Богом клянусь! Основано на реальных событиях

Глава 1.
"ПРИЯТНО ПОЗНАКОМИТЬСЯ"

- Вчера ходила к гадалке, и знаете, что она мне сказала? – Женщина по имени Нина подалась вперед, а рука её легла вдоль стола, приблизившись к датчикам полиграфа.
Она демонстрировала готовность помочь разобраться в ситуации, а я, сидя напротив, просто смотрел на нее.

Не знаю, как это выглядело со стороны, но я старался выразить взглядом понимание и одобрение.
На самом же деле после этого её заявления я чуть не начал снисходительно улыбаться, так как не верил во всякое такое, связанное с гаданиями, предсказаниями и прочим потусторонним.

Стараясь сохранить на лице невозмутимость, я невыразительно поинтересовался:
- Очень любопытно. Внимательно вас слушаю.
- Вы, конечно, можете в это не верить, но гадалка всё точно сказала. – Словно прочитала мои мысли Нина.

Это была простая женщина, из провинциального небольшого города, но у нее хватило догадливости усомниться в том, что специалисту из Москвы будет сложно принять ее слова за правду.

Теперь она сама сообразила, что на гадания и ворожбу ее собеседник обратит внимание в последнюю очередь, и оттого засомневалась, стоит ли ей продолжать.

- Нина, просто расскажите, что вам нагадали, а я уже решу, что делать с этой информацией.
- Ну я… я же переживаю, что у нас такое случилось. И что меня подозревают в этой недостаче. Хозяйка на меня теперь косо смотрит…
- Только на вас?
- Нет. И на сменщицу тоже, конечно. Перестала с нами разговаривать, как раньше. Ничего не рассказывает теперь. Это непривычно для меня, и давит на психику. Поэтому я и решила к гадалке знакомой сходить.
- Правильно я понимаю – из-за того, что подозрения пали на вас, вы пошли к гадалке? То есть, вы реально думали, что она поможет? – Я уже перестал себя контролировать, и задавал вопросы, не анализируя то, как они будут восприняты женщиной.

В принципе, я все сделал правильно, поставив под сомнение «нормальность» похода за ответами к гадалке. Теперь ей придется оправдываться и много говорить.

- Ну да. Она мне уже раньше помогала сильно. Правда, это по здоровью было… но это ничего, к ней по всяким вопросам люди ходят. Ну, и сказала она мне вот что. Мол, драгоценности в вашем магазине взяла женщина. С черными волосами. Еще у нее дети есть. Вот. И знаете, на мою напарницу похоже! Она же с черными волосами, и двое мальчиков школьников у нее.

Я мысленно шлепнул себя по лицу раскрытой ладонью, выражая то состояние, когда что-то не можешь принять, и думаешь – какие же люди… чуднЫе. Как в наше время можно строить свою жизнь по советам гадалки?! Не Средневековье же. Не понимаю. Снова уточнил:

- И вы считаете, что это она украла?
- Ну не я же! – Искренне удивилась Нина.
- Пока не знаю. Может и не вы. А из покупателей кто-то мог?
- Могли, но не столько же. Ну, одну вещицу еще можно проморгать, но не четыре же за месяц! А гадалка вот четко сказала, что с черными волосами, как у Гальки, сменщицы.

Задав еще с десяток уточняющих вопросов про напарницу, а также про само дело (что именно пропало, когда, кто обнаружил и т.д.), я сделал для себя пометку про ее поведение.

Абсолютно открытая. Бесхитростная. На вопросы отвечает без задержек, возмущается при намеках на то, что это она могла украсть. Все бы хорошо по поведению, оно как у честного человека. Но, зачем она к гадалке бегала? И пытается мое внимание перекинуть на свою сменщицу. Надо будет выяснить какие между ними отношения.

Дверь приоткрылась, и в проеме появилось извиняющееся лицо хозяйки ювелирного салона, в котором на днях при инвентаризации она обнаружила пропажу нескольких золотых украшений.
- Вам сделать кофе? Вам, наверное, еще долго здесь?

Хозяйку небольшого ювелирного магазинчика звали Светлана Анатольевна. Она сначала самостоятельно пыталась выяснить у своих продавцов по чьей вине она не досчиталась нескольких изделий, но тщетно. Обе отрицали свою причастность.

- Мы уже закончили, а кофе не надо, спасибо. – Я поднялся со своего стула. Нина тоже встала, и спросила:
- Со мной всё?
- На сегодня – да. У меня только большая просьба к вам будет. Пожалуйста, это в ваших же интересах – не рассказывайте никому и ничего о том, что мы здесь обсуждали.
- Хорошо, я поняла. – Она вышла из кабинета, и ее место на стуле заняла хозяйка.
- Светлана Анатольевна, вы знаете, что Нина обращалась…
- К гадалке? Да, она мне рассказывала. Ну, что я могу сказать - это ее право.
- А вы сами что думаете - кто из них украл драгоценности?
- Я даже предположить не могу! Они обе работают у меня давно, и ни разу ничего не пропадало.
- Это понятно. Но, всё когда-нибудь происходит в первый раз. Светлана, я сегодня просто поговорю с вашими продавцами, а тестирование назначим на завтра. У меня будет достаточно времени, чтобы тщательно осмыслить все аспекты дела, проанализировать все, что расскажут мне ваши сотрудники, и подготовить стратегию тестирования.
- Ой, как скажете! Это же вам лучше знать. Главное, чтобы вы потом сказали мне кто из них ворует!
- Скажу.
- Я вот еще хотела спросить...
- Да, пожалуйста.
- А сколько это все по времени займет?
- Два или три дня.

Да, я мог бы сделать все одним днем, но специально не стал. Я был в отпуске, и захотелось поработать в удовольствие, без спешки. Как раньше в эпоху чернильнопишущих полиграфов.
Учитель как-то рассказывал, как они с коллегой раньше ездили на расследования. Я тогда слушал эти истории, и был в полном восторге от процесса, начиная с подготовительного этапа, и заканчивая проведением самой проверки.

Специалистов еще столько не было, как сейчас, ценились они на вес золота, и были почти как небожители. Правда, работали они все только в спецслужбах. Так вот представьте себе, что на проведение одного расследования могло уходить от 3-х дней до недели. Дело, которое было необходимо расследовать, предварительно тщательно изучалось. Специалисты выезжали на место, и там задавали всем много вопросов. На основании полученной информации потом выстраивали версии, и уже под эти версии готовили стратегию тестирования. А, когда проводили предварительные опросы подозреваемых, то никто из них даже не догадывался, что общался с полиграфологами. Все думали, что это просто следователи в штатском.

