мы не можем ждать милости от природы, взять их у нее – наша задача!» Помнишь  со школы? Кажется, это сказал Менделеев.
      -  Это сказал Мичурин, но я не думал, что этот принцип можно применить  лично к себе.
      - Я тоже не сам до этого  дошел. Нашлись умные люди, подсказали.

      - Ну и как можно воспользоваться этим принципом? – спросил Олег Николаевич и навострил уши услышать что-то интересное.
      - Возможностей немало, правда,  большинство из них  не дружат с законом. Самое удобное – научиться  мастерски  играть в карты и жить на выигрыши. Некоторые так и делают. Или поехать на «Поле  чудес» в Москву, выиграть машину и  выгодно продать. Ха-ха-ха!  — засмеялся Анатолий. — Извини, на счет  «Поля чудес» я пошутил, а вот научиться  так играть в карты, чтобы выигрывать – я не шучу. Этому можно научиться и всегда будешь иметь кусок хлеба с маслом.
     Видя, что бедный учитель призадумался,  приятель  решил склонить его к  азартным карточным играм.
      - Ты не думай, что  так трудно научиться играть в карты.  Давай  покажу тебе одну игру прямо сейчас.

      "Этого еще не хватало!" - поморщился Олег Николаевич. Он знал, что азартные  игры до добра не доводят и смекнул, что от бывшего одноклассника добра  уж точно не будет, и надо его как-то выпроводить. План у него  уже созрел, и он, почесав за ухом, для вида, согласился:
    - Ну хорошо! Только у нас с тобой  всего полчаса а затем мне надо срочно в библиотеку. - Он посмотрел на приятеля, который уже  вытаскивал колоду карт из кармана пиджака.
     - Какие проблемы? Надо, так надо! - проговорил Анатолий, тасуя колоду. – Смотри, как надо играть в «Очко»...

     Олег Николаевич во время игры все время посматривал на часы, и, когда прошло ровно полчаса, остановил приятеля.
     - Все, хватит, наше время истекло, — мне пора!
     - Ну пора, так пора, - нехотя собирая карты, со вздохом проговорил  Анатолий. — Хотя можно было бы закончить игру.
     - Признаться, я не любитель карточных игр еще с детства.
     - А для меня это – удовольствие и деньги.  И что за спешка? По-моему, ты  сначала никуда не спешил.
     - Да память-то девичья: забыл, что в библиотеку надо. Там ругают за задержку книг, а мне  не нравится постоянно оправдываться перед ними. Чувствуешь себя каким-то нерадивым школьником, - и он взял со стеллажа пару книг и сунул в пакет.

      - Ну, да, понимаю! - Анатолию  был не по душе такой поворот, но пришлось подчиниться.  На улице  Олег Николаевич проводил приятеля до остановки.
      - Может, я завтра или послезавтра к тебе заскочу? Закончим начатое.
      - Извини, Толя, но это не для меня. Ты живи, как  совесть тебе позволяет, но я - учитель. Я должен не только учить детей быть честными, не сворачивать на кривой путь, но и самому таким быть.
      - Выходит, я на кривом пути?
      - Вот тут уж думай сам, дружок.
      - Ну ладно, посмотрим, к чему приведет твой путь, уважаемый учитель. Прощай! -  приятелю ничего не  оставалось делать, как признаться себе, что «рыбка» сорвалась с крючка. Да, Олег Николаевич - не глупый карась, чтобы попасться  на  крючок опытного "рыбака". Расставаясь с бывшим одноклассником, он подумал: «Господи, избавь меня от таких друзей, а от врагов я избавлюсь сам».


                продолжение следует  http://proza.ru/2015/06/11/680      
   


Рецензии
Добрый вечер, Людмила!
Этот Толян какой-то непонятный тип в этой главе романа. Надеюсь, он больше здесь не встретится. И для чего он нужен?
Подальше надо от таких Тодянов я бы держался.
Зеленая.
У нас потеплело, капель, +2,
когда же кончится эта зима!
Ничего стишок?😀

Федоров Александр Георгиевич   05.02.2024 21:41     Заявить о нарушении
Спасибо, Александр, за прочтение и добрый отзыв! Я такой персонаж, как
Толян, специально применила, чтобы показать, как с такими типами себя вести,
чтобы не попасть на их удочку. Больше он не встретится.
У нас -5. Тоже теплеет понемногу.
С уважением,

Людмила Каштанова   06.02.2024 05:23   Заявить о нарушении
«Господи, избавь меня от таких друзей, а от врагов я избавлюсь сам».
- Всё так. Вера спасает нас от излишней гордыни
и помогает в выборе пути.

Василий Овчинников   28.03.2025 07:19   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.