Кельбаджарский Ашуг Шамшир

  Во Дворце Гейдара Алиева в Баку 25 марта 2017 года прошёл вечер,посвященный творчеству легендарного кельбаджарского ашуга Шамшира.Видный представитель азербайджанской ашугской поэзии XX века Ашуг Шамшир Гурбан оглы Годжаев родился в селе Дамирчидам Кельбаджарского района.Его отец-Ашуг Гурбан был знатоком азербайджанской лирики и дружил с известным мастером слова Ашугом Алескером.Именно он одобрил первые поэтические строки молодого ашуга.
   Многие стихотворения поэта ,построенные в виде диалога между возлюбленными,являются лучшими образцами любовной лирики азербайджанской литературы.
  Им создан ряд произведений на фольклорные сюжеты,в которых он призывает людей к просвещению.
  В его стихах описан удивительный мир родной природы,в котором люди,животные,растения,предметы окружающего мира представлены в живой гармонии с мирозданием.Словно цветы улыбаются,речки горные журчат,обнимая камни на пути,звезды молятся и дают надежду,родники тихо шепчут,озера скрывают тайны и легенды.
   Ашуг Шамшир мастерски исполнял ашугские напевы,создал свою школу ,воспитал более 40 известных ашугов.
   Первый поэтический сборник Ашуга Шамшира вышел в 1959 году.Затем издавались другие книги: "Гошмалар","Избранные произведения","Песня гор","Стихотворения","Наставления" и т.д.
 Он создал стихи во всех поэтических формах,присущих ашугской поэзии:гошма(стихи с парными рифмами,),мюхаммас(пятистишия,герайлы,дивани и т.д.
 Творческое наследие Ашуга Шамшира,создавшего крепкий мост между классической и современной ашугской поэзией,отличается богатством содержания и красотой формы.Эти формы стиха мы можем заметить в творчестве Ашуга Алескера.Но встречаются и в наследии Ашуга Шамшира:
          Эти локоны аркан,взоры капризны,
          Проявил любовь ,стал влюбленным,
          Сама очень печальна,губы-сахар,
          Язык сладок,словно мёд...
Шамшир использовал форму "цветочная рифма" и добился создания ценных образцов словесного искусства:
          Я сказал: Мое горе просит ту сладкую,
          Сказала:Почему твое тело поразило землетрясение?
          Я сказал:Давай возьмемся за руки в этом саду,
          Сказала: Это строение старости...
Следует добавить,что он создавал именно в парнорифмованных стихах(гошмах),в трудной форме ашугской поэзии:закрытые строфы,и строфы,при произношении которых не смыкаются губы.
  Для передачи общественных,любовных настроений,природной лирики,а также нравственно-дидактических мыслей ашуг использовал жанр герайлы.Вот пример таджнис герайлы Ашуга Шамшира:
          Любовь возлюбленной
          Тебя заарканила,
          Тебя заарканила.
          Я сказал,душа моя,
          Теперь поцелуй губы любимой,
          Теперь поцелуй губы любимой.
  А нравственно-дидактические умонастроения больше всего передавались в жанре дивани:
          Послушай,о чём поведаю тебе,ашуг,
          Если дозволено тебе будет,
          Найдёшь богатство от того,
          Что тебе даст народ,ашуг.
          Найди себе друга,который обелит тебя,ашуг,
          Сторонись предателей,здодеев и коварных,ашуг.
Ашуг Шамшир писал в жанрах мюхаммес(пятистишия),таджнис,рубаи,а также баяты.В последних мало используются шаблонные выражения,и состоят на игре слов,являясь оригинальными образцами искусства:
          Выстроены многие печали,
          Разожги,сожги печали,
          Боюсь,расстанусь я с тобой,
          В душе останется печаль.
Здесь каламбур построен на словах,сходных по форме.Так в оригинале стиха слово "qala" в первой строке означает "много",то же слово во второй строке-в значении "сжечь",а в четвертой строке-"остаться",создают игру слов и образуют единство по форме и содержанию.
          У меня,влюбленного,душу отняла,
          У меня,жизни душу взяла,
          Брови твои-вражеские палачи,
          Глаза,отнимающие душу.
В этом баяте глаза и брови возлюбленной взяты как основной элемент и игрой слов в рифмах создан таинственный и пленительный образ.
          Оделась ты в шелка,
          Не выпадай ты в глубокие реки,
          Если посмотрит соловей,кровью обольется,
          От шипов на цветке.
   Творчество Ашуга Шамшира высоко ценили выдающиеся азербайджанские литературоведы,поэты,писатели.
  Народный поэт Залимхан Ягуб вспоминал: Я был знаком с Ашугом Шамширом с 1970 года.Именно тогда он пригласил меня к себе в Кельбаджар.Это был необычайной души человек.Таких я больше не встречал.С тех пор я принимал участие на всех мероприятиях,связанных с Ащугом Шамширом.Считаю его одним из величайших поэтов двадцатого века.
   Большую роль в судьбе Шамшира сыграла встреча с известным поэтом Самедом Вургуном(1906-1956).Сын ашуга Гамбар Гурбанов вспоминал:
  Мы с отцом были очень близки.Мы были как братья.Во время Великой Отечественной войны все те,кто уходил на фронт из нашего Кельбаджарского района, приходили к нему за благословением...
 Особо помогла в становлении отца ашугом-поэтом дружба с Самедом Вургуном...
 Этих двух поэтов ,Вургуна и Шамшира,сближали и роднили страстная любовь к устному народному творчеству,связывала не только творческая ,но и человеческая дружба.Образ жизни Шамшира во многом изменился под влиянием Самеда Вургуна,который посвятил ему стихи:
      Ашуг Шамшир на тропах Далидага
      Спроси у скал певучих обо мне,
      Понятна мне ашугская отвага,
      И стих,и саз прияны оба мне.
          Покрыта даль накидкою венчальной,
          Пускаюсь в путь обратный,путь печальный,
          Вургун-лишь гость,однако не случайный,
          И здесь не позабудут обо мне...
 До конца жизни Ашуг Шамшир жил в родном Кельбаджаре.Скончался 10 февраля 1980 года.


Рецензии