Потом, в день "Ч" специалистов привозил автомобиль.
На виду у всех сотрудников сам директор предприятия подбегал к машине, учтиво забирал у них из рук чемоданы с аппаратурой, и тащил в здание.

Сотрудники, наблюдая такое, были не на шутку удивлены. Тотчас же начинало работать сарафанное радио. Летело от уха к уху, что сегодня будет что-то неординарное.

Оказывается, эти двое очень непростые люди, если директор лично за ними чемоданы носит.
Ну и у причастного после такого зачастую сдавали нервы. Когда он заходил в кабинет, уже и полиграф был не нужен. Всё было на лице написано.

Светлана Анатольевна кашлянула, как бы намекая на затянувшуюся паузу. Я отвлекся от размышлений, и обратился к ней:

- Пригласите ко мне вторую женщину, пожалуйста.

Хозяйка кивнула, и вышла из своего кабинета.

Галина, так звали напарницу Нины, появилась буквально через минуту. Я смотрел в монитор ноутбука, и делал вид, что печатаю что-то важное.
Она не отходила от двери, и не издавала ни звука. Просто вошла, встала и молчит.
Стало любопытно в каком эмоциональном состоянии она находится, и я не меняя положения головы, поднял на нее глаза.
Указательный палец левой руки туго взят в кольцо кистью правой руки. Смотрит в сторону, глаза открыты широко, прикусывает нижнюю губу.

- Здравствуйте, Галина. - Пора было приступать к общению.

Галина ответила на приветствие, и бросила на меня быстрый взгляд. Такой быстрый, что я даже не успел заметить, что выражали ее глаза. Что в них было? Отчаяние, страх? Нет, сложно сказать, а жаль. Обычно именно в эти первые секунды в глазах кроется истина. Надо только внимательно приглядеться.

У одних в глазах играет интерес, у других недоумение, у третьих страх... Но, почти никогда эти чувства не бывают в чистом виде, всегда разбавлены одним-двумя дополнительными.
К интересу примешивается удивление и уверенность.
К недоумению - тревога и вызов.
К страху - отчаяние и ненависть.

- Присаживайтесь, пожалуйста. - "Всё. Приступаем. Я не знаю эту женщину. Я не знаю вообще ничего. Чистый, белый лист". Эти слова я повторяю всегда перед началом беседы. Это помогает абстрагироваться от эмоций, которые налипают в процессе выяснения обстоятельств дела и общения с другими людьми.
- Спасибо.
- Давайте знакомиться лично? Меня зовут Алексей.
- Галина. - Женщина кивнула, и виновато улыбнулась.

Глава 2.
"БЕСЕДА"

Комната, в которой проходило обследование, была маленькая. Не развернуться.
Женщина сидела близко к столу, и я не мог видеть ее полностью.
Если все так и оставить, то невозможно будет отслеживать реакции ее тела в процессе обсуждения интересующих заказчицу вопросов.

Я вздохнул, приподнялся со своего стула, и, натянув улыбку, произнес:

- Галина, вынужден вас побеспокоить. Давайте мы с вами для общения сядем по другому?
- Что? - Женщина не поняла смысла произнесенных слов. "Нда, надо же как волнуется".
- Чтобы мне вас лучше видеть и слышать, нам с вами надо переставить стулья чуть дальше от стола. Вы не будете возражать?

На этот раз до Галины дошло то, о чем я ее прошу.
Она молча встала со своего места, но никаких действий после этого не последовало. Глаза только стали еще шире.

Я вытащил свой стул из-за стола, и отнес к окну. Так, здесь сяду я. А ее посажу у двери. И свет как раз будет падать на нее, меня при этом немного затемняя.

Мы расположились друг напротив друга.
Как только Галина опустилась на свое место, она тут же скрестила ноги, и задвинула их под стул.
"Вооот!" - Подумал я. - "А если бы сидели как раньше, то я бы этого не заметил. Ишь ты, как закрылась".

- Почему вы улыбаетесь? - Спросила Галина.
Улыбался я совершенно непроизвольно, и не отдавал себе в этом отчета. Но, после заданного вопроса понял, почему. Мне предстоял прямо сейчас занимательный разговор, по ходу которого к началу тестирования я уже на 90% буду знать, имеет ли она отношение к пропаже золота или нет.

Женщина совершенно не владеет собой. Не контролирует свое тело. Это осознание промелькнуло у меня в голове за секунду, так что я почти моментально ответил:

- Просто рад вас видеть. - И это была почти правда.

Следующие 10 минут мы, можно сказать, просто болтали обо всем на свете. Ну нет, не совсем болтали. Я интересовался ее жизнью, и она сначала очень настороженно, но потом все более раскрепощенно давала ответы. Иногда односложные, иногда более развернутые.

Когда речь зашла о ее сыновьях-школьниках, Галина как будто забыла где находится и по какому поводу. Лицо ее прояснилось, когда она рассказывала какой-то интересный случай из их жизни. Жестикуляция стала свободной, а ноги "вылезли", наконец, из под стула.

- Знаете, они у меня такие помощники! Помогают мне по дому во всём, учатся хорошо. - Гордо поясняла она. - И перед бывшим мужем заступались за меня.
Тут она осеклась, и лицо вновь потускнело.
- Вы в разводе? - Догадался я.
- Да. Плохой был человек. Пил и бил меня. А ребятки заступались. - Галина стала совсем мрачная. "Еще немного и заплачет", подумал я. Надо вытаскивать ее из этого состояния.
- Так чем ребятки ваши увлекаются? - Перевел я разговор на приятную для нее тему.
- Они у меня близняшки, вы знали? - Опять улыбнулась она.
- Не знал. Это же здорово!
- Да, с ними столько забавных случаев было - Галина даже рассмеялась.- Спорт вот любят. На самбо уже полгода ходят. Да только...
- Что?
- На соревнования им скоро ехать, а курток борцовок нет у них. И шлемов нет. И самбовок. Тренер сказал, что выдаст, но это же чье-то ношеное, старое.
- Как учителя относятся в школе, не обижают их?
- Ой, что вы! Их все любят!
Настало время уводить беседу в неприятное русло. И я сходу задал вопрос совсем из другой области.
- Галина, вам в жизни приходилось что-нибудь красть? - Женщина на несколько секунд окаменела...
- ... Нет… только у мужа.
- А в продуктовых магазинах, в которых вы раньше продавцом работали?
- ... Нет.
- Это точно?
- Ну… в этом… в котором овощами и фруктами торговала… Там на тысячу, на две и все. И то потом приходилось выплачивать.
- А смысл было брать?
- Ну, думала что... прикроется как-то. Не заметят.

Ну вот и хорошо.
Теперь я знаю как она себя ведет в те моменты, когда слышит неприятные вопросы.
Я отметил каждое неосознанное движение ее ног, увидел как руки сначала задеревенели, а потом схватили крестик, висящий на уровне груди. Услышал долгие паузы перед ответами. Неуверенный и просевший голос.

Чтобы ее расслабить, я снова вернулся к обсуждению нейтральных тем.
Мы поговорили о погоде, о работе, и даже немного о политике. Речь продавщицы опять стала четкой, связанной и не усугубленной тяжелыми мыслительными процессами. Как было в те моменты, когда ей надо было решать, сказать ли мне правду про прошлые грешки или обмануть.

Когда увидел, что она успокоилась, перешел к задаванию главных вопросов. Для выяснения которых меня, собственно и пригласили.
Только в этот раз я предупредил, что задам несколько вопросов о том событии, которое расследую.

Моя собеседница кивнула и замерла в ожидании.

- Как это могло произойти? - Начал я.
- Я не знаю. - Выпалила Галина. - У меня вот есть золото мое, и мне ничего другого не нужно. И то, это мамино.
- Вы можете предположить, как это можно было сделать?
- Нет. - Ответила она всё так же, без раздумий.
- Подозреваете кого-нибудь?
- Я вообще не знаю. Мне внушили, что это в бумагах, то есть, может быть, что-нибудь выкинули…
- На какую сумму пропали золотые изделия? - Я продолжал размеренно и с одной интонацией задавать вопросы.
- ... Точно не знаю, вроде бы на 28.000 рублей... - Отметил про себя, что точную сумму знали все. Потому что совсем недавно подсчитывали ущерб.
- Вы имеете отношение к пропаже золота из магазина? - Озвучил я свой предпоследний вопрос на эту тему.

Галина дернула плечом, и как-то неопределенно мотнула головой.

"Вот. Непричастный человек, ответил бы на этот вопрос голосом. И уверенно". Тут мне бы порадоваться, но, я не был доволен. Хоть и невербальных признаков, свидетельствующих о том, что продавщица обладает какой-то информацией, набралось достаточное количество.
Как-то слишком все просто получилось.

- И последний вопрос. Галина, вы готовы подтвердить свои слова, пройдя тестирование на полиграфе?

Глава 3.
"ПРОВОКАЦИЯ"

После того, как Галина согласилась пройти полиграф, я отпустил ее.
Тестирование планировалось на завтрашний день, поэтому сразу предупредил, чтобы не пила спиртного накануне.

Хозяйка магазина, Светлана Анатольевна, заглянула в проем двери, и попросила разрешения войти. Я сделал приглашающий жест, и сходу задал странный вопрос:

- Для вас бейсбольная бита имеет какое-нибудь значение?
- Ннет, - Неуверенно протянула она. И в этот момент на лице я отметил реакцию искреннего удивления.
- Тогда, забудьте. Это я просто так спросил.
Пожав плечами, Светлана спросила о важном для нее:
- Ну, что скажете про девочек? - Поинтересовалась она.
- Пока ничего. Всю информацию дам после того, как проведу тестирование, и обработаю результаты.
- Хотя бы предварительно...
- Нет, не положено.

Светлана обиженно, но понимающе надула губы:

- А как он работает?
- Вы про полиграф?
- Да.
- Как раз хотел вам показать. - Улыбнулся я. - Было бы замечательно, если бы вы сами прошли тестирование, которое предстоит вашим сотрудницам.
- Ой, здорово! Мне прямо очень интересно!
- Понимаю. И, кстати, это будет честно по отношению к ним. Ну и чтобы я не зря сегодня полиграф на столе раскладывал. Надо его использовать по прямому назначению.

Светлана рассмеялась.
- А знаете, мне страшно! Волнительно как-то все это.
- И чего же вы боитесь?
- Даже не знаю... Первый раз же такое.
- Вот именно. Первый раз. - Я многозначительно поднял указательный палец. - Вы, как и большинство людей, волнуетесь из-за неизвестности. Из-за неопределенности. А всё это, мы люди, очень не любим. Нам подавай полную информацию как, что и почему. И вот когда мы уже знаем всё о чем-либо, то оно перестает нас напрягать.
- Согласна с вами. Это как когда на машине первый раз едешь в незнакомое место, по незнакомой дороге. Я всегда нервничаю. А потом, когда уже второй, третий раз, то уже всегда мне спокойно. Потому что знаю полностью весь маршрут.
- Очень верно подметили. С полиграфом также. Мы с вами все аспекты предстоящей процедуры тщательно обсудим и разберем. Так что, на начало непосредственно тестирования вы будете знать абсолютно все! И страха неизвестности у вас не будет. Останется только страх разоблачения и страх последствий в том случае, если вы каким-то образом замешаны в пропаже золота.

После непродолжительной паузы я подозрительно глянул на нее, и уточнил:

- Вы замешаны?
- Я?! Да как я могу?! Это же мое золото! - Возмутилась хозяйка.
- Так вы не причастны?
- Нет!!! - Зло бросила Светлана.

Я смотрел на нее, и не мог сдержать улыбку.

- Почему вы так возмущены?
- Да потому что это же абсурд, подозревать меня!
- Конечно, я это знаю. Просто прошу обратить внимание на то, как вы отреагировали на мои намеки в ваш адрес.
- Я разозлилась. - Подытожила она понимающе.
- Именно. И это прекрасный признак того, что вы с большой вероятностью никакого отношения к делу не имеете.
- Я поняла! И что будем делать дальше? - Светлана успокоилась, и была готова продолжать.
- Сначала вам надо привыкнуть к полиграфу и научиться себя правильно вести, находясь под датчиками.
- Я готова.
- Тогда слушайте и запоминайте все, что я буду рассказывать. Это точно поможет вам пройти тестирование легко и непринужденно...

По мере того, как я рассказывал и показывал как, почему и когда у человека возникают реакции, Светлана все более успокаивалась. Можно было видеть, как волнение уходило, а оставался только интерес к происходящему.

Когда стало очевидно, что она поняла все то, что ей пояснялось, я дал инструкцию:

- Не называйте вслух, а просто скажите - вы помните, о каком предмете я вас спросил, когда вы зашли в кабинет? Отвечайте только "да" или "нет".
- Да, я помню.
- Ну вот и отлично. Сейчас мы проведем тест, в котором вам надо будет просто повторять за мной названия предметов. Среди этих предметов будет и тот, о котором я вас спрашивал в самом начале. Вот мы и посмотрим - когда вы его опознаете, будет ли организм реагировать так, чтобы мне это стало заметно по вашим реакциям.

Светлана потерла руки, и нетерпеливо воскликнула:

- Давайте!

Как и ожидалось, реакции на слово "бита" были хорошо выраженными. Светлана удивленно разглядывала их, и восхищалась тому обстоятельству, что сама она никаких изменений в организме не ощущала, когда повторяла за мной это слово.

Тест с основными вопросами мы тоже прошли легко. Никакой значимости на вопросы о пропавшем золоте полиграф не зафиксировал.

Напоследок я уточнил еще некоторую информацию про поведение Галины.

- Поведение? - Задумалась Светлана. - Да, странноватое. Она даже пальцем не пошевелила, когда все делали ту инвентаризацию, после которой выявилась недостача...

Вечером, когда уже был дома, набрал номер хозяйки и проинструктировал:
- Завтра на тестирование пусть первой приходит Нина. У меня к ней есть вопросы.
- Хорошо, Алексей, я передам ей...

Глава 4.
"ПЕРВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ"

Наступило утро следующего дня.
У меня было достаточно времени, чтобы хорошенько подготовиться к тестированию.
Составил тесты с вопросами. Для каждой продавщицы они были свои, особенные.

Когда приехал в магазин, то обе сотрудницы были на рабочем месте, и стояли за витринами с драгоценностями.
Я поздоровался - обе ответили на мое приветствие.
Нина с улыбкой, а Галина хмуро.

Через 15 минут я был готов принять первую испытуемую Нину, и сообщил об этом хозяйке.
Ее тестирование не заняло много времени. Уже по поведению было понятно, что она не имеет ни малейшего отношения к недостаче.
Непосредственно тестирование также показало, что значимости на вопросы, связанные с кражей у нее нет.
Поблагодарил ее за помощь, за информацию и попросил пригласить Галину.

В этот раз Галину было не узнать. Поведение ее кардинально поменялось. Если вчера передо мной стояла напуганная девушка, то сегодня это была уверенная женщина с презрительным жестким взглядом. Она не прятала глаза, и смотрела с вызовом.

"Какие сильные изменения..." - Было очевидно, что она вчера как следует поработала над своим состоянием. А может быть и ночью. И, может быть, даже плакала. Вон, под глазами мешки все равно видно, даже под макияжем.

- Еще раз здравствуйте, Галина. - Произнес я приветливо. - Как самочувствие, настроение?
- Добрый день. Все хорошо. - Она ответила сухо. Как будто я ей враг какой-то.
- Вы готовы пройти тестирование?
Продавщица немного закатила глаза, и раздраженно буркнула:
- Готова, готова.

Дальше я, как и с хозяйкой, провел предтестовую беседу, в которой также подробно рассказал все о том, как и почему работает полиграф. Но, такой заинтересованности, какая была у Светланы Анатольевны и Нины, я не заметил. Скорее, наоборот. На графики и схемы, которые я рисовал, она только изредка бросала взгляд, а все остальное время либо смотрела куда-то мимо, либо в окно. При этом уголок губ часто опускался вниз, и лицо ее тогда выражало презрение.

Потом, когда я демонстрировал полиграммы диагностического теста, на которых была явно видна значимость на слово "бита", Галина, дернув плечиком, пролепетала:

- Интересно. - Но, непроизвольно сделала это таким тоном, что было ясно, что ей это вовсе не интересно.

Я вспомнил эталонное поведение Светланы, хозяйки. Вот там действительно был интерес. Неподдельный и искренний.
Следующие полчаса были потрачены на то, чтобы доказать ей, что если она непричастна к краже золота, то это непременно будет видно, и что все будет хорошо. Она кивала головой, но тревога не сходила с лица.

- Вы волнуетесь? - Спросил я дружелюбно.
- ... Нет. - После некоторой паузы ответила Галина.
- Это правда? Просто здесь все волнуются. И Светлана Анатольевна волновалась. Причем, достаточно сильно.
- Она волновалась? - Не поверила мне Галина. - Но, почему?
- Потому что любой новый опыт для человека волнителен.
- Ну да, немного переживаю. - Все же призналась Галина.
- Вот и прекрасно. Так и должно быть. Но, скажите - что вас беспокоит?
- Ну... что машина не то покажет. Покажет, что я сделала это...

Я отметил про себя еще один важный момент поведения человека, причастного к какому-либо событию. Они, причастные, всегда избегают называть вещи своими именами. Не говорят "кража". А говорят "это". Потому что подсознательно боятся произносить вслух. Психологически отдаляются от действий, которые совершили.

Да еще и сомнения в полиграфе. Это тоже объяснимо. Непричастный в полиграфе видит возможность подтверждения правдивости рассказанного. А причастный видит угрозу разоблачения. Потому и демонстрируют специалисту такое свое отношение к методу в целом, и к полиграфу в частности.

- Не покажет, если вы не совершали кражу. - Уверил я.
- Надеюсь.

Галина надеялась, что полиграф не покажет значимости на вопросы о краже. Признаться честно, я в глубине души тоже начал на это надеяться. Она была мне симпатична, и не хотелось бы, чтобы она оказалась воровкой.

Пора было приступать к основному тесту, поэтому я запустил полиграмму, и начал с неизменной интонацией через определенные интервалы времени озвучивать вопросы...

Глава 5.
«БОГОМ КЛЯНУСЬ»

Реакции ползли по экрану ноутбука, Галина сидела неподвижно, как я её и инструктировал.
Поглядывая на ее красивый профиль, я думал о том, что рассказала Нина.

Я не просто так попросил ее прийти на тестирование первой. После вчерашней встречи, я анализировал информацию, которую она мне сообщила в отношении своего похода к гадалке. Точнее к гадалкам. Она так увлеклась собственным расследованием, что успела обойти трёх ясновидящих.

Мне захотелось побольше узнать о Галине. Ведь, чем больше знаешь о человеке, тем легче делать выводы о мотивах его поведения.
Так вот - выяснилось, что одна гадалка лично знала Галину, и даже не используя свои сверхъестественные способности, припомнила о времени, когда та работала в продуктовом магазине несколько лет назад. И что подворовывала фрукты и овощи, как говорили люди. Но, не для себя, а детям своим носила. Денег на все потребности семьи не хватало потому что. От мужа, дурака, ушла ведь.
Да ещё и мама в то время сильно болела. Ругать ее руководство тогда не стало, но уволиться попросили.

Это был завершающий тест и сомнений в том, что она имеет отношение к краже у меня уже не осталось. Но, было жаль её. Я попытался поставить себя на ее место. Стал бы я воровать, если бы маленькой зарплаты ни на что не хватало, а детей надо было ставить на ноги? И помощи ждать было неоткуда?
А вот не знаю. Может, постепенно и стал бы. Пока не пройдешь путь в обуви человека, как говорится...

Слабая надежда на благополучный исход все еще теплилась, но заключалась лишь в том, что я, например, мог очень сильно заблуждаться в оценке ее невербального поведения. Или в том, что я не смогу правильно интерпретировать реакции, зафиксированные на полиграфе. А еще в том, что прошлые кражи не стали для нее привычкой...

Чуда не случилось, и на каждый вопрос о пропаже золотых изделий, которые задавались в разных формулировках, у Галины наблюдались выраженные реакции. Они однозначно были выше, чем на любые другие вопросы теста. Даже невооруженным глазом это было заметно.

Когда последний тест был закончен, я молча подошел, и стал снимать датчики. Говорить ничего не хотелось, потому что на душе было нехорошо. Она сидела с безжизненным лицом, и смотрела ничего не выражающим взглядом куда-то в сторону. Ждала вердикта.

Вернулся на свое место в полной тишине. Еще раз внимательно просмотрел ее полиграммы. Нет, никаких сомнений нет. Это она…

Я откашлялся и тихо спросил:
- Не хотите дать пояснения по тестам?
- А что пояснять-то, просто то, что было раньше… на эти вопросы я вспоминаю что-то… - И замолчала.

Я тоже молчал. Откинулся на спинку стула, и смотрел на нее. Жаль девушку, жаль… Но, надо заканчивать. Снова тихо спросил:

- Как вы поясните высокие реакции на вопросы, связанные с этой темой?
- Насчет чего? – Переспросила она, все также глядя в сторону.
- Ну, насчет недостачи…- И тут Галина пришла в себя. Она стала защищаться, а в глазах появился испуг.
- Ну, я клянусь… я могу в церковь сходить и перед Богом поклясться!

Такого я не ожидал. Теперь уже и в моем взгляде сквозила неуверенность. И десяток вопросов крутился в голове. Как перед Богом? Это что значит? Я ошибся в выводах? Она не виновна? Такое возможно?
Мне потребовалось несколько минут, прежде чем я снова обрел самообладание. Никто раньше не предлагал мне поклясться перед Богом.

Галина сидела, и двумя руками держалась за свой крестик. Ну да. Это тот самый ее жест. Когда слышит неприятные вопросы, она сразу же за него хватается. Так было и вчера на беседе.

Насколько это было возможно, я мягко, участливо спросил:
- Вас эта тема сильно тревожит?
- Неприятно, конечно, но… - Повисла пауза. Я ждал, что она скажет дальше. – Просто с этим разбирательством у меня столько всего накручено в голове…

Больше она не произнесла ни слова, и я продолжил:
- Вы подозреваете кого-нибудь?
- … Мне такие деньги не нужны… не для того сюда шла…- Ну вот опять. Совершенно невпопад отвечает, подумал я.
- Не подозреваете никого?
- … Ну как? Неужели это все в бумагах…- Галина как будто не понимала сути вопросов, и отвечала не то, о чем ее спрашивали.
- В каких бумагах?
- О-о-х… Я начинаю так вот вспоминать – ну… что-то упустить могла. Возможно, кто-то ушел с вещью… не знаю. Может быть, и было что-то. Уходили с браслетами. Может быть, поэтому я в мыслях и думала про это.
- Кто-то мог с браслетом уйти?
- Да… но, не настолько. Правильно, виноваты, наверное, мы. Что-то в бумагах, что-то на самом деле…может кто-то с кольцом ушел, может еще что…

Галина еще какое-то время вяло рассуждала, как могло пропасть золото. Потом речь ее стала еле слышимой, и наконец она замолчала.

Я задал последний, прямой вопрос:
- Галина, вы брали пропавшее золото?
Девушка выпустила крестик из рук, и с вызовом ответила:
- Нет!

Луч солнца пробился через растения, стоявшие на подоконнике, и сделал слезинку, катившуюся по щеке Галины, сверкающим бриллиантиком…

Глава 6.
«ЕЩЕ НЕ ВСЁ»

Домой ехал в плохом настроении. Вроде бы и дело раскрыто, но удовлетворения от этого не испытывал.
И еще смущало одно обстоятельство. Вспомнилось, как Галина предложила пойти в церковь, чтобы там перед Богом поклясться в том, что она не крала золото.
Это не укладывалось в голове. Разве может человек говорить такое, даже если он совершил кражу?
В моем понимании Мира такое было невозможно.
Может, я ничего не понимаю в людях?

Невеселые размышления прервал звонок. Хозяйка.
Ее сегодня не было в магазине, уезжала куда-то по делам. И теперь вот звонила узнать, как все прошло.
- Алексей, здравствуйте! Ну что, нашли?
- Нашел.
- Это Галя?
- Да.
- Я так и думала. Она призналась?
- Нет.
- Ну и ладно. Тогда я буду писать заявление в полицию на нее. Раз она не захотела по-хорошему.
- Светлана Анатольевна, подождите. – Мне не хотелось, чтобы так все закончилось. На все расследование я закладывал три дня, а сегодня близился к завершению только второй. – Я завтра еще раз к вам приеду. Мне надо с ней поговорить. Без полиграфа. Просто поговорить.
- Конечно! Если вы считаете, что так нужно, то приезжайте.
- Если она признается, вы будете обращаться в полицию?
Светлана на секунду задумалась и ответила вопросом на вопрос:
- А как вы считаете?
- Не надо полицию...

Не надо полицию. Я постараюсь сделать так, чтобы для Галины негативные последствия были минимальные. Но, она должна признаться. Только в этом случае я смогу выторговать для нее хорошие условия.

Приехав домой, я начал готовиться к завтрашнему разговору.
Нужно было составить много специальных вопросов и разработать стратегию общения. Да… завтра предстояла очень тяжелая, и крайне неприятная беседа. Для получения признания придется использовать плохие приемы. Гнусные, даже…

Когда все было готово, я позвонил хозяйке.
- Светлана, вы можете мне гарантировать некоторые вещи, в случае, если Галина все расскажет?
- Что именно?

И я рассказал всё, что придумал.

Ночью спал плохо. Снилась какая-то чертовщина. Гадалка в ведьминском колпаке с хрустальным шаром, зажатым в скрюченных руках, была у меня дома, и я никак не мог ее выгнать. Она бегала от меня по комнатам, и зловеще смеялась. А когда все же догнал и зажал ее в углу, она превратилась в котенка. Возникло желание погладить его…

Глава 7.
«ЗА 30 МИНУТ ДО…»

- Она не признается. – С сомнением обратилась ко мне хозяйка, когда я на следующий день приехал в магазин. Светлана листала мое заключение по тестированию, и была довольна результатом.

Мы сидели у нее в кабинете в ожидании, когда придет на работу Галина. Она не опаздывала, это просто я приехал пораньше, чтобы еще раз лично обсудить некоторые моменты со Светланой.
- Почему вы так думаете? – Спросил я.
- А какой ей смысл? Если признается, то ей одной придется выплачивать эту недостачу. А если нет, то будет разделено на всех продавцов. У нас такой порядок, что всё делится на всех. Да и знаю я её. Ни за что не признается.
- Полиграф показал, что это она. Зачем теперь делить на всех?
- Ну, это да. Теперь, конечно, только с нее причитается.
- Наш уговор в силе? – Напомнил я о вчерашнем разговоре.
- Да.

В дверь постучали и, не дожидаясь разрешения, тут же открыли ее. В проеме показалось любопытное лицо Нины. Она вошла, и спросила о чем-то несущественном. Я заподозрил, что зашла она не по рабочему вопросу, а в надежде уловить хоть что-то из нашего разговора. Все сотрудники магазина находились в крайней степени возбуждения эти несколько дней. Все разговоры были только о том, кто же позарился на золото.
Также все знали, что расследование прошло вчера, но сегодня полиграфолог опять к ним приехал. Но, зачем?

Нина подошла и протянула шоколадку.
- Вот, это вам.
- За что?
- За то, что не обвинили меня.
- Почему же вы так думаете?

Нина взглянула на хозяйку, и я понял, откуда ей стало известно о сделанных мной выводах. Потом подмигнула мне, и с какой-то легкостью выпорхнула из кабинета.
Светлана виновато улыбнулась. Хоть я и просил ее не сообщать ничего и никому до полного окончания расследования - она не удержалась.

- Что вы сказали Нине?
- Да ничего конкретного. Сказала, чтобы расслабилась. Ей этого было достаточно. Она всё поняла.
- И что, она уверена, что это Галина украла?
- Конечно. Раз она сама не брала. То кто же еще мог? Ну и гадалки ей нагадали на Галю, а им она верит больше, чем себе.

Я кивнул. Да, к гадалкам у нее большое доверие, сам знаю.
- Позвоните Нине и скажите, чтобы ждала меня в той комнате, где мы вчера тестирование проводили. Я скоро подойду.
- Угу. – сказала Светлана Анатольевна, попутно набирая ее номер. Одной из вчерашних договоренностей у нас была такая, что общаться я буду опять с обеими. Это нужно было для того, чтобы остальные сотрудники не догадались, которая из девушек виновата.

Дверь снова приоткрылась, и теперь уже это была Галина.

- Здравствуйте. Мне куда идти?
- Доброе утро, Галина. Проходите пока сюда, к нам.

Она ни на кого не глядя, смотря себе под ноги, подошла к стулу, и села на самый край.
Я обратился к ней:
- Сейчас мы будем общаться с Ниной. Она сказала, что у нее есть какая-то информация о вас. Информация эта связана с выявленной недостачей. Потом я сразу позову вас.

Галина удивленно посмотрела на меня. В глазах снова мелькнул страх…

Глава 8.
«СПАСТИ РЯДОВУЮ ГАЛЮ»

Нина нетерпеливо перебирала ручки своей сумочки. Сидела с ней, как будто ей кто-то отдал приказ «с вещами на выход». Непонятно, зачем она вообще ее взяла с собой перед этой беседой. Боится, что украдут что-нибудь? Это я так подумал. А вслух спросил другое.

- Расскажите еще про Галину. Что вы о ней знаете?
- Ну, я слышала, что была она в депрессии. И пыталась жизнь самоубийством покончить. Таблеток наглоталась. Но, откачали тогда.
- Из-за чего?
- Так из-за мужа. Когда узнала, что изменяет с ее подругой. На нее тогда как-то сразу всё навалилось – мама серьезно заболела. Муж урод. Она, конечно, ушла от него, а кредит, который брала, чтобы его игровые долги закрыть, так на ней и остался. В общем, несладко ей пришлось…

Было похоже, что Нина сочувствует своей напарнице. Еще некоторое время мы говорили с ней о разном. О ней самой. Как она устроилась на эту работу. О ее семье. И даже о президенте страны. Кстати, гадалка о нем тоже кое-что интересное рассказывала. Оказывается, он не один руководит страной, а при помощи нескольких двойников.
«Ну, кто знает» - Подумал я. – «На полиграф бы их всех. Сколько бы их там ни было».   

- Ну а коллектив что думает по поводу кражи, была она на самом деле? – Вопрос прозвучал неожиданно, и Нина задумалась.
- Да как… была, конечно. По документам-то изделия есть, а в наличии нет. Все на нее думают.
- А вы? Вы думаете, кто это сделал?
- Галька. – Уже без сомнения ответила Нина.

Пора было начинать действовать, и я провозгласил:
- Нет, это не она.
- Но… как?! – Удивлению Нины не было предела. Брови ее уползли наверх, да так там и остались. - А кто же? Мне же Светлана Анатольевна сама сказала…
- Что она вам сказала?
- Что я не виновна!
- Да, вы не виновны. Как и Галина.

Я ставил на карту свою репутацию, сообщая Нине такую информацию.
Да, я нарушал профессиональную этику. Но для общей большой цели я был готов к этому.

- А где же золото? – Немного пришла в себя Нина.
- Это путаница в документах. Светлана нашла золото.
- Но…
- Все, Нина. Идите. И скажите всем любопытствующим, что полиграф не обнаружил никого. И золото на месте.

Нина ошарашенная поднялась со стула. Сумочка при этом упала у нее с колен, но она даже не сделала попытки поднять ее.
- У вас сумочка упала.
- А?
- Поднимите свою сумочку с пола. И, спасибо за шоколадку.

«Так» - Размышлял я, когда Нина вышла из комнаты. – «Первую часть задуманного плана я выполнил. Сейчас эта женщина пойдет, и на каждом углу разнесет удивительную новость. Таким образом, всем станет понятно, что виноватых в этой ситуации нет. Просто случилось какое-то недоразумение. А Светлана Анатольевна всё подтвердит»

В дверь еле слышно постучали. Вот и Галина. Вот и наступает час истины. Сейчас я буду или пан, или пропал. Если она признается, то все будет просто отлично. Если нет, то я сяду в глубокую лужу, из которой даже не представляю, как буду выгребать. Плана «Б» на этот случай предусмотрено не было.

Глава 9.
«ЗАПРЕЩЕННЫЙ ПРИЕМ»

Вошла Галина, и уже привычно села на стул.
Испуг, который отразился на ее лице, когда я сообщил о том, что по расследуемому делу есть новая информация, уже сошел, и теперь оно ничего не выражало. Почти ничего. Едва уловимую печать грусти при внимательном рассмотрении все же можно было заметить.

У меня был план, который я согласовал со Светланой, и я очень надеялся, что он сработает. По большому счету, я ставил на то, что Галина признается в краже. В том, что это сделала она, я уже давно не сомневался.

Но, мне было по-человечески ее жаль. В процессе расследования этого дела я много узнал о ней. О ее непростой жизни. Если я просто докажу, что она воровка, то это будет такой удар, который она уже может и не пережить. Конечно, она сама виновата во многом. И оправдывать ее поступок я не собирался. Но, мне казалось, что есть способ ее личное поражение обернуть победой для всех.

Такой я человек. Ничего не могу с этим поделать. Я верю в людей. Верю в то, что создав благоприятные условия для человека, поверив в него... предоставив ему шанс… Да, не все могут пользоваться дарованными судьбой шансами, но в данном случае мне хотелось, чтобы получилось так, как я задумал.

И еще я старался всегда помнить одну древнюю мудрость, которая заключалась в следующем:
Самые преданные и надежные друзья - это твои бывшие враги. Сейчас Галина враг для всех в коллективе. И для Светланы Анатольевны. И Галина это знает. Но, что если все обернуть так, что вражда превратится в долгую, преданную и надежную дружбу?

А еще я знал, что у Галины сестра работала в налоговой. И что она могла бы стать отличным предупредительным механизмом при налоговых проверках. А может даже и защитным механизмом. Это в том случае, если Галина останется работать.

Я поднял глаза от листа с вопросами, приготовленными для нее, и уверенно произнес:

- Нина нашла доказательства того, что это вы украли золото.

Девушка молчала. В одной руке она держала крестик, а другая была прижата к груди.Такое знакомое уже поведение. Больная тема, и руки тут как тут, на своем месте.

- Почему вы не отвечаете? Вспоминаете какие?
- Да какие доказательства-то могут быть? Не должно быть никаких.- Тихо проговорила она.
- А они есть. – Настаивал я.

Галина опять промолчала в ответ на мой выпад. А я в очередной раз убедился в правильности своего заключения. Разве будет тот, кто не совершал кражу, так неопределенно отвечать? И так неуверенно? Правдивый человек давно бы уже вскочил со своего места, и плюнул мне в рожу за такие предъявы.

Я продолжил экзекуцию. Это было неприятно делать, но я смотрел в будущее. Пусть она сейчас помучается полчаса, но зато потом все будет хорошо. Если, конечно, найдет в себе силы признаться.

- Галина, зачем вы это сделали?
- Что я сделала? – Через паузу уточнила она.
- Ну, вы же знаете, о чем я спрашиваю.
- О чем?

Ну все, приплыли. Я не я, и лошадь не моя. Опять же, как бы ответил честный человек?
Он точно не стал бы строить из себя непонимающего. А однозначно и сразу закрыл бы этот вопрос твердым: «Я.  Ничего. Не Делал! Вы с ума сошли предъявлять мне такое?!»

Как бомбардировщик я заходил на новый круг, и скидывал на девушку бомбы-вопросы. По сути, они были одни и те же, только сформулированы каждый раз чуть иначе. А многие вообще имели двойной смысл. Однозначно на них ответить было в принципе невозможно.
Я прекрасно видел, что паузы перед ответами становились все дольше, а голос все неувереннее и тише.

Только признание гарантировало ей свободу. Но, Галина об этом не знала.
Собственно, это и было главным условием, которое мы вчера и сегодня обсудили со Светланой. Если она признается, то дело для нее примет совершенно неожиданный оборот.

Единственное, что мне нельзя было делать, так это рассказывать Гале ничего о том, что ее ждет в случае признания. Ее признание должно быть получено через ее страдания и мучения. Конечно, намного легче признаться, если знать, что для тебя не будет особых последствий. А даже наоборот – будет все просто отлично.

Я видел, что осталось совсем немного, и она расскажет правду, но все свои специальные вопросы я уже задал, а все имеющиеся аргументы исчерпал. Кроме одного. Я очень надеялся, что не придется к нему прибегать. Но, видимо, без него не обойтись. Как мог утешал себя тем, что делаю это ей во благо.
Пусть сейчас ей будет больно. Зато потом…

И я спросил:


- Что будет с вашими мальчиками, когда все узнают, что вы украли золотые изделия у себя на работе? Вы же понимаете, что это дело очень серьезное, и оно будет резонансным? В школе совсем скоро все узнают, кто у них мать. Как они себя будут чувствовать, когда одноклассники начнут их избегать? Начнут издеваться? Вы же знаете, какие дети могут быть жестокие. Также Светлана Анатольевна твердо намерена дать информацию и в СМИ по этому делу. Газеты про вас напишут. Весь город будет знать. Вы больше никуда не сможете устроиться на работу…

Пока я произносил заготовленную речь, я не смотрел на нее. А когда посмотрел, то увидел, как крупные слезы текут по щекам. Она не вытирала их. Не шмыгала носом. Поэтому я и не заметил сразу этого ее состояния.

Я замолчал. Чувствовал, что она держится из последних сил. Дал ей несколько секунд осмыслить и осознать сказанное. И задал последний вопрос:

- Галина, это вы, да?

Она опустила голову, и еле заметно кивнула…


ЭПИЛОГ.

- Зачем же вы взяли золото? - Галина больше не сопротивлялась. Слезы принесли облегчение, и она была готова отвечать на вопросы.
- Дура я. Заложила это золото в ломбард. Хотела мальчикам форму купить для борьбы. Я бы обязательно вернула то, что взяла. Но, деньги у меня в тот же день в автобусе вытащили. А на работе внеплановая инвентаризация. - Галина всхлипнула. Ей было жалко себя и очень обидно, что попала в такую дурацкую ситуацию.

Я помнил о потребностях ее сыновей еще из первой беседы. Еще тогда в качестве рабочей версии я решил взять мотивом совершения кражи именно эту нужду Галины. Ей нужна была спортивная форма для детей.

Оригинальная идея пришла немного позже... А потом еще несколько идей, и в итоге, в голове выстроился четкий план. И, как мне казалось, вполне даже реальный.

Поэтому, когда вчера вечером позвонил Светлане, то рассказал все свои мысли, и попросил помочь в осуществлении своего плана:

- Светлана, вы можете мне гарантировать некоторые вещи, в случае, если Галина все расскажет?
- Что именно?
- Я знаю как сделать так, чтобы эта история для всех закончилась благополучно.
- Алексей, да не томите уже! - Взмолилась Светлана. - Пожалуйста, скажите, что вы придумали?
- У меня есть предположение, что золото она украла для того, чтобы на вырученные деньги купить спортивное обмундирование для детей. У них скоро первые соревнования, кстати. А ехать не в чем.
- Да, я знаю об этом. Но, к чему вы клоните?
- Вот к чему. Я слышал, как вы жаловались кому-то по телефону, что реклама плохо работает и что клиентов стало мало. Было такое?
- Было. Вы подслушивали? - Светлана рассмеялась в трубку.
- Я просто слышал. Это другое. - Я тоже хохотнул. - Так вот, я предлагаю убить одним выстрелом двух зайцев. А именно. Вы покупаете для ее детей форму. Заказываете нанесение логотипа своего магазина на нее...
- Да вы что?! - Не дослушала меня Светлана. - Она у меня воровать будет, а я ей форму покупать?!
- Мы пока не знаем по какой причине она это сделала. Возможно, выясню это завтра. А сейчас я вам расскажу свои идеи. Думаю, что если выслушаете меня до конца, то станет понятен мой замысел.
- Да-да, извините.
- На первый взгляд то, что я предлагаю, может показаться дикостью. Но. Вдруг все получится так, как надо?
- А как надо? И что вы предлагаете? - Нетерпеливо уточнила хозяйка.
- У вашей Нины родной брат работает видео оператором на местном телеканале. Скоро соревнования. Дети Галины в форме с логотипом вашего магазина. Смекаете?
- Постойте! Так это же реклама!
- Да. Родственника можно попросить, чтобы крупным планом снимал ребят и логотип.
- И тогда...
- Да. Тогда Галина не будет вам должна. Вы просто используете эту ситуацию максимально в свою пользу.
- И что для этого еще нужно?
- Нужно мне довериться. И сделать кое-что.
- Что сделать?
- Завтра, когда я буду общаться с Галиной, вы скажете сотрудникам, что нашли пропавшее золото.
- Поняла. А зачем?
- Затем, что если Галина завтра признается, то у вас больше не будет необходимости зарывать ее глубже, чем она сейчас.
- Она так-то неплохая девушка, работящая - согласилась Светлана.
- Вот. Сейчас она всего боится, и всех ненавидит. Вас тоже. Хоть вы и жертва в этой ситуации. Но, она потеряет больше, если все узнают, что она воровка, и вы потом ее уволите. Кто знает, что у нее будет в голове? Не захочет ли навредить?
- Вы намекаете на ее сестру из налоговой?

Я кивнул. Но, потом вспомнил, что мы говорим по телефону и сказал вслух:

- Да.
- Очень даже может быть... - Светлана задумалась.
- Поэтому, я и предлагаю сделать Галину вашим преданным сотрудником, а может быть и лучшей подругой. Если хотите попробовать, то я готов в этом помочь.
- Какие же финальные условия? - Похоже, Светлане начал нравиться план.
- Никто и ничего про нее не узнает. Правду знаем только мы с вами. Покупаете форму, заказываете на нее логотип. Ущерб она не платит. Потому что вы будете использовать ее детей в своих целях. И... предложите ей уволиться по собственному желанию. Но, тогда, когда ей самой будет удобно сделать. Это в том случае, если она не захочет оставаться у вас. Из-за стыда или еще по какой причине.
- Хорошо. А если вы не получите завтра от нее признания?
- Тогда вызывайте полицию.
- Ох...
- Ну что, будем действовать по моему плану?
- Будем...
- Конечно, будет намного легче вынудить ее признаться, если я сразу ей расскажу о том, что мы с вами для нее приготовили. Но, я хочу, чтобы она сделала это сама. Пусть она думает, что жизни ее настал полный и бесповоротный конец. Пусть она осознает как следует то, что сделала. Тем больше она потом оценит ваше благородство, благоразумие и милость. Поверьте, для нее будет огромным шоком, когда вы вызовете ее после признания вины и скажете, что ее ждет дальше...

--*--
Спустя пару месяцев на связь вышла Светлана Анатольевна.
С хорошими новостями, Слава Богу.

Мальчишки Галины победили на своих первых соревнованиях. Два брата заняли первое и второе места на пьедестале. Боролись, конечно же в красивой форме, которую купила им Светлана Анатольевна. А родственник Нины за бутылочку коньяка старательно делал крупные планы логотипа магазина, который красовался на спинах пацанов.

Сюжет о соревнованиях показали по телевизору, написали о ребятах в газетах. В магазин стали приходить новые клиенты. Оказалось, что Светлана Анатольевна пошла еще дальше, и придумала такую фишку - она дарила всем желающим форму абсолютно бесплатно. С логотипом своего магазина, разумеется. Но, за покупку какого-то незначительного количества украшений в ее магазине. Родственнику оператору прибавилось работы, но он не роптал, потому что коньяк оказался отличным стимулом для создания нужных ракурсов.

Фото сыновей Галины с тех первых соревнований Светлана повесила в своем кабинете в рамку.

И самая главная новость. Галина скоро выходит замуж за тренера по самбо. За того, кто тренирует ее ребят. И она хотела бы меня пригласить на свадьбу. Да только не знает номера телефона.

И вот через Светлану Анатольевну передает приглашение…


Рецензии
Сергей, добрый вечер!
Такой совет. Поделите произведение на части (они у Вас уже есть) и выложите по частям (9 частей). Здесь почти никто не читает длинные произведения. Прочитают короткую часть и кому понравится, продолжат дальше.

Написано в целом хорошо.

Муса Галимов   25.05.2021 20:44     Заявить о нарушении
Спасибо, Муса. Не знал, что здесь нужно делить на части) Я тут недавно, спасибо, что помогаете ориентироваться!

Сергей Юдинз   25.05.2021 20:49   Заявить о нарушении